г. Севастополь |
|
23 июня 2016 г. |
Дело N А84-1295/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.06.2016.
В полном объёме постановление изготовлено 23.06.2016.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Остаповой Е.А.,
судей Баукиной Е.А.,
Илюхиной А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Завтуром Р.О.,
при участии:
представителя истца - Каюмовой Н.Н., доверенность N 01 от 12.01.2016; Сарахмана С.А., доверенность N 05 от 12.01.2016;
представителей ответчика (Севастопольская региональная общественная организация "Футбольный клуб "Чайка") - Луценко В.Г., доверенность N 1/15ю от 02.09.2015; Гарибяна Ю.С., доверенность N 1/16Ю от 20.05.2016;
представителя ответчика (Общество с ограниченной ответственностью "Профессиональный футбольный клуб "Севастополь") - Авдеева А.И., доверенность N 1Ю от 01.04.2015; Тамаева Р.В., доверенность N 1/16Ю от 01.03.2016,
иные лица, участвующие в деле - не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Севастопольской региональной общественной организации "Футбольный клуб "Чайка" на определение Арбитражного суда города Севастополя от 26.01.2016 о прекращении производства по делу N А84-1295/2015 в части, Севастопольской региональной общественной организации "Футбольный клуб "Чайка" и Общества с ограниченной ответственностью "Профессиональный футбольный клуб "Севастополь" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 28.01.2016 по делу N А84-1295/2015 (судья Ражков Р.А.)
по иску Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
(ул. Ленина, 2, г. Севастополь, 299011)
к Севастопольской региональной общественной организации "Футбольный клуб "Чайка" (ул. Адм.Октябрьского,20, г.Севастополь, 299011),
Обществу с ограниченной ответственностью "Профессиональный футбольный клуб "Севастополь"
(ул. Адм. Октябрьского,20, г. Севастополь,299011),
Региональному отделению Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым и г. Севастополе
(пл. Восставших, 6, г. Севастополь),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - Государство Украина в лице Фонда государственного имущества Украины
(ул. Кутузова, 18/9, г. Киев, 01133)
о признании недействительными договоров купли-продажи недвижимого имущества, истребовании имущества из чужого незаконного владения,
по встречному иску Общества с ограниченной ответственностью "ПФК "Севастополь"
к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя,
Государству Украина в лице Фонда государственного имущества Украины
о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя 14.07.2015 обратился в Арбитражный суд города Севастополя года с иском к Общественному объединению "ФК "Чайка", Обществу с ограниченной ответственностью "ПФК "Севастополь" (далее - ООО "ПФК "Севастополь"), в котором просит:
- признать недействительным договор купли-продажи государственного имущества N 202/40 от 10 декабря 2007 года, заключенный между Региональным отделением Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым и г. Севастополе и Общественным объединением "Футбольный клуб "Чайка", засвидетельствованный 10 декабря 2007 года частным нотариусом Севастопольского городского нотариального округа Рыжковой Н.В., зарегистрированный в реестре за N 2574;
- признать недействительным договор купли-продажи имущества от 27 декабря 2007 года, заключенный между Общественным объединением "Футбольный клуб "Чайка" и Обществом с ограниченной ответственностью "Профессиональный футбольный клуб "Севастополь", согласованный Региональным отделением Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым, засвидетельствованный 27 декабря 2007 года частным нотариусом Севастопольского городского нотариального округа Рыжковой Н.В., зарегистрированный в реестре за N 2674;
- признать за городом Севастополь право собственности на имущественный комплекс стадиона "Чайка", а именно: прожекторные мачты металлические - 4 шт.; подтрибунные помещения северной трибуны лит. А общей площадью 382,30 кв. м; подтрибунные помещения северной трибуны лит З общей площадью 44,30 кв.м.; лит. М общей пл. 68,40 кв. м.; лит. Н общ. пл. 157,60 кв. м.; лит Э общ пл. 155,50 кв. м.; лит. Ю общ пл. 369,70 кв. м. - 4 шт.; трансформаторная подстанция с ограждением лит. Ю1 - 1 шт.; каменные гаражи лит. Я, лит. Я1 общ. пл. 129,50 кв. м.; шесть билетных касс лит К1 общ. пл. 6,00 кв.м.; лит. К2 общ. пл. 6,10 кв. м.; лит. КЗ общ пл. 5,90 кв. м.; лит Л общ пл. 6,20 кв.м.; лит. В общ. пл. 6,20 кв. м.; лит Б общ. пл. 6,10 кв. м.; помещение радиорубки лит Ж общ. пл. 12,0 кв. м. - 1 шт.; ограждения; прочие помещения; главный распределительный щит - 4 шт.; распределительный щит - 10 шт.; сеть электроснабжения (500 м.) - 1 шт.; сеть водоснабжения (250 м.) - 1 шт.; сеть ливневых и сточных вод (150 м.) - 1 шт.; сеть канализационная (180 м.) - 1 шт.; колодец сети водоснабжения - 3 шт.; колодец сети ливневых и сточных вод - 9 шт.; колодец сети канализации - 13 шт., 36 торгово-складских павильонов, 1824 секций, площадью 486,5 кв. м.;
- истребовать имущественный комплекс стадиона "Чайка": прожекторные мачты металлические - 4 шт.; подтрибунные помещения северной трибуны лит. А общей площадью 382,30 кв. м; подтрибунные помещения северной трибуны лит З общей площадью 44,30 кв.м; лит. М общей пл. 68,40 кв. м; лит. Н общ. пл. 157,60 кв. м; лит Э общ пл. 155,50 кв. м.; лит. Ю общ. пл. 369,70 кв. м - 4 шт.; трансформаторная подстанция с ограждением лит. Ю1 - 1 шт.; каменные гаражи лит. Я, лит. Я1 общ. пл. 129,50 кв. м; шесть билетных касс лит К1 общ. пл. 6,00 кв.м; лит. К2 общ. пл. 6,10 кв. м; лит. КЗ общ пл. 5,90 кв. м; лит Л общ пл. 6,20 кв.м; лит. В общ. пл. 6,20 кв. м; лит Б общ. пл. 6,10 кв. м; помещение радиорубки лит Ж общ. пл. 12,0 кв. м - 1 шт.; ограждения; прочие помещения; главный распределительный щит - 4 шт.; распределительный щит - 10 шт.; сеть электроснабжения (500 м) - 1 шт.; сеть водоснабжения (250 м) - 1 шт.; сеть ливневых и сточных вод (150 м) - 1 шт.; сеть канализационная (180 м) - 1 шт.; колодец сети водоснабжения - 3 шт.; колодец сети ливневых и сточных вод - 9 шт.; колодец сети канализации - 13 шт., 36 торгово-складских павильонов, 1824 секций, площадью 486,5 кв. м, из незаконного владения Общества с ограниченной ответственностью "Профессиональный футбольный клуб "Севастополь" и передать его в собственность города Севастополя.
Определением Арбитражного суда города Севастополя от 11.08.2015 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Региональное отделение Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым и г. Севастополя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - государство Украина в лице Фонда государственного имущества Украины.
Определением Арбитражного суда города Севастополя от 12.08.2015 произведена замена ответчика Общественного объединения "Футбольный клуб "Чайка" (ЕГРПОУ 20690716) на правопреемника Севастопольскую региональную общественную организацию "Футбольный клуб "Чайка" (далее - СРОО "Футбольный клуб "Чайка").
Определением Арбитражного суда города Севастополя от 13.10.2015 принято встречное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "ПФК "Севастополь" к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Государству Украина в лице Фонда государственного имущества Украины о признании за ООО "ПФК "Севастополь" право собственности на имущественный комплекс стадиона "Чайка", в составе: прожекторные мачты металлические - 4 шт.; подтрибунные помещения северной трибуны лит. А общей площадью 382, 30 кв.м.; подтрибунные помещения северной трибуны лит. З общей площадью 44, 30 кв.м., лит. М общей площадью 68, 40 кв. м., лит. Н общей площадью 157, 60 кв.м., лит. Э общей площадью 155, 50 кв. м., лит. Ю общей площадью 369, 70 кв.м.; трансформаторная подстанция с ограждением лит. Ю1 - 1 шт.; каменные гаражи лит. Я, Я1 общей площадью 129,50 кв.м.; шесть билетных касс лит. К1 общей площадью 6, 00 кв.м., лит. К2 общей площадью 6, 10 кв.м., лит. К3 общей площадью 5, 90 кв.м., лит. Л общей площадью 6,20 кв.м., лит. В общей площадью 6,20 кв.м., лит. Б общей площадью 6,10 кв.м.; помещения радиорубки, лит. Ж общей площадью 12,0 кв.м. - 1шт.; ограждения; иные сооружения; главный распределительный щит - 4 шт.; распределительный щит - 10 шт.; сеть электроснабжения (500 м) - 1 шт.; сеть водоснабжения (205 м) -1 шт.; сеть сливных и сточных вод (150 м) - 1 шт.; сеть канализационная (180 м) - 1 шт.; колодец сети водоснабжения - 3 шт.; колодец сети сливных и сточных вод - 9 шт.; колодец сети канализации - 13 шт.
Определением Арбитражного суда города Севастополя от 26.01.2016 производство по делу по иску Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в части требований о признании недействительным договора купли-продажи государственного имущества N 202/40 от 10 декабря 2007 года, заключенного между Региональным отделением Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым и г. Севастополя и Общественным объединением "Футбольный клуб "Чайка", засвидетельствованного 10 декабря 2007 года частным нотариусом Севастопольского городского нотариального округа Рыжковой Н.В., зарегистрированного в реестре за N 2574 - прекращено.
Не согласившись с указанным определением суда, Севастопольская региональная общественная организация "Футбольный клуб "Чайка" обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение суда первой инстанции.
Апелляционная жалоба мотивирована нарушением судом первой инстанции норм процессуального права, поскольку на момент вынесения обжалуемого определения суд первой инстанции располагал информацией о том, что у ответчика - Регионального отделения Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым и г.Севастополе существует правопреемник - Региональное отделение Фонда государственного имущества Украины в Херсонской области, Автономной Республике Крым и г.Севастополе, на которого суд должен был заменить ответчика в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ввиду чего суд также пришел к ошибочному выводу о ликвидации указанного ответчика, поскольку последний был реорганизован путем присоединения. Кроме того, заявитель апелляционной жалобы считает, что судом первой инстанции нарушены и неправильно применены нормы материального права, поскольку нормы действующего законодательства не наделяют Губернатора города Севастополя полномочиями на принятие решения по вопросу ликвидации иностранного юридического лица, а такое решение может принять только его собственник (учредитель) - Государство Украина в лице уполномоченного органа государственной исполнительной власти, в данном случае Фонд государственного имущества Украины либо суд по месту нахождения либо государственной регистрации такого юридического лица.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 28.01.2016 по делу N А84-1295/2015 исковые требования Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя удовлетворены. Признан недействительным договор купли-продажи имущества от 27 декабря 2007 года, заключенный между Общественным объединением "Футбольный клуб "Чайка" и Обществом с ограниченной ответственностью "Профессиональный футбольный клуб "Севастополь", согласованный Региональным отделением Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым, засвидетельствованный 27 декабря 2007 года частным нотариусом Севастопольского городского нотариального округа Рыжковой Н.