г. Самара |
|
08 ноября 2016 г. |
Дело N А65-12196/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 ноября 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Юдкина А.А., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Скороходовым П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 02.11.2016 в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Форд Соллерс Елабуга" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.08.2016 по делу N А65-12196/2016 (судья Гилялов И.Т.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Форд Соллерс Елабуга" (ИНН 1650161470, ОГРН 1071650019814), г.Елабуга Республики Татарстан, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Татарстан, г.Елабуга Республики Татарстан, об оспаривании решения,
в судебном заседании приняли участие:
представитель общества с ограниченной ответственностью "Форд Соллерс Елабуга" Моисеев Е.Н. (доверенность от 13.07.2016 N 1444-ФСЕ),
представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Татарстан Шигабетдинов Р.Р. (доверенность от 29.03.2016),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Форд Соллерс Елабуга" (далее - ООО "ФСЕ", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением (с учетом принятого судом первой инстанции уточнения требований) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган) от 22.07.2015 N 1748 в части, не отмененной решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - Управление) от 28.10.2015 N 2.14-0-18/025439@, - начисления налога на прибыль за 2014 год в общей сумме 1 343 458 руб., пени в сумме 12 303 руб. и штрафа по п.1 ст.122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в сумме 241 822 руб.
Решением от 03.08.2016 по делу N А65-12196/2016 Арбитражный суд Республики Татарстан в удовлетворении заявленных требований отказал.
ООО "ФСЕ" в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции.
Налоговый орган апелляционную жалобу отклонил по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
В судебном заседании представитель ООО "ФСЕ" апелляционную жалобу поддержал, просил отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.
Представитель налогового органа апелляционную жалобу отклонил, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве, в выступлении представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, налоговый орган по результатам камеральной налоговой проверки уточненной N 1 налоговой декларации по налогу на прибыль ООО "ФСЕ" за 2014 год принял решение от 22.07.2015 N 1748, которым начислил налог в общей сумме 1 703 253 руб., штраф по п.1 ст.122 НК РФ в сумме 306 585 руб. 60 коп. и пени в сумме 15 597 руб. 54 коп.
Решением от 28.10.2015 N 2.14-0-18/025439@ Управление отменило решение налогового органа в части применения налоговой ставки 18% к налоговой базе от реализации отходов, полученных от осуществления производственного процесса и изношенных деталей производственного оборудования.
Решением ФНС России от 01.03.2016 N СА-4-9/3387@ решения налогового органа и Управления оставлены без изменения.
Не согласившись с решением налогового органа, ООО "ФСЕ" обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявления, обоснованно исходил из следующего.
Основанием для начисления оспариваемых сумм налога, пени и штрафа послужил вывод налогового органа о занижении ООО "ФСЕ" налоговой базы по налогу на прибыль с признаком налогоплательщика "1", облагаемой по ставке 20%, на сумму полученных процентов по депозиту.
ООО "ФСЕ" в силу ст.246 НК РФ является налогоплательщиком налога на прибыль организаций.
По сведениям ЕГРЮЛ основным видом деятельности общества являлось производство автомобилей, дополнительными видами деятельности - производство частей и принадлежностей автомобилей и их двигателей; торговля автотранспортными средствами; техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств; научные исследования и разработки в области естественных и технических наук.
ООО "ФСЕ" зарегистрировано в качестве резидента особой экономической зоны (ОЭЗ) промышленно-производственного типа, что подтверждается свидетельством от 19.09.2011.
Министерство экономического развития Российской Федерации и ООО "ФСЕ" (резидент) заключили соглашение от 19.09.2011 N С-701-ОС/Д25 "Об осуществлении производственно-промышленной деятельности в особой экономической зоне, созданной на территории Елабужского района Республики Татарстан" (с учетом дополнительного соглашения от 18.02.2014 N С-60-ОС/Д14) на ведение резидентом промышленно-производственной деятельности в особой экономической зоне в соответствии с прилагаемым к Соглашению бизнес-планом по организации производства автомобилей и двигателей Ford, а именно: производство полной линейки легковых коммерческих автомобилей Ford Transit; производство внедорожников Ford Exploler; производство компактных SUV Ford Kuga; производство среднеразмерных кроссоверов Ford Edge; производство средних минивенов Ford S-max; производство полноразмерных минивенов Ford Galaxy; создание завода по производству бензиновых двигателей Ford; производство бензиновых двигателей Ford.
В соответствии с п.2.3.1 Соглашения общество обязано вести на территории ОЭЗ только промышленно-производственную деятельность, предусмотренную соглашением.
Исходя из п.1 ст.284 НК РФ, для организаций - резидентов особой экономической зоны законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории особой экономической зоны.
Ст.1 Закона РТ от 10.02.2006 N 5-ЗРТ "Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль организаций для организаций-резидентов особой экономической зоны промышленно-производственного типа, созданной на территории Елабужского района Республики Татарстан, и особой экономической зоны технико-внедренческого типа "Иннополис", созданной на территориях Верхнеуслонского и Лаишевского муниципальных районов Республики Татарстан" (далее - Закон N 5-ЗРТ) установлена налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет Республики Татарстан, для организаций-резидентов особой экономической зоны промышленно-производственного типа, созданной на территории Елабужского района Республики Татарстан, и особой экономической зоны технико-внедренческого типа "Иннополис", созданной на территориях Верхнеуслонского и Лаишевского муниципальных районов Республики Татарстан, в отношении прибыли, полученной от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, в размере 0 % в течение пяти календарных лет начиная с налогового периода, в котором впервые получена прибыль, подлежащая налогообложению.
Указанная налоговая ставка применяется при условии ведения организациями-резидентами раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории особой экономической зоны.
НК РФ не раскрывает понятие производственно-промышленной деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны.
В силу п.1 ст.11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Согласно ст.2 и п.1 ст.9 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Закон N 116-ФЗ) под особой экономической зоной понимается часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.
Резидентом промышленно-производственной особой экономической зоны признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении промышленно-производственной деятельности или деятельности по логистике либо соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности в промышленно-производственной особой экономической зоне в порядке и на условиях, предусмотренных Законом N 116-ФЗ.
В соответствии с п.1 ст.10 Закона N 116-ФЗ резидент промышленно-производственной особой экономической зоны осуществляет в данной особой экономической зоне промышленно-производственную деятельность или деятельность по логистике. Под промышленно-производственной деятельностью понимаются производство и (или) переработка товаров (продукции) и их реализация, под деятельностью по логистике понимается оказание услуг по обеспечению перевозок и складированию товаров. При этом резидент промышленно-производственной особой экономической зоны вправе осуществлять в промышленно-производственной особой экономической зоне только деятельность, предусмотренную соглашением об осуществлении промышленно-производственной деятельности или соглашением об осуществлении технико-внедренческой деятельности.
С учетом изложенного ООО "ФСЕ", как резидент особой экономической зоны, имеет право применять пониженную ставку по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджет Республики Татарстан, однако один лишь факт заключения им соглашения об осуществлении производственно-промышленной деятельности в особой экономической зоне не является основанием для применения этой ставки.
П.1 ст.56 НК РФ установлено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Освобождение от уплаты налогов и сборов по своей природе - льгота, которая является исключением из принципа всеобщности и равенства налогообложения. Льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Только законодатель вправе определить круг лиц, на который распространяются налоговые льготы (Постановление Президиума ВАС РФ от 21.07.2009 N 3513/09 по делу N А12-9970/08).
В рассматриваемом случае установленные законодателем ограничения применения пониженной ставки налога на прибыль, зачисляемой в бюджет субъектов РФ, обусловлены целями создания особых экономических зон.
По мнению ООО "ФСЕ", банковские проценты с депозита являются сопутствующими и необходимыми элементами его хозяйственной деятельности в ОЭЗ и поэтому они не могут рассматриваться как самостоятельная деятельность; банковские проценты непосредственно относятся к промышленно-производственной деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ, и получены от осуществления этой деятельности.
Суд первой инстанции правильно счел этот довод общества ошибочным.
Пониженной ставкой облагается прибыль организаций от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ.
Исходя из положений ст.247 НК РФ, в данном случае значение имеют только доходы и расходы от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ, тогда как иные доходы, в том числе полученные от осуществления операций по размещению денежных средств на депозитных счетах в банке, к таковым доходам не относятся, поскольку не отвечают критериям вида деятельности на территории ОЭЗ.
Аналогичные выводы содержатся в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 20.11.2014 по делу N А55-29223/2013.
Направление дохода, полученного в виде процентов по депозиту, на финансирование производственной деятельности общества на территории ОЭЗ правового значения для учета указанных доходов не имеет.
Ссылку общества на то, что Минэкономразвития России в ходе проверки не установило нарушений исполнения условий соглашения, суд первой инстанции обоснованно отклонил, так как проверкой Минэкономразвития России охвачены иные вопросы, связанные с выполнением условий соглашения; правильность применения пониженной ставки по налогу на прибыль им не проверялась.
ООО "ФСЕ" указывает, что лицо, использующее льготу, не может платить налогов больше, чем налогоплательщик, льготу не использующий; отдельное определение налоговой базы по налогу на прибыль по ставке 2% и по ставке 20% является неправомерным; поскольку в 2014 году по результатам промышленно-производственной деятельности обществом получен убыток, то общая налоговая база по налогу на прибыль равна нулю, в связи с чем начисление налога на прибыль в данном случае производится не должно.
Как верно указал суд первой инстанции, организация - резидент ОЭЗ имеет право на применение пониженной ставки по налогу на прибыль при условии соблюдения требований, содержащихся в ст.284 НК РФ, п.1 ст.10 Закона N 116-ФЗ, ст.1 Закона N 5-ЗРТ.
Законодательством Российской Федерации не установлен запрет на осуществление организацией, заключившей соглашение в целях осуществления производственно-промышленной деятельности на территории ОЭЗ, иной деятельности, помимо предусмотренной соглашением. Однако в силу п.1 ст.284 НК РФ и п.2 ст.1 Закона N 5-ЗРТ доходы (расходы), полученные (понесенные) от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ, и доходы (расходы), полученные (понесенные) при осуществлении деятельности за пределами территории ОЭЗ, подлежат раздельному учету.
В соответствии с п.2 ст.274 НК РФ налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в п.1 ст.284 НК РФ, определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с главой 25 НК РФ предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.
Налогоплательщики - резиденты ОЭЗ осуществляют учет доходов и расходов в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ, как по доходам (расходам), полученным (понесенным) от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ, так и по доходам (расходам), полученным (понесенным) при осуществлении деятельности за пределами территории ОЭЗ.
Таким образом, налоговые базы по прибыли, полученной от деятельности на территории ОЭЗ и за ее пределами, определяются отдельно, в связи с чем убыток, полученный от одной деятельности, не может уменьшать налоговую базу по другой деятельности.
ООО "ФСЕ" при получении доходов от деятельности, осуществлявшейся не на территории ОЭЗ, ведение раздельного учета не обеспечило.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно счел обоснованным доначисление обществу налога на прибыль.
По мнению ООО "ФСЕ", начисление пени и штрафа произведено неправомерно, учитывая имевшуюся у него переплату по налогу на прибыль.
Согласно п.1 ст.75 НК РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пени являются дополнительным платежом, направленным на компенсацию потерь бюджета в результате недополучения сумм налога (Постановление Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 N 20-П, Определение Конституционного Суда РФ от 04.07.2002 N 202-О).
П.1 ст.122 НК РФ установлено, что неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст.ст.129.3 и 129.5 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога.
Согласно разъяснениям ВАС РФ, содержащимся в п.20 Постановления Пленума от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", занижение суммы конкретного налога по итогам определенного налогового периода не приводит к возникновению у налогоплательщика задолженности по этому налогу, в связи с чем не влечет применения ответственности, предусмотренной ст.122 НК РФ, в случае одновременного соблюдения следующих условий:
- на дату окончания установленного законодательством срока уплаты налога за налоговый период, за который налоговым органом начисляется недоимка, у налогоплательщика имелась переплата сумм того же налога, что и заниженный налог, в размере, превышающем или равном размеру заниженной суммы налога;
- на момент вынесения налоговым органом решения по результатам налоговой проверки эти суммы не были зачтены в счет иных задолженностей налогоплательщика.
У ООО "ФСЕ" по сроку уплаты налога (28.03.2015) имелась переплата по налогу на прибыль (ФБ) в сумме 6 034 809 руб., которая на момент вынесения оспариваемого решения не была зачтена в счет иных задолженностей общества.
По налогу на прибыль (бюджет субъекта РФ) переплата, как по сроку уплаты, так и на момент вынесения решения, отсутствовала, следовательно, в счет доначисленного по результатам проверки налога зачтена быть не могла.
Таким образом, начисление пени и привлечение ООО "ФСЕ" к ответственности по п.1 ст.122 НК РФ за неуплату налога на прибыль (бюджет субъекта РФ) является правомерным.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал обществу в удовлетворении заявления.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы, со ссылкой на судебные акты по другим делам, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 августа 2016 года по делу N А65-12196/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-12196/2016
Истец: Обществo с ограниченной ответственностью "Форд Соллерс Елабуга", г.Елабуга, Территория ОЭЗ "Алабуга"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N9 по Республике Татарстан, г.Елабуга
Хронология рассмотрения дела:
02.03.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-17851/17
08.11.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13841/16
13.09.2016 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13317/16
03.08.2016 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-12196/16