Требование: о признании незаконным акта органа власти, об оспаривании действий
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Хабаровск |
|
07 октября 2016 г. |
А16-518/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Вертопраховой Е.В., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
от Муниципального унитарного предприятия "Ленинское районное автотранспортное предприятие" муниципального образования "Ленинский муниципальный район" Еврейской автономной области: Сычев А.В., директор, распоряжение от 16.09.2016 N 134; Штельм К.С., представитель по доверенности от 14.03.2016;
от Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта: Дранцева М.В., представитель по доверенности от 11.12.2015 N 2/02;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Ленинское районное автотранспортное предприятие" муниципального образования "Ленинский муниципальный район" Еврейской автономной области
на решение от 06.07.2016
по делу N А16-518/2016
Арбитражного суда Еврейской автономной области
принятое судьей Серовой О.Н.
по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Ленинское районное автотранспортное предприятие" муниципального образования "Ленинский муниципальный район" Еврейской автономной области
к Дальневосточному межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о признании незаконным предписания и распоряжения
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Ленинское районное автотранспортное предприятие" муниципального образования "Ленинский муниципальный район" Еврейской автономной области (далее - заявитель, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением к Дальневосточному межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление, административный орган) об оспаривании действий должностного лица по проведению внеплановой проверки, распоряжения от 17.02.2016, предписания от 26.02.2016.
Определением от 22.04.2016 суд удовлетворил заявление Предприятия в принятии обеспечительных мер, приостановил действие предписания от 26.02.2016 N 000389.
Решением суда от 06.07.2016 в удовлетворении заявленных Предприятием требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, Предприятие обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы ссылается на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, в частности указывает на то, что оспариваемое решения, не содержит мотивировочной части. Кроме того считает, что распоряжение о проведении проверки является незаконным, поскольку на момент вынесения распоряжения административный орган не располагал правовыми основаниями для его вынесения, что является грубым нарушением требований, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, в связи с чем результаты проверки являются незаконными.
В судебном заседании апелляционного суда директор Предприятия и его представитель на доводах жалобы настаивали, просили судебный акт отменить, принять новое решение, которым заявленные требования удовлетворить.
Управление в своих возражениях, представитель в судебном заседании, выразили несогласие с жалобой Предприятия, указав при этом, что распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки вынесено на основании информации, поступившей от органов ГИБДД УМВД по ЕАО по факту произошедшего дорожно-транспортного происшествия с причинением вреда здоровью гражданина. Кроме того указал на то, что Определением суда первой инстанции от 22.04.2016 приняты обеспечительные меры о приостановлении действия оспариваемого предписания и в настоящее время автобусы предприятия продолжают осуществлять перевозку пассажиров с нарушением транспортного законодательства, не устранение которых влечет угрозу жизни и здоровью людей.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и отзыва на нее, выслушав участников процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что на основании информации, поступившей 15.02.2016 в Территориальный отдел по ЕАО Дальневосточного межрегионального УГАДН от отдела ГИБДД УМВД России по ЕАО о дорожно-транспортном происшествии, произошедшем 10.01.2016, должностным лицом Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта 17.02.2016 вынесено распоряжение N 07-029Е о проведении внеплановой документарной проверки в отношении Предприятия, на предмет соблюдения юридическим лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Проведенной проверкой, оформленной актом от 26.02.2016 N 46, установлены нарушения обязательных требований в области автомобильного транспорта, требований технических регламентов.
По итогам проверки Предприятию выдано предписание от 26.02.2016 N 000389 согласно которому, заявителю предписано:
-в срок до 27.02.2016 организовать учет путевых листов. Организовать ведение журнала регистрации путевых листов. В соответствии с требованиями п. 17 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении реквизитов и порядка заполнения путевых листов" (пункт 1);
-в срок до 27.02.2016 обеспечить заполнение путевых листов в соответствии с требованиями нормативных актов. Даты, время выезда/заезда и показания одометра заверять штампом или подписью уполномоченного лица. Указывать дату и время проведения послерейсового медицинского осмотра водителя. Указывать фамилию, имя, отчество медицинского работника, проводившего предрейсовый и (или) послерейсовый медицинский осмотр. Обеспечить внесение сведений о месте проведения контроля технического состояния транспортного средства. В соответствии с требованиями; п. 13, п. 16 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении реквизитов и порядка заполнения путевых листов"; п. 29 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 N 7; ч. 1 ст. 20 Федерального закона РФ от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"; п. 1 ст. 6 Федерального закона РФ от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"; п. 16. 17 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.12.2014 N 835н (пункт 2);
-в срок до 04.03.2016 направить на прохождение медосвидетельствования водителей, не имеющих медицинских справок установленной формы. В соответствии с требованиями: ст.20, 23 Федерального закона РФ от 10.12.1995 196-ФЗ "О безопасности дорожного движений"; ст.65 Федерального закона РФ от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (пункт 3);
-в срок до 14.03.2016 обеспечить планирование мероприятий, обеспечивающих безопасность перевозок. Разработать план мероприятий по подготовке работников к безопасной работе. Разработать план мероприятий по подготовке транспортных средств к безопасной эксплуатации. В соответствии с требованиями: п. 6 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 N 7; ч.1 ст.20 Федерального закона РФ от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (пункт 4);
-в срок до 26.03.2016 организовать учет дорожно-транспортных происшествий с участием принадлежащих предприятию (индивидуальному предпринимателю) транспортных средств, путем фиксации установленных фактов в журнале учета ДТП. В соответствии с требованиями: п.3, 15 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.1995 N 647; ч.1 ст.20 Федерального закона РФ от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (пункт 5);
-в срок до 26.03.2016 устранить нарушения в порядке учета дорожно-транспортных происшествий. Организовать ведение журнала учета ДТП. В соответствии с требованиями: п.6 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.1995 N 647; Приложение Приказа Минтранса РФ от 02.04.1996 N 22 "Об утверждении формы учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств" (пункт 6);
-в срок до 26.03.2016 организовать ежемесячную сверку с управлениями (отделами) органа внутренних дел сведений о дорожно-транспортных происшествиях, совершенных с участием принадлежащих субъекту транспортных средств в соответствии с требованиями: п.18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.1995 N 647 (пункт 7);
-в срок до 14.03.2016 обеспечить проведение анализа причин и условий дорожно-транспортных происшествий с участием транспортных средств, принадлежащих субъекту транспортной деятельности. Организовать проведения анализа причин и условий ДТП. В соответствии с требованиями: п. 6 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 N 7; ст.20 Федерального закона РФ от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (пункт 8);
- в срок до 14.03.2016 организовать процесс доведения до водителей необходимой информацией путем проведения инструктажей. Организовать проведение вводных инструктажей со всеми водителями при приеме их на работу независимо от уровня квалификации и стажа работы. Организовать проведение предрейсовых инструктажей при отправлении водителя по маршруту движения впервые. Организовать проведение сезонных инструктажей со всеми водителями два раза в год - в весенне-летний и осенне-зимний периоды. Организовать проведение специальных инструктажей с водителями при необходимости срочного доведения до них информации об изменениях и осложнениях, влияющих на профессиональную деятельность водителей. В соответствии с требованиями: п. 18, п. 19, п. 20, п. 21 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим 'транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 N 7; ст.20, 23 Федерального закона РФ от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (пункт 9);
-в срок до 26.03.2016 устранить нарушения порядка проведения и учета инструктажей водителей. Разработать инструкции по составу и проведению инструктажей водителей. Организовать контроль и учет проведения инструктажей водительского состава путем ведение журнала инструктажей. В соответствии с требованиями: п. 23 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 N 7; ст.20 Федерального закона РФ от 10.12.1995 N 196-ФЗ"О безопасности дорожного движения" (пункт 10);
-в срок до 14.03.2016 организовать проведение мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в ДТП. В соответствии с требованиями: Приложение 2 п. 1.6 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 N 7; п.1 ст.20, п.10 ст.23 Федерального закона РФ от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения": ст.31 Федерального закона РФ от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (пункт 11);
-в срок до 26.03.2016 провести стажировку водителей. Организовать проведение ежегодной квалификационной подготовки водительского состава. В соответствии с требованиями: Приложение 2 п. 1.3 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 N 7; ч. 1 ст.20 Федерального закона РФ от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (пункт 12);
-в срок до 26.03.2016 оформить лицензию на выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). Нарушены требования: пункта 24 статьи 12 федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (пункт 13);
-в срок до 04.03.2016 разработать схемы маршрутов в виде графического условного изображения, с указанием остановочных пунктов, расстояний между ними, а также характерных ориентиров и опасных участков. В соответствии с требованиями: п.2.3.1.9 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12.05.2003 N 28; п.6 Порядка формирования сета регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 14.08.2003 N 178; п.62 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 N 7; ст.20 Федерального закона РФ от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (пункт 14).
Не соглашаясь с распоряжением от 17.02.2016 N 07-029Е о проведении внеплановой документарной проверки, действиями по ее проведению и предписанием об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 26.02.2016 N 000389, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Предприятия в сфере экономической деятельности, последнее обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд, который, рассмотрев спор, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, считает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат в связи со следующим.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из приведенных норм следует, что решение и действия (бездействие) государственных органов могут быть признаны арбитражным судом незаконными при доказанности одновременно двух условий: несоответствия оспариваемых решений, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Порядок организации и проведения проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля регламентируется Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 10 названного Закона предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Пунктом 2 части 2 указанной статьи предусмотрено, что основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В статье 14 Закона N 294-ФЗ определен порядок организации проверки, в том числе требования, предъявляемые к содержанию распоряжения о ее проведении, согласно которым в распоряжении (приказе) о проведении проверки указываются, в том числе, цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами; сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки; перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю; перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки; даты начала и окончания проведения проверки.
В силу части 1 статьи 14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Из содержания распоряжения от 17.02.2016 N 07-029Е следует, что целью проверки МУП "Ленинское районное автотранспортное предприятие" МО "Ленинский муниципальный район" ЕАО является осуществление государственного контроля за исполнением юридическим лицом нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность в области автомобильного транспорта, требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Основанием внеплановой документарной проверки послужило поступление 15.02.2016 в Управление информации от отдела ГИБДД УМВД России по ЕАО по факту дорожно-транспортного происшествия с участием транспортного средства, принадлежащего Предприятию, в результате которого причинен вред здоровью гражданина.
Таким образом, при назначении проверки административным органом нарушений Закона N 294-ФЗ допущено не было, в связи с чем, требование заявителя о признании незаконным оспариваемого распоряжения удовлетворению не подлежит.
В действиях должностного лица проводившего проверку также не установлено нарушений действующего законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, помимо прочего обязаны: организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Во исполнение приведенных законоположений Приказом Минтранса России от 15.01.2014 N 7 утверждены Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации.
Согласно пункту 6 указанных Правил в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий субъект транспортной деятельности осуществляет ежегодное планирование мероприятий, указанных в Перечне.
В пункте 1 Перечня указаны мероприятия по подготовке работников, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе, которые должны быть проведены субъектом транспортной деятельности или уполномоченное им лицом, пунктом 2 Перечня регламентированы мероприятия по подготовке транспортных средств к безопасной эксплуатации.
На момент проверки план мероприятий по подготовке работников к безопасной работе и план мероприятий по подготовке транспортных средств к безопасной работе отсутствовали.
В соответствии с пунктом 18 Правил N 7 вводный инструктаж проводится со всеми водителями при приеме их на работу независимо от уровня квалификации и стажа работы.
В силу пункта 19 Правил N 7 предрейсовый инструктаж проводится при отправлении водителя по маршруту движения впервые; при перевозке детей; при перевозке опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
Согласно пункту 20 Правил N 7 сезонные инструктажи проводятся со всеми водителями два раза в год - в весенне-летний и осенне-зимний периоды.
В соответствии с пунктом 21 Правил N 7 специальный инструктаж проводится со всеми водителями при необходимости срочного доведения до них информации.
В силу пункта 23 Правил N 7 субъектом транспортной деятельности осуществляется документальный учет сведений о лицах (фамилия, имя, отчество, занимаемая должность), проходивших и проводивших инструктаж, виде инструктажа и дате его проведения. Результаты этого учета хранятся субъектом транспортной деятельности в течение не менее трех лет.
В нарушение указанных пунктов предприятие не обеспечило водителей необходимой информацией путем проведения инструктажей; инструкции на предприятии отсутствуют; контроль и учет проводимых инструктажей не организован; журнал регистрации инструктажей отсутствует.
В нарушение пунктов 1.3, 1.6 Приложения 2 к Правилам N 7 не проведена стажировка водителей, а так же не проведены мероприятия по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в ДТП.
Кроме того, Предприятие не обеспечило водителей схемой маршрута с указанием опасных участков, что не соответствует требованиям подпункта 1 пункта 62 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014 N 7.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта" (далее - Закон N 259-ФЗ) обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение части 1 статьи 6 Закона N 259-ФЗ Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (далее - Приказ N 152) утверждены обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов.
В соответствие с пунктами 13, 16, 17 Приказа N 152 даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя; даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества; собственники (владельцы) транспортных средств обязаны регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов.
Управлением в ходе проверки установлено, что Предприятием журнал учета путевых листов не ведется; путевые листы заполнены с нарушениями: даты, время заезда/выезда и показания одометра не заверены штампом или подписью уполномоченного лица; дата и время проведения послерейсового медицинского осмотра водителя отсутствует; так же отсутствует информация о медицинском работнике, проводившем медицинские осмотры; нет сведений о месте проведения контроля технического состояния транспортного средства.
Кроме того, в нарушение статей 20, 23 Закона N 196-ФЗ, статьи 65 Федерального закона РФ от 21.11.2011 N 323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" у работников организации отсутствуют медицинские справки о допуске водителя к управлению транспортным средством.
Согласно статье 20 Федерального закона N 196-ФЗ на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, возложены обязанности анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств.
Порядок ведения государственного учета, использования учетных сведений и формирования отчетных данных в области обеспечения безопасности дорожного движения устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 N 647 все ДТП подлежат учету. Учет ДТП осуществляется для изучения причин и условий их возникновения и принятия мер по устранению этих причин и условий.
Согласно пункту 15 Правил N 647 владельцы транспортных средств учитывают дорожно-транспортные происшествия с участием принадлежащих им транспортных средств независимо от места их совершения.
Пунктом 18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий на владельцев транспортных средств возложена обязанность ежемесячно сверять с органами внутренних дел сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.
Апелляционным судом установлено, что Предприятием при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования, указанные выше требования Правил N 647 в части организации учета, анализа и устранения причин нарушений водителями требований ПДД, а так же сверки с органами ГИБДД сведений о ДТП, выполнены не были.
В соответствии с подпунктом 24 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.
Вместе с тем, Предприятие осуществляет деятельность в отсутствие лицензии.
Таким образом, коллегия приходит к выводу, что все пункты оспариваемого предписания вынесены на основании и во исполнение нормативных правовых актов, нормативных технических актов, стандартов и норм, регламентирующих деятельность транспортного комплекса, выполнять которые обязаны юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств.
Материалами дела подтверждается и актом проверки от 26.02.2016 N 46 зафиксированы нарушения вышеуказанных правил и норм.
Таким образом, оспоренное по настоящему делу предписание следует признать вынесенным при достаточных основаниях и соответствующим закону, что исключает возможность удовлетворения требований о признании его недействительным.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 06.07.2016 по делу N А16-518/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-518/2016
Истец: МУП "Ленинское районное автотранспортное предприятие" муниципального образования "Ленинский муниципальный район" Еврейской автономной области
Ответчик: Дальневосточное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Третье лицо: Дальневосточное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта