г. Вологда |
|
25 октября 2016 г. |
Дело N А13-10329/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 25 октября 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Смекаловой Е.Ю.,
при участии от предприятия Ельдецова А.А. по доверенности от 01.01.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Коммунальные системы" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 03 июня 2016 года по делу N А13-10329/2015 (судья Парфенюк А.В.),
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Коммунальные системы" (место нахождения: 162130, Вологодская область, город Сокол, Почтовый переулок, дом 5; ОГРН 1103537000160, ИНН 3527016080; далее - МУП "Коммунальные системы", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Северо-Западному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (место нахождения: 191028, Санкт- Петербург, улица Моховая, дом 3; ОГРН 5067847165018, ИНН 7841340833; далее - управление) о
1) признании незаконным бездействия управления, выраженного в ненаправлении документов в Федеральное агентство водных ресурсов на исключение объектов: комплекс гидротехнических сооружений хозяйственно-питьевого водоснабжения города Сокол и илонакопители комплекса объединенных очистных сооружений канализации города Сокол, относящихся к централизованной системе горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, из Российского регистра гидротехнических сооружений в период с 30.03.2015 по 29.12.2015;
2) признании незаконным бездействия управления, выраженного в неисключении из "Графика представления деклараций безопасности гидротехнических сооружений, поднадзорных Северо-Западному управлению Ростехнадзора, расположенных на территории Вологодской области на 2015 год", объектов: комплекс гидротехнических сооружений хозяйственно-питьевого водоснабжения города Сокол и илонакопители комплекса объединенных очистных сооружений канализации города Сокол в период с 30.03.2015 и по 31.12.2015;
3) признании незаконным бездействия управления, выраженного в неисключении из "Реестра декларируемых гидротехнических сооружений, расположенных на территории Вологодской области, поднадзорных Северо-Западному управлению Ростехнадзора", объектов: комплекс гидротехнических сооружений хозяйственно-питьевого водоснабжения города Сокол и илонакопители комплекса объединенных очистных сооружений канализации г.Сокол, в период с 30.03.2015 и по настоящее время.
В порядке части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обязать управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, совершить определенные действия, результатом которых будет являться:
- направление в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору документов на исключение из Российского регистра гидротехнических сооружений объектов: комплекс гидротехнических сооружений хозяйственно-питьевого водоснабжения и илонакопители комплекса объединенных очистных сооружений канализации в срок до 01.06.2016;
- исключение объектов: комплекс гидротехнических сооружений хозяйственно-питьевого водоснабжения и илонакопители комплекса объединенных очистных сооружений канализации из Реестра декларируемых гидротехнических сооружений, расположенных на территории Вологодской области, поднадзорных Северо-Западному управлению Ростехнадзора, в срок до 01.06.2016.
В порядке части 4 статьи 201 АПК РФ обязать Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору исключить из Российского регистра гидротехнических сооружений объекты: комплекс гидротехнических сооружений хозяйственно-питьевого водоснабжения и илонакопители комплекса объединенных очистных сооружений канализации в срок до 01.07.2016 (с учетом уточнения требований, принятого судом).
Определением от 21.12.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство водных ресурсов (место нахождения: 117874, город Москва, улица Кедрова, дом 8, корпус 1; ОГРН 1047796365760, ИНН 7728513882; далее - агентство).
Определением от 08.02.2016 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (место нахождения: 109147, город Москва, улица Таганская, дом 34, строение 1; ОГРН 1047796607650, ИНН 7709561778; далее - служба).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 03 июня 2016 года в удовлетворении заявленных требований предприятию отказано.
МУП "Коммунальные системы" с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на то, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального права, поскольку объекты МУП "Коммунальные системы" - комплекс гидротехнических сооружений хозяйственно-питьевого водоснабжения города Сокол и илонакопители комплекса объединенных очистных сооружений города Сокол, ранее подпадавшие под действие Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Закон N 117-ФЗ), в настоящее время к числу гидротехнических сооружений не относятся, поскольку являются объектами централизованной системы водоснабжения и водоотведения, нахождение данных объектов в реестре гидросооружений влечет для общества дополнительные затраты, а значит затрагивает его права.
Управление в отзыве просит обжалуемый судебный акт оставить без изменений, жалобу - без удовлетворения.
От агентства и службы отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Управление, агентство и служба надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, управление ходатайствовало о рассмотрении жалобы без участия своих представителей, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
В судебном заседании представитель предприятия поддержал доводы жалобы, пояснил, что как спорные сооружения, так и система водоснабжения и водоотведения созданы по единому проекту, хлорирование воды, то есть водоподготовка осуществляется уже на станции первого подъема.
Заслушав объяснения представителя предприятия, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из Российского регистра гидротехнических сооружений от 27.11.2012 исх. N 296-3 в названный регистр включено гидротехническое сооружение "Комплекс ГТС хозяйственно-питьевого водоснабжения города Сокол" (ограждающая дамба класс: 4; водозаборные сооружения класс: 4; насосная станция совмещенного типа класс: 4) и данному комплексу присвоен регистрационный код 203190000272000 (т. 3, л. 5).
Управлением 22.03.2012 утверждена декларация безопасности ДБ-10-12(00)0003-07-КОМ комплекса гидротехнических сооружений хозяйственно-питьевого водоснабжения города Сокол. На основании указанной декларации предприятию выдано разрешение от 23.03.2012 N 03 (КОМ) на эксплуатацию гидротехнического сооружения, имеющего IV класс капитальности, срок действия разрешения 3 года (т.3, л.9, 10-79). Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 20.04.2011 серии 35-СК N 835999 предприятию на праве хозяйственного ведения принадлежит объект, имеющий условный номер 35:26:0:011182Н (объединенные очистные сооружения канализации), который расположен по адресу: Вологодская область, Сокольский район, в районе деревни Михалево (т. 3, л.140).
Согласно выписке из Российского регистра гидротехнических сооружений от 25.09.2013 исх. N 378-4 в названный регистр включено гидротехническое сооружение "ГТС илонакопителей комплекса объединенных очистных сооружений канализации г. Сокол" (ограждающие дамбы (4 карты) класс: 4 (регистрационный код 203190000396200) (т. 3, л. 80).
Управлением 23.11.2012 утверждена декларация безопасности ДБ-12-12(02)0005-07-ЗНВ на илонакопители комплекса объединенных очистных сооружений канализации г. Сокол. На основании указанной декларации предприятию выдано разрешение от 23.11.2012 N 05 (ЗНВ) на эксплуатацию указанного гидротехнического сооружения, срок действия разрешения 3 года (т. 3, л. 81, 85-141).
Предприятие в письме от 29.01.2015 N 120 (вх. от 30.01.2015) просило управление исключить из Графика представления деклараций безопасности гидротехнических сооружений, поднадзорных Северо-Западному управлению Ростехнадзора, расположенных на территории Вологодской области на 2015 год, следующие объекты: комплекс гидротехнических сооружений хозяйственно-питьевого водоснабжения города Сокол; илонакопители комплекса объединенных очистных сооружений канализации города Сокол. Предприятие также направило в адрес управления письмо от 29.01.2015 N 121 (вх. от 30.01.2015), в котором просило исключить из Российского регистра гидротехнических сооружений ряд объектов, ссылаясь на то, что они относятся к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения, а именно:
- комплекс гидротехнических сооружений хозяйственно-питьевого водоснабжения города Сокол, регистрационный код 203190000272000, ссылаясь на то, что данный объект является инженерным сооружением, входящим в состав централизованной системы холодного водоснабжения города Сокола;
- илонакопители комплекса объединенных очистных сооружений канализации города Сокол, регистрационный код 203190000396200, ссылаясь на то, что данный объект является инженерным сооружением, входящим в состав централизованной системы водоотведения города Сокола (том 2, лист 48).
Рассмотрев письма предприятия от 29.01.2015 N 120, от 29.01.2015 N 121, управление письмом от 11.02.2015 N 52-1/3889 предложило заявителю представить в адрес управления копии пояснительных записок к проектной документации комплекса ГТС хозяйственно-питьевого водоснабжения города Сокол, ГТС илонакопителей комплекса ООСК города Сокол, а также технические регламенты работы спорных объектов (т. 2, л. 49).
Указанное письмо получено предприятием 17.02.2015 (т. 2, л. 50). Предприятие в письме от 27.03.2015 N 459 (вх. от 30.03.2015) сообщило управлению, что исчерпывающая информация о хозяйственно-питьевом водоснабжении города Сокол и об объединенных очистных сооружениях канализации города Сокол содержится в Декларациях безопасности ГТС, ранее утвержденных руководителем управления.
Кроме того, в данном письме предприятие, помимо исключения объектов из названных выше Регистра и Графика, также просило управление об исключении объектов из "Реестра декларируемых гидротехнических сооружений, расположенных на территории Вологодской области, поднадзорных Северо-Западному управлению Ростехнадзора", а именно:
- комплекса гидротехнических сооружений хозяйственно-питьевого водоснабжения города Сокол, регистрационный код 203190000272000, ссылаясь на то, что данный объект является инженерным сооружением, входящим в состав централизованной системы холодного водоснабжения города Сокола;
- илонакопителей комплекса объединенных очистных сооружений канализации города Сокол, регистрационный код 203190000396200, ссылаясь на то, что данный объект является инженерным сооружением, входящим в состав централизованной системы водоотведения города Сокола (т.1, л.52-53).
Рассмотрев представленные МУП "Коммунальные системы" материалы, управление письмом от 05.05.2015 N 52-1/14698 сообщило предприятию, что находящиеся в эксплуатации МУП "Коммунальные системы" объекты (здание насосной станции I подъема, шламовая насосная станция, шламонакопитель), входящие в комплекс гидротехнических сооружений хозяйственно-питьевого водоснабжения г. Сокол, не относятся к объектам централизованной системы холодного водоснабжения города Сокол. Илонакопители комплекса гидротехнических сооружений очистных сооружений канализации города Сокол не относятся к объектам централизованной системы водоотведения (т.1, л.49-51).
По мнению предприятия, управлением незаконно допущено бездействие, которое выразилось:
- в ненаправлении управлением в период с 30.03.2015 по 29.12.2015 в агентство документов на исключение из Российского регистра гидротехнических сооружений спорных объектов;
- в неисключении управлением в период с 30.03.2015 по 31.12.2015 из "Графика представления деклараций безопасности гидротехнических сооружений, поднадзорных Северо-Западному управлению Ростехнадзора, расположенных на территории Вологодской области на 2015 год" спорных объектов;
- в неисключении управлением в период с 30.03.2015 и по настоящее время из "Реестра декларируемых гидротехнических сооружений, расположенных на территории Вологодской области, поднадзорных Северо- Западному управлению Ростехнадзора" спорных объектов.
Предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судом первой инстанции в удовлетворении заявленных требований предприятию отказано.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно статье 3 Закона N 117-ФЗ гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 417-ФЗ).
Положения об исключении из числа гидротехнических сооружений объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения), предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" введены статьей 3 Федерального закона от 07.12.2011 N 417-ФЗ и действуют с 01.01.2012.
В письме управления от 05.05.2015 N 52-1/14698 заявителю сообщено о том, что находящиеся в эксплуатации МУП "Коммунальные системы" объекты (здание насосной станции I подъема, шламовая насосная станция, шламонакопитель), входящие в комплекс гидротехнических сооружений хозяйственно-питьевого водоснабжения г. Сокол, не относятся к объектам централизованной системы холодного водоснабжения г. Сокол, а илонакопители комплекса гидротехнических сооружений очистных сооружений канализации города Сокол - не относятся к объектам централизованной системы водоотведения.
У суда апелляционной инстанции не имеется оснований для переоценки вывода обжалуемого решения о том, что управление правомерно пришло к выводу об отнесении спорных сооружений к гидротехническим сооружениям.
В соответствии с пунктом 3.2 Свода правил "СП 58.13330.2012. Гидротехнические сооружения. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 33-01-2003", утвержденных приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 623 (далее - СП 58.13330.2012) гидротехнические сооружения: сооружения, подвергающиеся воздействию водной среды, предназначенные для использования и охраны водных ресурсов, предотвращения вредного воздействия вод, в том числе загрязненных жидкими отходами, включая плотины, здания гидроэлектростанций (ГЭС), водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники, доки; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов морей, озер и водохранилищ, берегов и дна русел рек; струенаправляющие и оградительные сооружения; сооружения (дамбы), ограждающие золошлакоотвалы и хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; набережные, пирсы, причальные сооружения портов; сооружения систем технического водоснабжения, системы гидротранспорта отходов и стоков, подачи осветленной воды, устройства защиты от размывов на каналах, сооружения морских нефтегазопромыслов.
В соответствии с пунктами 28, 29 статьи 2 Закона N 416-ФЗ централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.
Централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.
На основании пунктов 3 и 26 статьи 2 Закона N 416-ФЗ под водоподготовкой понимается обработка воды, обеспечивающая ее использование в качестве питьевой или технической воды; под транспортировкой воды (сточных вод) - перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей.
Объектом централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения является инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (пункт 14 статьи 2 Закона N 416-ФЗ).
Из положений Свода правил "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84* СП 31.13330.2012", утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 635/14 (далее - СП 31.13330.2012), следует, что инженерные сооружения централизованных систем холодного водоснабжения делятся на водозаборные сооружения (раздел 8), сооружения водоподготовки (раздел 9), водоводы, водопроводные сети и сооружения на них (раздел 11).
Помимо этого необходимо учитывать, что Закон N 117-ФЗ распространяется на гидротехнические сооружения, повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации. Перечень гидротехнических сооружений, указанный в статье 3 Закона N 117-ФЗ, не является исчерпывающим. По смыслу закона к гидротехническим сооружениям относятся любые сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
Мотивируя свои требования в отношении здания насосной станции I подъема заявитель указал, что в приемном колодце насосной станции I подъема производится первичное хлорирование воды. Ссылаясь на Технологический регламент работы ОСВ г. Сокол (раздел "Хлорирование", главы 3 "Характеристика основных сооружений и технологического оборудования" и 4 "Описание технологического процесса"), на Технологический регламент склада хлора и хлораторной цеха ОСВ (разделы 6 Нормы расхода хлора" и 12 "Чертеж технологической схемы производства"; т.2, л.81-119), а также на Схему очистных сооружений водоснабжения, входящую в состав "Схемы систем водопотребления и водоотведения МУП "Коммунальные системы" (т. 2, л. 79-80), заявитель отметил, что хлорирование воды принято в 2 этапа: первичное (предварительное) осуществляется в приемном колодце 1-го подъема; трубопровод хлорной воды идет на станцию первого подъема; на указанной выше Схеме под цифрой 1 обозначена насосная станция первого подъема, к которой подходит трубопровод хлора (р2) от хлораторной (12).
Управление полагает, что отбор воды из источника водоснабжения не отнесен к видам деятельности, осуществление которых позволяет отнести спорные инженерные сооружения - "Комплекс ГТС хозяйственно-питьевого водоснабжения города Сокол" включены: ограждающая дамба, водозаборные сооружения, насосная станция совмещенного типа" к централизованной системе холодного водоснабжения (т. 3, л. 1-5).
Суд первой инстанции правомерно сослался на ГОСТ 19185-73 "Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения", утвержденный постановлением Госстандарта СССР от 31 октября 1973 года N 2410, согласно пункту 66 которого, насосная станция - это комплекс гидротехнических сооружений и оборудования для подъема воды насосами.
Таким образом, насосные станции непосредственно не предназначены для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам. Их функциональное назначение иное.
В связи с принятием Закона N 416-ФЗ сооружения, предназначенные для забора и подъема воды насосами из поверхностного водного объекта, в перечень инженерных сооружений централизованных систем холодного водоснабжения, на которых не распространяются требования Закона N 117-ФЗ, не включены. Первичное хлорирование воды в приемном колодце насосной станции I подъема, то есть начало процесса водоподготовки, не является основной функцией насосной станции, поэтому не является основанием для ее исключения из числа гидросооружений.
Декларация безопасности гидротехнического сооружения - это документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса (пункт 3.4 СП 58.13330.2012).
Из пунктов 8.6, 9.2, 10.2 представленной в материалы дела декларации безопасности комплекса гидротехнических сооружений хозяйственно-питьевого водоснабжения г. Сокол, утвержденной 22.03.2012, следует, что тип водозабора - насосная станция совмещенного типа. Насосная станция I подъема и шламовая насосная станция относятся к водозаборным сооружениям.
Для указанных водозаборных сооружений определены, в частности, количественные и качественные критерии безопасности в отношении здания насосных станций, в том числе в отношении подземной части насосных станций (состояние монолитных железобетонных стен), в отношении состояния надземной части насосных станций, а также в отношении состояния установленного на насосных станциях оборудования грузоподъемных механизмов (т. 3, л. 29). Конкретные критерии безопасности насосных станций приведены в таблицах 3 и 4 названной декларации (т.3, л.32).
Закон N 117-ФЗ под чрезвычайной ситуацией понимает обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате аварии гидротехнического сооружения, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или ущерб окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В рассматриваемом случае, находящиеся в эксплуатации предприятия насосная станция I подъема, шламовая насосная станция являются гидротехническими сооружениями, повреждения на которых могут привести к возникновению вышеописанных чрезвычайных ситуаций.
Мотивируя требования применительно к шламонакопителю заявитель указал, что состав сооружений станции очистки воды указан на странице 19 проекта 1630/2-ТВ-ПЗ "Хозяйственно-питьевое водоснабжение Сокольского ЦБК и города Сокол" и в разделе проекта 3.3 "Очистные водопроводные сооружения", при этом под цифрами 10 и 11 обозначены: шламовая насосная станция и шламонакопитель. Кроме того, в Схеме очистных сооружений водоснабжения, входящей в состав "Схемы систем водопотребления и водоотведения МУП "Коммунальные системы", шламовая насосная станция и шламонакопитель указаны под цифрами 16 и 5, соответственно.
Управление полагает, что шламонакопитель предназначен для уплотнения осадка.
Суд первой инстанции обоснованно сослался на ГОСТ 19185-73 "Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения", утвержденный постановлением Госстандарта СССР от 31 октября 1973 года N 2410, согласно пункту 57 которого отстойник - это гидротехническое сооружение для осаждения взвешенных в воде наносов. В соответствии с пунктом 51 названного ГОСТ дамба - гидротехническое сооружение в виде насыпи для защиты территории от наводнений, для ограждения искусственных водоемов и водотоков, для направленного отклонения потока воды.
Согласно пункту 10.2 декларации безопасности комплекса гидротехнических сооружений хозяйственно-питьевого водоснабжения г. Сокол, утвержденной 22.03.2012, для шламонакопителя (дамбы) определены количественные и качественные критерии безопасности, а именно: фильтрационная прочность, устойчивость низового откоса, отметка гребня, ядра (т. 3, л. 29-30). Объектом мониторинга в декларации определена дамба земляная, ее критерии безопасности приведены в таблице 5 декларации (т. 3, л. 33).
В соответствии со статьей 3 Закона N 117-ФЗ к числу гидротехнических сооружений относятся, в том числе, сооружения (дамбы).
Следовательно, находящийся в эксплуатации предприятия шламонакопитель также является гидротехническим сооружением, повреждения на котором могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций.
Мотивируя позицию применительно к илонакопителям комплекса объединенных очистных сооружений канализации г. Сокол, заявитель сослался на страницу 69 проекта 1630/2-ТВ-ПЗ и указал, что шлам поступает в илонакопителъ по двум ниткам шламопроводов, осветленная вода из секций накопителя перекачивается на доочистку. Также заявитель сослался на Временный технологический регламент работы ООСК города Сокол (раздел "Оборудование фекальной насосной станции ООСК") и указал, что согласно данному документу осадок с первичных отстойников промстоков и хозбытового потока поступает на илонакопителъ, где частично обезвоживается, а осветленная вода с илонакопителя насосом подается в камеру перед преаэратором-усреднителем для прохождения полной очистки. Илонакопитель не является местом складирования осадка сточных вод, а является одной из ступеней очистки воды.
Управление полагает, что в состав имеющего регистрационный код 203190000396200 гидротехнического сооружения "ГТС илонакопителей комплекса объединенных очистных сооружений канализации г.Сокол" входят ограждающие дамбы (4 карты) (т.3, л.80).
В соответствии с пунктами 9.1, 9.2 декларации безопасности на илонакопители комплекса объединенных очистных сооружений канализации г.Сокол, утвержденной 23.11.2012 (т.3, л.94, 95) в комплекс гидротехнических сооружений входят 4 иловые карты, созданные ограждающими и разделительными дамбами в составе ООСК г.Сокол. Тип сооружений - ограждающие и разделительные дамбы из местного грунта (супеси), взятого из чаши и основания дамб накопителя. В таблицах 1 и 2 пункта 10.2 названной декларации определены контролируемые количественные и качественные показатели безопасности для нормальной эксплуатации гидротехнического сооружения. К их числу относятся, в том числе: уровень воды в илонакопителях, геометрический контур дамб и их конструктивных элементов, минимальное превышение гребня дамбы над уровнем воды в илонакопителе, состояние откосов, фильтрация воды через дамбу, прохождение паводка.
В пункте 9.1 декларации также определено назначение илонакопителей комплекса ООСК г.Сокол, а именно, указано, что в проекте перекачка шламовых вод на илонакопители принята после прохождения цеха мехобезвоживания, который не эксплуатируется практически с момента пуска в 1986 году. В настоящее время обработка осадка сводится к удалению его из первичных отстойников, перекачки его на илонакопители, где он осаждается, и к отводу осветленной воды с иловых карт в голову очистных сооружений. Подача осадка из первичных отстойников осуществляется на карту N 1, осветленная вода откачивается насосами, установленными на картах N 3, 4. Насос на карте N 3 в резерве.
Росприроднадзор в письме от 07.12.2015 N АС-03-02-36/21630 отметил, что иловые площадки относятся к инженерным сооружениям для обработки и обезвоживания осадка сточных вод и не могут классифицироваться как объекты размещения отходов.
Илонакопители объединенных очистных сооружений канализации, г. Сокол, IV класса, с кодом регистрации 19035R926140001, были включены в пункт 8 Перечня объектов, имеющих гидротехнические сооружения, поднадзорные Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору и подлежащие декларированию безопасности, утвержденного приказом Ростехнадзора России от 24.01.2012 N 50.
Поскольку в соответствии со статьей 3 Закона N 117-ФЗ к числу гидротехнических сооружений относятся, в том числе, сооружения (дамбы), ссылка заявителя на Закон N 416-ФЗ не может быть принята во внимание. Илонакопители ООСК г. Сокол соответствуют критериям гидротехнического сооружения.
Кроме того, в отношении всех спорных сооружений согласно декларациям определены показатели их безопасности, что отвечает смыслу правового регулирования, установленного Законом N 117-ФЗ.
Учитывая отсутствие оснований для исключения спорных сооружений из Российского регистра гидротехнических сооружений как не относящихся к гидротехническим, у управления после рассмотрения поступивших от заявителя информационных данных о поднадзорных гидротехнических сооружениях (заявления МУП "Коммунальные системы" от 29.01.2015, от 27.03.2015), не возникла обязанность представить информационные данные о поднадзорных гидротехнических сооружениях в Службу и в Росводресурсы.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198 АПК РФ, пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанными действиями прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В данном случае оспариваемое заявителем бездействие управления, выраженное в ненаправлении в период с 30.03.2015 по 29.12.2015 документов в агентство на исключение объектов: комплекс гидротехнических сооружений хозяйственно-питьевого водоснабжения города Сокол и илонакопители комплекса объединенных очистных сооружений канализации г.Сокол, относящихся к централизованной системе горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, из Российского регистра гидротехнических сооружений не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Нарушения своих прав и законных интересов указанным бездействием заявитель не доказал.
Помимо этого, на основании статьи 7 Закона N 117-ФЗ гидротехнические сооружения вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений. Регистр формируется и ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту 5.5.3 положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 N 282 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), агентство в установленной сфере деятельности осуществляет ведение Российского регистра гидротехнических сооружений.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2015 N 1378 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу подпункта 5.5.3 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов" (далее - Постановление N 1378) подпункт 5.5.3 названного выше Положения признан утратившим силу.
Постановление N 1378 вступило в силу 29.12.2015. Пунктом 1 данного Постановления N 1378 утверждены прилагаемые изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации. Указанными изменениями в постановлении Правительства Российской Федерации от 23.05.1998 N 490 "О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений" (далее - Постановление N 490) в пункте 1 слова "Федеральное агентство водных ресурсов" заменены словами "Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору".
Таким образом, на момент обращения предприятия в управление с заявлениями от 29.01.2015, от 27.03.2015 ведение Российского регистра гидротехнических сооружений осуществляло Росводресурсы. В тоже время с 29.12.2015 формирование и ведение Российского регистра гидротехнических сооружений возложено на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Согласно пункту 3 Постановления N 490 (без учета изменений от 17.12.2015 N 1378) гидротехническое сооружение вносится в Регистр после утверждения органом надзора за безопасностью гидротехнических сооружений декларации безопасности гидротехнического сооружения.
Инструкция о ведении Российского регистра гидротехнических сооружений утверждена приказом Минприроды России от 29.01.2013 N 34 (далее - Инструкция).
Из положений пункта 2 названной Инструкции следует, что Регистр представляет собой единую систему учета, регистрации, хранения и предоставления информации о гидротехнических сооружениях Российской Федерации. Информационные данные о поднадзорных гидротехнических сооружениях, подлежащих декларированию безопасности, в том числе о ликвидации гидротехнических сооружений, представляются собственником гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организацией в органы государственного надзора или их территориальные органы, которые осуществляют рассмотрение названных информационных данных (пункты 6, 7 Инструкции).
Пунктом 10 Инструкции предусмотрено, что информационные данные о каждом гидротехническом сооружении (комплексе гидротехнических сооружений) представляются в составе и объеме, установленном в приложении 1 к настоящей Инструкции. Информационные данные о поднадзорных гидротехнических сооружениях, подлежащих декларированию безопасности, в том числе о ликвидации гидротехнических сооружений, поступившие в территориальный орган государственного надзора, после рассмотрения представляются в соответствующий орган государственного надзора, который уполномочен осуществлять представление указанных выше данных в орган, уполномоченный на ведение Регистра (пункты 8, 9 Инструкции).
В силу пункта 12 Инструкции основанием для представления в Росводресурсы информационных данных о поднадзорных гидротехнических сооружениях органом государственного надзора является факт:
1) утверждения декларации безопасности гидротехнического сооружения органом государственного надзора;
2) поступления информационных данных о поднадзорных гидротехнических сооружениях, в том числе о ликвидации гидротехнических сооружений.
Следовательно, данная Инструкция прямо не предусматривает в качестве обстоятельства, служащего основанием для направления сведений в целях внесения изменений в реестр изменение статуса гидротехнического сооружения в связи с изменением законодательства.
Управление, будучи привлечено в качестве ответчика по делу, наделено полномочиями по рассмотрению поступивших информационных данных о поднадзорных гидротехнических сооружениях. Однако указанные информационные материалы после рассмотрения управлением подлежат представлению в Службу для представления их Росводресурсы, на которое в спорный период было возложено ведение Регистра, только лишь при наличии оснований, предусмотренных пунктом 12 Инструкции.
Поскольку в данном случае такие основания отсутствовали, представленные заявителем информационные данные о гидротехнических сооружениях не подлежали представлению управлением в службу.
По настоящему делу заявителем также оспаривалось бездействие управления, выраженное:
- в неисключении из "Графика представления деклараций безопасности гидротехнических сооружений, поднадзорных Северо-Западному управлению Ростехнадзора, расположенных на территории Вологодской области на 2015 год", объектов: комплекс гидротехнических сооружений хозяйственно-питьевого водоснабжения города Сокол и илонакопители комплекса объединенных очистных сооружений канализации г.Сокол в период с 30.03.2015 и по 31.12.2015;
- в неисключении из "Реестра декларируемых гидротехнических сооружений, расположенных на территории Вологодской области, поднадзорных Северо-Западному управлению Ростехнадзора", объектов: комплекс гидротехнических сооружений хозяйственно-питьевого водоснабжения города Сокол и илонакопители комплекса объединенных очистных сооружений канализации г.Сокол, в период с 30.03.2015 и по настоящее время.
Однако основания требований предприятия в указанной части являются теми же, что и в отношении первого рассмотренного требования.
Таким образом, заявителем не доказаны факт несоответствия оспариваемого бездействия управления требованиям Закона N 117-ФЗ и Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.1998 N 1303 (далее - Положение N 1303), а также нарушение прав и законных интересов предприятия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кроме того, в данном случае служба обоснованно указала в отзыве на заявление в суде первой инстанции на отсутствии полномочий управления по исключению спорных объектов из предусмотренных пунктом 12.1 Положения N 1303 устанавливаемых службой перечня и графика.
Доказательства, свидетельствующие об обратном, заявителем в материалы дела не представлены. Необходимо также отметить, что сформированный управлением График, из которого предприятие в письме от 29.01.2015 N 120 просило управление исключить спорные объекты, нельзя отождествлять с перечнем и графиком, которые предусмотрены пунктом 12.1 Положения N 1303, установлены письмом Ростехнадзора от 18.02.2015 N 00-07-06/186 "О декларировании безопасности ГТС в 2015 году".
Таким образом, подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие выводы суда, изложенные в обжалуемом решении.
Дело рассмотрено судом первой инстанции без нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Основания для отмены решения суда отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 03 июня 2016 года по делу N А13-10329/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Коммунальные системы" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-10329/2015
Истец: МУП "Коммунальные системы"
Ответчик: Северо-Западное Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Третье лицо: МИФНС N 9 по Вологодской области, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральное агентство водных ресурсов