Требование: о взыскании долга в связи с железнодорожными перевозками
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Красноярск |
|
26 октября 2016 г. |
Дело N А33-3839/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена "21" октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "26" октября 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Радзиховской В.В.,
судей: Парфентьевой О.Ю., Споткай Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лизан Т.Е.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Смирновой Е.А. - представителя по доверенности от 05.03.2015;
от открытого акционерного общества "Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта" - Василянского О.В. - представителя по доверенности от 31.12.2015 N 800;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 17 августа 2016 года по делу N А33-3839/2016, принятое судьей Мальцевой А.Н.,
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО "РЖД" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295, далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к открытому акционерному обществу "Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта" (ИНН 2466021909, ОГРН 1022402649059, далее - ответчик) о взыскании 296407 рублей 74 копейки платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования.
Определением суда от 25.02.2016 исковое заявление принято к производству суда в порядке упрощенного производства.
Определением суда от 18.04.2016 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Определением суда от 16.05.2016 привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Ачинский цемент".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 17.08.2016 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что в заключенном между истцом и ответчиком договоре от 19.08.2005 N 47 не был согласован размер платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге. По мнению заявителя жалобы, вагоны перевозчиком подавались без уведомления. Судом не учтена вина грузополучателя и отсутствие вины владельца ОАО "В-Сибпромтранс" в задержке вагонов.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" представило отзыв, в котором отклонило доводы апелляционной жалобы, указав на законность решения суда первой инстанции.
Определением Третьего арбитражного апелляционного с уда от 27.09.2016 апелляционная жалоба принята к производству, ее рассмотрение назначено на 21.10.2016.
В судебном заседании представитель открытого акционерного общества "Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель открытого акционерного общества "Российские железные дороги" поддержал возражения на доводы жалобы, изложенные в отзыве, согласен с решением суда первой инстанции.
ООО "Ачинский цемент", уведомленное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания лицам, участвующим в деле, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела в порядке апелляционного производства арбитражным судом установлены следующие обстоятельства.
Между ОАО Российские железные дороги" (ОАО "РЖД") (перевозчик) и ОАО "В-Сибпромтранс" (владелец) заключен договор N 47 от 19.08.2005 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Сибпромтранс", примыкающего к станции Ачинск-2 Красноярской железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги".
Согласно пункту 1 договора осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к 1 пути станции Ачинск-2 Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" через стрелку 4 по перегону Ачинск-2 - Предзаводская, к 4 пути станции Пригородный входным светофором по перегону Пригородный - Предзаводская, обслуживаемого локомотивами Владельца.
В соответствии с пунктом 5 договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению. Уведомление передает приемосдатчик станции Ачинск-2 представителю владельца - приемосдатчику не позднее чем за 2 часа до подачи вагонов по телефону с записью в книгу уведомлений о подаче вагонов.
Согласно пункту 6 договора сдаваемые на железнодорожный подъездной путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на приемоотправочные пути: станции Заводская - при подаче угольных и рудных маршрутов, станции Предзаводская - при подаче прочих вагонов и порожних под погрузку, дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца с расстановкой по местам погрузки, выгрузки. Приемосдатчик перевозчика сообщает приемосдатчику владельца о начале проведения приемосдаточных операций. При возврате вагонов приемосдатчик владельца сообщает приемосдатчику перевозчика о начале проведения приемосдаточных операций. Вагоны подаются: а) только подгруппированные по грузополучателям, не подгруппированные вагоны владельцем не принимаются; б) исправные, внутри и снаружи очищенные от остатков ранее перевозимых грузов, в необходимых случаях промытые, годные для перевозки конкретных грузов; в случаях передачи владельцу с согласия обслуживаемого предприятия, владельца вагонов, в состоянии непригодном для перевозки конкретных грузов, перевозчиком предоставляется на подготовку их до пригодного состояния время, которое подтверждается актом общей формы, подписываемым обеими сторонами. Угольные и рудные маршруты подаются локомотивом перевозчика на приемоотправочные пути 6, 8 и 10 станции Заводская без остановки на станции Предзаводская.
Пунктом 7 договора установлено, что в случае не принятия владельцем вагонов по причинам, не зависящим от перевозчика, вагоны зачисляются на ответственный простой владельца на основании акта общей формы с обязательным подписанием его уполномоченными представителями обеих сторон.
