Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12 апреля 2017 г. N Ф02-803/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Красноярск |
|
02 декабря 2016 г. |
Дело N А33-11906/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена "29" ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "02" декабря 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шошина П.В.,
судей: Белан Н.Н., Магда О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Лизан Т.Е.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Енисейский торговый дом" (заявителя ) - Гариной Т.Н., представителя по доверенности от 10 мая 2016 года N 14, Луист Е.Ф., представителя по доверенности от 2 августа 2016 года N 5, Тищенко И.В., представителя по доверенности от 2 августа 2016 года N 5;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (ответчика): Чернышовой М.В., представителя по доверенности от 14 декабря 2015 года N 70-55/102;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Енисейский торговый дом"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "19" сентября 2016 года по делу N А33-11906/2016, принятое судьей Альтергот М.А.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Енисейский торговый дом" (ИНН 2465030107, ОГРН 1022402486700; далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (ИНН 2466124510, ОГРН 1042402980290; далее - Управление Росреестра по Красноярскому краю, ответчик) о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю об отказе в государственной регистрации права собственности на нежилое помещение N 145, 146, 147, 148 по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Взлетная, д. 10, от 21 марта 2016 года, изложенного в сообщении об отказе в государственной регистрации от 25 марта 2016 года N 24/001/034/2015-1024.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 19 сентября 2016 года в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Енисейский торговый дом" отказано.
Признавая правомерным оспариваемый заявителем отказ в государственной регистрации, суд первой инстанции исходил из того, что представленные заявителем на государственную регистрацию документы не свидетельствуют о возникновении у него права собственности на спорное нежилое помещение.
Не согласившись с данным судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Енисейский торговый дом" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Красноярского края от 19 сентября 2016 года по делу N А33-11906/2016 и принять по делу новый судебный акт.
По мнению ответчика, решение суда первой инстанции незаконно и необоснованно.
Передаточный список, являющийся приложением к договору аренды от 20 февраля 1991 года, не отнесен заявителем к числу документов, подтверждающих право собственности. Заявленное на государственную регистрацию нежилое помещение не могло быть в него включено на дату составления, поскольку еще не было передано заявителю.
О возникновении права собственности заявителя свидетельствует совокупность документов: решение исполнительного комитета Красноярского городского совета народных депутатов от 5 мая 1991 года N 238, план приватизации от 22 марта 1993 года, акт государственной приёмочной комиссии от 25 октября 1991 года и справка - расшифровка по объекту - нежилому помещению от 1 октября 2015 года N 48. Право собственности согласно условиям договора от 7 мая 1993 года N 00461 о выкупе государственного имущества и правовой позиции, содержащейся в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 декабря 1993 года N 32 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий", возникло с даты полной оплаты и регистрации договора N 00461.
В приложении N 2 к Плану приватизации от 22 марта 1993 года содержатся данные о наименовании объекта с местонахождением - незавершенное строительство, год начала строительства 1989, объем работ по смете 18 822,4 тысячи рублей, фактически выполненный объем работ 4 431,4 тысячи рублей. Данное описание в правоустанавливающем документе соответствует требованиям законодательства, действовавшего в период приватизации общества с ограниченной ответственностью "Енисейский торговый дом". Акты оценок составлены по состоянию на 1 июля 1991 года, когда спорное нежилое помещение находилось в состоянии строительства и не могло содержать тех характеристик, которые имеет уже введенный в эксплуатацию объект. Адрес объекта указан также в пункте 9 "Наименование и адрес подразделений" Плана приватизации (магазин N 1 - г. Красноярск, ул. Взлетная, 10). Указанные документы свидетельствуют о том, что переданное по решению Горисполкома от 5 мая 1991 года помещение вошло в составе объектов незавершенного строительства в состав имущества общества с ограниченной ответственностью "Енисейский торговый дом", переданного в порядке приватизации, а также о фактическом финансировании достройки указанного нежилого помещения непосредственно заявителем. В состав комиссии по приёмке помещения в эксплуатацию был включен представитель организации, эксплуатирующей и финансирующей строительство объекта - директор магазина арендного предприятия Красноярский зональный центр запасных частей ПО "АвтоВаз" Толстопятова Л.Е., изменение застройщика подтверждается справкой (взамен авизо) от 5 ноября 1991 года. Иной объект со схожими характеристиками в указанных документах не значился, следовательно, отсутствовали препятствия для идентификации спорного имущества при проведении государственной регистрации.
Полученные Управлением Росреестра по Красноярскому краю ответы на межведомственные запросы не противоречат представленным документам и не опровергают доводы заявителя.
Выводы суда о значительном изменении площади объекта не соответствуют материалам дела, а вывод о необходимости представления заявителем в регистрирующий орган доказательств того, что получение разрешения на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию не требуется, противоречит статье 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок ним". Изменение площади нежилого помещение произошло за счет перепланировки, а не в результате реконструкции, что подтверждается заключением открытого акционерного общества "Научно-технический прогресс" от 18 февраля 2015 года N 93. В Государственном кадастре недвижимости имеются сведения о нежилом помещении, исходя из его новой площади. На период проектирования и строительства торгового помещения в жилом доме по ул. Взлетная 10 вспомогательные помещения учитывались только в технологической и проектной документации, а в акте ввода в эксплуатацию отражались только в составе общестроительного объема, так как не влияли на торговую площадь магазина.
Акт государственной приёмочной комиссии о приёмке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 25 октября 1991 года представлялся заявителем в форме нотариально заверенной копии, кроме того, государственный регистратор имел возможность запросить указанный документ при необходимости.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 1 ноября 2016 года апелляционная жалоба общества с ограниченной ответственностью "Енисейский торговый дом" принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 29 ноября 2016 года.
Информация о времени и месте проведения заседания размещена на официальном сайте федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети Интернет (www.arbitr.ru) в разделах "Картотека арбитражных дел" (kad.arbitr.ru) и "Календарь судебных заседаний" (rad.arbitr.ru) 2 ноября 2016 года.
От Управления Росреестра по Красноярскому краю суду апелляционной инстанции поступил отзыв, согласно которому ответчик считает обжалуемое решение законным и обоснованным. На государственную регистрацию заявителем было представлено несколько документов, ни один из которых не свидетельствует о возникновении у заявителя права собственности на нежилое помещение, площадью 3034,2 кв.м. по адресу: г. Красноярск, ул. Взлётная 10, помещения 145, 146, 147, 148. В передаточном списке к договору о выкупе государственного имущества от 7 мая 1993 года N 00461 отсутствует объект недвижимости, заявленный на государственную регистрацию. Согласно акту приёмочной комиссии о приёмке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 25 октября 1991 года заказчиком строительства являлся УКС Горисполкома местных советов. Согласно Плану приватизации от 22 марта 1993 года выкуп государственного имущества осуществлен полностью согласно акту оценки стоимости государственного имущества на момент заключения договора аренды. В акте оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 1 июля 1991 года, являющемся приложением N 1 к Плану приватизации, отсутствуют объекты, подлежащие выкупу. В инвентаризационной описи незавершенного строительства на 1 июля 1991 года по стройкам и объектам приложения N 2 Плана приватизации сведения о незавершенном строительством помещении магазина отсутствуют. Полученные ответы на межведомственные вопросы не устранили имевшиеся у государственного регистратора сомнения.
Технический паспорт, выполненный по состоянию на 21 декабря 2012 года, на государственную регистрацию не представлялся и его правовая экспертиза не проводилась. Открытое акционерное общество "Научно-технический прогресс" не является органом, обладающим полномочиями на принятие решения о необходимости или отсутствии необходимости получения разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию.
Архивные копии правоустанавливающих документов, находящиеся на хранении в государственном или муниципальном архиве, в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрошены быть не могут и должны быть представлены заявителем.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы апелляционной жалобы и представители письменные возвращения на отзыв ответчика, где дополнительно к апелляционной жалобе указали следующее. Ни судом, ни ответчиком не был сделан вывод о том, какой документ является правоустанавливающим, а также представленные документы не были оценены в совокупности. Решение суда не содержит обоснования невозможности принять заключение открытого акционерного общества "Научно-технический прогресс" от 18 февраля 2015 года N 93 в качестве доказательства правомерности проведения работ без получения разрешения на строительство.
Представитель ответчика отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в представленном суду апелляционной инстанции отзыве.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно Уставам арендного предприятия Красноярский зональный центр запасных частей, зарегистрированному 17 июля 1991 года за N 267 (т.1, л.д. 116), товарищества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая ассоциация Елисейский торговый дом" (перерегистрирован 5 апреля 1993 года N 381, т.1, л.д. 137) и общества с ограниченной ответственностью "Енисейский торговый дом" от 2014 года (т.2, л.д. 58), общество с ограниченной ответственностью "Енисейский торговый дом" образовано в результате приватизации арендного предприятия Красноярский зональный центр запасных частей и ранее имело наименование - товарищество с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая ассоциация Енисейский торговый дом".
20 февраля 1991 года ПФ "АвтоВАЗзапчасть" ПО "АвтоВАЗ" (арендодатель) и Организация арендаторов, созданная трудовым коллективом Красноярского зонального центра запасных частей "АвтоВАЗзапчасть", (арендатор) заключили договор аренды предприятия N 709 (т.1, л.д. 121), согласно пункту 1.1. которого арендодатель передает, а арендатор принимает в долгосрочную аренду основные фонды и оборотные средства Красноярского зонального центра запасных частей "АвтоВАЗзапчасть" в чем бы на день заключения договора они не выражались и где бы ни находились, а также строящиеся для центра в г. Красноярске здания, сооружения с технологическим оборудованием. Состав и стоимость передаваемого в аренду имущества определяется передаточным балансом (передаточным списком), являющимся неотъемлемой частью производства.
К договору приложен передаточный акт с указанием перечня имущества. В передаточном списке основных средств (т.1, л.д. 126) объекты недвижимости не указаны.
Решением исполнительного комитета Красноярского городского Совета народных депутатов от 5 мая 1991 года N 238 (т.1, л.д. 30) Красноярскому зональному центру "АвтоВАЗзапчасть" (т. Тищенко) передано помещение строящегося магазина в жилом доме N 15 IV мкр. Аэропорта для размещения в нем специализированного магазина по продаже автозапчастей, автомобилей и других товаров народного потребления в рамках производственно-коммерческой ассоциации "Енисейский торговый дом" в обмен на помещение магазина "Самара" по ул. Белинского, 3 (пункты 1, 2 решения). Пунктом 4 решения Красноярскому зональному центру "АвтоВАЗзапчасть" предписано заказать проект и построить автомобильную стоянку около вновь вводимого магазина в жилом доме N 15 IV мкр. Аэропорта.
Актом государственной приемочной комиссии о приёмке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 25 октября 1991 года (т.1, л.д. 159) введен в эксплуатацию промтоварный магазин в жилом доме N 15 IV мкр. Аэропорта (почтовый адрес: г. Красноярск, ул. Взлетная, 10), количество этажей - 1, площадью встроенных помещений 2 122 кв.м., начало работ V 1989 год, окончание работ X 1991 года. Количество этажей - 1, общий строительный объем 7 968 куб.м., площадь встроенных помещений 2 122 кв.м. Заказчик - УКС Горисполкома местных Советов. Акт подписан, в том числе, директором магазина Толстопятовой Л.Е.
Согласно справке (взамен авизо) Управления капитального строительства от 5 ноября 1991 года (т.1, л.д. 163), выданной на основании акта государственной приемочной комиссии от 25 октября 1991 года, магазин в доме 15 IV мкр. Аэропорта передается безвозмездно на баланс Красноярского зонального центра запасных частей, стоимостью 1076000 рублей.
Согласно карточке приватизируемого предприятия (т.1, л.д. 32) арендное предприятие Красноярский зональный центр запасных частей (г. Красноярск) приватизировано путём выкупа арендованного имущества, план приватизации утвержден 22 марта 1993 года.
Согласно Плану приватизации арендного предприятия Красноярский зональный центр запасных частей, утвержденному 22 марта 1993 года краевым комитетом по управлению госимуществом (т.1, л.д. 38), величина суммы к выкупу государственного имущества на 11 марта 1991 года составляет 0 рублей (абзац 3 пункта 6.2), выкуп государственного имущества осуществлен полностью согласно Акту оценки стоимости государственного имущества на момент заключения договора аренды (раздел 7). В разделе 9 "Наименование и адрес подразделений" в абзаце 1 значится магазин N 1 - г. Красноярск, ул. Взлетная, 10. Согласно пункту 2.2 Плана приватизации в стоимость активов по балансу предприятия включено незавершенное строительство (по состоянию на 1 июля 1991 года 4 376 тысяч рублей, по состоянию на 1 января 1993 года - 7 722 тысяч рублей). В соответствии с пунктами 2.11, 2.14 Плана приватизации в перечень объектов и стоимость незавершенного строительства включен объект "Красноярский зональный центр запасных частей "АвтоВАЗзапчасть" в Северо-восточном промузле Центрального района г. Красноярска": объем работ по смете 18 822,4 тысячи рублей, административное и производственные здания, расположенные в северо-восточном промузле Центрального района г. Красноярска на земельном участке, площадью 68 148 кв.м., заезд осуществляется со стороны Северного шоссе. Имущество, не подлежащее приватизации, отсутствует (пункты 2.6, 2.7).
В акте оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 1 июля 1991 года, являющемся приложением N 1 к Плану приватизации (т.1, л.д. 56), объекты, подлежащие выкупу, не указаны.
В инвентаризационной описи незавершенного строительства на 1 июля 1991 года по стройкам и объектам (приложение N 2 Плана приватизации, т.1, л.д. 57) значится: Красноярский зональный центр запасных частей "АвтоВАЗзапчасть" в Северо-восточном промузле Центрального района г. Красноярска, незавершенные строительством объекты (год начала строительства 1989, объем работ по смете 18 822,4 тысячи рублей).
7 мая 1993 года Фонд имущества Красноярского края (продавец) и товарищество с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая ассоциация "Енисейский торговый дом" (покупатель) заключили договор о выкупе государственного имущества арендного предприятия "Красноярский зональный центр запасных частей" N 00461 (т.1, л.д. 155), согласно пункту 1.1. которого на основании договора аренды с правом выкупа от 20 февраля 1991 года продавец продает, а покупатель приобретает в собственность государственное имущество арендного предприятия "Красноярский зональный центр запасных частей" на общую сумму 12510000 рублей.
Согласно пункту 4.1 договора покупатель является правопреемником имущественных прав и обязанностей арендного предприятия "Красноярский зональный центр запасных частей" в соответствии с действующим законодательством и условиями договора.
Согласно свидетельству о собственности на имущество от 30 апреля 1993 года (т.1, л.д. 157), выданному Краевым комитетом по управлению государственным имуществом арендному предприятию Красноярский зональный центр запасных частей (передаточная надпись товариществу с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая ассоциация Енисейский торговый дом" от 7 мая 1993 года, за владельцем данного свидетельства закрепляется право на пользование и распоряжение имуществом, указанным в акте инвентаризации и оценки, являющемся неотъемлемой частью свидетельства. Стоимость имущества на момент выдачи свидетельства составляет 12510000 рублей.
Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 16 октября 2002 года ДФГУП "Крастехинвентаризация" (т.1, л.д. 231), площадь нежилого помещения, расположенного по адресу: г.Красноярск, ул. Взлетная, 10, составляет 2 133,50 кв.м.
В техническом паспорте, составленном по состоянию на 21 декабря 2012 года, на нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Взлетная, 10, пом. 145, 146, 147, 148 (т.1, л.д. 214), указано, что общая площадь помещений составляет 3034,2 кв.м., наземных этажей 1, подземных этажей 1.
В соответствии с кадастровым паспортом от 22 октября 2015 года N 24/15-758676 (т.2, л.д. 100) нежилое помещение, кадастровый номер 24:50:0400124:206, подвал N 1, этаж N 1, площадью 3034,2 кв.м., расположено по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Взлетная, д. 10, пом. 145,146, 147,148.
Согласно заключению открытого акционерного общества "Научно-технический прогресс" от 18 февраля 2015 года N 93 (т.1, л.д. 164), одноэтажное встроенно-пристроенное нежилое помещение с подвалом к десятиэтажному жилому дому является объектом многофункционального назначения с преобладанием торговли, расположено по ул. Взлетная, 10, Советского района, г. Красноярска. Год завершения строительства - 1991, год выполнения перепланировки подвала - 2012. При строительстве в 1991 году к центральному входу в магазин был выполнен капитальный навес из железобетонных колонн, прогонов и плит перекрытия с размерами по осям 6,00х18,00-м. В последующие годы по периметру колонн выполнены ограждение из кирпича, установлены перегородки и отопление. Площадь первого этажа встроено-пристроенного помещения за счет пристроя увеличилась на 110,10 кв.м. Площадь помещений подвального этажа составляет - 961,9 кв.м., не была учтена в общей площади - 2122 кв.м. нежилого встроено-пристроенного помещения, указанной в акте государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 25 октября 1991 года. Площадь подвального помещения при производстве перепланировочных работ уменьшилась и составила 755,30 кв.м. При инвентаризации после произведенных работ в техническом паспорте, составленном по состоянию на 21 декабря 2012 года, площадь подвального помещения (в осях 3-42 и А-Б) - 755,3 кв.м. и площадь теплого пристроя первого этажа - 110,1 кв.м., уже учтены, и общая площадь встроено-пристроенного помещения (лит.А,А1,А2) составляет - 3034,2 кв.м. Проектные размеры здания проекта: "Промтоварный магазин" встроенно-пристроенный к жилому дому N 15 в IV микрорайоне "Аэропорт" (разработанного Новосибирским институтом "СибЗНИИЭП", с выполненной привязкой проектным институтом "Красноярскгражданпроект" в 1986 года) соответствуют общей площади нежилого здания - 2 133,50 кв.м. Общая площадь увеличилась на 900,70 кв.м. (площадь подвала 755,30 кв.м. + площадь утепленного пристроя 110,10 кв.м. +уточненная площадь после перепланировки встроенной мебели и перегородок 35,30 кв.м.) по сравнению с общей площадью 2133,5 кв.м., указанной в справке N 111 от 20 ноября 2002 года, выданной ДФГУП "Крастехинвентаризация".
В соответствии с бухгалтерской справкой общества с ограниченной ответственностью "Енисейский торговый дом" от 14 марта 2016 года N 7 (т.2, л.д. 99) в процессе процедуры приватизации согласно аудиторскому заключению от 12 марта 1993 года оценки имущества в арендном предприятии Красноярский зональный центр запасных частей была доначислена стоимость имущества в сумме 4 508 тысяч рублей, что подтверждается заключением от 12 марта 1993 года (страница 3, пункт 4 раздела "Денежные средства, расчеты и прочие активы"), справкой Красинвестбанка от 21 января 1993 года N 47, балансом предприятия от 1 июля 1991 года раздела 2 строка 660, платежным поручением от 11 марта 1993 года N 186 на сумму 4 508 тысяч рублей.
Согласно справке общества с ограниченной ответственностью "Енисейский торговый дом" от 1 октября 2015 года N 48 (т.1, л.д. 202) нежилое помещение по адресу: г. Красноярск, ул. Взлетная, 10, пом. 145, 146, 147, 148 именовалось как незавершенное строительство, год начала строительства 1989 (пункт 1.1. акта оценки Приложения N 2 к плану приватизации); промтоварный магазин по адресу: г. Красноярск, IV мкр. Аэропорта, дом 15 (почтовый адрес: Взлетная, 10), фактическая площадь встроенных площадей 2122 кв.м. (акт государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 25 октября 1991 года); нежилое помещение по адресу:
г. Красноярск, ул. Взлетная, 10, пом. 145, 146, 147, 148, общей площадью 3034,2 кв.м., 1991 года постройки (описание объекта согласно технической документации с учетом ранее неучтенных площадей).
Общество с ограниченной ответственностью "Енисейский торговый дом" обратилось за регистрацией права собственности на нежилое помещение по адресу: г. Красноярск, ул. Взлётная, д. 10, пом. 145, 146, 147, 148.
Согласно распискам о получении документов на государственную регистрацию от 26 июня 2015 года, от 20 октября 2015 года и от 15 марта 2016 года (т.1, л.д. 213, т.2, л.д. 57, 89), на государственную регистрацию заявитель представил следующие документы:
-заявление о государственной регистрации права (на 2 листах в 1 подлинном экземпляре);
- доверенность на Сипкимну О.В. (на 1 листе в 1 экземпляре - копии);
- кадастровый паспорт помещения (выписка из ГКН) от 27 января 2015 года N 24/15-42145 (на 1 листе в 1 экземпляре - копии);
- справка-расшифровка по объекту от 1 октября 2015 года N 48 (на 1 листе в 1 подлинном экземпляре и в копии);
- решение Красноярского городского света народных депутатов от 5 мая 1991 года N 238 (на 2 листах в копии);
- договор о выкупе государственного имущества от 7 мая 2013 года (на 4 листах в 2 экземплярах-копиях, на 1 листе в 1 подлиннике);
-свидетельство о собственности на имущество от 30 апреля 1993 года (на 4 листах в 2 экземплярах-копиях, на 1 листе в подлиннике);
-акт государственной приёмочной комиссии о приемке законченного строительством объекта от 25 октября 1991 года (на 1 листе в 1 экземпляре-копии и на 10 листах в 2 экземплярах-копиях);
- акт передачи документов по приватизации арендного предприятия от 1 января 1993 года N 311 (на 382 листах в 1 подлинном экземпляре);
-платежное поручение от 22 сентября 2015 года (на 1 листе в 1 подлинном экземпляре и в копии);
- бухгалтерская справка от 14 марта 2016 года N 7 (на 1 листе в подлиннике и копии);
- заключение от 18 февраля 2015 года N 93 (на 27 листах в подлиннике и в копии);
- приватизационное дело от 22 марта 1993 года (в 1 подлинном экземпляре на 352 листах и в копии на 581 листе).
Согласно ответам Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края N 92-03-14651/92-18800 и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае N 03-49/04/1745 на межведомственные запросы Управления Росрееста по Красноярскому краю (т.2, л.д. 84, 85) информация о передаче заявленного на государственную регистрацию объекта в собственность по договору N 00461 о выкупе государственного имущества арендного предприятия "Красноярский зональный центр запасных частей" от 7 мая 1993 года отсутствует, в том числе в связи с передачей дела на хранение в КГКУ "Государственный архив Красноярского края".
Согласно ответам Департамента градостроительства администрации г. Красноярска от марта 2015 года N 01/12611дг и от ноября 2015 года N 01/5402рг (т.2, л.д. 120, 122) на межведомственные запросы Управления Росрееста по Красноярскому краю актом государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 25 октября 1991 года введен в эксплуатацию магазин в жилом доме N15 расположенный в IV мкр. Аэропорт (почтовый адрес: ул. Взлетная, 10) общей площадью 2122 кв.м. Информация о вводе в эксплуатацию нежилого помещения, расположенного в жилом доме по ул. Взлетная, 10 общей площадью 3034,2 кв.м. в Департаменте градостроительства отсутствует.
В ответе от 23 марта 2015 года на межведомственный запрос Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае (т.2, л.д. 134) сообщило, что информация в отношении Арендного предприятия Красноярский зональный центр запасных частей ПО "АВТОВАЗ", а также ТОО "Производственно-коммерческая ассоциация "Енисейский торговый дом" отсутствует. В соответствии с распоряжением Государственного комитета РСФСР по управлению государственным имуществом от 5 декабря 1992 года N 45-р, приказом Министерства государственного имущества Российской Федерации от 28 июля 1998 года N 157 полномочия собственника в отношении краевого и федерального имущества осуществлялись Красноярским краевым комитетом по управлению государственным имуществом.