В., зарегистрированный в реестре за N 2674. Признано за городом Севастополь право собственности на имущественный комплекс стадиона "Чайка", а именно: прожекторные мачты металлические - 4 шт.; подтрибунные помещения северной трибуны лит. А общей площадью 382,30 кв. м; подтрибунные помещения южной трибуны лит З общей площадью 44,30 кв.м.; лит. М общей пл. 68,40 кв. м.; лит. Н общ. пл. 157,60 кв. м.; лит Э общ пл. 155,50 кв. м.; лит. Ю общ пл. 369,70 кв. м. - 4 шт.; трансформаторная подстанция с ограждением лит. Ю1 - 1 шт.; каменные гаражи лит. Я, лит. Я1 общ. пл. 129,50 кв. м.; шесть билетных касс лит К1 общ. пл. 6,00 кв.м.; лит. К2 общ. пл. 6,10 кв. м.; лит. КЗ общ пл. 5,90 кв. м.; лит Л общ пл. 6,20 кв.м.; лит. В общ. пл. 6,20 кв. м.; лит Б общ. пл. 6,10 кв. м.; помещение радиорубки лит Ж общ. пл. 12,0 кв. м. - 1 шт.; ограждения; прочие помещения; главный распределительный щит - 4 шт.; распределительный щит - 10 шт.; сеть электроснабжения (500 м.) - 1 шт.; сеть водоснабжения (250 м.) - 1 шт.; сеть ливневых и сточных вод (150 м.) - 1 шт.; сеть канализационная (180 м.) - 1 шт.; колодец сети водоснабжения - 3 шт.; колодец сети ливневых и сточных вод - 9 шт.; колодец сети канализации - 13 шт., 36 торгово-складских павильонов, 1824 секций, площадью 486,5 кв. м. Истребован имущественный комплекс стадиона "Чайка" из незаконного владения Общества с ограниченной ответственностью "Профессиональный футбольный клуб "Севастополь" и передан в собственность города Севастополя. В удовлетворении встречного искового заявления Обществу с ограниченной ответственностью "Профессиональный футбольный клуб "Севастополь" отказано. Взыскано с Севастопольской региональной общественной организации "Футбольный клуб "Чайка" в доход федерального бюджета 3000 (три тысячи) рублей государственной пошлины. Взыскано с Общества с ограниченной ответственностью "Профессиональный футбольный клуб "Севастополь" в доход федерального бюджета 96 471 (девяносто шесть тысяч четыреста семьдесят один) рубль государственной пошлины.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, Севастопольская региональная общественная организация "Футбольный клуб "Чайка" и Общество с ограниченной ответственностью "Профессиональный футбольный клуб "Севастополь" обратились с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Встречное исковое требование ООО "Профессиональный футбольный клуб "Севастополь" удовлетворить, признать право собственности ООО "Профессиональный футбольный клуб "Севастополь" на имущественный комплекс стадиона "Чайка" в составе: прожекторные мачты металлические - 4 шт.; подтрибунные помещения северной трибуны лит. А общей площадью 382,30 кв. м; подтрибунные помещения южной трибуны лит З общей площадью 44,30 кв.м.; лит. М общей пл. 68,40 кв. м.; лит. Н общ. пл. 157,60 кв. м.; лит Э общ пл. 155,50 кв. м.; лит. Ю общ пл. 369,70 кв. м. - 4 шт.; трансформаторная подстанция с ограждением лит. Ю1 - 1 шт.; каменные гаражи лит. Я, лит. Я1 общ. пл. 129,50 кв. м.; шесть билетных касс лит К1 общ. пл. 6,00 кв.м.; лит. К2 общ. пл. 6,10 кв. м.; лит. КЗ общ пл. 5,90 кв. м.; лит Л общ пл. 6,20 кв.м.; лит. В общ. пл. 6,20 кв. м.; лит Б общ. пл. 6,10 кв. м.; помещение радиорубки лит Ж общ. пл. 12,0 кв. м. - 1 шт.; ограждения; прочие помещения; главный распределительный щит - 4 шт.; распределительный щит - 10 шт.; сеть электроснабжения (500 м.) - 1 шт.; сеть водоснабжения (250 м.) - 1 шт.; сеть ливневых и сточных вод (150 м.) - 1 шт.; сеть канализационная (180 м.) - 1 шт.; колодец сети водоснабжения - 3 шт.; колодец сети ливневых и сточных вод - 9 шт.; колодец сети канализации - 13 шт.
Определением от 04.03.2016 жалобы приняты к производству и назначены к судебному разбирательству.
Определением от 26.05.2016 рассмотрение апелляционных жалоб отложено на 16.06.2016.
Определением и.о. председателя Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2016, в связи с нахождением председательствующего судьи Гоголя Ю.М. в длительном отпуске, сформирован новый состав коллегии судей: председательствующий судья Остапова Е.А., судьи: Баукина Е.А., Илюхина А.П., для участия в рассмотрении апелляционных жалоб по делу N А84-1295/2015.
В судебное заседание 16.06.2015 явились представитель истца и представители ответчиков - Севастопольской региональной общественной организации "Футбольный клуб "Чайка" и Общества с ограниченной ответственностью "Профессиональный футбольный клуб "Севастополь". Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства были уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
В судебном заседании 16.06.2016 в удовлетворении ходатайств: индивидуального предпринимателя Горелика Владимира Ильича, индивидуального предпринимателя Початкина Романа Андреевича, индивидуального предпринимателя Стельмаха Виктора Владимировича, индивидуального предпринимателя Говаловой Елены Константиновны, индивидуального предпринимателя Папуши Ирины Петровны, индивидуального предпринимателя Авдеева Алексея Ивановича, Общества с ограниченной ответственностью "Жемчужина Арбата" о привлечении к участию в деле N А84-1295/2015 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика было отказано, о чем вынесено соответствующее определение.
Также в судебном заседании 16.06.2016 было отказано в удовлетворении ходатайства Севастопольской региональной общественной организации "Футбольный клуб "Чайка" о замене ответчика Регионального отделения Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым и г.Севастополе на его правопреемника Региональное отделение Фонда государственного имущества в Херсонской области, Автономной Республике Крым и г.Севастополе, о чем вынесено соответствующее определение.
В данном судебном заседании был объявлен перерыв до 17.06.2016.
После перерыва, в судебное заседание явились те же представители лиц, участвующих в деле, кроме представителя истца, поскольку явился еще один представитель по доверенности.
Поскольку лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции, в порядке статьи 156 АПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в части обжалования определения о прекращении производства по делу в части, в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установлено следующее.
Как следует из материалов дела, Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя оспаривается договор купли-продажи государственного имущества N 202/40 от 10 декабря 2007 года, заключенный между Региональным отделением Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым и г. Севастополе и Общественным объединением "Футбольный клуб "Чайка", засвидетельствованный 10 декабря 2007 года частным нотариусом Севастопольского городского нотариального округа Рыжковой Н.В., зарегистрированный в реестре за N 2574.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что организация, являющаяся стороной в деле, ликвидирована.
Следовательно, возможность рассмотрения иска по существу связана с фактическим (юридическим) существованием стороны в деле.
Согласно Постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 июня 2007 года N 6576/06, от 11 октября 2005 года N 7278/05 поскольку спор о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности не может быть рассмотрен без участия одного из контрагентов, производство по делу на основании пункта 5 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит прекращению.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что процессуальная возможность (невозможность) рассмотрения иска Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя по указанному выше требованию обусловлена гражданско-правовым статусом Регионального отделения Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым и г. Севастополе.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом. Нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя.
Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ не предусмотрено, что правоотношения по созданию, преобразованию, ликвидации юридических лиц, публичные правоотношения по осуществлению полномочий органами власти в городе Севастополе регулируются до 1 января 2015 года ранее действовавшими нормативными актами, в том числе законодательными актами Украины (что предусмотрено в отношении бюджетных отношений и отношений по налогам и сборам соответственно статьями 13 и 15 Федерального конституционного закона).
Из представленных в материалы дела сведений Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований, полученных с сайта Министерства юстиции Украины на основании бесплатного запроса следует, что Региональное отделение Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым и г. Севастополе, регистрационный код, 20677058, прекращено 22.12.2015 (т. 9 л.д.73-79).
Вопросы статуса и порядка деятельности юридических лиц (в сферах публично-правовых и гражданских отношений) в период до 01.01.2015 в городе Севастополе регулировались специальными нормами законодательства, в том числе Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" и Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 124-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации".
Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 124-ФЗ в статью 1202 ГК РФ были внесены изменения, которыми определяются, в частности, статус и порядок деятельности юридических лиц на территории города Севастополя, которые ранее были созданы и зарегистрированы на основании действовавшего на момент их создания законодательства Украины.
