город Ростов-на-Дону |
|
28 декабря 2016 г. |
дело N А32-351/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Маштаковой Е.А., Нарышкиной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Машневым А.Э.,
при участии:
от истца: представитель Торба В.А. паспорт, доверенность N 61АА4066466 от 12.01.2016; представитель Хомякова А.В. паспорт, доверенность N ТЦФТО-СК/006 от 25.05.2015;
от ответчика: представитель Добрицкая А.С. паспорт, доверенность N 03-02/13/98 от 15.12.2015; представитель Щукина В.С. паспорт, доверенность N 02-02/13/48 от 15.12.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Транснефть-Терминал"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.08.2016 по делу N А32-351/2016
по иску ОАО "РЖД" (ИНН 7708503727 ОГРН 1037739877295)
к АО "Транснефть-Терминал" (ИНН 2315143060 ОГРН 1082315002802)
о взыскании 20 741 813,41 руб., а также судебных расходов по оплате госпошлины,
принятое в составе судьи Позднякова А.Г.
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РЖД" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к АО "Транснефть-Терминал" о взыскании 20 741 813,41 руб., а также судебных расходов по оплате госпошлины (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.08.2016 с АО "Транснефть-Терминал" в пользу ОАО "РЖД" взыскано 20 616 795,3 руб., а также 125 948,75 руб. судебных расходов по оплате госпошлины.
В остальной части заявленных требований - отказано.
ОАО "РЖД" из Федерального бюджета Российской Федерации выдана государственная пошлина в размере 12 289 руб., уплаченная по платежному поручению N 1903666 от 22.12.2015.
С принятым судебным актом не согласилось АО "Транснефть-Терминал", в порядке, определённом положениями главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска отказать.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что ведомости подачи-уборки вагонов являются недопустимыми доказательствами. Кроме того, при ветре более 15 м/с (январь, февраль, март 2015) является обстоятельством непреодолимой силы.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ответчика поддержал ходатайство о приобщении дополнительных документов.
Представитель истца возражал против удовлетворения ходатайства о приобщении дополнительных документов.
Судом ходатайство о приобщении дополнительных документов рассмотрено и отклонено ввиду отсутствия процессуальных оснований, предусмотренных частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку доказательств невозможности представления данных документов в суд первой инстанции не представлено.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" и АО "Транснефть-Терминал" заключен договор N 229/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станции Грушевская СКЖД.
Указанным договором урегулирован порядок подачи, уборки и продвижения вагонов.
Кроме того, между истцом и ответчиком заключено соглашение о порядке расчетов за услуги от 26.02.2013 (далее - Соглашение), на основании которого ответчик осуществляет грузовые операции на путях необщего пользования ОАО "Черномортранснефть".
Пунктом 5.4 Соглашения установлены платежи, которые вносит порт перевозчику, а именно за время задержки вагонов, не принадлежащих перевозчику, в пути следования, в том числе на промежуточных станциях из-за неприема их железнодорожной станцией назначения, по причинам, зависящим от контрагента, контрагент вносит перевозчику плату за время нахождения таких вагонов на путях общего пользования в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблице N 9 Тарифного руководства N 2.
В адрес ответчика в период с января по март 2015 года на станцию Грушевая следовали поезда с грузом топливо дизельное, мазут топочный.
В результате нарушения ответчиком срока оборота вагонов, ряд поездов брошен в пути следования на промежуточных станциях.
Обстоятельства задержки вагонов на промежуточных станциях зафиксированы в актах общей формы, перечисленных в расчете, в которых указаны номера вагонов и продолжительность задержки на промежуточной станции, причина задержки - невозможность обеспечения своевременной выгрузки АО "Транснефть-Терминал".
Ответчик подписал акты общей формы с разногласиями, которые заключаются в том, что грузополучатель не давал отказа от приема спорных вагонов, ответчик не согласился с расчетными периодами.
В адрес ответчика направлены претензии с требованием об оплате платы за время нахождения вагонов в составе брошенных поездов, что со стороны общества оставлено без удовлетворения.
На основании изложенного истец обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с требованиями в защиту нарушенного права.
Исходя из статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статьей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" железная дорога относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации.
В силу пункта 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Статья 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
В соответствии с частью 5 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации размер платы за пользование вагонами и контейнерами определяется договором, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В пункте 34 постановления от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил следующее. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику (ОАО "РЖД"), устанавливается Федеральной службой по тарифам, так как ОАО "РЖД" в силу статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона "О естественных монополиях" относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
В соответствии с правилами статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Пунктом 4.7. правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего пользования установлено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.
Проанализировав нормы п. 11, 12 Тарифного руководства N 2 и п. 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего пользования, применение которых к их правоотношениям стороны согласовали в договоре, суд первой инстанции установил, что пункт 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего пользования определяет случаи, в которых перевозчику вносится плата за пользование вагонами: п. 4.7 предусматривает внесение платы за время задержки вагонов на промежуточных станциях.
При этом в Правилах содержится указание на внесение платы, независимо от принадлежности вагонов.
Из системного толкования положений ст. 39 Устава следует, что законодатель сделал исключение из общего правила взимания платы за пользование вагонами, контейнерами, а также за их задержку в пути следования по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, лишь применительно к случаям нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях необщего пользования (в местах необщего пользования).
В случаях нахождения таких вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования исключений из общего правила не предусмотрено, хотя в этих случаях фактически плата взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.
С учетом позиции, нашедшей отражение в решении Верховного Суда РФ от 30.11.2010 по делу N ГКПИ-10-1331, плата за пользование вагонами при их нахождении на путях общего пользования, установленная статьей 39 УЖТ РФ, включает плату за пользование вагоном и железнодорожным путем общего пользования, если вагон принадлежит перевозчику (ОАО "РЖД") или только плату за пользование железнодорожным путем общего пользования, если вагон перевозчику не принадлежит.
Принимая во внимание волеизъявление сторон, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что соглашением сторон установлена плата за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования в размере, предусмотренном п. 12 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии от 19.06.2002 N 35/12.
Как следует из материалов дела, обстоятельства простоя и причины задержки вагонов, послужившие основанием для начисления спорной платы, удостоверены актами общей формы.
В актах общей формы указана причина задержки вагонов на промежуточных станциях - невозможность обеспечения своевременной выгрузки АО "Транснефть-Терминал".
Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденные Приказом МПС N 26 от 18.06.2003, предусматривают, что на основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Утверждение ответчика о том, что расчет платы произведен за периоды, на которые не действовали отказы грузополучателя от приема вагонов на основании отсутствия емкостей, не опровергают обоснованность составления актов общей формы и начисления платы, поскольку при нарушении АО "Транснефть-Терминал" сроков оборотов вагонов, подтвержденных ведомостями подачи-уборки, у перевозчика отсутствовала возможность подводить вагоны на станцию назначения, в связи с чем, действия перевозчика по бросанию вагонов в пути следования являются обоснованными.
В акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, других сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В пункте 3.5. Правил составления актов также указано, что акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления.
Согласно пункту 4 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утв. Приказом МПС РФ N 29 от 18.06.2003 выгрузка грузов из вагонов в местах общего и необщего пользования обеспечивается грузополучателем.
Причина задержки - нарушение срока оборота вагонов - является зависящей от ответчика, т.к. обязанность ответчика соблюдать данный срок установлена договорными правоотношениями в связи, с чем требования ОАО "РЖД" являются обоснованными.
Нарушение ответчиком срока оборота вагонов подтверждается имеющимися в материалах дела ведомостями подачи и уборки вагонов.
Независимо от порядка оформления факта задержки уборки, данные обстоятельства не являются основанием для освобождения грузополучателя от обязанности по внесению платы за пользование вагонами, так как не указаны в ст. 39 УЖТ РФ в перечне обстоятельств, при возникновении которых грузоотправитель, грузополучатель, владелец пути необщего пользования освобождаются от внесения платы за пользование вагонами.
Статьей 39 УЖТ РФ установлено, что грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожного пути необщего пользования, обслуживающие грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, освобождаются от платы за пользование вагонами, контейнерами вследствие:
- обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии, которые вызвали перерыв движения на железнодорожном подъездном пути, и иных обстоятельств, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов;
- подачи перевозчиком вагонов, контейнеров в количестве, превышающем количество вагонов, контейнеров, установленное соответствующим договором.
В статье 39 УЖТ РФ указан исчерпывающий перечень обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от внесения платы за пользование вагонами, отказ от приема вагонов в данном перечне отсутствует.
Ведомостями подачи и уборки вагонов подтверждается нарушением технологических норм обществом за весь период нахождения вагонов на промежуточной станции, поэтому основания для снятия с себя ответственности за задержку поездов на промежуточных станциях у ответчика отсутствуют.
Ни статья 39 УЖТ РФ, ни пункт 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего пользования не предусматривают в качестве освобождающего грузополучателя фактора такое условие как отсутствие отказа от приема вагонов. Законодатель ставит начисление спорной платы в зависимость от факта прибытия вагонов с нарушенным сроком доставки, а не с фактом отсутствия свободных емкостей.
В результате того, что поезд брошен в пути следования по вине грузополучателя, он выбивается из запланированного ритма движения поездов, и, после поднятия поезда перевозчик вынужден добавить незапланированный поезд в уже установленный режим движения иных поездов, в результате чего поднятый поезд нарушает нормальное движение и препятствует ритмичности продвижения, данный поезд вынужден попускать поезда, идущие по плану и применение к таким поездам каких-либо критериев скорости продвижения на том или ином участке недопустимо.
Доводы апелляционной жалобе подлежат отклонению судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В силу пункта 3.1 Правил составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом, задержка вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования удостоверяется актом общей формы. Задержка вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования удостоверяется актом общей формы. Задержка груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения также удостоверяется актом общей формы.
Заявитель указал, что нормы действующего законодательства устанавливают два условия, соблюдение которых необходимо для начисления платы - невыполнение технологических норм и нарушение срока доставки. В силу п. 18.8 Договора N 229/2 от 26.02.2012 (в редакции Дополнительного соглашения N 1 от 03.12.2013) задержка вагонов в пути следования осуществляется в связи с занятостью мест погрузки-выгрузки на железнодорожном пути необщего пользования, при наличии 2-х условий:
- невыполнения технологических норм, установленных п. 12 настоящего договора, подтвержденная памяткой приемосдатчика формы ГУ-45,
- нахождение на путях станции Грушевая вагонов, прибывших под выгрузку или разгрузку, готовых к подаче на ж/д путь необщего пользования.
Для взыскания платы за простой вагонов в связи с нарушением технологических норм необходимо подтвердить наличие следующих обстоятельств в совокупности:
- факт задержки вагонов в пути следования, в том числе на промежуточной ж/д станции, из-за неприема их ж/д станцией назначения;
- на момент решения о бросании вагонов на промежуточных станциях имелись установленные актами общей формы нарушения технологических норм,
- нахождение на путях общего пользования станции назначения (ст. Грушевая Скжд) вагонов, в ожидании подачи под выгрузку по причине невыполнения норм выгрузки, подтвержденное актами общей формы (отсутствие технической возможности накопления вагонов станцией назначения),
- превышение количества вагонов, находившихся на момент "бросания" вагонов в пути следования на станции СКЖД Грушевая в ожидании подачи под выгрузку, технической возможности накопления вагонов станцией назначения.
Установление указанных обстоятельств основано на требованиях Методических рекомендации по оформлению ОАО "РЖД" задержки вагонов, контейнеров в пути следования из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования (утв. Распоряжением ОАО "РЖД" от 22.03.2012 г. N 558р), распоряжения СКЖД от 15.05.2012 N СКАВ - 646/р, которым утвержден Порядок оформления документов на поезда, задержанные в пути следования из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя.
Пунктом 1.2. Рекомендаций дано определение неприему вагонов станцией назначения по причинам, зависящими от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования: занятость вагонами, предназначенными для указанных лиц станционных путей на станции назначения, занятость вагонами мест погрузки, выгрузки на железнодорожном пути необщего пользования, занятость вагонами мест погрузки, выгрузки, расположенных в местах общего пользования, где грузовые операции осуществляются силами грузополучателей, занятость вагонами железнодорожных выставочных путей, возникшие из-за нарушения грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Пунктом 2.1. Методических рекомендаций прямо предусмотрено, что распоряжению перевозчика о "бросании" поезда предшествует акт общей формы, составленный на станции назначения, подтверждающий занятость путей станции назначения по причинам, зависящим от грузополучателя (ответчика).
В соответствии с п. 3.6.1. Распоряжения N 558р по прибытию задержанных вагонов на станцию назначения уполномоченный работник станции назначения формирует комплект первичных документов, позволяющий доказать, что остановка поезда от движения произошла из-за задержки грузополучателем, владельцем или пользователем железнодорожного пути необщего пользования приема вагонов, находящихся на станции назначения, включающий в себя:
- акт общей формы станции назначения по факту задержки вагонов, контейнеров в пути следования, подписанный грузополучателем, владельцем или пользователем железнодорожного пути необщего пользования, в том числе подписанный с разногласиями, возражениями;
- памятки приемосдатчика, подтверждающие сверхнормативное нахождение вагонов на железнодорожных путях необщего пользования и в местах общего пользования, составленные по этой причине акты общей формы о задержке подачи или приема вагонов на пути необщего пользования, в места общего пользования;
- копии извещения грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования о дате и времени задержки и отправления вагонов с отметкой о получении их указанными липами либо копию почтовых уведомлений о получении ими этих извещений.
Кроме того, в силу п. 3.15 распоряжения СКЖД от 15.05.2012 N СКАВ - 646/р уполномоченный работник станции назначения формирует комплект первичных документов, позволяющий доказать, что "бросание" поезда в пути следования произошло из-за задержки грузополучателем, владельцев или пользователем ж/д. пути необщего пользования, приема вагонов, находящихся на станции назначения, включающий в себя:
- памятки приемосдатчика, подтверждающие сверхнормативное нахождение вагонов ж/д путях необщего пользования и в местах общего пользования,
- составленные по этой причине акты общей формы о задержке подачи или приема вагонов на пути необщего пользования, в местах общего пользования.
Расчет периода оплаты за время задержки вагонов в пути следования на промежуточных станциях осуществляется на основании Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее- Правила N 26), Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС России от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45), Правилам исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 27, Методических рекомендациями по оформлению ОАО "РЖД" задержки вагонов, контейнеров в пути следования в поездах, временно отставленных от движения, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными распоряжением ОАО "РЖД" от 22.03.2012 N 558р.
Право перевозчика задерживать вагоны в пути следования предусмотрено пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания путей необщего пользования. Согласно пункту задержка вагонов в пути следования, на промежуточных станциях осуществляется на основании распоряжения перевозчика о задержке вагонов, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, дата, время и причина задержки. При определении начала задержки вагонов в пути следования на промежуточных станциях необходимо исходить из данных зафиксированных перевозчиком в актах общей формы. Технологические нормы выгрузки, выполнение которых должен обеспечивать Ответчик при эксплуатации путей необщего пользования установлены договором N 229/2 от 26.02.2013. Суточная перерабатывающая способность железнодорожного пути необщего пользования составляет:
- в летний период (с 15.04. по 14.10.) - 540 вагонов, в том числе налив -180 вагонов, слив - 360 вагонов (мазут - 180 вагонов, топливо дизельное или бензин - 180 вагонов),
- в зимний период (с 15.10. по 14.04.) - 480 вагонов, в том числе налив -150 вагонов, слив - 330 вагонов (мазут -180, топливо дизельное или бензин - 150 вагонов).
В соответствии с п. 4 Дополнительного соглашения N 1 от 03.12.2013 к Договору N 229/2 от 26.02.2015 установлены нормы на разогрев в зимний период времени (с 15.10. по 14.04.) на мазут М-40-4 часа и мазут М-100-6 часов, которые прибавляются к основному времени 2 часа.
Ответчиком представлено обоснование начисления платы за простой вагонов на путях общего пользования, из которого установлено, что в выполненном ОАО "РЖД" расчете суммы начисленных платежей и периодов их начисления, неверно указан период задержки вагонов, без учета фактического времени простоя вагонов и времени получения уведомления о поднятии вагонов и освобождении места выгрузки, что является нарушением п. п. 2.1, 3.1 Методических рекомендаций по оформлению железной дорогой задержки вагонов, контейнеров в пути следования из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования.
Ответчик указал, что спорные поезда, за простой которых Истцом начислена оплата, не были поданы на пути необщего пользования Ответчика по причинам, не зависящим от грузополучателя, при наличии у Ответчика возможности их принять без нарушения сроков доставки.
Ответчиком представлен выполненный на основании указанного обоснования контррасчет платы за простой вагонов, в соответствии с которым плата за простой спорных вагонов на путях общего пользования составляет 4 336 749,81 руб. (с учетом НДС). Возможность принятия ответчиком груза подтверждается реестром железнодорожных накладных простой вагонов повлекший истечение срока доставки груза допущен по причинам, не зависящим от ответчика.
В соответствии с п. 3 ст. 70 АПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования, освобождает другую сторону от необходимости доказывания данных обстоятельств.
С учетом изложенного, ответчик не отрицал, что заявленные истцом требования о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования промежуточных станций подлежат частичному удовлетворению в сумме 4 336 749,81 руб. (с учетом НДС).
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
По смыслу приведенной нормы права риск непредставления доказательств в обоснование своих доводов и возражений несет ответчик как сторона, не совершившая названное процессуальное действие.
Оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что своими действиями ответчик нарушил взятые на себя обязательства и права истца, которые в силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат защите, а заявленные истцом требования о взыскании в размере 20 616 795,3 рублей - удовлетворению (подтверждается расчетом, представленным в судебном заседании 20.07.2016). В остальной части заявленных требований судом правомерно отказано.
Доказательства, о приобщении которых заявитель просил суд апелляционной инстанции, не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, поэтому в приобщении новых доказательств судом апелляционной инстанции было отказано.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования арбитражного суда первой инстанции, который дал им надлежащую правовую оценку. Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц. Оснований к отмене судебного акта не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за обращение с апелляционной жалобой относятся на заявителей жалобы в порядке и размерах, установленных ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст.333.22 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.08.2016 по делу N А32-351/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-351/2016
Истец: Дирекция по тепловодоснабжению структурного подразделения ОАО "РЖД", ОАО "РЖД" Северо-Кавказская железная дорога, СК ТФЦТО
Ответчик: АО "Транснефть -Терминал", АО "ТРАНСНЕФТЬ-ТЕРМИНАЛ"