В ответе от 20 апреля 2015 года Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края (т.2, л.д. 138) сообщило, что в связи с истечением срока хранения архивных документов приватизационное дело ТОО ПКА "Енисейский торговый дом" передано на хранение в Государственный архив Красноярского края.
Согласно ответу Краевого государственного казенного учреждения "Государственный архив Красноярского края" (т.2, л.д. 140) документов по приватизации Арендного предприятия Красноярский зональный центу запасных частей ПО "АВТОВАЗ", а также о передаче ТОО "Производственно-коммерческая ассоциация "Енисейский торговый дом" помещения в порядке приватизации не обнаружено.
Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю от 3 ноября 2015 года N 24/001/034/2015-1024 (т.2, л.д. 74) государственная регистрация права собственности на спорное нежилое помещение была приостановлена на срок до 3 декабря 2015 года, начиная с 3 ноября 2015 года, в связи с возникновением у государственного регистратора сомнений в наличии оснований для проведения государственной регистрации права собственности заявителя на нежилое помещение.
Сообщением от 25 марта 2016 года N 24/001/034/2015-1024 (т.2, л.д. 141) Управление Росреестра по Красноярскому краю отказало заявителю в государственной регистрации права собственности на нежилое помещение, расположенное по адресу:
г. Красноярск, ул. Взлетная, зд. 10, пом. 145, 146, 147, 148, на основании абзацев 8, 10, 13 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Полагая, что указанный отказ является незаконным, общество с ограниченной ответственностью "Енисейский торговый дом" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для принятия решения суда о признании действий государственного органа незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанными действиями гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия, совершения, возлагается на орган или лицо, которые их приняли, совершили.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Как следует из сообщения Управления Росреестра по Красноярскому краю от 25 марта 2016 года N 24/001/034/2015-1024 в государственной регистрации прав собственности заявителя на нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Взлетная, зд. 10, пом. 145, 146, 147, 148, отказано в связи с отсутствием документов, подтверждающих право собственности заявителя на указанное помещение в том виде, в котором оно существует на момент обращения заявителя на государственную регистрацию, а также с формальным несоответствием представленных заявителем документов требованиям статьи 18 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок ним".
Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:
правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества (абзац 8);
не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абзац 10);
ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе (абзац 13).
Оценив представленные в материалы дела документы в их совокупности, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о соответствии принятого Управлением Росреестра по Красноярскому краю решения об отказе в государственной регистрации требованиям Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии со статьями 17, 18 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав осуществляется на основании документов, устанавливающих наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество, которые должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Согласно пояснениям заявителя, а также решению исполнительного комитета Красноярского городского Совета народных депутатов от 5 мая 1991 года N 238 и справке (взамен авизо) Управления капитального строительства от 5 ноября 1991 года помещение магазина в многоквартирном доме, впоследствии получившем адрес: г. Красноярск, ул. Взлетная 10, было передано на баланс Красноярскому зональному центру "АвтоВАЗзапчасть", являющемуся правопредшественником заявителя.
Красноярский зональный центр "АвтоВАЗзапчасть" является арендным предприятием, что подтверждается представленным в дело Уставом от июля 1991 года.
Вместе с тем, согласно статье 11 Закона от 6 марта 1990 года N 1305-1 "О собственности в СССР" в собственности арендного предприятия находятся произведенная продукция, полученные доходы и другое приобретенное за счет средств этого предприятия имущество.
Согласно части 2 статьи 19 Закона от 6 марта 1990 года N 1305-1 "О собственности в СССР" имущество, создаваемое или приобретаемое за счет бюджетных или иных средств Союза ССР, союзной республики, автономной республики, автономной области, автономного округа, административно - территориального образования или средств находящихся в их ведении предприятий, организаций, учреждений, относится соответственно к общесоюзной собственности, собственности союзной республики, автономной республики, автономной области, автономного округа или собственности административно - территориального образования.
Согласно акту государственной приемочной комиссии о приёмке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 25 октября 1991 года заказчиком строительства промтоварного магазина в жилом доме N 15 IV мкр. Аэропорта (почтовый адрес: г. Красноярск, ул. Взлетная, 10) являлся УКС Горисполкома местных Советов.
Соотнести имеющиеся в деле сведения о наличии кредитных договоров и вложениях заявителя именно со строительством спорного помещения не представляется возможным. Началом строительства объекта указан май 1989 года, тогда как решение о передаче помещения арендном предприятию было принято в мае 1991 года, при этом само решение о передаче помещения от 5 мая 1991 года N 238 не содержит указания на необходимость достройки помещения, а согласно пункту 4 данного решения Красноярскому зональному центру "АвтоВАЗзапчасть" предписано заказать проект и построить автомобильную стоянку около вновь вводимого магазина в жилом доме N 15 IV мкр. Аэропорта.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не может признать доказанным тот факт, что строительство спорного помещения осуществлено исключительно за счет арендного предприятия Красноярский зональный центр запасных частей.
Соответственно, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания полагать, что нежилое помещение, о государственной регистрации права собственности на которое обращался заявитель, являлось собственностью арендного предприятия Красноярский зональный центр запасных частей на момент его приватизации.
Ввиду указанного, суд апелляционной инстанции отклоняет ссылку заявителя на включение в состав приёмочной комиссии директора магазина - подразделения арендного предприятия Красноярский зональный центр запасных частей, а также на справку (взамен авизо) Управления капитального строительства от 5 ноября 1991 года как на доказательства того, что заказчиком строительства в действительности являлось арендное предприятие Красноярский зональный центр запасных частей.
Согласно абзацу 4 пункта 36 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В силу части 1 статьи 15 Закона Российской Федерации от 3 июля 1991 года N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" приватизация государственных и муниципальных предприятий осуществляется путем их купли - продажи по конкурсу или на аукционе, посредством продажи долей (акций) в капитале предприятия, а также путем выкупа имущества предприятия, сданного в аренду полностью или частично.
Согласно части 2 указанной статьи приватизация имущества государственного или муниципального предприятия, сданного в аренду по договору аренды с правом выкупа, заключенному до вступления в силу Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", осуществляется, в том числе, в соответствии с договором аренды, если размеры, сроки, порядок и иные условия внесения выкупа установлены договором аренды с предоставлением трудовому коллективу арендного предприятия всех льгот, предусмотренных для трудового коллектива государственного и муниципального предприятия.
Порядок предоставления права на выкуп и преобразования арендного предприятия в акционерное общество определяется положением о порядке приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду, утверждаемым Госкомимуществом России.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 декабря 1993 года N 32 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий" в соответствии с пунктом 3 статьи 27 Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" право собственности на предприятие переходит от продавца к покупателю с момента регистрации договора купли-продажи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
До принятия законодательства, устанавливающего порядок регистрации таких договоров купли-продажи, арбитражным судам следует исходить из того, что право собственности у покупателя возникает с момента внесения платежа в соответствии с условиями заключенного договора купли-продажи. Неосуществление регистрации такого договора не является основанием для признания его недействительным.
Вместе с тем, согласно пункту 5.1 Временных методических указаний по оценке стоимости объектов приватизации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 29 января 1992 года N 66, результаты инвентаризации и оценки имущества, подлежащего приватизации, отражаются в актах оценки стоимости имущества (приложения 1 - 9), подписываемых всеми членами комиссии.
Согласно пункту 11 Указа Президента Российской Федерации от 14 октября 1992 года N 1230 "О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду" товарищество или акционерное общество, созданное членами трудового коллектива государственного, муниципального предприятия (подразделения) на основе аренды имущества этого предприятия (подразделения) и выкупившее его, имеет преимущественное право приобретения в собственность арендуемых ими зданий, сооружений, нежилых помещений, а также зданий, сооружений, нежилых помещений, которыми они фактически владели, пользовались в процессе своей производственно-хозяйственной деятельности, в соответствии с положением, утверждаемым Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом.
Однако и в этом случае, право собственности приобретается в порядке статьи 15 Закона Российской Федерации 15 Закона Российской Федерации от 3 июля 1991 года N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации".
Из приведенных норм права следует, что при приватизации арендного предприятия автоматического перехода права собственности на помещения, занимаемые такими предприятиями, не происходит.
Ввиду указанного суд апелляционной инстанции отклоняет ссылку заявителя на пункт 9 Плана приватизации "наименование и адрес подразделений", поскольку в данной части Плана приватизации изложены данные о приватизируемом предприятий, но не о имуществе, переходящем к нему в порядке приватизации.
Из иных пунктов представленного в дело Плана приватизации арендного предприятия Красноярский зональный центр запасных частей, утвержденного 22 марта 1993 года Краевым комитетом по управлению госимуществом, и приложений к нему однозначно не следует, что нежилое помещение по адресу: г. Красноярск, ул. Взлетная, 10, вошло в перечень приватизированного имущества.
В акте оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 1 июля 1991 года, являющемся приложением N 1 к Плану приватизации, объекты, подлежащие выкупу, не указаны.
Ссылка заявителя на приложение N 2 к Плану приватизации отклоняется судом апелляционной инстанции.
В инвентаризационной описи незавершенного строительства на 1 июля 1991 года по стройкам и объектам (приложение N 2 Плана приватизации, т.1, л.д. 57) значится: Красноярский зональный центр запасных частей "АвтоВАЗзапчасть" в Северо-восточном промузле Центрального района г. Красноярска, незавершенные строительством объекты (год начала строительства 1989, объем работ по смета 18 822,4 тысячи рублей).
Вместе с тем, в соответствии с пунктами 2.11, 2.14 Плана приватизации в перечень объектов и стоимость незавершенного строительства включен объект "Красноярский зональный центр запасных частей "АвтоВАЗзапчасть" в Северо-восточном промузле Центрального района г. Красноярска": объем работ по смете 18 822,4 административное и производственные здания, расположенные в северо-восточном промузле Центрального района г. Красноярска на земельном участке, площадью 68 148 кв.м., заезд осуществляется со стороны Северного шоссе.
Из приведенного выше описания объекта незавершенного строительства в отсутствие дополнительных доказательств невозможно сделать вывод о том, что данный объект незавершенного строительства является спорным нежилым помещением. Справка -расшифровка общества с ограниченной ответственностью "Енисейский торговый дом" от 1 октября 2015 года N 48 не подтверждает указанное обстоятельство, поскольку выдана самим заявителем. Суд апелляционной инстанции также принимает во внимание, что на момент составления Плана приватизации в 1993 году переданное заявителю по решению исполнительного комитета Красноярского городского Совета народных депутатов от 5 мая 1991 года N 238 помещение уже было введено в эксплуатацию, а значит у арендного предприятия Красноярский зональный центр запасных частей имелись данные, в частности об установленном для помещении адреса.
Из договора о выкупе государственного имущества арендного предприятия "Красноярский зональный центр запасных частей" от 7 мая 1993 года N 00461 между Фондом имущества Красноярского края (продавец) и товариществом с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая ассоциация "Енисейский торговый дом" (покупатель) следует, что покупатель приобрёл в собственность государственное имущество арендного предприятия "Красноярский зональный центр запасных частей", переданное последнему на основании договора аренды с правом выкупа от 20 февраля 1991 года. Соответственно, исходя из договора от 20 февраля 1991 года N 709 между ПФ "АвтоВАЗзапчасть" ПО "АвтоВАЗ" (арендодатель) и Организацией арендаторов, созданной трудовым коллективом Красноярского зонального центра запасных частей "АвтоВАЗзапчасть", согласно которому состав и стоимость передаваемого в аренду имущества определяется передаточным балансом (передаточным списком), являющимся неотъемлемой частью производства, и передаточного списка к договору, в котором объекты недвижимости не указаны, названный выше договор о выкупе государственного имущества арендного предприятия также не свидетельствует о возникновении права собственности заявителя на спорное нежилое помещение.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции отклоняет ссылку заявителя на пункт 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 декабря 1993 года N 32 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий", поскольку факт оплаты заявителем спорного нежилого помещения в ходе приватизации не подтвержден материалами дела.
Кроме того, согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 16 октября 2002 года ДФГУП "Крастехинвентаризация", площадь нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Взлетная, 10, составляет 2 133,50 кв.м.
В техническом паспорте, составленном по состоянию на 21 декабря 2012 года, на нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Взлетная, 10, пом. 145, 146, 147, 148, указано, что общая площадь помещений составляет 3034,2 кв.м., наземных этажей 1, подземных этажей 1.
Доказательства осуществления работ, приведших к изменению площади помещения, при наличии разрешительной документации (разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию) либо отсутствия необходимости получения таких документов не представлены.
Ссылка заявителя на заключение открытого акционерного общества "Научно-технический прогресс" от 18 февраля 2015 года N 93 отклонятся судом апелляционной инстанции, поскольку, как верно указал суд первой инстанции, к компетенции открытого акционерного общества "Научно-технический прогресс" не отнесено решение вопроса о необходимости (или отсутствии таковой) получения разрешения на строительство (реконструкции), данный вопрос разрешается органами, осуществляющими выдачу указанных разрешений.
Отсутствие в правоустанавливающих документах необходимых сведений, позволяющих достоверно установить факт возникновения у заявителя права собственности на конкретный объект недвижимого имущества не только является самостоятельным основанием для отказа в государственной регистрации в силу положений статей 18, 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", но и ставит под сомнение само наличие такого права, которое не может быть устранено с помощью публичной процедуры государственной регистрации.
Представленные в материалы дела межведомственные запросы, направляемые Управлением Росреестра по Красноярскому краю, подтверждают то обстоятельство, что ответчик принимал меры к устранению выявленных в ходе правовой экспертизы неясностей в содержании документов, однако поступившие ответы свидетельствовали об отсутствии интересующей регистратора информации.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Енисейский торговый дом". Общество с ограниченной ответственностью "Енисейский торговый дом" не лишено возможности обратиться к иным способам защиты своего права.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, об отсутствии с его стороны нарушений формальных требований к предоставляемым на государственную регистрацию документов не оцениваются судом апелляционной инстанции, поскольку не могут повлиять на изложенный выше вывод о правомерности отказа в государственной регистрации права в связи с недоказанностью самого факта возникновения права собственности.
Судебные акты, приложенные заявителем к возражениям на отзыв Управления Росреестра по Красноярскому краю, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку вынесены при иных фактических обстоятельствах дела.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы возлагаются на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "19" сентября 2016 года по делу N А33-11906/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
П.В. Шошин |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-11906/2016
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12 апреля 2017 г. N Ф02-803/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО " Енисейский торговый дом ", ООО Енисейский торговый дом
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю