Требование: о взыскании госпошлины и судебных издержек, о взыскании долга и затрат, о возмещении вреда
Вывод суда: в удовлетворении требования отказано, дело направлено на новое рассмотрение, решение суда первой инстанции отменено
г. Чита |
|
11 ноября 2016 г. |
Дело N А19-268/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 ноября 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей В.А. Сидоренко, Е.О. Никифорюк, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевым И.В., рассмотрел в открытом судебном заседании, исковое заявление по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" Федерального дорожного агентства" (ОГРН 1035401907287, ИНН 5405201071, 630008, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Добролюбова, 111) к Индивидуальному предпринимателю Смолькину Петру Николаевичу (ОГРН 304382007000068, ИНН 382000022705) о взыскании 40 895 руб. 84 коп. причинённого вреда,
суд первой инстанции, судья Гаврилов О.В.,
от истца: не было;
от ответчика: не было;
от третьего лица, Есепёнок И.А. (ОГРНИП 305384811900383 ИНН 382103302246): не было;
установил:
Истец, Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" Федерального дорожного агентства", обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Смолькину Петру Николаевичу о взыскании 40 895 руб. 84 коп. вреда, причиненного федеральной автомобильной дороге общего пользования вследствие превышения транспортным средством установленных ограничений по предельно допустимой массе и (или) нагрузки на ось, а также судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 5 512 руб. 50 коп.
Решением суда первой инстанции 03.04.2015 требования истца удовлетворены.
На основании постановления Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.01.2016, Четвертый арбитражный апелляционный суд определением 03.03.2016 перешел к рассмотрению дела N А19-268/2015 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, в связи с рассмотрением им дела в отсутствие предпринимателя, не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 02 сентября 2016 года постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 25 апреля 2016 года по делу N А19-268/2015 отменено, дело направлено на рассмотрение в тот же апелляционный суд.
Определением от 11.10.2016 Четвертый арбитражный апелляционный суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Есепёнка Игоря Анатольевича.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из участвующих в деле лиц, не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200203277024.
Представитель предпринимателя судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200203277017.
Представитель третьего лица судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200203277031.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 12.10.2016.
Согласно пункту 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением Четвёртого арбитражного апелляционного суда произведена замена судьи Басаева Д.В. на судью Сидоренко В.А.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 19, 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов и возражениях на них, изучив материалы дела, пришел к следующим выводам.
Согласно материалам дела, предприниматель, являясь владельцем транспортного средства FREIGHTLINER, государственный регистрационный знак А468РС 38rus, с полуприцепом GREAT DANE, государственный регистрационный знак АМ5906 38rus, 28.07.2013 осуществлял перевозку груза по федеральной автомобильной дороге М-53 "Новосибирск-Иркутск" с подъездом к г. Томску", 158 км.
На стационарном пункте весового контроля N 44 федеральной автомобильной дороги общего пользования М-53 км "Новосибирск-Иркутск с подъездом к г. Томску", 158 км., 28.07.2013 в 12 час. 54 мин. произведено контрольное взвешивание вышеуказанного транспортного средства под управление водителя И.А. Есепёнок, инспектором-оператором СПВК Арефьевым А.В. и госинспектором УГАДН по КО Файзуллиным Р.Н.
Результаты взвешивания зафиксированы в составленном акте о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от 28.07.2013 N 419, согласно которому фактическая полная масса вышеуказанного транспортного средства составляет 37,88 т., фактические нагрузки на оси с учетом погрешности: первая ось - 5,32 т., вторая ось - 7,82 т., третья ось - 7,88 т., четвертая ось - 8,74 т., пятая ось - 8,12 т., при допустимых нагрузках: полная масса - 40 т., первая ось - 9 т, вторая ось - 8 т., третья ось - 8 т, четвертая ось - 8 т., пятая ось - 8 т.
Взвешивание транспортного средства осуществлялось на весах "СДК.АМ-02-1-2", свидетельство о поверке N 23935 от 15.09.2012 (действительно до 15.09.2013).
Указанная перевозка осуществлялась водителем в отсутствие у него специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза либо внесения соответствующей платы.
Статьей 29 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что пользователям автомобильными дорогами запрещается, в том числе осуществлять перевозки по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения.
Для получения специального разрешения, указанного в части 1 или 2 настоящей статьи, требуется:
1) согласование в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов;
2) возмещение владельцем тяжеловесного транспортного средства вреда, который будет причинен таким транспортным средством, в порядке, установленном частью 12 настоящей статьи;
3) наличие уведомления о включении транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоенной категории, а также уведомления о соответствии субъекта транспортной инфраструктуры или перевозчика требованиям в области транспортной безопасности (ч.6).
Выдача специального разрешения осуществляется:
1) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в отношении движения по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации;
2) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в отношении движения по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации;
3) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если маршрут, часть маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, проходят по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог, по автомобильным дорогам местного значения, расположенным на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), при условии, что маршрут такого транспортного средства проходит в границах такого субъекта Российской Федерации и указанные маршрут, часть маршрута не проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог;
4) органом местного самоуправления муниципального района в случае, если маршрут, часть маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, проходят по автомобильным дорогам местного значения муниципального района, по автомобильным дорогам местного значения, расположенным на территориях двух и более поселений в границах муниципального района, и не проходят по автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог;
5) органом местного самоуправления поселения в случае, если маршрут, часть маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, проходят по автомобильным дорогам местного значения поселения, при условии, что маршрут такого транспортного средства проходит в границах такого поселения и указанные маршрут, часть маршрута не проходят по автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального, местного значения муниципального района, участкам таких автомобильных дорог;
6) органом местного самоуправления городского округа в случае, если маршрут, часть маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, проходят по автомобильным дорогам местного значения городского округа и не проходят по автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог;
7) собственником автомобильной дороги в случае, если маршрут транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, проходит по частной автомобильной дороге (ч.10).
В случаях, предусмотренных пунктами 1 - 6 части 10 настоящей статьи, за выдачу специального разрешения, указанного в части 1 или 2 настоящей статьи, уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (ч.11).
Порядок возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.12).
Размер вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством, определяется:
1) Правительством Российской Федерации в случае движения указанного транспортного средства по автомобильным дорогам федерального значения;
2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения указанного транспортного средства по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения;
3) органами местного самоуправления в случае движения указанного транспортного средства по автомобильным дорогам местного значения;
4) собственником автомобильной дороги в случае движения указанного транспортного средства по частной автомобильной дороге (ч.13).
Порядок определения вреда, причиняемого автомобильным дорогам при перевозке тяжеловесных грузов, установлен положениями постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации".
Размер платы в счет возмещения вреда определяется, в том числе, в зависимости от превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 30 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", значений предельно допустимой массы транспортного средства; предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства.
Пунктом 8 указанного постановления предусмотрено, что средства, полученные в качестве платежей в счет возмещения вреда, подлежат зачислению в доход федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, собственника частных автомобильных дорог, если иное не установлено законодательством Российской Федерации
Автомобильная дорога М-53 Новосибирск-Иркутск "Подъезд к г. Томску" закреплена на праве оперативного управления за ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "СИБИРЬ" Федерального дорожного агентства", что подтверждается Распоряжением Департамента имущества и земельных отношений Администрации Новосибирской области N 1833-р от 04.08.2003, Распоряжением Территориального управления по Новосибирской области Федерального агентства по управлению федеральным имуществом N 1512-р от 05.10.2005.
Выявленное истцом в результате взвешивания превышение установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось является сверхнормативным использованием дороги.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 17.07.1998 N 22-П, плата за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам носит компенсационный характер, имеет целевую направленность - предназначена для возмещения особых расходов публичной власти по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству федеральных автомобильных дорог, что не противоречит положениям, установленным в ст.ст. 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 15, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации возмещение вреда осуществляется причинителя вреда.
Как следует из материалов дела, предпринимателем представлен договор аренды N 1 от 03.06.2013, согласно которому указанное выше транспортное средство передано в аренду гражданину Есепёнок И.А.
Статьей 65 АПК РФ установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ч.1).
Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права (ч.2).
Статья 66 АПК РФ предусматривает, что доказательства представляются лицами, участвующими в деле (ч.1).
Статья 68 АПК РФ устанавливает, что обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
В силу ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (ч.1).
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ч.2).
Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности (ч.3).
Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами (ч.4).
Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы (ч.5).
Суд апелляционной инстанции, оценивая материалы дела, усматривает, что доводы предпринимателя о том, что указанное транспортное средство было передано им в аренду по указанному договору, материалами дела не опровергаются.
Более того, на запрос суда апелляционной инстанции в адрес истца о представлении в суд путевого листа на указанное транспортное средство в день проведения проверки и взвешивания автомобиля, Управление сообщило, что путевой лист не проверялся и его копия отсутствует.
Статьей 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" установлено, что путевой лист - документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя.
Статьей 6 данного закона установлено, что обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч.1).
Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство (ч.2).
В соответствии с Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов", в путевом листе указываются, в том числе сведения о собственнике (владельце) транспортного средства, которые включают для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона.
Собственники (владельцы) транспортных средств обязаны регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов (п.17).
Таким образом, отсутствие путевого листа который в силу закона должен был быть на момент проверки и в котором, должен был быть указан, в том числе владелец транспортного средства, под которым понимается в том числе и арендатор транспортного средства, свидетельствует о том, что материалами дела не подтверждается, что причинителем вреда является индивидуальный предприниматель Смолькин П.Н.
Доводы об отсутствии акта приема-передачи транспортного средства, не принимаются, поскольку как следует из материалов дела, фактически указанное транспортное средство было передано сторонами по договору.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что истец не представил достаточных доказательств соответствующих ст. 67 и 68 АПК РФ свидетельствующих о том, что причинителем вреда является индивидуальный предприниматель Смолькин П.Н., в связи с чем в удовлетворении требований истцу надлежит отказать.
Суд, руководствуясь статьями 167-170, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от "03" апреля 2015 года по делу N А19-268/2015 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-268/2015
Истец: Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" Федерального дорожного агентства (ФКУ "Сибуправтодор")
Ответчик: Смолькин Петр Николаевич
Хронология рассмотрения дела:
11.11.2016 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6144/15
02.09.2016 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4450/16
25.04.2016 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6144/15
14.01.2016 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-7759/15
19.11.2015 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6144/15
03.04.2015 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-268/15