Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 21 февраля 2017 г. N Ф06-17081/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
22 ноября 2016 г. |
Дело N А49-5678/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 22 ноября 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Бажана П.В., Сергеевой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21.11.2016 в помещении суда апелляционную жалобу Администрации города Пензы на решение Арбитражного суда Пензенской области от 22.09.2016 по делу N А49-5678/2016 (судья Дудорова Н.В.), принятое по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области, г.Пенза, к Администрации города Пензы, г.Пенза, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295, г.Москва) в лице Куйбышевской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД", г.Пенза, об оспаривании решения об отказе в принятии объекта недвижимости в муниципальную собственность,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области (далее - Территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании незаконным решения Администрации города Пензы, выраженного в письме от 08.04.2016 N 4-05-2353, об отказе в принятии в муниципальную собственность города Пензы объекта недвижимости - основного строения, назначение - нежилое, площадью 81,9 кв.м, количество этажей 1, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Мостовая, 2, а также об обязании Администрации города Пензы принять в муниципальную собственность указанный объект недвижимости.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД") в лице Куйбышевской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД".
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 22.09.2016 по делу N А49-5678/2016 оспариваемое решение Администрации города Пензы признано недействительным и на Администрацию города Пензы возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Территориального управления.
В апелляционной жалобе Администрация города Пензы просила отменить указанное судебное решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению Администрации города Пензы, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
ОАО "РЖД" в лице Куйбышевской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД" представило возражения на апелляционную жалобу.
Территориальное управление в отзыве апелляционную жалобу отклонило.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) за Российской Федерацией 04.12.2015 было зарегистрировано право собственности на основное строение с назначением - нежилое, площадью 81,9 кв.м, количеством этажей - 1, адрес (местонахождение) объекта - Пензенская область, г. Пенза, ул. Мостовая, 2, с кадастровым номером 58:29:2009022:417 (том 1 л.д. 7).
Данный объект недвижимого имущества учтен в Реестре федерального имущества как Котельная (том 1 л.д. 10).
В соответствии с полномочиями, предоставленными Федеральным агентством по управлению государственным имуществом поручением от 25.06.2015 N ОД-07/25571, Территориальное управление направило в адрес Администрации города Пензы предложение о передаче Котельной, являющейся объектом социальной сферы, в собственность города Пензы. В обращении указано, что названная Котельная используется для обеспечения тепловой энергией жилых домов, расположенных по ул. Каракозова, д. 2, д. 6, ул. Локомотивная, д. 21, д. 23, д. 25, д. 27, ул. Тухачевского, д. 32/5, ул. Лагерная, 3а, ул. Мостовая, д. 21/23, ул. Пархоменко, д. 7.
Администрация города Пензы письмом от 08.04.2016 N 4-05-2353 сообщила Территориальному управлению, что считает нецелесообразным принятие Котельной в муниципальную собственность, поскольку она используется для обеспечения тепловой энергией, как жилых домов, так и объектов, находящихся в собственности ОАО "РЖД". Многоквартирные дома в г. Пензе, расположенные по ул. Локомотивной, 23, ул. Локомотивной, 25, ул. Лагерной, 3а, ул. Мостовой, 21/23, признаны аварийными и подлежащими сносу (том 1 л.д. 18).
С учетом положений части 2 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно признал указанное решение Администрации города Пензы недействительным.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу пункта 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с пунктом 5 статьи 214 ГК РФ отнесение государственного имущества к тому или иному уровню собственности осуществляется в порядке, установленном законом.
Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность определен частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ).
В соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ в федеральной собственности может находиться: имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти; имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации; имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилых помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.
Находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами местного самоуправления, муниципальными унитарными предприятиями или учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность в силу абзаца 21 части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства от 05.06.2008 N 432, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Поручением от 25.06.2015 ОД-07/25571 Росимущество поручило территориальным органам самостоятельно принимать решения в отношении имущества, составляющего казну Российской Федерации, о передаче, том числе, в муниципальную собственность объектов инженерной инфраструктуры, необходимой для обеспечения надлежащей эксплуатации объектов жилищного фонда (том 1 л.д. 15-16).
Таким образом, с предложением о передаче объекта в муниципальную собственность обратился надлежащий орган.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374.
Каких-либо претензий относительно пакета представленных документов у Администрации города Пензы не возникло, спора по данному вопросу между сторонами не имеется.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 04.12.2007 N 828-О-П разъяснил, что установленный порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества предполагает необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и не может рассматриваться как позволяющий принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 07.02.2012 N 234-О-Р, арбитражные суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным.
Судебная практика исходит из того, что возникающие в процессе передачи имущества из одного уровня собственности в другой могут быть разрешены как по правилам главы 24 АПК РФ (споры о признании незаконным действия либо бездействия), так и в порядке искового производства (иск об обязании передать имущество из одного уровня собственности в другой).
В рассматриваемом случае между сторонами возник спор по вопросу передачи из федеральной собственности в муниципальную собственность котельной, используемой для отопления жилых домов.
В соответствии со статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных этим законом вопросов местного значения (пункт 1 части 1).
В силу пункта 4 части 1 статьи 14 указанного Закона к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3 части 7 статьи 85 названного закона установлено, что находящееся в федеральной собственности имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к этому постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Приложением 3 к Постановлению N 3020-1 к муниципальной собственности отнесены жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры городов.
Из пункта 5 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" следует, что объекты, указанные в приложении N 3 к Постановлению N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
Из материалов дела следует, что Котельная по ул. Мостовой, 2 в г. Пензе используется для отопления жилых домов, расположенных по адресам: ул. Пархоменко,7, ул. Мостовая, 21/23, ул. Лагерная, 3А в г. Пензе (том 1 л.д. 88); участвует в схеме теплоснабжения города Пензы (том 1 л.д. 112- 118), т.е. задействована в реализации полномочий, возложенных на органы местного самоуправления пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ, вследствие чего данная Котельная должна находиться в муниципальной собственности, подлежит передаче из федеральной собственности в муниципальную в соответствии с приведенными нормами.
Доводы, приведенные Администрацией города Пензы в качестве основания для отказа в принятии имущества, нельзя признать обоснованными.
Дома, признанные аварийными и планируемые к расселению, еще не расселены и в предстоящем отопительном сезоне подлежат отоплению с использованием указанной Котельной.
Факт расположения объекта на земельном участке, который является федеральной собственностью, передан в аренду ОАО "РЖД" и находится в полосе отвода железной дороги, не препятствует передаче этого объекта.
В соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ права на находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности объекты недвижимости регистрируются одновременно с правами на земельные участки, на которых расположены данные объекты недвижимости, на основании указанных в названной части решений, подписанных передаточных актов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 5 Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденного Приказом МПС РФ от 15.05.1999 N 26Ц, предусмотрена возможность пересмотра границ и размеров полосы отвода, изъятие временно не используемых земельных участков и перевод их из одной категории в другую уполномоченными на то органами по согласованию с железными дорогами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из положений пункта 4 Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных Постановлением Правительства Российской 8 Федерации от 12.10.2006 N 611, следует, что допустимо размещение в границах полосы отвода железных дорог зданий и сооружений с соблюдением режима использования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.
Пунктом 2 статьи 271 ГК РФ предусмотрено, что при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.
В силу вышеназванных правовых норм приобретатель здания, строения, сооружения может оформить соответствующие права на земельный участок, занятый этой недвижимостью и необходимый для ее использования, с момента регистрации права собственности на приобретенные здание, строение, сооружение.
Судебная практика исходит из того, что в судебном порядке возможно возложение обязанности принять недвижимое имущество без разрешения при этом вопроса о передаче соответствующего земельного участка.
На основании части 5 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции правомерно возложил на Администрацию города Пензы обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Территориального управления, которая должна быть реализована путем принятия передаваемого имущества в порядке, установленном частью 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ.
Следовательно, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их. Судом первой инстанции не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ.
Доводы, приведенные Администрацией города Пензы в апелляционной жалобе, не основаны на законе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в этой связи не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 22 сентября 2016 года по делу N А49-5678/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-5678/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 21 февраля 2017 г. N Ф06-17081/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области
Ответчик: Администрация города Пензы
Третье лицо: ОАО "РЖД" в лице Куйбышевской дирекции по тепловодоснабжению-структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению-филиала ОАО "РЖД", ОАО "Российские железнодорожные дороги" в лице Куйбышевской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД"
Хронология рассмотрения дела:
30.05.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5035/18
21.02.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-17081/16
22.11.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-15431/16
22.09.2016 Решение Арбитражного суда Пензенской области N А49-5678/16