Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Вологда |
|
01 ноября 2016 г. |
Дело N А05-4955/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 01 ноября 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 июля 2016 года по делу N А05-4955/2016 (судья Звездина Л.В.),
установил:
закрытое акционерное общество "Бункерная компания" (ОГРН 1022900512271, ИНН 2901075478; место нахождения: 163035, город Архангельск, улица Дежневцев, дом 34, корпус 1, строение 3; далее - ЗАО "Бункерная компания", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН 1022900536010, ИНН 2901043148; место нахождения: 163060, город Архангельск, улица Урицкого, дом 47; далее - управление) о признании незаконными пунктов N 2-5, 7-13 предписания от 04.02.2016 N 19/294.
Решением суда Арбитражного суда Архангельской области заявленные требования общества удовлетворены.
Управление с обжалуемым решением не согласилось и обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что оспариваемое предписание вынесено компетентным органом в рамках предоставленных ему законодательством полномочий. По мнению управления, основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения применяются к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, независимо от рода деятельности лица, то есть вне зависимости от того является ли он водителем, либо занимает иную должность. Неправомерным управление считает вывод суда об отсутствии в штате общества водителей, поскольку это не дает право лицам при выполнении своих должностных обязанностей совмещающим функции водителя, не соблюдать требования статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ).
Общество в отзыве опровергло доводы жалобы, просило обжалуемый судебный акт оставить без изменений, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим разбирательство по делу произведено без их участия в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, в соответствии с ежегодным планом проведения проверок и на основании приказа от 22.07.2015 N 293-АТ управлением в период с 03.08.2015 по 19.08.2015 проведена плановая выездная проверка общества с целью осуществления государственного контроля (надзора).
По результатам проверки составлен акт от 19.08.2015 N 174/294 и обществу выдано предписание от 04.02.2016 N 19/294.
Названным предписанием на заявителя возложена обязанность в срок до 04.03.2016 устранить выявленные нарушения транспортного законодательства и выполнить следующие мероприятия:
1. Организовать учет путевых листов, организовать ведение журнала регистрации путевых листов в соответствии с требованиями пункта 17 Приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении реквизитов и порядка заполнения путевых листов";
2. Обеспечить наличие штатного специалиста, осуществляющего предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств, имеющего высшее или среднее профессиональное медицинское образование и прошедшего обучение по дополнительной образовательной программе "Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств", или заключить договор с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию, в соответствии с требованиями Приложения 1 пункта 12 Приказа Минтранса России от 15.01.2014 N 7 "Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" (далее - Правила N 7); статей 20, 23 Закона N 196-ФЗ;
3. Обеспечить соблюдение требований об обязательных периодических медицинских осмотрах, организовать проведение периодических медицинских осмотров водителей транспортных средств в соответствии с требованиями Приложения 1 пункта 12 Правил N 7, статей 20, 23 Закона N 196-ФЗ, статьи 24 пункта 2 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
4. Обеспечить планирование мероприятий, обеспечивающих безопасность перевозок, разработать план мероприятий по подготовке работников к безопасной работе. Разработать план мероприятий по подготовке транспортных средств к безопасной эксплуатации (в соответствии с требованиями Приложения 1 пункта 6, Приложения 2 пункта 1, Приложения 1 пункта 6, Приложения 2 пункта 2 Правил N 7, части 1 статьи 20 Закона N 196-ФЗ);
5. Обеспечить выполнение контроля соблюдения мероприятий по подготовке работников субъекта транспортной деятельности к безопасной работе и подготовки транспортных средств к безопасной эксплуатации, организовать проведение проверок соблюдения мероприятий по обеспечению безопасности перевозок в соответствии с требованиями Приложения 1 пункта 5, Приложения 2 Правил N 7, статьи 20 Закона N 196-ФЗ;
6. Организовать учет дорожно-транспортных происшествий с участием принадлежащих предприятию (индивидуальному предпринимателю) транспортных средств, путем фиксации установленных фактов в журнале учета ДТП в соответствии с требованиями п.3, 15 постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 N 647 "Об утверждении правил учета дорожно-транспортных происшествий"; части 1 статьи 20 Закона N 196-ФЗ;
7. Устранить нарушения в порядке учета дорожно-транспортных происшествий, организовать ведение журнала учета ДТП в соответствии с требованиями пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 N 647 "Об утверждении правил учета дорожно-транспортных происшествий", Приложения приказ Минтранса России от 02.04.1996 N 22 "Об утверждении формы учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств";
8. Организовать ежемесячную сверку с управлениями (отделами) органа внутренних дел сведений о дорожно-транспортных происшествиях, совершенных с участием принадлежащих субъекту транспортных средств в соответствии с требованиями пункта 18 постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 N 647 "Об утверждении правил учета дорожно-транспортных происшествий";
9. Обеспечить проведение анализа причин и условий дорожно-транспортных происшествий с участием транспортных средств, принадлежащих субъекту транспортной деятельности, организовать проведения анализа причин и условий ДТП в соответствии с требованиями приказа Минавтотранса РСФСР от 26.04.1990 N 49 "Об утверждении Положения о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий", Приложения 1 пункта 6 Правил N 7, статьи 20 Закона N 196-ФЗ;
10. Организовать процесс доведения до водителей необходимой информацией путем проведения инструктажей. Организовать проведение вводных инструктажей со всеми водителями при приеме их на работу независимо от уровня квалификации и стажа работы. Организовать проведение предрейсовых инструктажей при отправлении водителя по маршруту движения впервые; при перевозке детей; при перевозке опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Организовать проведение сезонных инструктажей со всеми водителями два раза в год - в весенне-летний и осенне-зимний периоды. Организовать проведение специальных инструктажей с водителями при необходимости срочного доведения до них информации об изменениях и осложнениях, влияющих на профессиональную деятельность водителей. Исключить допуск водителей к работе, связанной с управлением транспортными средствами, без прохождения ими соответствующих инструктажей (в соответствии с требованиями Приложения 1 пункта 18, Приложения 1 пункта 19, Приложения 1 пункта 20, Приложения 1 пункта 21, Приложения 1 пункта 22 Правил N 7; пункта 1.3, пункта 2, пункта 3, пункта 5, пункта 6 РД-200-РСФСР-12-0071-86-09. Руководящий документ "Положение о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом", утвержденный Минавтотрансом РСФСР 20.01.1986; статей 20, 23 Закона N 196-ФЗ);
11. Устранить нарушения порядка проведения и учета инструктажей водителей. Разработать инструкции по составу и проведению инструктажей водителей. Организовать контроль и учет проведения инструктажей водительского состава путем ведение журнала инструктажей (в соответствии с требованиями Приложения 1 пункта 23 Правил N 7, статьи 20 Закона N 196-ФЗ);
12. Организовать проведение мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в ДТП в соответствии с требованиями Приложения 2 пункта 1.6 Правил N 7, пункта 1 статьи 20, пункта 10 статьи 23 Закона N 196-ФЗ;
13. Организовать проведение ежегодной квалификационной подготовки водительского состава в соответствии с требованиями Приложения 1 пункта 7 Правил N 7, статьи 20 Закона N 196-ФЗ.
Общество посчитало незаконным выданное предписание в части пунктов 2-5, 7-13 и обратилось в арбитражный суд. По утверждению заявителя, он не осуществляет деятельность по перевозке пассажиров и (или) грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и по этой причине не обязан выполнять требования. Кроме того, общество указывает, что поскольку наличие дорожно-транспортных происшествий с участием принадлежащих заявителю транспортных средств ответчиком в ходе проверки не установлено, необоснованно включение в предписание пунктов 7-8.
Судом первой инстанции заявленные требования ЗАО "Бункерная компания" удовлетворены в полном объеме.
Апелляционная коллегия считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены в Законе N 196-ФЗ.
Задачами названного Закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона N 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в том числе: соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта; организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать в соответствии с требованиями данного Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Пунктом 4 статьи 20 Закона N 196-ФЗ предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны, в частности: обеспечивать наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность; обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не устанавливается федеральным законом; организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств.
Следовательно, апелляционная коллегия поддерживает выводы обжалуемого решения в том, что законодатель четко разделил обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих именно перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Как следует из материалов дела, основным видом деятельности общества является прочая вспомогательная деятельность водного транспорта, при этом деятельность по перевозке пассажиров и грузов в выписке из реестра юридических лица отсутствует. В ходе проверки управлением установлено, что общество в своей деятельности эксплуатирует транспортные средства: ГАЗ-330232, Лада 2121, Фольксваген-транспортер и другие. Управление транспортными средствами осуществляется сотрудниками заявителя, а не штатными водителями. Это обстоятельство, помимо прочего, подтверждается и штатным расписанием общества и его ТПУ Печора на период с 01.01.2016, в котором отсутствуют должности водителей.
Таким образом, общество является лицом, осуществляющим деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств. Однако сам по себе факт осуществления заявителем деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, не является достаточным основанием для выдачи ему оспариваемого предписания.
Частью 4 статьи 20 Закона N 196-ФЗ обязательность организации и проведения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителей установлена исключительно для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В соответствии с абзацем 9 статьи 5 указанного Закона обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно части 1 статьи 23 Закона N 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Пунктом 5 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 15.01.2014 N 7, установлено, что при организации работы, направленной на обеспечение безопасности перевозок пассажиров и грузов, субъект транспортной деятельности осуществляет выполнение и контроль соблюдения требований, установленных пунктом 5 настоящих Правил, а также мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, перечень которых указан в приложении N 2 к настоящему приказу (далее - Перечень).
Согласно пункту 1.5 Перечня к мероприятиям по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе относится и обеспечение проведения обязательных медицинских осмотров водителей.
Таким образом, из системного анализа приведенных норм права в их взаимосвязи следует, что медицинские осмотры проводятся в отношении водителей, кроме того, законодатель связал обязательный факт проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя с осуществлением юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности по перевозке пассажиров или багажа и грузов.
Судом установлено, что в штатном расписании заявителя отсутствует должность "водитель". Предусмотренная в предписании обязанность организовать прохождение медицинского освидетельствования водителей не может возлагаться на заявителя в связи с тем, что имеющиеся на балансе общества транспортные средства используются эпизодически для передвижения сотрудников. При этом данные передвижения не являются рейсами, то есть осуществляемой в течение рабочей смены деятельности по управлению транспортным средством в целях перевозки пассажиров (груза).
Таким образом, апелляционная коллегия соглашается с судом первой инстанции, что наличие зарегистрированных за обществом автотранспортных средств не служит безусловным основанием для проведения медицинских осмотров водителей, так как такая обязанность возникает только в случае оказания юридическим лицом услуг автомобильным транспортом.
В пунктах 7-9 предписания содержатся требования в области организации работы по учету дорожно-транспортных происшествий, пункты 10-13 в области проведения инструктажей водителей и лиц, выполняющих их функции.
Нормы Закона N 196-ФЗ и действующего законодательства обязывают юридических лиц организовывать и проводить анализ и учет ДТП, вести журналы учета ДТП с участием транспортных средств, проводить регулярно сверки с органами ГИБДД по фактам ДТП, разрабатывать инструкции для проведения инструктажа по безопасности дорожного движения с водителями, вести журнал учета инструктажа по безопасности дорожного движения с водительским составом.
Вместе с тем наличие ДТП с участием принадлежащих заявителю транспортных средств в ходе проверки управлением не установлено. Следовательно, являются необоснованным изложенные в пунктах 7-9 предписания требования об устранении нарушения путем организации учета ДТП с участием принадлежащих обществу транспортных средств; по организации ведения журнала учета ДТП; по организации ежемесячной сверки с территориальными органами внутренних дел по сведениям о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих юридическому лицу транспортных средств.
Таким образом, пункты 2-5 и 7-13 оспариваемого предписания не соответствуют действующему законодательству.
В связи с указанными обстоятельствами суд первой инстанции правомерно признал, что оспариваемое предписание не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, так как устанавливает необоснованные требования к ведению заявителем своей хозяйственной деятельности, при этом за неисполнение данных требований заявитель может быть привлечен к административной ответственности.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены решения у суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 июля 2016 года по делу N А05-4955/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо- Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-4955/2016
Истец: ЗАО "Бункерная компания"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОДОРОЖНОГО НАДЗОРА ПО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ И НЕНЕЦКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА