Требование: о признании недействительным акта органа власти в связи с железнодорожными перевозками
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Воронеж |
|
22 декабря 2016 г. |
Дело N А14-11544/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 22 декабря 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.,
судей Ольшанской Н.А.,
Скрынникова В.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Выборновой И.В.,
при участии:
от государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации: Шамардина И.В., представитель по доверенности от 05.11.2015, выдана сроком на 3 года;
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Юго-Восточной дирекции тяги - структурного подразделения Дирекции тяги - филиала ОАО "РЖД": Дуденков Р.М., представитель по доверенности от 27.07.2016, выдана до 30.06.2018;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Воронежской области от 13.10.2016 по делу N А14-11544/2016 (судья Аришонкова Е.А.) по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Юго-Восточной дирекции тяги - структурного подразделения Дирекции тяги - филиала ОАО "РЖД" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) к государственному учреждению - Воронежскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1023601551071, ИНН 3666016915) о признании частично недействительными решений от 29.07.2016 N346 н/с и N 346 осв,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Юго-Восточной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (далее - ОАО "РЖД", Общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к государственному учреждению - Воронежскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - отделение Фонда, Учреждение) о признании недействительными решения государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 29.07.2016 N 346 н/с в части доначисления страховых взносов в сумме 183 101 руб. 43 коп., пени в сумме 2 292 руб. 54 коп., штрафа в сумме 36 620 руб. 28 коп.; решения государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 29.07.2016 N 346 осв в части доначисления страховых взносов в сумме 1 460 419 руб. 18 коп., пени в сумме 80 978 руб. 32 коп., штрафа в сумме 292 083 руб. 84 коп. (после объединения дел NА14-11544/2016 и NА14-11545/2016 в одно производство для совместного рассмотрения под номером NА14-11544/2016, а также с учетом уточнений требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принятых арбитражным судом).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 13.10.2016 признано недействительным решение государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации N 346 н/с от 29.07.2016 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части предложения уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 183 101 руб. 43 коп., начисленные пени в сумме 2 292 руб. 54 коп. и штрафные санкции в сумме 36 620 руб. 28 коп., как не соответствующее Федеральному закону от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Признано недействительным решение государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации N 346 осв от 29.07.2016 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части предложения уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 1 460 419 руб. 18 коп., начисленные пени в сумме 80 978 руб. 32 коп. и штрафные санкции в сумме 292 083 руб. 84 коп., как не соответствующее Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
На государственное учреждение - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.
С государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Юго-Восточной дирекции тяги - структурного подразделения Дирекции тяги - филиала ОАО "РЖД" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6 000 рублей.
Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице Юго-Восточной дирекции тяги - структурного подразделения Дирекции тяги - филиала ОАО "РЖД" из федерального бюджета возвращена сумма излишне уплаченной государственной пошлины в размере 6 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, государственное учреждение - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Учреждение указывает, что выплаты в виде компенсации Обществом своим работникам затрат на занятие физической культурой и спортом, компенсации стоимости санаторно-курортного лечения сотрудников, а также выплата единовременных поощрений при увольнении в связи с уходом на пенсию подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке независимо от источника финансирования таких выплат. Указанные выплаты персонифицированы и были произведены ввиду наличия трудовых отношений.
По мнению Учреждения, база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений (за исключением сумм, поименованных в ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ и ст. 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ), производимых работодателем в пользу работников в силу наличия трудовых отношений между ними, а не только выплаты, которые являются непосредственно оплатой за труд. Отсутствие в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ и статье 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ указания на суммы компенсаций, выплачиваемых работнику на занятия физической культурой и спортом, стоимости санаторно-курортного лечения и единовременных поощрений при увольнении в связи с уходом на пенсию является правомерным основанием для учета указанных выплат при определении базы для начисления страховых взносов.
Таким образом, заявитель жалобы полагает, что решения Государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о доначислении Обществу сумм страховых взносов, пеней и штрафа являются обоснованными и принятыми в соответствие с нормами действующего законодательства.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве Общество возражает относительно доводов апелляционной жалобы, указывают на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, филиалом N 9 государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации была проведена документальная выездная проверка страхователя - открытого акционерного общества "РЖД" в лице Юго-Восточной железной дирекции тяги - структурного подразделения Дирекции тяги - филиала ОАО "РЖД" за период с 01.01.2013 по 31.12.2015 по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
По итогам проверки составлены акты от 21.06.2016 N 346 н/с и N 346 осв.
По результатам рассмотрения материалов проверки, а также представленных страхователем возражений, отделением Фонда социального страхования приняты решения:
- N 346 н/с от 29.07.2016 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в соответствии с которым заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной п.1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N125-ФЗ) в виде штрафа в сумме 36 671 руб. 68 коп.; Обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 183 358 руб. и начисленные пени в сумме 2 476 руб. 87 коп.
- N 346 осв от 29.07.2016 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в соответствии с которым Общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) в виде штрафа в сумме 292 486 руб. 69 коп.; Обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 1 462 433 руб. 43 коп., а также начисленные пени в сумме 96314 руб. 74 коп.
Основанием для произведенных указанными решениями доначислений послужил вывод отделения Фонда социального страхования о занижении страхователем страховых взносов на обязательное социальное страхование в результате невключения в базу для их исчисления произведенных в пользу работников выплат:
- не принятых к зачету в счет уплаты страховых взносов расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 69 456 руб. 89 коп.;
- частичной компенсации затрат на занятия физической культурой и спортом в размере 4 315 072 руб. 30 коп.;
- частичной компенсации стоимости санаторно-курортного лечения на сумму 16 494 131 руб. 30 коп.;
-выплаты единовременного поощрения при увольнении из компании впервые в связи с выходом на пенсию на сумму 29 551 984 руб. 93 коп.
Не согласившись с решением отделения Фонда социального страхования от 29.07.2016 N 346 н/с в части доначисления страховых взносов в сумме 183 101 руб. 43 коп., пени в сумме 2 292 руб. 54 коп., штрафа в сумме 36 620 руб. 28 коп., а также с решением N 346 осв в части доначисления страховых взносов в сумме 1 460 419 руб. 18 коп., пени в сумме 80 978 руб. 32 коп., штрафа в сумме 292 083 руб. 84 коп. в связи с обложением страховыми взносами сумм частичной компенсации затрат на занятия физической культурой и спортом, частичной компенсации стоимости санаторно-курортного лечения, единовременного поощрения при увольнении из компании впервые в связи с выходом на пенсию, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании указанных решений недействительными в части.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 165-ФЗ от 16.07.1999 "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) страхователи (работодатели), к которым относятся организации любой организационно-правовой формы, а также в предусмотренных законодательством случаях граждане, обязаны в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения.
Видами социальных страховых рисков, как это следует из ст. 7 Федерального закона N 165-ФЗ, являются: необходимость получения медицинской помощи; утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая; дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.
Страховыми случаями признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 9 Федерального закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В силу ст. 20 Федерального закона N 165-ФЗ уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом о страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии со статьей 3 и главой 5 Федерального закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний регламентированы Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона N 125-ФЗ физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В соответствии с абзацем 7 статьи 3 Федерального закона N 125-ФЗ страхователем является юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктами 2, 17 части 2 статьи 17 Федерального закона N 125-ФЗ страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы, вести учет начисления и перечисления страховых взносов и производимых им страховых выплат, обеспечивать сохранность имеющихся у него документов, являющихся основанием для обеспечения по страхованию.
Согласно п.1 ст.22 Федерального закона N 125-ФЗ страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
Согласно части 1 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 данного Федерального закона (часть 2 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ).
При расчете базы для начисления страховых взносов выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их цен, указанных сторонами договора, а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) - исходя из государственных регулируемых розничных цен. При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, а для подакцизных товаров и соответствующая сумма акцизов (часть 3 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ).
Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В силу п. 1, 5 ст. 2, 3 Федерального закона N 255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам; лицами, работающими по трудовым договорам, в целях настоящего Федерального закона признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор, со дня, с которого они должны приступить к работе, а также лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством. Финансирование выплаты пособий застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 2.1 Федерального закона N 255-ФЗ установлено, что страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе:
организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
Правовое регулирование отношений, связанных с уплатой страховых взносов страхователями, указанными в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, в том числе определение объекта обложения страховыми взносами, базы для начисления страховых взносов, сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, установление порядка исчисления, порядка и сроков уплаты страховых взносов, осуществляется Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (ст.4.4. Федерального закона N 255-ФЗ).
На основании п.п. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (в том числе организации), являются плательщиками страховых взносов, обязанными, в силу ст. 18 Федерального закона N 212-ФЗ, своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное страхование.
Статьей 7 Федерального закона N 212-ФЗ установлены объекты обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
С 01.01.2011 Федеральным законом от 08.12.2010 N 339-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в названную норму внесены изменения, согласно которым объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в п.п. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 настоящего Федерального закона.
При расчете базы для начисления страховых взносов выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их цен, указанных сторонами договора, а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) - исходя из государственных регулируемых розничных цен (часть 6 ст. 8 Федерального закона N 212-ФЗ).
Таким образом, основанием возникновения у страхователя обязанности по начислению страховых взносов на обязательное социальное страхование, в том числе страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, является наличие трудовых отношений с физическими лицами, в пользу которых осуществляется страхование.
Понятие трудовых отношений определено в статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), согласно которой трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Трудовые отношения, как это следует из ст. 16 ТК РФ, возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с названным Кодексом, а также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель (ст. 20 ТК РФ).
Под трудовым договором ст. 56 ТК РФ понимается соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Взаимосвязанное толкование приведенных норм Трудового кодекса и нормы п. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ и положениями Федерального закона N 125-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что под выплатой или вознаграждением, произведенными в рамках трудовых отношений, следует понимать выплаты и вознаграждения, полученные работником от работодателя за выполнение трудовой функции, обусловленной трудовым соглашением (независимо от формы его заключения), определяемые в соответствии с перечисленными в ст. 15 ТК РФ нормативными правовыми и локальными актами, регулирующими трудовые отношения.
Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), то есть, заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Статья 164 ТК РФ под гарантиями понимает средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений; под компенсациями - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами.
Перечень гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам в силу действующего законодательства, установлен в ст. 165 ТК РФ.
На основании ст. 191 ТК РФ за добросовестное исполнение трудовых обязанностей работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности - объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии. Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
Из ст. 132 ТК РФ следует, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.
Статьей 135 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу изложенного, в состав выплат и вознаграждений, произведенных в рамках трудовых отношений, подлежат включению все суммы, выплата которых в качестве вознаграждения и поощрения за труд и его результаты предусмотрена законодательством, коллективным договором и иными локальными актами, трудовым договором, включая компенсации и вознаграждения, не перечисленные в ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ и ст.20.2 Федерального закона N 125-ФЗ.
Вместе с тем выплаты, производимые работодателем в пользу или в интересах работника не за результаты труда, а по иным основаниям, не могут быть отнесены к выплатам, подлежащим включению в базу для исчисления страховых взносов в порядке, установленном ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ и ст. 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ, так как это противоречит правовой природе понятия оплаты труда, сформулированному в Трудовом кодексе.
Кроме того, в отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 ТК РФ регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор и локальные нормативные акты регулируют социально-трудовые отношения.
Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре или локальных нормативных актах, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Как усматривается из оспариваемых решений, в ходе проведенной отделением Фонда документальной выездной проверки страхователя было установлено, что ОАО "РЖД" в 2014 - 2015 годы произвело частичную компенсацию стоимости санаторно-курортного лечения сотрудникам организации в общей сумме 16 494 131 руб. 30 коп., частичную компенсацию расходов сотрудников на занятие физической культурой и спортом на сумму 4 315 072 руб. 30 коп., а также выплату единовременного поощрения при увольнении из компании впервые в связи с выходом на пенсию работникам в 2015 году в размере 29 551 984 руб. 93 коп. При этом страховые взносы на обязательное социальное страхование на указанные выплаты Обществом не начислялись.
Из материалов дела также следует, что указанные компенсации затрат работников на занятия физической культурой и спортом, компенсация стоимости путевок на санаторно-курортное лечение сотрудников, а также выплата единовременного поощрения при увольнении впервые в связи с выходом на пенсию произведены на основании положений пунктов 5.3.3, 5.3.4 и 5.3.8 коллективного договора ОАО "Российские железные дороги" на 2014 - 2016 годы.
Так, разделом 5 данного коллективного договора регламентированы обязательства работодателя сверх законодательства РФ, в том числе, в пункте 5.3 определен индивидуальный социальный пакет, включающий осуществление частичной компенсации затрат работников на занятия физической культурой в платных секциях и группах (пп. 5.3.3), выплату единовременного поощрения за добросовестный труд лицам, уволенным по собственному желанию из компании впервые в связи с выходом на пенсию (пп. 5.3.4), осуществление санаторно-курортного и реабилитационного лечения, оздоровления и отдыха работников, членов их семей в структурных подразделениях филиалов ОАО "РЖД", специализирующихся на санаторно-курортном лечении, оздоровлении и отдыхе, и в ОАО "РЖД-ЗДОРОВЬЕ" в порядке, установленном Компанией (пп. 5.3.8).
Проанализировав содержание коллективного договора Общества, регулирующего порядок предоставления компенсаций работникам санаторно-курортного лечения, расходов сотрудников на занятие физической культурой и спортом, выплат единовременного поощрения при увольнении из компании впервые в связи с выходом на пенсию работникам, исследовав представленные в дело документы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что спорные выплаты не обладают признаками оплаты труда (вознаграждения за труд), не являются гарантированными трудовым законодательством выплатами компенсационного и стимулирующего характера (напротив, установлены по условиям коллективного договора "сверх законодательства РФ" и носят социальный характер), исходя из чего, не являются объектом обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование применительно к положениям п.1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ и п.1 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Доказательств, свидетельствующих о том, что данные выплаты, предусмотренные коллективным договором Общества, являлись оплатой труда работников, то есть носили систематический характер и, при этом, зависели от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа, Учреждением в нарушение указанной нормы не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что спорные выплаты, основанные на локальном нормативном акте, не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы и, следовательно, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Правовая природа выплат в рамках социальных взаимоотношений является специальным видом выплаты, связанной исключительно с возможностями работодателя. Именно в этой связи данные выплаты не поименованы в качестве гарантированных выплат ни в трудовом, ни в страховом законодательстве и не установлены в каком-либо нормативно-правовом акте.
Таким образом, в рассматриваемом случае выплаты в виде компенсации стоимости санаторно-курортного лечения сотрудникам организации, расходов на занятие физической культурой и спортом, а также выплаты единовременного поощрения при увольнении в связи с выходом на пенсию не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
То обстоятельство, что названные выплаты не поименованы напрямую в составе сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, указанных в ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ и в ст. 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ, не является основанием для их включения в облагаемую базу исходя из характера и назначения этой выплаты (выполнение Обществом как работодателем взятой на себя обязанности по компенсации стоимости санаторно-курортного лечения сотрудникам организации, расходов сотрудников на занятие физической культурой и спортом, а также по выплате единовременного поощрения при увольнении в связи с выходом на пенсию).
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у Учреждения оснований для включения оспариваемых сумм в базу для начисления страховых взносов.
Таким образом, у Учреждения не имелось оснований для доначисления страхователю решением N 346 н/с от 29.07.2016 недоимки по страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 183 358 руб. 42 коп. и решением N 346 осв от 29.07.2016 страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 1 462 433 руб. 43 коп.
Судом апелляционной инстанции также учтено, что у сторон отсутствует спор относительно факта выплаты и характера спорных сумм, а также относительно того, что спорные суммы выплачивались именно тем работникам, которые имеют на это право в соответствии с приведенными локальными нормативными актами.
Согласно статье 15 Федерального закона N 125-ФЗ при задержке страховых выплат в установленные сроки субъект страхования, который должен производить такие выплаты, обязан выплатить застрахованному и лицам, имеющим право на получение страховых выплат, пеню в размере 0,5 процента от невыплаченной суммы страховых выплат за каждый день просрочки.
В силу пункта 1 статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ пенями признается денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Ввиду того, что пени являются средством обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов, учитывая, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности доначисления Обществу страховых взносов, то выводы суда первой инстанции о незаконности доначисления Обществу пени в размере 2 292 руб. 54 коп. по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и в размере 80 978 руб. 32 коп. по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством также являются правильными.
В силу пункта 1 статьи 19 Федерального закона N 125-ФЗ страхователь несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него настоящим Федеральным законом обязанностей по своевременной регистрации в качестве страхователя у страховщика, своевременной и полной уплате страховых взносов, своевременному представлению страховщику установленной отчетности, а также за своевременную и полную уплату назначенных страховщиком страховых выплат застрахованным.
Согласно пункту 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
С учетом вышеизложенного, у государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации отсутствовали основания для привлечения налогоплательщика к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 36 620 руб. 28 коп. и 292 083 руб. 84 коп. соответственно.
В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Статьей 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Поскольку в статье 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрен возврат истцу (заявителю), требования которого удовлетворены судом, уплаченной им госпошлины из федерального бюджета, госпошлина, уплаченная истцом (заявителем) в таком случае, подлежит взысканию в его пользу также с проигравшей стороны.
В соответствии с пунктом 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов. В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
При подаче заявления в Арбитражный суд Воронежской области Обществом произведена уплата государственной пошлины за рассмотрение требований о признании недействительными решений в размере 6 000 руб. Учитывая, что заявленные Обществом требования удовлетворены, государственная пошлина уплачена Обществом в полном размере, возврат уплаченной государственной пошлины из бюджета в рассматриваемом случае законом не предусмотрен, суд первой инстанции правомерно исходил из положений ст. 110 АПК РФ и взыскал с Учреждения, как с проигравшей стороны, судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 6 000 руб.
Согласно пункту 29 постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46
"О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" действующее законодательство не предусматривает обязанности по уплате государственной пошлины при подаче ходатайств о приостановлении исполнения решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица (часть 3 статьи 199 АПК РФ), ходатайств о приостановлении исполнения оспариваемого решения административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 3 статьи 208 АПК РФ), ходатайств о приостановлении исполнения обжалуемого судебного акта (статьи 265.1, 283, 298 АПК РФ), заявлений о приостановлении исполнительного производства (статья 39 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
При подаче заявлений о принятии обеспечительных мер Обществом была уплачена государственная пошлина в размере 6000 рублей, которую арбитражный суд первой инстанции с учетом изложенной правовой позиции обоснованно возвратил из федерального бюджета.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В нарушение указанных норм Учреждением не представлено достоверных и достаточных доказательств законности ненормативного правового акта.
Доводы апелляционной жалобы Отделения фонда отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм права, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, и опровергающих выводы суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (ч. 4 ст. 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Воронежской области от 13.10.2016 по настоящему делу следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации без удовлетворения.
Учитывая, что в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании государственной пошлины с Учреждения, как заявителя апелляционной жалобы, судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 13.10.2016 по делу N А14-11544/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Осипова |
Судьи |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-11544/2016
Истец: ОАО "Юго-Восточная железная дорога" филиал "РЖД"
Ответчик: ГУ ВРО ФСС РФ