В соответствии с пунктом 12 договора на железнодорожном пути необщего пользования устанавливается технологический срок оборота вагонов для летнего периода 21,0 час, для зимнего периода - 22,0 час.
Пунктом 17.1. договора предусмотрено, что владелец уплачивает перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами за время их нахождения у владельца и контрагентов в соответствии со статьями 39, 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
В соответствии с дополнительным соглашением N 29-15 от 14.04.2015 срок действия договора продлен до 07.06.2016.
На станции Ачинск 2 Красноярской железной дороги были составлены акты общей формы:
- N 1/2497 от 08.06.2015, согласно которому готовый к отправлению поезд 3705 простоял на станции Ачинск-2 с 07.06.2015 04 час. 10 мин. по 08.06.2015 13 час. 18 мин. по неприему ветвевладельца ОАО "Востоксибпромтранс". Уведомлен о подаче вагонов 07.06.2015 в 02 час. 10 мин. представитель грузополучателя ООО "Ачинский Цемент" и приемосдатчик ОМ и ТО ОАО "Востоксибпромтранс". Время нахождения подвижного состава, не принадлежащего перевозчику на путях общего пользования станции Ачинск-2 составило 33 час. 08 мин.
- N 1/2521 от 11.06.2015, согласно которому готовый к отправлению поезд 3705 простоял на станции Ачинск-2 с 11.06.2015 15 час. 25 мин. по 11.06.2015 17 час. 46 мин. по неприему ветвевладельца ОАО "Востоксибпромтранс". Уведомлен о подаче вагонов 11.06.2015 в 13 час. 25 мин. представитель грузополучателя ООО "Ачинский Цемент" и приемосдатчик ОМ и ТО ОАО "Востоксибпромтранс". Время нахождения подвижного состава, не принадлежащего перевозчику на путях общего пользования станции Ачинск-2 составило 02 час. 21 мин.
- N 1/2524 от 12.06.2015, согласно которому готовый к отправлению поезд 3701 простоял на станции Ачинск-2 с 11.06.2015 03 час. 50 мин. по 12.06.2015 05 час. 10 мин. по неприему ветвевладельца ОАО "Востоксибпромтранс". Уведомлен о подаче вагонов 11.06.2015 в 01 час. 50 мин. представитель грузополучателя ООО "Ачинский Цемент" и приемосдатчик ОМ и ТО ОАО "Востоксибпромтранс". Время нахождения подвижного состава, не принадлежащего перевозчику на путях общего пользования станции Ачинск-2 составило 25 час. 20 мин.
- N 1/2525 от 12.06.2015, согласно которому готовый к отправлению поезд 3701 простоял на станции Ачинск-2 с 12.06.2015 04 час. 50 мин. по 12.06.2015 05 час. 10 мин. по неприему ветвевладельца ОАО "Востоксибпромтранс". Уведомлен о подаче вагонов 12.06.2015 в 02 час. 50 мин. представитель грузополучателя ООО "Ачинский Цемент" и приемосдатчик ОМ и ТО ОАО "Востоксибпромтранс". Время нахождения подвижного состава, не принадлежащего перевозчику на путях общего пользования станции Ачинск-2 составило 00 час. 20 мин.
- N 1/2543 от 14.06.2015, согласно которому готовый к отправлению поезд 3703 простоял на станции Ачинск-2 с 09.06.2015 16 час. 20 мин. по 14.06.2015 09 час. 56 мин. по неприему ветвевладельца ОАО "Востоксибпромтранс". Уведомлен о подаче вагонов 09.06.2015 в 14 час. 20 мин. представитель грузополучателя ООО "Ачинский Цемент" и приемосдатчик ОМ и ТО ОАО "Востоксибпромтранс". Время нахождения подвижного состава, не принадлежащего перевозчику на путях общего пользования станции Ачинск-2 составило 113 час. 36 мин.
- N 1/2562 от 15.06.2015, согласно которому готовый к отправлению поезд 3705 простоял на станции Ачинск-2 с 15.06.2015 04 час. 55 мин. по 15.06.2015 14 час. 48 мин. по неприему ветвевладельца ОАО "Востоксибпромтранс". Уведомлен о подаче вагонов 15.06.2015 в 02 час. 55 мин. представитель грузополучателя ООО "Ачинский Цемент" и приемосдатчик ОМ и ТО ОАО "Востоксибпромтранс". Время нахождения подвижного состава, не принадлежащего перевозчику на путях общего пользования станции Ачинск-2 составило 09 час. 53 мин.