Частью 1 статьи 19 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в новой редакции установлено, что обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (за исключением юридических лиц, имущество которых находится в собственности публично - правового образования, или юридических лиц, участником которых является публично - правовое образование), могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц в срок до 1 января 2015 года.
Частью 5 статьи 19 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" установлено, что указанные в пункте 1 настоящей статьи юридические лица, которые обратились с заявлением, приобретают права и обязанности российских организаций с момента внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц, при этом их личным законом (статья 1202) становится право Российской Федерации.
Частью 5 статьи 19 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" установлено, что внесение в единый государственный реестр юридических лиц в соответствии с настоящей статьей сведений о юридических лицах, учредительные документы которых приведены в соответствие с законодательством Российской Федерации, не является реорганизацией указанных юридических лиц, не влечет их прекращение (ликвидацию) и не требует применения правил, предусмотренных статьей 60 ГК РФ.
Статьей 2 Федерального закона от 5 мая 2014 года N 124-ФЗ соответственно предусмотрено исключение из положений статьи 1202 ГК РФ в отношении юридических лиц на территории города Севастополя, которые ранее были созданы и зарегистрированы на основании действовавшего на момент их создания законодательства Украины.
В соответствии с указанными нормами законодательства, законодательство иностранных государств, в том числе Украины - не является и не применяется в качестве личного закона для юридических лиц, имевших местонахождение (место нахождения постоянно действующего исполнительного органа) в городе Севастополе на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов. Такие лица на основании статьи 19 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" могут или осуществить до 01.01.2015 государственную регистрацию в качестве юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации, или осуществлять деятельность на территории Российской Федерации в качестве филиала (представительства) иностранного юридического лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации с момента приобретения такого статуса.
При этом указанными законодательными актами не предусмотрено, что внесение в единый государственный реестр юридических лиц в соответствии с настоящей статьей сведений о юридических лицах, учредительные документы которых приведены в соответствие с законодательством Российской Федерации, не является реорганизацией указанных юридических лиц, влечет их прекращение (ликвидацию), и требует прекращения регистрации таких лиц в Едином государственном реестре предприятий и учреждений Украины (исключения из данного реестра).
По смыслу правил пунктов 1, 9 статьи 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части 1 ГК РФ" если юридические лица, которые имели место нахождения своего постоянно действующего исполнительного органа на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились заявлением о внесении сведений о них в ЕГРЮЛ до 01.03.2015, то после этой даты они приобретают ограниченную правосубъектность, то есть лишаются права осуществлять деятельность на территории Российской Федерации (за исключением деятельности, направленной на исполнение своих обязательств) и подлежат ликвидации.
Таким образом, юридические лица, имущество которых находится в собственности публично-правового образования, или юридические лица, участником которых является публично-правовое образование, созданные по законодательству Украины, по существу приобретают ограниченную правосубъектность согласно законодательству Российской Федерации и признаются до своей ликвидации участниками гражданских правоотношений; их ликвидация осуществляется по правилам российского законодательства.
Из чего следует, что соответствующие юридические лица, в том числе в отношении которых принято решение о ликвидации, признаются до своей ликвидации участниками гражданских правоотношений с ограничениями, установленными пунктом 9 статьи 19 Закона.
Согласно пунктам 3, 5 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 N 7156 "О статусе города-героя Севастополя" деятельность государственных органов Украины на территории города Севастополя прекращается, их полномочия, имущество и денежные средства переходят к органам, определенным Севастопольским городским Советом.
Все учреждения, предприятия и иные организации, учрежденные Украиной или с ее участием на территории города Севастополя, становятся учреждениями, предприятиями и иными организациями, учрежденными городом Севастополем.
Распоряжением Губернатора города Севастополя от 30 октября 2014 года N 718 "О ликвидации Фонда государственного имущества города Севастополя и о проведении ликвидационных мероприятий" ликвидирован Фонд государственного имущества города Севастополя.
