г. Тула |
|
24 февраля 2016 г. |
Дело N А54-1490/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.02.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.02.2016.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Волковой Ю.А., судей Тучковой О.Г. и Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Понкратовой А.В., при участии от ответчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) в лице филиала по Рязанской области - представителя Синицына А.Н. (доверенность от 21.09.2015), в отсутствие представителей истца - общества с ограниченной ответственностью "Радуга" (ОГРН 1136226000019, ИНН 6226011573), ответчика - Федерального агентства лесного хозяйства (ОГРН 1047796366298) и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации муниципального образования - городской округ город Касимов Рязанской области, территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области, министерства лесного хозяйства Рязанской области, федерального государственного унитарного предприятия "ГОСЗЕМКАДАСТРСЪЕМКА" в лице Волго-Вятского филиала, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи апелляционные жалобы федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Рязанской области, Федерального агентства лесного хозяйства на решение Арбитражного суда Рязанской области от 23.11.2015 по делу N А54-1490/2014 (судья Сельдемирова В.А.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Радуга" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Рязанской области (далее - кадастровая палата) и Федеральному агентству лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) о признании недействительными сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 62:04:2220202:3, входящего в единое землепользование земельного участка с кадастровым номером 62:04:0000000:10, кадастровой ошибкой; обязании устранить кадастровую ошибку, допущенную при проведении кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 62:04:2220202:3, входящего в единое землепользование земельного участка с кадастровым номером 62:04:0000000:10, для чего внести в сведения государственного кадастра недвижимости изменения в местоположении границ указанного земельного участка; обязании внести в сведения государственного кадастра недвижимости изменения в площади земельного участка с кадастровым номером 62:04:2220202:3, входящего в единое землепользование земельного участка с кадастровым номером 62:04:0000000:10, и установить площадь земельного участка с кадастровым номером 62:04:2220202:3 - 854958 кв. м. +/- 16234 кв. метра, а площадь участка 62:04:0000000:10 - 110597903 кв. м. +/- 184037 кв. метров (с учетом уточнения исковых требований от 20.05.2016, т. 7, л. д. 20-25).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом области привлечены администрация муниципального образования - городской округ город Касимов Рязанской области, территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области, министерство лесного хозяйства Рязанской области, федеральное государственное унитарное предприятие "ГОСЗЕМКАДАСТРСЪЕМКА" в лице Волго-Вятского филиала.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 23.11.2015 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчики обратились с апелляционными жалобами в суд апелляционной инстанции, в которых просили обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
В обоснование своих доводов кадастровая палата и Рослесхоз ссылались на то, что не являются надлежащими ответчиком по настоящему делу. Кадастровая палата указала на необоснованное отнесение судом на нее судебных расходов.
Истец отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Истец, ответчик - Рослесхоз и третьи лица, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалобы рассмотрены в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, общество является собственником объектов недвижимости - здание производственное, общей площадью 1107,3 кв.м., лит. Д, Д1, Д2, Д3, Д4, и здание котельной, общей площадью 52,5 кв. м, расположенные по адресу: Рязанская область, г. Касимов, ул. Восточная, д. 49в (т. 1, л. д. 24-25).
Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 62:26:0011213:82, общей площадью 100 00 кв. м, принадлежащем обществу на праве постоянного (бессрочного) пользовании (т. 1, л. д. 22-23, т. 5, л. д. 132-135).
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 62:26:0011213:82 внесены в государственный кадастр недвижимости 16.04.2004, граница земельного участка не установлена в соответствии с действующим законодательством.
Земельный участок с кадастровым номером 62:04:0000000:10 - единое землепользование, категория земель - земли лесного фонда, общей площадью 109 984 500 кв. м, расположенный по адресу: Рязанская область, Касимовский район, Касимовский лесхоз, Пригородное лесничество, является собственностью Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02.12.2003 (т. 1, л. д. 129).
Сведения о данном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 02.12.2003, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке (т. 1, л. д. 26-27).
При проведении кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 62:26:0011213:82 кадастровым инженером Малышевым П.В. было установлено, что фактическая площадь земельного участка, определенная по фактически сложившимся границам, составила 9303 кв. м, по сведениям ГКН - 10000 кв.м., расхождение площадей составило - 697 м, что является допустимым. При уточнении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 62:26:00111213:82 было установлено, что данный земельный участок пересекает границу квартала и накладывается на ранее учтенный земельный участок с кадастровым номером 62:04:0000000:10, расположенный: Касимовский район, Пригородное лесничество.
Ссылаясь на необходимость установления факта наличия возможной кадастровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 62:04:0000000:10 и ее устранения истец обратился в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 92 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ к уникальным характеристикам земельного участка отнесены его кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости, описание местоположения границ земельный участок и его площадь.
Исходя из положений статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7-21 части 2 статьи 7 настоящего Закона сведений об объекте недвижимости. Кадастровый учет осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке.
Кадастровой ошибкой в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, является, в том числе, воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (пункт 4 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
Из кадастровой выписки от 19.08.2015 (т. 7, л. д. 88-94) следует, что земельный участок с кадастровым номером 62:04:0000000:10 площадью 110602896 +/- 184037 кв. м, категория земель - земли лесного фонда, разрешенное использование - для лесоразведения, в состав которого входит земельный участок с кадастровым номером 62:04:2220202:3, поставлен на кадастровый учет 02.12.2003.
При этом при проведении кадастровых работ границы данного земельного участка со смежными землепользователями согласованы не были.
В силу с подпункта 1 пункта 6 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Между тем, отнесение земельного участка к землям лесного фонда само по себе не может исключать уточнение границ земельного участка и установление их на местности при выявлении нарушений прав смежных землепользователей.
Земельный участок с кадастровым номером 62:26:0011213:82, принадлежит истцу с 1994 года на праве постоянного (бессрочного) пользования (т. 5, л. д. 132-135) и используется последним в соответствии с его целевым назначением по настоящее время.
Земельный участок с кадастровым номером 62:26:0011213:82 граничит с земельным участком с кадастровым номером 62:04:2220202:3, входящим в единое землепользование с кадастровым номером 62:04:0000000:10 площадью 110602896 +/- 184037 кв. м., категория земель - земли лесного фонда, разрешенное использование - для лесоразведения, принадлежащим на праве собственности Российской Федерации.
Согласно пункту 32 статьи 81 ЛК РФ, пункту 5.13.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 N 283 (действовавшего в спорный период) и пункту 5.5 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736 (действующего в настоящее время), проведение государственного учета лесных участков в составе земель лесного фонда в границах лесничеств и лесопарков, определение количества лесничеств и лесопарков, установление и изменение их границ отнесено к полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства.
С целью установления факта наложения границ земельного участка с кадастровыми номерами 62:26:0011213:82, принадлежащего истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, и земельного участка с кадастровым номером 62:04:0000000:10, категория земель - земли лесного фонда, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, а также наличия кадастровой ошибки, допущенной при межевании и определении границ земельного участка с кадастровым номером 62:04:0000000:10 в части, смежной с земельным участком с кадастровым номером 62:26:0011213:82, судом была назначена по делу судебная экспертиза.
Согласно выводам экспертов Автономной некоммерческой организации "Центр земельных экспертиз" земельный участок с кадастровым номером 62:04:2220202:3, входящий в единое землепользование земельного участка с кадастровым номером 62:04:0000000:10, накладывается на земельный участок с кадастровым номером 62:26:0011213:82 и расположенные на данном земельном участке строения. Площадь выявленного наложения составила 4787 кв. м. Описание границ выявленного наложения приведены экспертами в таблице 6. При этом в области выявленного наложения расположено строение лит. Д, Д1, Д2, Д3, Д4, принадлежащее на праве собственности обществу "Радуга". Данное строение было возведено до 22.06.1994, т.к. оно отражено в акте на право постоянного (бессрочного) пользования землей. Право собственности ООО "Радуга" на данное здание зарегистрировано 10.07.2013. Согласно описаниям обособленных земельных участков, входящих в единое землепользование земельного участка с кадастровым номером 62:04:0000000:10, работы по определению местоположения границ обособленных участков были проведены в ноябре-декабре 2008 года, т.е. на момент существования на местности здания лит. Д, Д1, Д2, Д3, Д4.
Кроме того, фактические границы земельного участка с кадастровым номером 62:26:0011213:82 по конфигурации и расположению относительно строений, расположенных на данном земельном участке, в целом соответствуют границам участка, отображенного на чертеже акта на право постоянного (бессрочного) пользования землей. Также экспертами установлено, что часть земельного участка с кадастровым номером 62:04:2220202:3, входящего в единое землепользование земельного участка с кадастровым номером 62:04:0000000:10, накладывается на земли общего пользования - проезжую часть улицы Восточная города Касимов. Согласно описанию обособленных земельных участков, входящих в единое землепользование земельного участка с кадастровым номером 62:04:0000000:10, кадастровые работы по определению местоположения границ участков были проведены картометрически, с использованием картографической основы масштаба 1:10000.
Экспертизой установлено, что выявленное наложение границ земельного участка с кадастровым номером 62:04:2220202:3, входящего в единое землепользование земельного участка с кадастровым номером 62:04:0000000:10, на земельный участок с кадастровым номером 62:26:0011213:82 вызвано тем, что при проведении кадастровых работ не было учтено фактическое расположение объектов недвижимости, принадлежащих третьим лицам, не было учтено фактическое расположение границ земельных участков, принадлежащих третьим лицам, не было учтено фактическое использование смежных земельных участков, проведение кадастровых работ проводилось на основании картометрического материала (карты, планы), который не отражал актуальные сведения ситуации местности. Экспертами установлен факт наличия в сведениях государственного кадастра недвижимости в части земельного участка с кадастровым номером 62:04:2220202:3, входящего в единое землепользование земельного участка с кадастровым номером 62:04:0000000:10, кадастровой ошибки. Из представленных планшетов материалов лесоустройства по состоянию на 1991 год, 2000 год, 2001 год было установлено, что земельный участок с кадастровым номером 62:04:2220202:3, входящий в единое землепользование земельного участка с кадастровым номером 62:04:0000000:10, сформирован частично за счет лесных кварталов 113, 111, 114, 112. Западная граница лесного квартала 113 по конфигурации соответствует западной границе участка с кадастровым номером 62:04:2220202:3.
Следовательно, из материалов землеустройства не был исключен земельный участок, который ранее в 1994 году был предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ТОО "Сувенир" (правопредшественник ООО "Радуга").
В качестве возможного варианта исправления кадастровой ошибки в местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером 62:04:2220202:3, входящего в единое землепользование земельного участка с кадастровым номером 62:04:0000000:10, экспертами предложено (с учетом дополнительного экспертного заключения, т. 8, л. д. 20-57):
- внести в сведения государственного кадастра недвижимости земельного участка с кадастровым с номером 62:04:2220202:3, входящего в единое землепользование земельного участка с кадастровым номером 62:04:0000000:10, изменения в части местоположения границ путем исключения из состава границ участка фактических границ земельного участка с кадастровым номером 62:26:0011213:82. Границы земельного участка с кадастровым номером 62:04:2220202:3, входящего в единое землепользование земельного участка с кадастровым номером 62:04:0000000:10, указаны экспертами в таблице N 1.
- внести в сведения государственного кадастра недвижимости земельного участка с кадастровым номером 62:04:2220202:3, входящего в единое землепользование земельного участка с кадастровым номером 62:04:0000000:10, изменение в части площади участка путем исключения из состава площади участка фактически используемой площади земельного участка с кадастровым номером 62:26:0011213:82.
Установить площадь земельного участка с кадастровым номером 62:04:2220202:3 -854958 кв. м. +/- 16234 кв. метра, а площадь земельного участка с кадастровым номером 62:04:0000000:10 - 110597903 кв. м. +/- 184037 кв. метров.
Экспертами указано, что измененные площади земельного участка с кадастровым номером 62:04:2220202:3 и земельного участка с кадастровым номером 62:04:0000000:10 соответствуют требованиям к исправлению кадастровой ошибки, установленным Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
Поскольку каких-либо противоречий экспертное заключение АНО "Центр земельных экспертиз" не содержит, соответствует требованиям статьи 86 АПК РФ, сомнений в его достоверности не имеется, суд первой инстанции правомерно принял его в качестве доказательства по делу.
Установив факт наличия кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости в части описания границ земельного участка с кадастровым номером 62:04:2220202:3, входящего в единое землепользование земельного участка с кадастровым номером 62:04:0000000:10, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости исправления данной кадастровой ошибки в судебном порядке, поскольку нарушены права и законные интересы общества по пользованию и распоряжению земельным участком с кадастровым номером 62:26:0011213:82.
Довод Рослесхоза о том, что последний не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, отклоняется судом апелляционной инстанции на основании следующего.
Согласно пункту 32 статьи 81 ЛК РФ, пункту 5.13.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 N 283 (действовавшего в спорный период) и пункту 5.5 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736 (действующего в настоящее время), проведение государственного учета лесных участков в составе земель лесного фонда в границах лесничеств и лесопарков, определение количества лесничеств и лесопарков, установление и изменение их границ отнесено к полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства, и органам государственной власти субъектов Российской Федерации не передавалась.
В соответствии с пунктом 4 раздела 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 N 283 агентство лесного хозяйства осуществляет свою деятельность непосредственно, через территориальные органы или подведомственные организации.
Положением о министерстве лесного хозяйства Рязанской области, утвержденным постановлением правительства Рязанской области от 05.10.2010 N 240 министерству переданы отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, связанных с распоряжением лесными участками.
В соответствии со статьей 81 ЛК РФ полномочия по согласованию и установлению границ осуществляет орган государственной власти Российской Федерации, данные полномочия органам государственной власти субъектов Российской Федерации не переданы.
В соответствии с Положением о министерстве лесного хозяйства Рязанской области, утвержденного постановлением правительства Рязанской области от 05.10.2010 N 240 министерство является центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области специальной компетенции, проводящим государственную политику по эффективному использованию, охране, защите и воспроизводству лесов на территории Рязанской области.
Согласно действующему на момент проведения межевания законодательства кадастровые работы выполнялись ООО "Геотрансинжинеринг" на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства договора подряда на выполнение кадастровых работ.
Поскольку заказчиком проведения межевания являлось Федеральное агентство лесного хозяйства, следовательно, Рослесхоз является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Довод кадастровой палаты о том, что учреждение является ненадлежащим ответчиком по данному делу, был предметом рассмотрения в суде области и получил надлежащую правовую оценку.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущества" и пункте 2 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество.
Процедура исправления кадастровой ошибки прописана в Порядке ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденном приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 (далее - Порядок) в соответствии с пунктом 10 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
Из пунктов 4, 18, 47 Порядка следует, что исправление кадастровых ошибок в кадастровых сведениях относится к одной из кадастровых процедур, выполняемых уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета при внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости, и сопровождается принятием соответствующего решения.
Основаниями для исправления кадастровой ошибки являются: представленные (поступившие в порядке информационного взаимодействия) документы, необходимые для кадастрового учета изменений объекта недвижимости; вступившее в законную силу решение суда об исправлении кадастровой ошибки.
Исходя из изложенного, ответчиками по требованию об установлении кадастровой ошибки и ее исправлении путем изменения границ земельного участка, являются орган кадастрового учета, которым внесены недостоверные сведения в государственный кадастр недвижимости, и правообладатель земельного участка, в сведениях о границах которого содержится кадастровая ошибка.
Данная правовая позиция подтверждается судебной практикой (определения Верховного Суда РФ от 25.08.2015 N 4-КГ15-38 по делу N 33-10897/2014, от 01.07.2015 по делу N А41-19805/13, от 05.02.2015 по делу NА32-44933/2011, от 18.11.2014 по делу NА33-14794/2013, определение ВАС РФ от 26.12.2013 по делу N ВАС-18743/13, постановления АС Центрального округа от 18.06.2015 по делу N А35-5610/2014, от 26.11.2014 по делу N А48-2066/2013, АС Северо-Кавказского округа от 31.12.2014 по делу NА53-11052/2013 и др).
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. При этом данная норма не содержит особенностей при ее применении в случае, если стороны не состояли между собой в материальных отношениях, если лицо, с которого взыскиваются судебные расходы, не совершало каких-либо действий, нарушающих права и законные интересы стороны, в пользу которой принят судебный акт.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание, что общество является лицом, в пользу которого вынесен судебный акт по существу спора, суд первой инстанции распределил судебные расходы по общему правилу, установленному статьей 110 АПК РФ и взыскал с ответчиков судебные издержки, в том числе затраты на проведение экспертизы.
Кадастровая палата (учреждение, выполняющее функции государственного органа) освобождена от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды (пункт 4 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" в редакции информационного письма от 11.05.2010 N 139).
Однако указанное обстоятельство не влияет на установленный частью 1 статьи 110 Кодекса общий порядок распределения (возмещения) судебных расходов. В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу лица, освобожденного от уплаты государственной пошлины, расходы заявителя по уплате пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (пункт 5 информационного письма от 13.03.2007 N 117 в редакции от 11.05.2010 N 139).
Кроме того, при рассмотрении заявленных по настоящему делу требований общества кадастровая палата оспаривала их по существу, о чем свидетельствуют подача отзыва с поддержанием требований об отказе истцу в иске (т. 7, л. д. 50-52) и апелляционной жалобы (т. 8, л. д. 90-93), в связи с чем правовая позиция, изложенная в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", при данных обстоятельствах применена быть не может.
Аналогичный правовой подход сформулирован в определении Верховного суда РФ от 27.10.2014 по делу N А21-1808/2011, постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 22.12.2014 по делу N А72-2339/2014, Арбитражного суда Северо - Кавказского округа от 22.09.2015 по делу N А32-14050/2013, Федерального Арбитражного суда Северо - Западного округа от 12.02.2014 по делу N А13-15455/2012, Федерального Арбитражного суда Московского округа от 22.07.2014 по делу N А41-35948/2013, Арбитражного суда Московского округа от 13.08.2015 по делу N А41-42942/2013, Арбитражного суда Московского округа от 18.08.2015 по делу N А40-105317/14.
Доводы ответчиков, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Неправильного применения норм процессуального права, в том числе влекущих отмену судебного акта в любом случае в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
В соответствии с частью 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Рязанской области, Федеральное агентство лесного хозяйства освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в связи с чем государственная пошлина за рассмотрение апелляционных жалоб в размере 6 000 рублей взысканию с последних не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 23.11.2015 по делу N А54-1490/2014 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.А. Волкова |
Судьи |
О.Г. Тучкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-1490/2014
Истец: ОАО "РАДУГА", ООО "Радуга"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Рязанской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" филиал по Рязанской области, Федеральное агенство лесного хозяйства, Федеральное агенство лесноого хозяйства
Третье лицо: Администрация МО городской округ город Касимов Рязанской области, Администрация муниципального образования-городской округ город Касимов Рязанской области, Министерство лесного хозяйства по Рязанской области, Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Рязанской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГУП "ГОСЗЕМКАДАСТРСЪЕМКА", ФГУП "ГОСЗЕМКАДАСТРСЪЕМКА" Волго-Вятский филиал, ФГУП "ГОСЗЕМКАДСТРСЪЕМКА" в лице Волго-Вятского филиала, Автономная коммерческая организация "Центр земельных экспертиз" эксперты Пашко Андрей Игоревич, Карташов Владимир Юрьевич, Аксиненко Александр Владимирович, Двадцатый Арбитражный Аппеляционный суд, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Рязанской области
Хронология рассмотрения дела:
02.12.2016 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-7180/16
02.06.2016 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1785/16
24.02.2016 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-8433/15
23.11.2015 Решение Арбитражного суда Рязанской области N А54-1490/14