г. Москва |
|
14 декабря 2016 г. |
Дело N А41-95835/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Боровиковой С.В., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Сахаровой С.С.,
при участии в заседании:
от истца Открытого акционерного общества "Метровагонмаш" - Искакбеков А.М. по доверенности от 23 сентября 2016 года N 43/166,
от ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - Тимашева И.Ю. по доверенности от 25 апреля 2016 года N ЕП/07-3231,
от ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области - не явился, извещено надлежащим образом,
от третьего лица Комитета лесного хозяйства Московской области - Ардатов В.В. - представитель по доверенности N 27дов-425 от 22 декабря 2015 года,
от третьих лиц: Администрации Сергиево-Посадского района, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области и Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 29 августа 2016 года по делу N А41-95835/15, принятое судьей Кузьминой О.А., по иску Открытого акционерного общества "Метровагонмаш" к ФГБУ "Кадастровая палата" Росреестра, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области о признании недействительными сведений государственного кадастра недвижимости о координатах поворотных точек границ земельного участка с кадастровым номером 50:05:0000000:77466 и исключении их из ГКН, обязании исправить кадастровую ошибку, с участием третьих лиц Комитета лесного хозяйства Московской области, Администрации Сергиево-Посадского района, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Метровагонмаш" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском (с учетом принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - кадастровая палата), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ ФАУГИ в МО), в котором просило:
- признать недействительными сведения государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) о координатах поворотных точек границ земельного участка с кадастровым номером 50:05:0000000:77466 и исключить их из ГКН;
- обязать орган кадастрового учета исправить кадастровую ошибку в определении координат поворотных точек границ земельных участков с кадастровыми номерами кадастровыми номерами 50:05:0130448:7 и 50:05:0000000:77466 (кадастровая ошибка в сведениях) в соответствии с вариантом 1 экспертного заключения по указанным координатам.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - комитет), Администрация Сергиево-Посадского района Московской области (далее - администрация), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по МО).
Решением Арбитражного суда Московской области от 29 августа 2016 года исковые требования удовлетворены частично, суд исправил кадастровую ошибку в сведениях путем установления границы земельного участка общей площадью 89756 (восемьдесят девять тысяч семьсот пятьдесят шесть) кв.м. с кадастровым номером 50:05:0130448:7 (старый формат записи 50:05:013 04 48:0007), расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский р-н, в районе Алексеевского лесничества, категория земель - земли особо охраняемых территорий, с разрешенным использованием: для размещения пионерского лагеря в соответствии с межевым планом; обязал внести в ГКН сведения координат поворотных точек границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:05:0130448:7 и 50:05:0000000:77466 (кадастровая ошибка в сведениях) в соответствии с вариантом 1 экспертного заключения по указанным координатам; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказал (л.д. 58-65 т. 2).
Определением Арбитражного суда Московской области от 21 ноября 2016 года исправлена опечатка, допущенная в решении суда в части указания ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области третьим лицом, а не ответчиком (л.д.69 т.2).
Не согласившись с данным судебным актом, ТУ ФАУГИ в МО и Комитет лесного хозяйства Московской области обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей кадастровой палаты и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ТУ ФАУГИ в Московской области поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Комитета лесного хозяйства Московской области поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 06 июня 2007 года между Администрацией Сергиево-Посадского района (арендодатель) и ОАО "Метровагонмаш" (арендатор) был заключен договор аренды N ДЗ-252, согласно которому арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 50:05:0130448:7 площадью 90000 кв.м., адрес: Московская область, Сергиево-Посадский район, в районе Алексеевского лесничества, для размещения пионерского лагеря.
На указанном земельном участке расположены следующие объекты недвижимости, принадлежащие истцу, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права:
- нежилое здание: административно-бытовой корпус, общая площадь 641,40 кв.м., инв. N 266:076-20047.9, лит. 9Б, адрес: Московская область, Сергиево-Посадский район, Березняковский с.о., дер. Деюзино;
- нежилое здание: спальный корпус N 5 с пристройкой, общая площадь 1105,90 кв.м., инв. N 266:076-20047.4, лит. 4Б, 4б, адрес: Московская область, Сергиево-Посадский район, Березняковский с.о., дер. Деюзино;
- нежилое здание: спальный корпус N 6 с пристройкой, общая площадь 1111,30 кв.м., инв. N 266:076-20047.5, лит. 5Б, 5б, адрес: Московская область, Сергиево-Посадский район, Березняковский с.о., дер. Деюзино (л.д. 20-22 т. 1)
Управлением Росреестра по Московской области 14 марта 2014 года была проведена проверка соблюдения земельного участка ОАО "Метровагонмаш" на земельном участке с кадастровым номером 50:05:0130448:7, в результате которой зафиксировано, что конфигурация и линейные размеры длин отрезков границ фактически занимаемого земельного участка не соответствуют сведениям, внесенным в ГКН, а также общество самовольно занимает дополнительный земельный участок площадью 93320 кв.м. (составлен акт N 5).
По заказу общества 30 июня 2015 года был подготовлен межевой план в результате выполнения кадастровых работ в связи с исправлением ошибки в местоположении границ и конфигурации земельного участка с кадастровым номером 50:05:0130448:7 (л.д. 30 т. 1).
Указанный межевой план был направлен в кадастровую палату.
27 июня 2015 года кадастровой палатой принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, поскольку было установлено пересечение с земельным участком с кадастровым номером 50:05:0000000:77466 и обществу было предложено устранить недостатки.
В связи с тем, что замечания не были устранены, кадастровая палата 27 октября 2015 года вынес решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящими требованиями.
Апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции не находит.
Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент обращения истца в суд) государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно статье 22 Федерального закона N 221-ФЗ необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимым для кадастрового учета документами является, в том числе, межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ.
В соответствии с частью 3 статьи 25 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка). При кадастровом учете в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ другого земельного участка (далее - смежный земельный участок), орган кадастрового учета одновременно вносит соответствующие изменения во внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о местоположении границ такого смежного земельного участка.
Согласно пункту 9 статьи 38 Федерального закона N 221-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с пунктом 64 Приказа Минэкономразвития России от 04 февраля 2010 года N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости"" в Реестр объектов недвижимости вносятся следующие сведения о местоположении границы земельного участка: список координат (обозначения характерных точек границы земельного участка, описание их закрепления на местности, координаты характерных точек границы земельного участка в метрах с округлением до 0,01 метра и с указанием погрешности определения, система координат); кадастровые номера смежных земельных участков; дополнительные сведения, уточняющие описание отдельных частей границы земельного участка (наименования природных объектов и (или) объектов искусственного происхождения, в том числе линейных объектов, если местоположение отдельных частей границы земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов).
Согласно статье 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок и описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства являются уникальными характеристиками объекта недвижимости.
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Таким образом, описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, что позволяет земельному участку быть объектом сделок и участвовать в гражданском обороте.
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 данной статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Частью 4 статьи 40 Федерального закона N 221-ФЗ установлено, если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке (пункт 5 статьи 40 Федерального закона N 221-ФЗ).
Согласно статье 35 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании договора подряда, а в случаях, предусмотренных законодательством, на основании определения суда.
По ходатайству истца с учетом заявленных требований определением суда от 22 июня 2015 года назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение экспертизы поручено эксперту ООО "Региональное Бюро кадастровых инженеров ГЕО Плюс" Степочкину Алексею Евгеньевичу.
Перед экспертом были поставлены следующие вопросы:
- соответствуют ли сведения ГКН о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 50:05:0130448:7 и его частей фактическим границам земельного участка и объектам недвижимости?
- имеются ли кадастровые ошибки при проведении межевания в 2006 году?
- при наличии ошибок предложить варианты их исправления без исключения сведений о координатах поворотных точек границ земельного участка из ГКН, в случае невозможности - мотивировать необходимость исключения сведений из ГКН и указать координаты точек, подлежащие исправлению.
Согласно экспертному заключению сведения ГКН местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 50:05:0130448:7 и его частей не соответствуют фактическим границам земельного участка и объектам недвижимости на расстояние от 15.85 до 138.36 метров;
- абрисы местоположения поворотных точек границ земельного участка не соответствуют фактической ситуации на местности. Выявленные ошибки в соответствии со статьей 28 Федерального закона N 221-ФЗ;
- проведенным исследованием доказано, что сведения о координатах поворотных точек границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:05:0130448:7 и 50:05:0000000:77466 внесены в ГКН с кадастровой ошибкой.
В пояснениях эксперт указал на следующие обстоятельства.
Согласно сведениям публичной кадастровой карты строение ЛитЛБ и часть строений Лит.5Б, 56 и 9Б включены в границы земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 50:05:0000000:77466 на расстояние более 21 метра при нормативной точности межевания земель лесного фонда 5 метров, установленных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) от 17 августа 2012 года N 518 г. Москва "О требованиях к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, а также контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке".
Согласно пункту 14 данного приказа, если смежные земельные участки имеют различные требования к точности определения координат их характерных точек, то общие характерные точки границ земельных участков определяются с точностью, соответствующей более высокой точности определения координат характерных точек границ земельного участка.
Земельный участок лесного фонда с кадастровым номером 50:05:0000000:77466 в районе ЛОД "Огонек" имеет смежные границы с земельным участком с кадастровым номером 50:05:0130448:7, отнесенного к землям особо охраняемых территорий и объектов.
Это означает, что при установлении границ лесного фонда, смежной с этим участком, необходимо руководствоваться требованиями к точности 2.5 метра.
Для получения данной точности необходимо было использовать геодезические (наземные) методы измерений (определений), например п. 3.1 или п. 3.2.
Однако, при постановке на кадастровый учет земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 50:05:0000000:77466 использовался картометрический способ, что подтверждается Комитета лесного хозяйства Московской области в объяснениях (л.д. 85 т. 1).
Допущенное кадастровым инженером Белоус Юлией Владимировной нарушение при межевании земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 50:05:0000000:77466 повлекло ошибку.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона N 221-ФЗ это соответствует определению "кадастровая ошибка".
В целях устранения кадастровых ошибок экспертом предложены варианты ее устранения. Истец ходатайствовал об уточнений требований с учетом предложенного экспертом вариантом N 1.
Результаты проведенной по настоящему делу землеустроительной экспертизы в установленном законом порядке оспорены не были.
Оснований не доверять выводам экспертного заключения у суда не имеется.
В силу пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (техническая ошибка в сведениях);
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (кадастровая ошибка в сведениях).
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в установленном частью 4 настоящей статьи порядке. Порядок и способы направления органом кадастрового учета данного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях (пункт 5 статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ).
Поскольку эксперт пришел к выводу о наличии в сведениях ГКН кадастровой ошибки, учитывая возможность ее исправления в виде уточнения местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:05:0130448:7 по предложенным экспертам координатам, а также отсутствие возражений со стороны правообладателей земельного участка с кадастровым номером 50:05:0000000:77466 в уточнении его границ, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что заявленное требование в данной части подлежат удовлетворению.
Истец также просит обязать кадастровую палату исправить кадастровую ошибку в определении координат поворотных точек границ земельных участков с кадастровыми номерами кадастровыми номерами 50:05:0130448:7 и 50:05:0000000:77466.
Данное требование заявлено в порядке главы 24 АПК РФ.
Указанное требование является ни чем иным, как требованием об устранении нарушений, допущенных незаконными действиями органа кадастрового учета.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Из указанных и иных положений главы 24 АПК РФ следует, что требование об устранении нарушений, причиненных действиями органов, осуществляющих публичные полномочия, может быть удовлетворено только в случае признания таких действий незаконными.
Поскольку настоящие требования ОАО "Метровагонмаш" рассматриваются в порядке искового производства, оценка законности действий ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области не является предметом рассмотрения настоящего дела, следовательно, требование истца обязать исправить кадастровую ошибку в определении координат поворотных точек границ земельных участков с кадастровыми номерами кадастровыми номерами 50:05:0130448:7 и 50:05:0000000:77466 правомерное не удовлетворены судом первой инстанции.
Апелляционным судом не принимается довод ТУ ФАУГИ по МО в апелляционной жалобе о том, что истец не представил доказательств законных прав на земельный участок с кадастровым номером 50:05:0130448:7, поскольку ответчик в жалобе указывает, что 06 июля 2006 года между Администрацией Сергиево-Посадского района и истцом был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:05:0130448:7, площадью 90000 кв.м.
Судебной коллегией также не принимаются ссылки комитета в апелляционной жалобе о том, что спорный земельный участок является многоконтурным земельным участком по следующим основаниям.
Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
При этом, исходя из положений статей 130 и 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, земельные участки являются объектами недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации.
В этой связи, по Определению Верховного суда РФ от 07 октября 2015 года, многоконтурным земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с действующим законодательством и представляют собой несколько замкнутых контуров.
Часть земной поверхности в пределах отдельного контура границы многоконтурного земельного участка не является земельным участком (объектом недвижимости).
При таких обстоятельствах, исправление кадастровой ошибки в сведениях ГКН частичных границ отдельного контура на основании судебного решения, никоим образом не затрагивает права собственности Российской Федерации, т.к. указано выше замкнутый контур земельного участка не является объектом недвижимости и не может быть самостоятельным объектом права.
При этом, согласно варианту 1, утвержденному судом первой инстанции, площадь земель Лесного фонда не уменьшается, поскольку фонду отходит равный по площади участок из земель неразграниченной государственной собственности и изымается 6159 кв.м. (сумма контуров 1+2+3), включается контур 4 площадью 6159 кв.м.
Спора о праве между сторонами не имеется.
Кроме того, по смыслу Федерального закона N 221-ФЗ установление в судебном порядке описания границ посредством определения координат характерных точек таких границ не приводит к изменению уникальных характеристик земельного участка, суд не изменяет ни качественных, ни количественных характеристик участка правообладателя, а приводит существующий объем прав в соответствие с действующим земельным законодательством.
Доводы апелляционных жалоб проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционные жалобы заявителей удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29 августа 2016 года по делу N А41-95835/15, с учетом определения об исправлении опечатки, оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-95835/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 5 февраля 2018 г. N Ф05-2927/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Комитет лесного хозяйства Московской области, ОАО "Метровагонмаш"
Ответчик: Территориальное управление Росимущества в Московской области
Третье лицо: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Хронология рассмотрения дела:
05.02.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-2927/17
26.12.2017 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-2927/17
31.10.2017 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-14506/17
22.03.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-2927/17
14.12.2016 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-14643/16
29.08.2016 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-95835/15