Соответствующей записи в ЕГРЮЛ не внесено. Вместе с тем действующим законодательством, в том числе законодательством Города федерального значения Севастополя, не предусмотрено необходимости внесения в ЕГРЮЛ сведений о ликвидации юридических лиц, имущество которых находилось в собственности публично-правового образования, или юридических лиц, участником которых является публично-правовое образование, созданных до 18.03.2014 в Украине.
С учётом указанного Распоряжения Губернатора города Севастополя, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Региональное отделение Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым и г. Севастополе, являющееся стороной по оспариваемой сделке - договору купли-продажи государственного имущества N 202/40 от 10 декабря 2007 года - прекращено в связи с ликвидацией.
Как верно указал суд первой инстанции, ответчик - Региональное отделение Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым и г. Севастополя не является субъектом властных полномочий Российской Федерации и, соответственно, на территории Российской Федерации отсутствуют спорные публичные правоотношения между Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и Региональным отделением Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым и г. Севастополя как субъектом властных полномочий государственного органа Украины.
Кроме того, суд первой инстанции также обоснованно указал на то, что по настоящему делу рассматривается спор, вытекающий не из публичных отношений, а из гражданско-правовых. Региональное отделение Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым и г. Севастополя, вступая в договорные отношения, действовало как представитель собственника приватизируемого имущества.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о необходимости прекращения производства по делу в части признания недействительной сделки, заключенной Региональным отделением Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым и г. Севастополя ввиду невозможности рассмотрения иска в указанной части.
Судебная коллегия также отмечает, что сведения из государственного реестра Украины, а также акты государственных органов Украины относительно изменения статуса юридического лица - государственного органа Украины, ранее расположенного на территории Республики Крым, внесенные после присоединения Республики Крым и города Севастополя к Российской Федерации, не имеют правового значения в рассматриваемом споре.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого определения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемого определения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое определение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно статьям 110 и 112 АПК РФ судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда города Севастополя о прекращении производства по делу в части от 26.01.2016 по делу N А84-1295/2015 оставить без изменений, апелляционную жалобу Севастопольской региональной общественной организации "Футбольный клуб "Чайка", - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Остапова |
Судьи |
Е.А. Баукина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-1295/2015
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ПО ИМУЩЕСТВЕННЫМ И ЗЕМЕЛЬНЫМ ОТНОШЕНИЯМ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ, ИП Гляненко Андрей Васильевич, ИП Говалова Елена Константиновна, ИП Горелик Владимир Ильич, ИП Папуша Ирина Петровна, ИП Початкин Роман Андреевич, ООО "Жемчужина Арбата", Початкин Роман Андреевич
Ответчик: Общественное объединение "Футбольный клуб "Чайка", ООО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ФУТБОЛЬНЫЙ КЛУБ СЕВАСТОПОЛЬ, Региональное отделение Фонда государственного имущества Украины в АР Крым и г. Севастополе, Севастопольская региональная общественная организация "Футбольный клуб "Чайка"
Третье лицо: Гляненко Андрей Васильевич, Региональное отделение Фонда государственного имущества Украины в АР Крым и г. Севастополе, Фонд государственного имущества Украины, Авдеев Алексей Иванович, Говалова Елена Контсантиновна, Горелик Владимир Ильич, Государственное казенное учреждение города Севастополя "Фонд государственного имущества", ИП Авдеев Алексей Иванович, ИП Стельмах Виктор Владимирович, ООО "Жемчужина Арбата", Папуша Ирина Петровна, Стельмах Виктор Владимирович
Хронология рассмотрения дела:
28.01.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3040/16
09.11.2018 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-371/16
14.09.2018 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-371/16
13.02.2018 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3040/16
12.01.2018 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3040/16
05.12.2017 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3040/16
01.11.2017 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-371/16
11.05.2017 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-1295/15
13.01.2017 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-371/16
27.12.2016 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-371/16
25.10.2016 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3040/16
20.10.2016 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-371/16
19.10.2016 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-371/16
03.10.2016 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3040/16
30.09.2016 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-371/16
26.09.2016 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3040/16
20.07.2016 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3040/16
24.06.2016 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-371/16
23.06.2016 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-371/16
28.01.2016 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-1295/15