город Ростов-на-Дону |
|
19 декабря 2016 г. |
дело N А32-21248/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Маштаковой Е.А., Нарышкиной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Машневым А.Э.,
при участии:
от истца: представитель Схабо А.А. паспорт, доверенность N б/н от 28.04.2016;
от ответчика: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ТУ Росимущество в Краснодарском крае
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.09.2016 по делу N А32-21248/2016
по иску ООО "Имеретинская Ривьера" (ОГРН 1085003000862 ИНН 5003073729)
к ТУ Росимущество в Краснодарском крае (ОГРН 1102308008330 ИНН 308171570)
о признании недействительным п 3.1 договора аренды от 05.11.2015 N 01-09/1257,
принятое в составе судьи Семушина А.В.,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Имеретинская Ривьера" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к ТУ Росимущество в Краснодарском крае (далее - ответчик) о признании недействительным п 3.1 договора аренды от 05.11.2015 N 01-09/1257.
Исковые требования мотивированы необоснованным включением процентной ставки в размере 2%, вместо 1,5%, так как земельный участок ограничен в обороте и переоформлен в аренду из права постоянного (бессрочного) пользования, а также внесением в условия договора определенности относительно кадастровой стоимости земельного участка.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.09.2016 признан недействительным п. 3.1. договора от 05.11.2015 N 01-09/1257 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402037:1162, площадью 44 838 кв. м, с видом разрешенного использования: "размещение многофункционального рекреационно-жилого комплекса", расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Нагорный тупик в части применения процентной ставки арендной платы в размере 2% от кадастровой стоимости земельного участка.
П. 3.1 договора от 05.11.2015 N 01-09/1257 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402037:1162, площадью 44 838 кв. м, с видом разрешенного использования: "размещение многофункционального рекреационно-жилого комплекса", расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Нагорный тупик изложен в следующей редакции: "3.1. Размер годовой арендной платы с 17.06.2015 за земельный участок составляет 1 008 780 руб., исходя из следующего расчета: 67 252 000 руб. (кадастровая стоимость земельного участка) х 1,5% (процентная ставка). Размер арендной платы за период с 17.06.2015 по 31.12.2015 рассчитывается с 17.06.2015 пропорционально количеству календарных дней, оставшихся до окончания 2015 года".
С ТУ Росимущество в Краснодарском крае в пользу ООО "Имеретинская Ривьера" взыскана государственная пошлина в размере 6 000 руб.
С принятым судебным актом не согласися ответчик, в порядке, определённом положениями главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска отказать.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к следующему:
- заявитель считает, что поскольку спорный земельный участок был предоставлен ООО "Имеретинская Ривьера" на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Краснодарского края от 31.10.2014 по делу А32-38516/2013, без проведения торгов и на нем отсутствовали здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, применение ставки арендной платы в размере 2% от кадастровой стоимости спорного земельного участка является законным и обоснованным;
- к спорным правоотношениям не применим порядок определения арендной платы, установленный названной истцом нормой права постоянного бессрочного пользования, а в связи с прекращением ранее возникшего арендного правоотношения и необходимости предоставления ему оставшегося после раздела земельного участка;
- подписав договор от 05.11.2015, истец согласился со всеми его условиями, в том числе и с пунктом 3.1., о чем также свидетельствует надлежащее исполнение истцом спорного договора;
- изменение кадастровой стоимости спорного земельного участка возможно с 01 января 2017 года.
В судебное заседание ответчик, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя не обеспечил. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие ответчика, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, что в соответствии с Распоряжением ТУ Росимущество в Краснодарском крае в городе Сочи от 29.12.2006 N 04-04/4713 С был предоставлен ООО "РогСибАл" путем переоформления с правом постоянного (бессрочного) пользования на право аренды земельный участок площадью 1635178,79 кв. м с кадастровым номером 23:49:0000000:0074, сроком на 49 лет, находящийся по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Нагорный тупик, 13, во второй зоне округа санитарной охраны курорта для сельскохозяйственного использования, в связи с приобретением ООО "РогСибАл" по договору купли-продажи от 10.11.2006 объектов имущественного комплекса у ФГУП "Южзеленхоз", которые располагались на данном земельном участке.
Во исполнение названого распоряжения 29.01.2007 управление Росимущества (арендодатель) и ООО "РогСибАл" (арендатор) заключили договор аренды N 7700000689 земельного участка из земель поселений площадью 1 635 178, 79 кв. м с кадастровым номером 23:49:0000000:0074, находящегося по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Нагорный тупик, 13, во второй зоне округа санитарной охраны курорта для сельскохозяйственного использования.
Срок аренды установлен до 29.12.2055 (п. 2.1 договора).
17.06.2009 Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и ООО "РогСибАл" подписан договор N 7700001278 аренды находящегося в федеральной собственности земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 23:49:0402037:108 общей площадью 145192 кв. м, имеющего адрес: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Нагорный тупик, 13 с разрешенным использованием для размещения олимпийских объектов, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка.
Указанный земельный участок образован в результате раздела первоначально арендованного ООО "РогСибАл" участка с кадастровым номером 23:49:0000000:0074.
08.09.2009 ООО "РогСибАл" и ООО "Имеретинская Ривьера" подписали договор уступки прав (цессии), в соответствии с которым первое выбыло, а второе вступило в договор аренды в качестве арендатора.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 07.10.2010 N 23-23-22/114/2009-082.
ООО "Имеретинская Ривьера" был сформирован и выделен земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402037:1162 площадью 44 838 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Нагорный тупик, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка.
Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402037:1162 площадью 44 838 кв. м был образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402037:1047, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:49:0000000:74, что подтверждается ответом из филиала ФГБУ "ФКП РОСРЕЕСТРА" по Краснодарскому краю от 16.05.2016.
В связи с этим, сформированный земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402037:1162 был предоставлен Распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае от 17.06.2015 N 413-р в аренду ООО "Имеретинская Ривьера".
Во исполнение п. 2.1. распоряжения от 17.06.2015 N 413-р 05.11.2015 управление Росимущества (арендодатель) и ООО "Имеретинская Ривьера" заключили договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности N 01-09/1257 из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием - "размещение многофункционального рекрационно-жилого комплекса", с кадастровым номером 23:49:0402037:1162, общей площадью 44 838 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Нагорный тупик, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка. Срок аренды установлен до 16.06.2064 (п. 2.1 договора).
30.11.2015 договор был зарегистрирован в установленном законом порядке.
На момент заключения договора аренды (05.11.2015) кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402037:1162 была утверждена распоряжением главы (губернатора) администрации Краснодарского края от 29.12.2007 года N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края".
Распоряжением главы (губернатора) администрации Краснодарского края от 05.02.2010 N 57-Р распоряжение от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" признано утратившим силу (отменено).
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края" (опубликованным в газете "Кубанские новости" от 08.02.2010 N 21) кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402037:1162 утверждена в размере 567 846 815,58 руб.
Постановлением главы (губернатора) администрации Краснодарского края от 27.12.2011 N 1561 отменено постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края".
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 N 1756 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402037:1162 утверждена в размере 567 846 815,58 руб.
П. 6 указанного приказа предусмотрено, что он вступает в силу с 01.01.2012.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402037:1162 утверждена в размере 567 846 815,58 руб., утвержденная вышеуказанным приказом применяется с 01.01.2012.
Согласно п. 3.1. договора размер годовой арендной платы за Участок составляет: кадастровая стоимость земельного участка 567 846 815,58 руб., процентная ставка 2%.
567 846 815,58 руб. х 2% = 11 356 936 руб. 31 коп. - годовая арендная плата за участок.
ООО "Имеретинская Ривьера" считает, что п. 3.1 договора является недействительным (ничтожным), так как указанный расчет является неверным, так как составление отчета для определения рыночной стоимости годовой арендной платы противоречит принципу экономической обоснованности и предсказуемости, в соответствии с которыми, арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории и разрешенного использования.
Истец считает, что при определении расчета арендных платежей за земельный участок, предоставляемый обществу в порядке переоформления, не нужен отчет об оценке рыночной стоимости годовой арендной платы, поскольку при определении стоимости годовой арендной платы расчет необходимо производить исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Поскольку условие о размере годовой арендной платы за участок, установленное арендодателем, является недействительным, ничтожным, и, по мнению арендатора, арендная плата является необоснованно завышенной, истец обратился в суд за защитой нарушенного права.
29.12.2015 истец обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Краснодарскому краю (штамп комиссии в принятии заявления 29.12.2015, вх.
N 83816) с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402037:1162 в размере рыночной стоимости.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Краснодарскому краю от 28.01.2016 N 4/1 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402037:1162 установлена в размере 67 252 000 руб.
ООО "Имеретинская Ривьера" вместе с письмом от 20.04.2016 N 01-01-05/120 направило в Росимущество для рассмотрения и подписания дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, от 05.11.2015 N 01-09/1257, изложив п. 3.1. Договора в следующей редакции: "п.3.1. договора размер годовой арендной платы за участок составляет: кадастровая стоимость земельного участка 67 252 000 руб., процентная ставка 1,5%.
67 252 000 руб. х 1,5% = 1 008 780 руб. годовая арендная плата за участок.
Однако, до настоящего времени вопрос об изменений условий договора ответчиком не разрешен, что послужило для истца основанием обращения в суд с настоящими требованиями.
Исследовав и оценив материалы дела в совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании всех представленных в дело доказательств по правилам статей 71, 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, исходя из следующего.
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано обязательными для сторон правилами, установленными законом или иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения (ст. 422 ГК РФ).
В соответствии п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения.
В соответствии с ч. 2 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В соответствии с п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент совершения оспариваемого договора, сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Как предусмотрено статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Согласно Постановлению от 16.07.2009 N 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее - Правила).
Указанным постановлением к основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами. Президиум ВАС РФ в Постановлении от 17.04.2012 N 15837/11 по делу N А47-7623/2010.
В частности разъяснено, что учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Нормативные акты публичных образований, устанавливающие ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственность на которые не разграничена, либо устанавливающие методики и формулы расчета арендной платы за эти участки или отдельные элементы (величины, коэффициенты и т.п.) таких методик и формул, с учетом правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 N 10034/11, могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса и правилами главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и по мотивам несоответствия указанным принципам.
Приказом Минэкономразвития России от 31.01.2013 N 33 со ссылкой на п. 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 утверждена ставка арендной платы в размере 1,5% процента от кадастровой стоимости в отношении земельного участка в случае заключения договора аренды в соответствии с п. 5 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в размере не выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка, в случае заключения договора аренды земельного участка: с лицом, которое в соответствии с настоящим Кодексом имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте; с лицом, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, если земельный участок образован в границах застроенной территории, подлежащей развитию, и предоставлен указанному лицу.
Согласно п. 2 ст. 3 ФЗ "О введении в действие ЗК РФ от 25.10.2001 (в ред. Федерального закона от 08.06.2015 N 142-ФЗ) в случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков годовой размер арендной платы устанавливается в пределах полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Согласно ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с указанным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 4 постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснил, что правомерным основанием для отказа в приобретении в собственность земельных участков, на которых расположены принадлежащие собственникам объекты недвижимого имущества, служит то обстоятельство, что земельный участок ограничен в обороте, федеральным законом установлен запрет на его приватизацию.
В ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом (п. 1). Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 2).
В силу пп. 1 п. 1 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий ограничены в обороте. Запрет на отчуждение земельных участков в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов установлен также п. 8 ст. 28 ФЗ от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и п. 5 ст. 58 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Пунктом 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшей на момент возникновения спора) запрещен отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков и резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Курортом является освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры (п. 5 ст. 31 ФЗ от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ), статья 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах" (далее - Закон N 26-ФЗ).
В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны (п. 2 ст. 32 Закона N 33-ФЗ).
Пунктом 2 ст. 3 Закона N 26-ФЗ определено, что территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Как указано в письме Минприроды России от 14.06.2011 N 05-12-44/8646 "О курортах федерального значения Краснодарского края", города-курорты Анапа, Геленджик, Сочи в составе курортов на Черноморском побережье Краснодарского края отнесены к курортам общесоюзного значения Постановлением Совета Министров СССР 11 от 28.08.1970 N 723 "О мерах по упорядочению застройки территорий курортов и зон отдыха и строительства санаторно-курортных учреждений и учреждений отдыха". В постановлении Президиума Верховного Совета РФ N 4766-1 и Совета Министров - Правительства РФ от 12.04.1993 N 337 "О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи" установлено, что Сочинский курортный регион является курортом федерального значения. Распоряжением Правительства РФ от 12.04.1996 N 591-р, принятым в соответствии с Указом Президента РФ от 06.07.1994 N 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей", установлено, что курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов городов Анапы, Геленджика и Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение. При этом признание утратившим силу распоряжения N 591-р (распоряжением от 21.04.2011 N 685-р) не отменяет режима особо охраняемой природной территории в отношении курортов федерального значения (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29.07.2013 по делу N А32-5014/2012).
Округа санитарной и горно-санитарной охраны включают в себя территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов. В составе округа выделяется до трех зон. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (ст. 1 Закона N 26- ФЗ, п. 11 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно- оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1425).
В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона N 26-ФЗ природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны. Границы санитарной (горно-санитарной) охраны г. Сочи установлены в любом случае действующим и подлежащим применению решением Сочинского исполнительного комитета от 06.04.1977 N 142 "О мероприятиях по улучшению санитарного состояния округа и зон горно-санитарной охраны Сочинского курорта", а также решением от 02.09.1987 N 455 "О согласовании проекта округа и зон санитарной охраны курорта Сочи".
Поскольку в настоящее время постановление Правительства Российской Федерации, устанавливающее границы и режимы округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта Сочи, отсутствует, при определении таких границ следует руководствоваться указанными решениями.
Курорт Сочи является курортом федерального значения, соответственно все земельные участки ограниченны в обороте.
В соответствии с ч. 3 ст. 22 Закона N 26-ФЗ утвержденные до вступления в силу указанного Закона округа санитарной охраны курортов, использующих природные лечебные ресурсы, относящиеся к недрам, и месторождений природных лечебных ресурсов считаются округами горно-санитарной охраны.
Таким образом, округа утвержденные до вступления в силу Закона N 26-ФЗ округа санитарной охраны курортов не утратили правовой статус и считаются округами горно-санитарной охраны.
В соответствии с п. 3 ст. 16 Закона N 26-ФЗ в составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.
Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402037:1162, площадью 44 838 кв. м, предоставленный обществу в аренду расположен во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта.
Из кадастрового паспорта земельного участка следует, что земельный участок находится во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта, категория земель - земли населенных пунктов. Расположение спорного земельного участка во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта подтверждается также Распоряжением Росимущества по Краснодарскому краю. Расположение спорного земельного участка на землях населенных пунктов не влияет на возможность его отнесения к землям особо охраняемых природных территорий (п. 10 ст. 85 ЗК РФ, ст. 35 Градостроительного кодекса РФ).
В постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.06.2009 N 1882/09 по делу N А51-1334/20072-101 и от 22.12.2009 N 366/09 по делу N А04-1211/08-8221/08-5/69 сформулирована правовая позиция, согласно которой факт отнесения одного и того же участка к землям особо охраняемых территорий и землям населенных пунктов не противоречит закону, поскольку в соответствии со ст. 85 ЗК РФ и ст. 35 Грк РФ в пределах черты поселений могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное или иное особо ценное значение (такая же правовая позиция указана в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 16.01.2014 по делу N А63-8362/2012).
Таким образом, нахождение вышеупомянутого земельного участка во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта свидетельствует о том, что названный земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий, в отношении которых законом установлено ограничение в обороте.
30.12.2013 вступил в силу ФЗ РФ от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 406-ФЗ), которым: - признан утратившим силу раздел VIII "Лечебно-оздоровительные местности и курорты" Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"; - внесены изменения в Федеральный закон от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", в соответствии с которыми курорты стали относиться не к особо охраняемой природной территории, а к особо охраняемой территории (ст. 2 Закона N 406-ФЗ); - изменена редакция ст. 94 ЗК РФ, из пп. 1 п. 2 которой исключено указание на лечебно-оздоровительные местности и курорты как относящихся к землям особо охраняемых природных территорий, а также подверглась изменению ст. 96 Земельного кодекса Российской Федерации, утратившая упоминание о курортах как о землях особо охраняемых природных территорий.
Пунктом 1 ст. 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий отнесены земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота, и для которых установлен особый правовой режим. К землям особо охраняемых территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (пп. 1 п. 2 ст. 94 ЗК РФ).
Согласно п. 1 ст. 96 Земельного кодекса Российской Федерации земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека.
Природные лечебные ресурсы, в силу ст. 1 Закона N 26-ФЗ, представляют собой минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха. Природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории (п. 1 ст. 58 Закона N 7-ФЗ).
Пунктом 3 ст. 96 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях, в том числе ст. 58 Закона N 7-ФЗ.
Таким образом, предоставленный в аренду земельный участок ограничен в обороте, и находится в пределах особо охраняемых природных территорий (не указанных в п. 4 ст. 27 ЗК РФ) после вступления в силу Закона N 406-ФЗ (30.12.2013) и исключения курортов из числа земель особо охраняемых природных территорий, с сохранением их (курортов) в составе категории земель особо охраняемых территорий.
Так, п. 3 ст. 10 Закона N 406-ФЗ устанавливает, что особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом из п. 3 ст. 10 Закона N 406-ФЗ прямо следует, что созданная до вступления в силу Закона N 406-ФЗ особо охраняемая природная территория, сохраняет свой статус на будущее время.
Следовательно, поскольку на момент принятия Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ земельные участки в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта Сочи являлись землями особо охраняемых природных территорий, они сохранили данный статус и по настоящее время на момент возникновения между сторонами правоотношений по договору от 05.11.2015 N 01-09/1257.
Кроме того, в отношении курорта Сочи в предусмотренном Законом N 33-ФЗ порядке не приняты нормативные акты об исключении его из числа особо охраняемых природных территорий. Земельный участок находится в границах особо охраняемой природной территории, созданной до вступления в силу Закона N 406-ФЗ. Созданные ранее особо охраняемые природные территории и их охранные зоны сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Возникший у курорта Сочи до введения в действие Закона N 406-ФЗ статус особо охраняемой природной территории не прекратился с принятием названного закона в силу положений п. 3 ст. 10, регламентирующих порядок введения данного закона в действие. Также с введением в действие Закона N 406-ФЗ не утратил силу запрет на приватизацию курортов как территорий объектов, находящихся под особой охраной.
Таким образом, все земельные участки, расположенные в черте муниципального образования город-курорт Сочи, во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта ограничены в обороте и не предоставляются в частную собственность (определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.08.2015 N 308-ЭС15-9651,постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.10.2015 года по делу N А32-38556/21014).
Следовательно, вышеназванный земельный участок относится к землям, ограниченным в обороте, приватизация которых может быть разрешена только специальной нормой закона.
При таких обстоятельствах, у ответчика отсутствовали правовые основания для установления арендных платежей из расчета 2% от кадастровой стоимости, поскольку право аренды земельного участка у общества возникло путем переоформления, соответственно, размер арендных платежей необходимо было определять из расчета 1,5% от кадастровый стоимости.
Пунктом 4 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливается, что размер арендной платы за пользование земельным участком определяется договором аренды.
Из оспариваемого договора следует, что арендодатель произвел расчет арендной платы за участок с применением методики и ставок, утвержденных постановлением Правительства от 16.07.2009 N 582.
Предоставленный в аренду земельный участок находится в федеральной собственности, на него зарегистрировано право собственности РФ.
На основании п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшего на момент заключения договора) плата за пользование такими участками относится к категории регулируемых цен.
В п. 16 и 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции постановления от 25.01.2013 N 13) содержатся следующие разъяснения.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен.
Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Поскольку переданный в аренду земельный участок является федеральной собственностью, договор от 05.11.2015 заключен после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, к нему подлежит применению регулируемая арендная плата. При этом изменение нормативно установленных ставок арендной платы или методики их расчета влечет изменение условий такого договора аренды без внесения в его текст подобных изменений. Внесение сторонами иных изменений в договор аренды не может препятствовать применению новых нормативно установленных ставок арендной платы или методики их расчета.
Как следует из договора аренды от 05.11.2015, он заключен в связи с прекращением права постоянного (бессрочного) пользования ФГУП "Южзеленхоз" на вышеназванный земельный участок площадью 1635178,79 кв. м. Земельный участок в период заключения договора в силу пп. 1 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации относился к землям, ограниченным в обороте (вторая зона округа санитарной охраны курорта федерального значения).
Доказательства, свидетельствующие о том, что участок предоставлен ООО "Имеретинская Ривьера" по правилам ст. 30.1, 30.2, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Правоотношения, возникающие при переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, урегулированы п. 2 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводной закон).
В соответствии с абз. 2 и 3 п. 2 ст. 3 Вводного закона арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с п. 3 ст. 65 ЗК РФ, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с п. 10 ст. 3 данного Закона.
Согласно пп. "г" п. 3 Правил, вступивших в силу с 04.08.2009, размер арендной платы составляет 1,5% от кадастровой стоимости в отношении земельного участка, ограниченного в обороте и не относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, право аренды на который переоформлено в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, на момент заключения договора размер аренды земельного участка подлежал расчету в 1,5% от кадастровой стоимости с применением ставки, установленной для земельных участков, ограниченных в обороте и не относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, право аренды на которые переоформлено в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Включение в договор условия о размере годовой арендной платы, рассчитанной по ставке 2% от кадастровой стоимости, не соответствует постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 N 582, соответственно следует признать пункт 3.1 договора аренды от 05.11.2015 N 01-09/1257 недействительным.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано обязательными для сторон правилами, установленными законом или иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения (статья 422 Гражданского кодекса).
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 N 9707/13 сформулированы следующие правовые позиции. Арендная плата за земельные участки, находящиеся в публичной собственности, регулируется в нормативном порядке. Принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления правовых актов, изменяющих установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон и без внесения в текст договоров соответствующих изменений. Поскольку арендная плата по договору от 05.11.2015 N 01-09/1257 является регулируемой, стороны обязаны руководствоваться нормативно установленным порядком ее определения.
В пункте 32 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено следующее. Ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом. Учитывая, что Кодекс не исключает возможности предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки, споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица.
Для восстановления нарушенного права, обществом было предприняты действия по приведению условий определения размера арендных платежей в соответствии с действующим законодательством.
Так на момент заключения договора аренды (05.11.2015 года) кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402037:1162 была утверждена распоряжением главы (губернатора) администрации Краснодарского края от 29 декабря 2007 года N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края".
Распоряжением главы (губернатора) администрации Краснодарского края от 05 февраля 2010 года N 57-Р распоряжение от 29 декабря 2007 года N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" признано утратившим силу (отменено).
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.02.2010 года N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края" (опубликованным в газете "Кубанские новости" от 08.02.2010 года, N 21) кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402037:1162 утверждена в размере 567 846 815,58 рублей.
Постановлением главы (губернатора) администрации Краснодарского края N 1561 от 27.12.2011 года отменено постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.02.2010 года N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края".
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края N 1756 от 22 ноября 2011 года "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402037:1162 утверждена в размере 567 846 815,58 рублей.
Пунктом 6 указанного приказа предусмотрено, что он вступает в силу с 01.01.2012 года.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402037:1162 установлена в размере 567 846 815,58 рублей, утвержденная вышеуказанным приказом применяется с 01.01.2012 года.
29 декабря 2015 года истец обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Краснодарскому краю (штамп комиссии в принятии заявления 29.12.2015 года, вход. N 83816) с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402037:1162 в размере рыночной стоимости.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Краснодарскому краю N 4/1 от 28.01.2016 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402037:1162 установлена в размере 67 252 000 руб.
Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или суда (арбитражного суда) сведения о кадастровой стоимости, установленной решением такой комиссии или суда (арбитражного суда), применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В силу названной правовой нормы, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или суда (арбитражного суда) новые сведения о кадастровой стоимости применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
Данная редакция статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", введена в действие Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ установлено, что настоящий федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Указанный федеральный закон (которым внесены изменения в федеральный закон об оценочной деятельности) был впервые 22 июля 2014 года опубликован на официальном Интернет портале правовой информации по адресу: http://www.pravo.gov.ru, после этого, указанный закон 28 июля 2014 года был опубликован в официальном издании "Собрание законодательства", а 30 июля 2014 года в "Российской газете".
Таким образом, указанный закон вступил в силу с 22 июля 2014 года.
Исчерпывающий вывод о том, что Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" вступил в силу именно с 22 июля 2014 года (то есть с даты его первичного официального опубликования) подтверждается определением Верховного суда Российской Федерации N 309-КГ14-7189 от 23 января 2015 года.
Пунктом 8 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ предусмотрено, что положения статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда (арбитражного суда), подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, новая редакции статьи статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ подлежит применению к сведениям о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда (арбитражного суда) в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня (22.07.2014 года) вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом (арбитражным судом) на дату (22.07.2014 года) вступления в силу вышеуказанного федерального закона.
Указанный правовой подход сформулирован в определении Верховного суда Российской Федерации N 309-КГ14-7189 от 23.01.2015.
Согласно абзацу 2 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Федеральный закон N 225-ФЗ от 21.07.2014 вступил в силу со дня его официального опубликования - 22.07.2014 года.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано истцом в комиссию 29 декабря 2015 года (зарегистрировано за входящим номером 83816), т.е. после вступления в силу упомянутого федерального закона и поэтому, установленная решением комиссии кадастровая стоимость земельного участка общества в размере 67 252 000 рублей для целей исчисления арендного платежа подлежит применению с учетом требований действующего федерального законодательства с 01.01.2015 года.
Таким образом, довод апелляционной жалобы о том, что изменение кадастровой стоимости спорного земельного участка возможно с 01.01.2017 подлежит отклонению, как несостоятельный.
В целях приведения в соответствии с указанными выше нормами права, ООО "Имеретинская Ривьера" вместе с письмом исх. N 01-01-05/120 от 20.04.2016 направило в Росимущество для рассмотрения и подписания дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, N 01-09/1257 от 05.11.2015 г. изложив пункт 3.1. Договора в следующей редакции:
п.3.1. договора размер годовой арендной платы за Участок составляет:
- кадастровая стоимость земельного участка 67 252 000 руб.
- процентная ставка 1,5% 67 252 000 руб. х 1,5% = 1 008 780 руб. годовая арендная плата за участок.
Таким образом, истцом досудебный порядок урегулирования спора соблюден.
Арендодатель, начиная с 28.04.2016, по настоящее время ответа на дополнительное соглашение направленное арендатором в части изменения редакции п. 3.1. Договора N 01-09/1257 от 05.11.2015 не направил.
Так, согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 31.01.2012 N 11657/11 по делу N А76-15904/2010, установление судом или изменение при рассмотрении спора о понуждении к заключению договора фактических обстоятельств, влияющих на формулировку искового требования, не меняют его предмета как спора о заключении договора и не должны приводить к отказу в понуждении к его заключению. Последствием такого отказа является необходимость предъявления нового иска, что может привести к нарушению прав на судопроизводство в разумный срок. Следовательно, общество обладает правом на заключение дополнительного соглашения к договору аренды образованного в результате раздела вышеуказанного земельного участка, и данный факт не является нарушением досудебного порядка.
Таким образом, с учетом признания оспариваемого условия о размере арендной платы недействительным и в отсутствие соглашения сторон о внесении изменений в договор аренды земельного участка в части размера арендной платы, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о необходимости в целях обеспечения правовой определенности и стабильности арендных отношений установить содержание пункта 3.1 договора аренды земельного участка в соответствии с расчетом арендной платы в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка, что составляет 1 008 780 рублей в год.
В таком случае восстанавливается надлежащий порядок определения размера арендной платы, в тексте договора устраняется на момент рассмотрения дела определенность в исчислении арендной платы, вызванная признанием недействительным пункта 3.1 договора, а также гарантируется право арендатора на уплату арендных платежей, определенных в виде 1,5% процента от кадастровой стоимости земельного участка.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил требования истца.
Доводы апелляционной жалобы идентичны доводам изложенным ответчиком при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которым суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц. Оснований к отмене судебного акта не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.09.2016 по делу N А32-21248/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-21248/2016
Истец: ООО "Имеретинская Ривьера"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, ТУ Федерального агенства по управлеию государственным имуществом по Краснодарскому краю