Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 марта 2017 г. N Ф03-684/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владивосток |
|
08 декабря 2016 г. |
Дело N А51-13299/2016 |
Резолютивная часть постановления оглашена 06 декабря 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 декабря 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.Ю. Ротко,
судей К.П. Засорина, Л.А. Мокроусовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Л.В. Янчиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Территориальная энергосетевая компания",
апелляционное производство N 05АП-8769/2016
на решение от 04.10.2016
судьи Э.Э. Падина
по делу N А51-13299/2016 Арбитражного суда Приморского края
по иску общества с ограниченной ответственностью "Территориальная энергосетевая компания" (ИНН 2508113752, ОГРН 1132508001097)
к закрытому акционерному обществу "Универмаг Центральный" (ИНН 2508000540, ОГРН 1022500695953)
о взыскании 119 068, 40 руб.,
при участии:
от истца - представитель Фесюк А.В. (доверенность от 01.02.2016, удостоверение адвоката);
от ответчика - не явились, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Территориальная энергосетевая компания" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу "Универмаг Центральный" о взыскании неосновательного обогащения в размере 119068,40 руб. за оказанные услуги по осуществлению технологического присоединения.
Решением суда от 04.10.2016 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, истец обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с настоящей жалобой. В обоснование доводов апеллянт ссылается на применение норм материального права, не подлежащих применению. Так, апеллянт полагает, что нормы, примененные в решении регулируют отношения между сетевыми организациями. Оспаривает вывод суда о том, что плата за технологическое присоединение в общем порядке не содержит плату за разработку технического присоединения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы жалобы.
Ответчик, извещенный о времени и месте судебного заседания в соответствии с требованиями статей 121 - 123 АПК РФ, с учетом Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", в судебное заседание своего представителя не направил, в связи с чем дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в его отсутствие в соответствии со ст. 156 АПК РФ.
Исследовав и оценив материалы дела, заслушав в судебном заседании апелляционной инстанции пояснения представителя истца, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266, 268-271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из текста искового заявления 24 декабря 2013 года ответчиком в адрес истца подана заявка на технологическое присоединение.
В соответствии с заявкой на технологическое присоединение составлены и разработаны технические условия N 02-06-40/14 от 04 февраля 2014 года, однако ввиду отказа ответчика от заключения договора технологического присоединения N 02-06-40/14 от 04 февраля 2014 года, данная работа не была оплачена
Расчет стоимости определен, как 231 кВт 3 категория надежности, 231 кВт * 436, 82 рублей (установленный Постановлением Департамента по тарифам Приморского края от 29 ноября 2013 года N 73/7 - ставка платы за подготовку и согласование сетевой организацией технический условий (тариф для разработки технических условий, из расчета за 1 кВт) * 1, 18 (НДС по ставке 18 процентов, так как истец является плательщиком НДС) = 119 068 рублей 40 копеек, в том числе НДС.
Ответчик при подаче заявке на технологическое присоединение не мог предполагать безвозмездность оказания услуг.
В данном случае сетевая организация, разработав технические условия осуществила платную услугу, что влечет на стороне ответчика неосновательное обогащение.
В связи с тем, что именно ответчик был инициатором разработки технических условий, а сетевая организация не имела права отказать в данном виде услуги, то оказанные услуги ответчик обязан оплатить в порядке норм статьи 1102,1105 ГК РФ.
Платность оказания услуг по разработке технических условий установлена действующими нормативно-правовыми актами.
В данном случае в связи с тем, что действующим законодательством на сетевую организацию возложена обязанность разработать технические условия и выслать их ответчику до момента заключения договора на технологического присоединения, ответчик в силу общеизвестности и открытости данных норм для всех лиц в Российской Федерации, понимает, что подача заявки обязывает истца совершить определенную работу. При этом данная работа, является платной в безусловном порядке.
В дальнейшем именно ответчик приобретает оказанную услугу в качестве разработанных технических условий.
Последующее использование данной услуги является правом ответчика, а не обязанностью, но в любом случае не делает оказание услуги бесплатной.
В связи с тем, что Технические условия разработаны по прямому требованию ответчика, и данная услуга официально считается платной, то безвозмездное разработка и согласование ТУ не предусмотрена и является неосновательным обогащением в виде оказанной услуги.
Стоимость услуги устанавливается исходя из тарифа, установленного для данной услуги. Тариф устанавливается Департаментом по тарифам Приморского края.
Истец, посчитав, что ответчиком не произведена оплата за разработку и согласование ТУ в размере 119068,40 руб., ссылаясь на ст. 1102 ГК РФ, обратился с настоящим иском в суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, для возникновения обязательств из неосновательного обогащения необходимы приобретение или сбережение имущества за счет другого лица, отсутствие правового основания такого сбережения или приобретения, отсутствие обстоятельств, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Основания возникновения неосновательного обогащения могут быть различными, в том числе требование о возврате предоставленного при незаключенности договора.
Согласно статье 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, осуществляется в порядке, установленном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861) на основании заключаемого сторонами договора.
Вышеназванными Правилами N 861 установлен следующий алгоритм заключения договора на технологическое присоединение: направление заявителем заявки, подготовка сетевой организацией проекта договора и технических условий, в случае необходимости согласование технических условий и размера платы за присоединение с уполномоченными лицами, направление проекта заявителю.
При этом, Правилами N 861 предусмотрено технологическое присоединение при наличии технической возможности, и технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
Согласно пункту 3 Правил N 861, при наличии технической возможности технологического присоединения, сетевая организация обязана подготовить проект договора с техническими условиями, и выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им названных Правил.
В соответствии с п. 6, 7 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, являющегося обязательным для сетевой организации. Процедура технологического присоединения, помимо прочего, предусматривает: подачу заявки лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение; заключение договора; выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором.
Согласно п. "а" п. 16 Правил N 861 одним из существенных условий договора на технологическое присоединение является перечень мероприятий по технологическому присоединению и обязательства сторон по их выполнению, которые определяются в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора.
Из подп. "а" п. 18 Правил N 861 следует, что первый этап мероприятий по технологическому присоединению включает в себя подготовку сетевой организацией технических условий. При этом технические условия не требуют согласования сторон, а составляются сетевой организацией в одностороннем порядке.
Перед осуществлением фактического технологического присоединения и составлением необходимой документации обязательным условием является выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором и техническими условиями.
Согласно п. 15 Правил N 861 сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в двух экземплярах и технические условия, как неотъемлемое приложение к договору, в течение 30 дней со дня получения заявки, а при присоединении по индивидуальному проекту - со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. В случае не направления заявителем подписанного проекта договора либо мотивированного отказа от его подписания, но не ранее чем через 60 дней со дня получения заявителем подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий, поданная этим заявителем заявка аннулируется.
Таким образом, технические условия являются неотъемлемой частью договора на технологическое присоединение, следовательно, предоставление технических условий отдельно от проекта договора не допускается.
В случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель вправе в течение 30 дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами.
Указанный мотивированный отказ направляется заявителем в сетевую организацию заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае не направления заявителем подписанного проекта договора либо мотивированного отказа от его подписания, но не ранее чем через 60 дней со дня получения заявителем подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий, поданная этим заявителем заявка аннулируется (п. 15 Правил N 861).
В случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном разделом III Правил N 861 (пункт 30 Правил N 861).
По смыслу вышеназванных статей, направляемый проект договора должен содержать расчет платы за технологическое присоединение, в размер которой в соответствии с пунктом 87 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (в действовавшей в спорный период редакции от 27.06.2013), включаются средства для компенсации расходов сетевой организации на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
Статьями 23.1, 23.2 Закона об электроэнергетике, пунктами 16, 17 Правил N 861 установлено, что плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства подлежит государственному регулированию (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации), которое основано на принципе экономической обоснованности затрат регулируемых организаций. Размер платы за присоединение к магистральным сетям определяет Федеральная служба по тарифам, а к региональным распределительным сетям - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов.
Поскольку, размер платы за технологическое присоединение направлен на компенсацию экономически обоснованных расходов сетевой организации на проведение мероприятий по технологическому присоединению объекта к электрическим сетям, характер договора (типовой, либо по индивидуальному проекту), оказывает влияние на порядок определения размера платы.
В рассматриваемый период плата устанавливалась в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам от 11.09.2012 N 209-э/1 "Об утверждении Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям" (далее - Методические указания N 209-э/1).
В соответствии с пунктом 6 Методических указаний N 209-э/1 (в редакции, действовавшей в спорный период) размер платы за технологическое присоединение, устанавливается индивидуально для конкретного Заявителя при обращении в ФСТ России при необходимости выполнения мероприятий, указанных в приложении N 1 к Методическим указаниям, или в виде формулы, определяемой в соответствии с пунктом 32 Методических указаний, в случае осуществления мероприятий, включаемых в стандартизированную тарифную ставку C1, указанную в пункте 30 Методических указаний.
В соответствии с пунктом 11 Методических указаний N 209-э/1, при подготовке типового договора и технических условий сетевая организация на основе утвержденных ставок и максимальной мощности, запрашиваемой заявителем, рассчитывает размер платы за технологическое присоединение, устанавливая единую конечную цену за технологическое присоединение, куда включаются в том числе расходы по подготовке технических условий.
В соответствии с пунктами 13, 14 Методических указаний N 209-э/1, при установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, плата за технологическое присоединение устанавливается с разбивкой стоимости по каждому мероприятию, необходимому для осуществления технологического присоединения предусмотренному Приложением N 1 к Методическим указаниям, согласно техническим условиям, определяющим способ присоединения заявителя.
Аналогичная норма установлена пунктом 30.3 Правил N 861 и согласуется с особенностями выполнения технологического присоединения по индивидуальному проекту, когда выполнение мероприятий в части или полностью может быть возложено на заявителя с уменьшением платы на стоимость выполняемых им мероприятий.
В случае подготовки проекта договора технологического присоединения по индивидуальному проекту, в соответствии с пунктом 30.1 Правил N 681, между сетевой компанией и заявителем заключается соглашение на разработку и согласование с уполномоченными органами проектной документации, после чего сетевая организация направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту. В случае технологического присоединения к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети сетевая организация обращается в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту с приложением проекта договора; проектной документации (в случае технологического присоединения к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети), индивидуальных технических условий, калькуляции затрат на технологическое присоединение с выделением стоимости каждого мероприятия, расчета необходимой валовой выручки по технологическому присоединению с приложением экономического обоснования исходных данных.
По получении от сетевой организации проекта договора (типового либо индивидуального), при согласии с ним и рассчитанной платой, заявитель подписывает оба экземпляра проекта договора и направляет экземпляр сетевой организации. В случае несогласия и (или) несоответствия договора Правилам заявитель вправе направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора.
В случае не направления заявителем подписанного проекта договора либо мотивированного отказа от его подписания, поданная заявка аннулируется.
Вышеприведенными нормами заявителю предоставляется возможность в случае несогласия с условиями договора и установленной платой отказаться от такого присоединения.
Проанализировав действующее законодательство, регулирующее порядок технологического присоединения к электрическим сетям, а также порядок взимания платы за технологическое подключение, суд приходит к выводу о том, что действующим законодательством на сетевую организацию возлагается обязанность предоставлять технические условия в составе типового проекта договора без взимания платы. Также действующим законодательством не предусмотрено возмещение расходов на подготовку технических условий при аннулировании заявки, кроме случаев, предусмотренных пунктом 30.4 Правил N 861, когда на заявителя возлагается обязанность компенсировать затраты компании на расчет платы за технологическое присоединение на основании заключенного сторонами соглашения на разработку и согласование проектной документации, в случае подготовки индивидуального проекта и технических условий, что также согласуется с установленным Приказом ФСТ России от 11.09.2012 N 209-э/1 порядком расчета платы.
Согласно статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований.
Как следует из материалов дела, проект договора с приложением направлен истцом ответчику для подписания, подписанный договор ответчиком в адрес истца не направлен, в связи с чем заявка ЗАО "Универмаг Центральный" в соответствии с пунктом 15 Правил N 861 является аннулированной.
Истцом в соответствии с требованиями ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих наличие у него фактических затрат на подготовку и выдачу технических условий.
Доказательств тому, что по спорной заявке истцом подготовлены индивидуальные технические условия, в связи с чем фактически понесены расходы на проведение мероприятия по расчету платы, а также доказательства согласования с уполномоченными органами проектной документации, также истцом не представлено.
Таким образом, истцом не доказаны обстоятельства наличия на стороне ответчика неосновательного обогащения.
Учитывая изложенное, суд пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца.
Судебная коллегия, изучив апелляционную жалобу, приходит к выводу, что в целом доводы, изложенные в ней, являются повторением искового заявления, были предметом исследования арбитражного суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, по существу направлены на переоценку выводов суда, не опровергая их, сводятся к несогласию с правовой оценкой установленных обстоятельств по делу, что, в соответствии со статьей 270 АПК РФ, не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Арбитражным судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено по существу законное и обоснованное решение.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе, в соответствии со ст. 110 АПК РФ, относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 04.10.2016 по делу N А51-13299/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.Ю. Ротко |
Судьи |
К.П. Засорин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-13299/2016
Истец: ООО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЭНЕРГОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ЗАО "Универмаг Центральный"
Хронология рассмотрения дела:
29.08.2017 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-5692/17
15.03.2017 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-684/17
08.12.2016 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-8769/16
04.10.2016 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-13299/16