- N 1/2566 от 15.06.2015, согласно которому готовый к отправлению поезд 3707 простоял на станции Ачинск-2 с 15.06.2015 03 час. 25 мин. по 15.06.2015 22 час. 02 мин. по неприему ветвевладельца ОАО "Востоксибпромтранс". Уведомлен о подаче вагонов 15.06.2015 в 01 час. 25 мин. представитель грузополучателя ООО "Ачинский Цемент" и приемосдатчик ОМ и ТО ОАО "Востоксибпромтранс". Время нахождения подвижного состава, не принадлежащего перевозчику на путях общего пользования станции Ачинск-2 составило 18 час. 37 мин.
- N 1/2584 от 17.06.2015, согласно которому готовый к отправлению поезд 3707 простоял на станции Ачинск-2 с 17.06.2015 11 час. 15 мин. по 17.06.2015 22 час. 32 мин. по неприему ветвевладельца ОАО "Востоксибпромтранс". Уведомлен о подаче вагонов 17.06.2015 в 09 час. 15 мин. представитель грузополучателя ООО "Ачинский Цемент" и приемосдатчик ОМ и ТО ОАО "Востоксибпромтранс". Время нахождения подвижного состава, не принадлежащего перевозчику на путях общего пользования станции Ачинск-2 составило 11 час. 17 мин.
- N 1/2595 от 18.06.2015, согласно которому готовый к отправлению поезд 3705 простоял на станции Ачинск-2 с 14.06.2015 21 час. 50 мин. по 18.06.2015 17 час. 15 мин. по неприему ветвевладельца ОАО "Востоксибпромтранс". Уведомлен о подаче вагонов 14.06.2015 в 19 час. 50 мин. представитель грузополучателя ООО "Ачинский Цемент" и приемосдатчик ОМ и ТО ОАО "Востоксибпромтранс". Время нахождения подвижного состава, не принадлежащего перевозчику на путях общего пользования станции Ачинск-2 составило 91 час. 25 мин.
- N 1/2600 от 19.06.2015, согласно которому готовый к отправлению поезд 3701 простоял на станции Ачинск-2 с 19.06.2015 01 час. 10 мин. по 19.06.2015 02 час. 12 мин. по неприему ветвевладельца ОАО "Востоксибпромтранс". Уведомлен о подаче вагонов 18.06.2015 в 23 час. 10 мин. представитель грузополучателя ООО "Ачинский Цемент" и приемосдатчик ОМ и ТО ОАО "Востоксибпромтранс". Время нахождения подвижного состава, не принадлежащего перевозчику на путях общего пользования станции Ачинск-2 составило 01 час. 02 мин.
- N 1/2606 от 19.06.2015, согласно которому готовый к отправлению поезд 3705 простоял на станции Ачинск-2 с 18.06.2015 07 час. 50 мин. по 19.06.2015 12 час. 27 мин. по неприему ветвевладельца ОАО "Востоксибпромтранс". Уведомлен о подаче вагонов 18.06.2015 в 05 час. 50 мин. представитель грузополучателя ООО "Ачинский Цемент" и приемосдатчик ОМ и ТО ОАО "Востоксибпромтранс". Время нахождения подвижного состава, не принадлежащего перевозчику на путях общего пользования станции Ачинск-2 составило 28 час. 37 мин.
- N 1/2612 от 20.06.2015, согласно которому готовый к отправлению поезд 3703 простоял на станции Ачинск-2 с 20.06.2015 03 час. 00 мин. по 20.06.2015 05 час. 18 мин. по неприему ветвевладельца ОАО "Востоксибпромтранс". Уведомлен о подаче вагонов 20.06.2015 в 01 час. 00 мин. представитель грузополучателя ООО "Ачинский Цемент" и приемосдатчик ОМ и ТО ОАО "Востоксибпромтранс". Время нахождения подвижного состава, не принадлежащего перевозчику на путях общего пользования станции Ачинск-2 составило 02 час. 18 мин.
- N 1/2619 от 21.06.2015, согласно которому готовый к отправлению поезд 3703 простоял на станции Ачинск-2 с 20.06.2015 09 час. 25 мин. по 21.06.2015 06 час. 15 мин. по неприему ветвевладельца ОАО "Востоксибпромтранс". Уведомлен о подаче вагонов 20.06.2015 в 07 час. 25 мин. представитель грузополучателя ООО "Ачинский Цемент" и приемосдатчик ОМ и ТО ОАО "Востоксибпромтранс". Время нахождения подвижного состава, не принадлежащего перевозчику на путях общего пользования станции Ачинск-2 составило 20 час. 50 мин.
- N 1/2631 от 22.06.2015, согласно которому готовый к отправлению поезд 3707 простоял на станции Ачинск-2 с 18.06.2015 09 час. 00 мин. по 22.06.2015 12 час. 20 мин. по неприему ветвевладельца ОАО "Востоксибпромтранс". Уведомлен о подаче вагонов 18.06.2015 в 07 час. 00 мин. представитель грузополучателя ООО "Ачинский Цемент" и приемосдатчик ОМ и ТО ОАО "Востоксибпромтранс". Время нахождения подвижного состава, не принадлежащего перевозчику на путях общего пользования станции Ачинск-2 составило 99 час. 00 мин.
- N 1/2633 от 22.06.2015, согласно которому готовый к отправлению поезд 3707 простоял на станции Ачинск-2 с 18.06.2015 09 час. 00 мин. по 22.06.2015 12 час. 20 мин. по неприему ветвевладельца ОАО "Востоксибпромтранс". Уведомлен о подаче вагонов 18.06.2015 в 07 час. 00 мин. представитель грузополучателя ООО "Ачинский Цемент" и приемосдатчик ОМ и ТО ОАО "Востоксибпромтранс". Время нахождения подвижного состава, не принадлежащего перевозчику на путях общего пользования станции Ачинск-2 составило 99 час. 20 мин.
- N 1/2634 от 23.06.2015, согласно которому готовый к отправлению поезд 3701 простоял на станции Ачинск-2 с 22.06.2015 05 час. 10 мин. по 23.06.2015 01 час. 15 мин. по неприему ветвевладельца ОАО "Востоксибпромтранс". Уведомлен о подаче вагонов 22.06.2015 в 03 час. 10 мин. представитель грузополучателя ООО "Ачинский Цемент" и приемосдатчик ОМ и ТО ОАО "Востоксибпромтранс". Время нахождения подвижного состава, не принадлежащего перевозчику на путях общего пользования станции Ачинск-2 составило 20 час. 05 мин.
- N 1/2648 от 24.06.2015, согласно которому готовый к отправлению поезд 3707 простоял на станции Ачинск-2 с 24.06.2015 03 час. 30 мин. по 24.06.2015 18 час. 40 мин. по неприему ветвевладельца ОАО "Востоксибпромтранс". Уведомлен о подаче вагонов 24.06.2015 в 01 час. 30 мин. представитель грузополучателя ООО "Ачинский Цемент" и приемосдатчик ОМ и ТО ОАО "Востоксибпромтранс". Время нахождения подвижного состава, не принадлежащего перевозчику на путях общего пользования станции Ачинск-2 составило 15 час. 10 мин.
- N 1/2667 от 26.06.2015, согласно которому готовый к отправлению поезд 3709 простоял на станции Ачинск-2 с 26.06.2015 06 час. 30 мин. по 26.06.2015 22 час. 50 мин. по неприему ветвевладельца ОАО "Востоксибпромтранс". Уведомлен о подаче вагонов 26.06.2015 в 04 час. 30 мин. представитель грузополучателя ООО "Ачинский Цемент" и приемосдатчик ОМ и ТО ОАО "Востоксибпромтранс". Время нахождения подвижного состава, не принадлежащего перевозчику на путях общего пользования станции Ачинск-2 составило 16 час. 20 мин.
- N 1/2680 от 24.06.2015, согласно которому готовый к отправлению поезд 3707 простоял на станции Ачинск-2 с 27.06.2015 02 час. 25 мин. по 27.06.2015 20 час. 28 мин. по неприему ветвевладельца ОАО "Востоксибпромтранс". Уведомлен о подаче вагонов 27.06.2015 в 00 час. 25 мин. представитель грузополучателя ООО "Ачинский Цемент" и приемосдатчик ОМ и ТО ОАО "Востоксибпромтранс". Время нахождения подвижного состава, не принадлежащего перевозчику на путях общего пользования станции Ачинск-2 составило 18 час. 03 мин.
- N 1/2681 от 28.06.2015, согласно которому готовый к отправлению поезд 3701 простоял на станции Ачинск-2 с 25.06.2015 11 час. 50 мин. по 28.06.2015 06 час. 55 мин. по неприему ветвевладельца ОАО "Востоксибпромтранс". Уведомлен о подаче вагонов 25.06.2015 в 09 час. 50 мин. представитель грузополучателя ООО "Ачинский Цемент" и приемосдатчик ОМ и ТО ОАО "Востоксибпромтранс". Время нахождения подвижного состава, не принадлежащего перевозчику на путях общего пользования станции Ачинск-2 составило 67 час. 05 мин.
- N 1/2683 от 28.06.2015, согласно которому готовый к отправлению поезд 3703 простоял на станции Ачинск-2 с 25.06.2015 20 час. 10 мин. по 28.06.2015 08 час. 35 мин. по неприему ветвевладельца ОАО "Востоксибпромтранс". Уведомлен о подаче вагонов 25.06.2015 в 18 час. 10 мин. представитель грузополучателя ООО "Ачинский Цемент" и приемосдатчик ОМ и ТО ОАО "Востоксибпромтранс". Время нахождения подвижного состава, не принадлежащего перевозчику на путях общего пользования станции Ачинск-2 составило 60 час. 25 мин.
- N 1/2703 от 29.06.2015, согласно которому готовый к отправлению поезд 3703 простоял на станции Ачинск-2 с 27.06.2015 04 час. 00 мин. по 29.06.2015 09 час. 29 мин. по неприему ветвевладельца ОАО "Востоксибпромтранс". Уведомлен о подаче вагонов 27.06.2015 в 02 час. 00 мин. представитель грузополучателя ООО "Ачинский Цемент" и приемосдатчик ОМ и ТО ОАО "Востоксибпромтранс". Время нахождения подвижного состава, не принадлежащего перевозчику на путях общего пользования станции Ачинск-2 составило 53 час. 29 мин.
Указанные акты общей формы ответчиком не подписаны, с возражениями, отраженными в актах общей формы (представлены в материалы дела). Акты подписаны представителем грузополучателя ООО "Ачинский Цемент".
В материалы дела также представлены ведомости подачи и уборки вагонов, книги уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку, памятки приемосдатчика, уведомления о передаче вагонов на выставочный путь, анализ наличия вагонов на станции, которые не были приняты владельцем за период с 07.06.2015 по 29.06.2015, анализ памяток с 07.06.2015 по 29.06.2015.
На основании статьи 39 Устава железнодорожного транспорта, в соответствии с Тарифным руководством N 2, в ведомостях подачи и уборки вагонов начислена плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе по ведомостям: N 64156 - плата начислена в размере 16530 рублей; N 64157 - плата начислена в размере 312 рублей; N 64287 - плата начислена в размере 9066 рублей; N 64288 - плата начислена в размере 66584 рублей; N 65360 - плата начислена в размере 4488 рублей; N 65166 - плата начислена в размере 668 рублей; N 65167 - плата начислена в размере 4095 рублей; N 65168 - плата начислена в размере 47594 рублей; N 66169 - плата начислена в размере 531 рублей; N 66812 - плата начислена в размере 10710 рублей; N 65169 - плата начислена в размере 1430 рублей; N 65170 - плата начислена в размере 10545 рублей; N 66171 - плата начислена в размере 13052 рублей; N 66172 - плата начислена в размере 9680 рублей; N 77173 - плата начислена в размере 5498 рублей; N 66174 - плата начислена в размере 5960 рублей; N 66175 - плата начислена в размере 9006 рублей; N 66173 - плата начислена в размере 31217 рублей; N 66170 - плата начислена в размере 3752 рублей; N 66001 - плата начислена в размере 475 рублей.
Общая сумма начисленной истцом платы составила 251193 рублей (296407 рублей 74 копеек с учетом НДС). Ведомости подписаны представителем ОАО "В-Сибпромтранс".
Ссылаясь на то, что сумма начисленной платы ответчиком не оплачена, истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции установил факт задержки вагонов из-за неприема их ветвевладельцем по причинам, независящим от истца.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не установил оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены обжалуемого судебного акта.
Статьями 8, 307 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что правоотношения сторон возникли в связи с исполнением договора от 19.08.2005 N 47, которые регулируются нормами главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
Согласно статье 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
В соответствии со статьей 791 Гражданского кодекса Российской Федерации погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груз.
Статьей 793 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Согласно статье 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, упомянутые лица вносят перевозчикам плату за пользование вагонами, контейнерами. Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
Статьей 119 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" установлено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 разработаны и утверждены Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (далее - Правила), согласно пункту 3.1 которых факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, удостоверяется актом общей формы.
Согласно пункту 3.2.4 Правил ни перевозчик, ни грузополучатель не имеет право отказаться от подписания акта общей формы. При несогласии с содержанием акта общей формы перевозчик или грузополучатель вправе изложить свое мнение. В этом случае необходимо в акте общей формы напротив подписи указать: "С разногласиями" или "С возражением".
Согласно пункту 3.2.4 Правил ни перевозчик, ни грузополучатель не имеет право отказаться от подписания акта общей формы. При несогласии с содержанием акта общей формы перевозчик или грузополучатель вправе изложить свое мнение. В этом случае необходимо в акте общей формы напротив подписи указать: "С разногласиями" или "С возражением".
Имеющиеся разногласия или возражения должны быть направлены перевозчику в день составления акта общей формы, либо не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы.
Истцом в подтверждение обстоятельств, послуживших основанием для начисления ответчику платы, в материалы дела представлены акты общей формы. На основании указанных актов общей формы истцом оформлены ведомости подачи и уборки спорных вагонов.
Довод ответчика о недоказанности обстоятельств, послуживших основанием для начисления платы, отклоняются судом, по следующим основаниям:
Согласно части 12 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, если вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату. Плата начисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком о готовности их к подаче.
Согласно пункту 4 Приказа МПС РФ от 18.06.2003 N 28 (в ред. от 03.10.2011) "Об утверждении Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом" о времени подачи грузоотправителю вагонов, контейнеров под погрузку перевозчик уведомляет грузоотправителя не позднее чем за два часа до подачи с одновременной регистрацией такого уведомления в книге уведомлений о времени подачи вагонов, контейнеров под погрузку.
В пункте 5 договора N 47 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "В-Сибпромтранс", примыкающего к станции Ачинск-2 Красноярской железной дороги" от 19.08.2005 согласован порядок такого уведомления. В материалы дела представлена копия выписки из книги уведомлений, которая подписана представителем владельца без возражений, согласно которой перевозчик уведомил по телефону представителя владельца о готовности к подаче вагонов на пути необщего пользования. Данное обстоятельство также зафиксировано в актах общей формы, на основании чего, в ведомостях подачи и уборки вагонов истцом начислена плата.
Однако, ответчик в нарушение условий договора не своевременно забирал вагоны готовые к подаче. О чем свидетельствуют акты общей формы, представленные в материалы дела и справка о наличие вагонов на станции которые не были приняты владельцем в спорный период. Согласно сведениям, указанным в актах и в справке, готовые к подаче вагоны простаивали на станции до 17 дней, по причине того, что владелец их не забирал.
В спорный период времени контрагентом ООО "Ачинский цемент" систематически нарушались технологические нормы погрузки/выгрузки, что подтверждается памятками приемосдатчика и их анализом.
Согласно пункту 12 договора N 47 на железнодорожном пути необщего пользования установлен технологический срок оборота вагонов для летнего периода 21.0 час. По состоянию с 26.06.2015 по 30.07.2015 превышение технологических норм погрузки/выгрузки составило от 4 часа до 1664 час, что в несколько раз превышает согласованный сторонами срок.
Таким образом, контрагент владельца в спорный период времени не справлялся с погрузкой/выгрузкой того количества вагонов, который был подан на пути необщего пользования, вследствие чего не забирал готовые к подаче вагоны со станции Ачинск-2.
Довод ответчика о том, что на приемо-отправочных железнодорожных путях ОАО "В-Сибпромтранс" простаивали готовые к уборке вагоны по вине ОАО "РЖД" является не состоятельным и правомерно отклонен судом первой инстанции.
Согласно пункту 9 договора готовые к сдаче с железнодорожных путей необщего пользования вагоны убираются перевозчиком в течение 5-ти часов с момента передачи уведомления о готовности вагонов к сдаче. Представленные истцом уведомления и памятки приемосдатчика за спорный период подтверждаю факт того, что вагоны перевозчиком убирались вовремя, без нарушений.
Довод ответчика о нарушении части 2 статьи 16 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденный Приказом МПС России 18.06.2003 г. N 29 является несостоятельным.
Частью 2 пункта 16 Правил N 29 предусмотрено, что перевозчик уведомляет грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования о времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту их выгрузки грузополучателем или на железнодорожные выставочные пути при обслуживании грузополучателя локомотивом владельца железнодорожного пути необщего пользования или пользователя не позднее чем за два часа до объявленной подачи вагонов, контейнеров, если иное не предусмотрено соглашением между ними.
При подаче вагонов с опозданием против срока, указанного в уведомлении, не более двух часов вагоны считаются поданными с момента фактической подачи. Если опоздание превышает два часа, то перевозчик обязан вновь уведомить грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования или пользователя, обслуживающего грузополучателя своим локомотивом, о предстоящей подаче.
Ответчик в установленный пунктом 16 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003, срок не дал распоряжение на открытие входного светофора и въезд состава поезда на выставочные пути, как закреплено в пункте 1 Приложения N 3 Инструкции по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте РФ, утв. Приказом Минтранса России от 04.06.2012 г. N 162.
Повторное уведомление подается перевозчиком только в том случае, если опоздание подачи вагонов зависело от перевозчика.
Представленными в материалы дела актами общей формы ГУ-23 подтверждается, что вагоны простаивали на путях станции Ачинск-2 по неприему ветвевладельца ОАО "В-Сибпромтранс" то есть причина неприема вагонов зависела от ответчика, а не от истца, следовательно, повторное уведомление не требуется.
Возражения ОАО "В-Сибпромтранс" содержащиеся в актах общей формы, что подача вагонов в указанное в уведомлении истца время не произведена не смотря на то, что пути необщего пользования и места погрузки, выгрузки Ачинского ПППЖТ филиала ОАО "В-Сибпромтранс" свободны, не могут быть приняты во внимание.
Перевозчик готов подать вагоны на выставочные пути, однако ответчик не дает распоряжение на открытие входного светофора, тем самым препятствует ОАО "РЖД" выполнить обязательства по подачи вагонов на выставочные пути станции Заводская, Предзаводская.
Возражения ОАО "В-Сибпромтранс" содержащиеся в актах общей формы, что подача вагонов в указанное в уведомлении истца время не произведена не смотря на то, что пути необщего пользования и места погрузки, выгрузки Ачинского ПППЖТ филиала ОАО "В-Сибпромтранс" свободны, не принимаются судом.
Из материалов дела следует, что перевозчик готов был подать вагоны на выставочные пути, однако, ответчик не давал распоряжение на открытие входного светофора, тем самым препятствовал ОАО "РЖД" выполнить обязательства по подачи вагонов на выставочные пути станции Заводская, Предзаводская.
Ссылка ответчика на часть 18 статьи 39 УЖТ РФ является необоснованной.
Грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), а также обслуживающие грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своими локомотивами владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, в случае, если вагоны находятся на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования или владельцев вагонов.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
Ответчик ссылается на отсутствие причин в неприеме вагонов зависящих от него, при этом доказательств, о том, что входной светофор был открыт и имелось разрешение на заезд на выставочные пути не представлено.
Правильно применив указанные нормы материального права и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции обоснованно установил, что в материалы дела представлены выписки из книг уведомлений о времени и подачи вагонов под погрузку или выгрузку, в которых отражены дата и время подачи уведомлений, планируемое время подачи вагонов, кто принял уведомление - ФИО, должность (место ведения книг - Предзаводская). В подтверждение факта систематического нарушения технологических сроков оборота вагонов истец представил в материалы дела памятки приемосдатчика и их анализ за спорный период. Плата по настоящему исковому заявлению начислена именно за период, когда было подано уведомление о готовности вагонов к подаче и ответчиком через два часа вагоны не были забраны с путей общего пользования.
Таким образом, поскольку основания для начисления ответчику платы за нахождение вагонов на путях общего пользования имеются, арбитражный суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что в заключенном между истцом и ответчиком договоре от 19.08.2005 N 47 не был согласован размер платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге.
Данный довод подлежит отклонению как необоснованный, поскольку расчет исковых требований произведен по ставкам таблицы N 1 Тарифного руководства, утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1, которые были действующими в момент рассмотрения дела. В пункте 7 договора от 19.08.2005 N 47 истец и ответчик согласовали обязанность владельца по внесению платы за простой вагонов в случае непринятия владельцем вагонов по причинам, не зависящим от перевозчика, вследствие чего перевозчиком в ведомостях подачи и уборки вагонов и была начислена плата на ОАО "В-Сибпромтранс".
Довод ответчика относительно того, что решение является незаконным в связи с тем, что суд в описательной части решения сослался на пункты 7, 17.1 договора от 19.08.2005 N 47, является несостоятельной.
Данная ссылка суда на пункты 7, 17.1 договора не свидетельствует о принятии неправомерного судебного акта по существу спора, так как в мотивировочной части решения суд ссылается на часть 11 ст. 39 УЖТ РФ и удовлетворяет требования истца именно о взыскании платы за время нахождения вагонов ну путях общего пользования, а не платы за пользование вагонами.
Заявитель жалобы полагает, что судом не учтена вина грузополучателя и отсутствие вины владельца ОАО "В-Сибпромтранс" в задержке вагонов.
Статья 39 УЖТ РФ определяет круг лиц, на которых может быть возложена обязанность по внесению платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава.
Между ОАО "РЖД" и ОАО "В-Сибпромтранс" заключен договор N 47 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "В-Сибпромтранс", примыкающего к станции Ачинск-2 Красноярской железной дороги" от 19.08.2005. В п. 7 указанного договора стороны согласовали обязанность Владельца по внесению платы за простой вагонов в случае непринятия Владельцем вагонов по причинам не зависящим от перевозчика.
Невозможность приема вагонов Владельцем пути была обусловлена систематическим нарушением технологических норм погрузки/выгрузки контрагентом ООО "Ачинский цемент". По состоянию с 07.06.2015 по 27.06.2015 превышение технологических норм погрузки/выгрузки составило от 4 часов до 1664 часов, что в несколько раз превышает согласованный сторонами срок.
Таким образом, контрагент Владельца в спорный период времени не справлялся с погрузкой/выгрузкой того количества вагонов, который был подан на пути необщего пользования. Вследствие чего владелец и не давал согласия на готовые к подаче вагоны со станции Ачинск-2.
Довод заявителя жалобы о том, что вагоны перевозчиком подавались без уведомления, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Согласно п.4 Приказа МПС РФ от 18.06.2003 N 28 (ред. от 03.10.2011) "Об утверждении Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом" о времени подачи грузоотправителю вагонов, контейнеров под погрузку перевозчик уведомляет грузоотправителя не позднее чем за два часа до подачи с одновременной регистрацией такого уведомления в книге уведомлений о времени подачи вагонов, контейнеров под погрузку.
В пункте 5 договора N 47 согласован порядок такого уведомления.
Перевозчик требования закона и условия договора исполнил, путем уведомления по телефону представителя владельца о готовности к подаче вагонов на пути необщего пользования.
В доказательство чего, в материалах дела имеется копии книги уведомлений. Выписки из книг уведомлений содержат подпись представителя Владельца в получении данного уведомления без возражений.
Данное обстоятельство было также зафиксировано в актах общей формы. На основании чего, в ведомостях подачи и уборки вагонов и начислена плата.
В п. 2.5.1. Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути Ачинского филиала ОАО "В-Сибпромтранс" примыкающего к станции Ачинск-2 и Пригородный Красноярской железной дороги предусмотрено, что отправление поездов со станции Ачинск-2 на станцию Предзаводская АГГПЖТ производится по предварительному согласованию дежурных по обеим станциям, по устройствам ПАБ и разрешающему показанию входных светофоров. Отправление поездов со станции Предзаводская АППЖТ на станции Ачинск-2 производится по предварительному согласованию дежурных по обеим станциям, по устройствам ПАБ и разрешающему показанию выходных светофоров.
Ответчик в нарушение условий Инструкции не давал согласия на прием вагонов готовых к подаче. О чем свидетельствуют акты общей формы представленные в материалы дела и справка о наличие вагонов на станции в ожидании подачи в спорный период. Согласно сведений указанных в актах и в справке, готовые к подаче вагоны простаивали на станции до 17 дней, по причине зависящим от Владельца.
Кроме того, возражения ответчика в актах общей формы носят формальный характер, так как в возражениях не отражена вина непосредственно истца.
Таким образом, арбитражный апелляционный суд полагает, что доводы апелляционной жалобы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
На основании вышеизложенного, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и дал им правильную оценку и не допустил нарушения норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения Арбитражного суда Красноярского края от 17 августа 2016 года по N А33-3839/2016 не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3000 рублей относятся на заявителя апелляционной жалобы (ответчика) и уплачены им при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 17 августа 2016 года по делу N А33-3839/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
В.В. Радзиховская |
Судьи |
О.Ю. Парфентьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-3839/2016
Истец: ОАО РЖД в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО РЖД
Ответчик: ОАО "Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта", ОАО ВостокСибпромтранс
Третье лицо: ООО "Ачинский Цемент"