город Москва |
|
28 ноября 2016 г. |
дело N А40-167253/14 |
Резолютивная часть постановления от 14.11.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.11.2016.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей |
Лепихина Д.Е., Румянцева П.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бахтияровым Р.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Торговая фирма "Зодиак" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.07.2016
по делу N А40-167253/14, принятое судьей Дудкиным В.В.
по заявлению ООО "Торговая фирма "Зодиак" (109235, Москва, улица Батюнинская, дом 10, ОГРН 1037700248442)
к Префектуре ЮВАО г. Москвы (111024, Москва, улица Авиамоторная, дом 10, ОГРН 1027739505298,)
третье лицо: Департамент торговли и услуг г. Москвы
о признании протокола в части решения об обеспечении демонтажа торговых объектов недействительным;
при участии:
от заявителя - Жидкова Е.А. по доверенности от 01.04.2016, Плеханова И.В. приказ от 31.12.2014;
от заинтересованного лица - Крюкова В.Н. по доверенности от 30.09.2016, Юхин А.А. по доверенности от 10.11.2016;
от третьего лица - Регуш А.В. по доверенности от 11.09.2015;
установил: дело направлено судом кассационной инстанции на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 22.07.2016 в удовлетворении заявления ООО "Торговая фирма "Зодиак" о признании недействительным протокола от 26.09.2014 N 10 Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства Юго-Восточного административного округа г. Москвы в части решения об обеспечении демонтажа (перемещения) торговых объектов ООО "Торговая фирма "Зодиак", отказано.
В качестве третьего лица в деле участвует Департамент торговли и услуг г. Москвы.
ООО "Торговая фирма "Зодиак", не согласившись с принятым решением, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители лиц, участвующих в деле в судебное заседание явились, поддержали свои доводы и возражения.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что между ООО "Торговая фирма "Зодиак" и Префектурой заключены договоры на размещение нестационарных объектов по адресам: Шоссейная, вл. 9 - договор N ЮВАО/Печатники, 13; Шоссейная, вл. 60 - договор N ЮВАО/Печатники 29; Шоссейная, вл. 37 - договор N ЮВАО/Печатники 324; Шоссейная, вл. 4 - договор N ЮВАО/Печатники 4; Шоссейная, вл. 52 - договор N ЮВАО/Печатники, дом 24; Тихая, вл. 18 - договор N ЮВАО/Люблино 29; Краснодарская, вл. 57, договор N ЮВАО/Люблино/13; Краснодарская, вл. 48А - договор N ЮВАО/Люблино/12; Ставропольская, вл. 42 - договор N ЮВАО/Люблино/2; 40 лет Октября, д. 21 - договор N ЮВАО/Люблино/146; 40 лет Октября, дом 21 - договор N ЮВАО/Люблино/149; Краснодонская, дом 25 - договор N ЮВАО/Люблино/31; Краснодонская, дом 19 - договор N ЮВАО/Люблино/147; ул. Юных Ленинцев, дом 10/15 - договор N ЮВАО/Текстильщики/27; Волгоградский проспект, вл. 55 - договор N ЮВАО/Текстильщики/40; Люблинская, вл. 23 - 25 - договор N ЮВАО/Текстильщики/323.
Договоры заключены в 2011 - 2012 на 3 года.
В ходе проведенной проверки установлено, что нестационарные торговые объекты не соответствуют условиям договора по следующим признакам: внешний вид объектов не соответствует внешнему виду объектов, указанных в договорах; отсутствуют договорные отношения с лицом, которое осуществляло торговую деятельность на объектах, объекты используются не по специализации, установленной договорами.
Выпиской из протокола N 10 Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства ЮВАО г. Москвы Управе района Текстильщики предписано обеспечить демонтаж (перемещение) нестационарных торговых объектов в порядке, установленном постановлением Правительства г. Москвы от 02.11.2012 N 614-ПП, и представить в Префектуру соответствующие акты и фотоматериалы.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев повторно материалы дела, выслушав представителей, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с постановлением Правительства г. Москвы от 24.02.2010 N 157-ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти" Префектура административного округа г. Москвы и Управа района г. Москвы - территориальные органы исполнительной власти г. Москвы, подведомственные Правительству г. Москвы.
Оперативное руководство, координацию и контроль за деятельностью Управы района осуществляет Префект соответствующего административного округа в пределах полномочий, установленных правовыми актами г. Москвы.
Постановление Правительства г. Москвы N 614-ПП от 02.11.2012 утверждено Положение о взаимодействии органов исполнительной власти г. Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов (Приложение 1), которым установлен порядок взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы в рамках предоставленных им полномочий по освобождению земельных участков, находящихся в собственности г. Москвы, и земельных участков на территории г. Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, от незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства.
В связи с изложенным, демонтаж и (или) перемещение незаконно размещенных объектов в г. Москве осуществляется в соответствии с указанным постановлением.
Из материалов дела следует, что оспариваемый протокол N 10 содержит предписание о проведении демонтажа (перемещении) нестационарных торговых объектов в порядке, установленном постановлением Правительства г. Москвы "О взаимодействии органов исполнительной власти г. Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов" от 02.11.2012 N 614-ПП.
Основанием для вынесения указанного решения явилось незаконное переустройство предпринимателем нестационарных торговых объектов в павильон (павильоны) для реализации табака и табачных изделий, на земельных участках, не предназначенных для целей переустройства и реконструкции.
Сферой правового регулирования постановления Правительства г. Москвы от 02.11.2012 N 614-ПП являются отношения по поводу освобождения земельных участков, находящихся в собственности г. Москвы, и земельных участков, находящихся на территории г. Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства.
Согласно п. 3.1 постановления N 614-ПП незаконно размещенными на земельных участках объектами признаются объекты, размещенные на соответствующих земельных участках без документов, являющихся основанием для размещения таких объектов, оформленных в порядке, установленном правовыми актами Российской Федерации и г. Москвы, либо в случае, когда истек срок действия документов, являющихся основанием для размещения таких объектов.
Перечень документов, являющихся основанием для размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства, утвержден п. 3.2 постановления N 614-ПП и содержит указание на следующие документы: действующее разрешение на размещение нестационарного торгового объекта для реализации печатной продукции в месте, установленном схемой размещения нестационарных торговых объектов; действующий договор на размещение нестационарного торгового объекта и свидетельство о размещении; действующий договор на размещение объекта, не являющегося объектом капитального строительства; действующий договор аренды земельного участка для размещения объекта, не являющегося объектом капитального строительства; действующий договор безвозмездного срочного пользования для размещения объекта, не являющегося объектом капитального строительства; свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком для размещения некапитального объекта; действующее уведомление о включении сезонного кафе при стационарном предприятии общественного питания в схему размещения сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания (о внесении изменений в схему размещения сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания).
Из п. п. 7, 7.2, 7.2.1 постановления N 614-ПП следует, что Префектура административного округа г. Москвы в 3-дневный срок с момента прекращения действия документов, являющихся основанием для размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства, направляет соответствующую информацию в управу района г. Москвы.
В течение 5 рабочих дней с момента поступления в Префектуру административного округа г. Москвы акта о выявлении незаконно размещенного на земельном участке объекта, не являющегося объектом капитального строительства, или акта обследования земельного участка обеспечивает рассмотрение и принятие Окружной комиссией решения о демонтаже и (или) перемещении незаконно размещенных объектов.
Из приведенных норм следует, что для принятия на заседании Окружной комиссии решения о демонтаже объектов необходимо обязательное установление факта их незаконного размещения на земельном участке.
В свою очередь установление данного факта поставлено законодателем в зависимость от оценки наличия действующих документов, обозначенных в п. 3.2 постановления N 614-ПП.
Постановлением Правительства г. Москвы N 614-ПП от 02.11.2012 "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти г. Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещении таких объектов" определен Перечень объектов, не являющихся объектами капитального строительства, незаконно размещенных на земельных участках, собственником которых является город Москва или государственная собственность, на которые не разграничена, подлежащих демонтажу и (или) перемещению (Приложение N 2 к постановлению), в том числе, в нем содержится список таких объектов на территории Юго-Восточного административного округа г. Москвы.
Указанное Положение определяет порядок взаимодействия органов исполнительной власти г. Москвы в рамках предоставленных им полномочий по освобождению земельных участков, находящихся в собственности г. Москвы, и земельных участков на территории г. Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, от незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства.
В силу п. 2 Приложения N 1 к постановлению N 614-ПП рассмотрение вопросов об освобождении земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, осуществляется постоянно действующими Окружными комиссиями по пресечению самовольного строительства.
Согласно п. 3.2 указанного Положения документами, являющимися основанием для размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства, признаются: действующее разрешение на размещение нестационарного торгового объекта для реализации печатной продукции в месте, установленном схемой размещения нестационарных торговых объектов; действующий договор на размещение нестационарного торгового объекта и свидетельство о размещении; действующий договор на размещение объекта, не являющегося объектом капитального строительства; действующий договор аренды земельного участка для размещения объекта, не являющегося объектом капитального строительства; действующий договор безвозмездного срочного пользования для размещения объекта, не являющегося объектом капитального строительства; свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком для размещения некапитального объекта; действующее уведомление о включении сезонного кафе при стационарном предприятии общественного питания в схему размещения сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания (о внесении изменений в схему размещения сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания); действующий договор на осуществление торговой деятельности (оказание услуг) в нестационарном торговом объекте; действующий договор на размещение таксофона в месте, установленном схемой размещения таксофонов на территории г. Москвы.
Пунктом 3.3 постановления N 614-ПП определено, что правообладатель объекта это физическое или юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, в чьей собственности находится объект и (или) фактически осуществляющий использование объекта.
Демонтаж объекта - это разборка незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства, на составляющие элементы, в том числе с нанесением ущерба назначению указанного объекта и другим объектам, с которыми демонтируемый объект конструктивно связан (п. 3.4 постановления N 614-ПП).
В обоснование своей позиции обществом указано на то, что договоры на размещение нестационарных объектов на момент вынесения оспариваемого протокола продолжали действовать.
Вместе с тем, согласно сведений налогового органа деятельность в спорных объектах осуществлял индивидуальный предприниматель Петров С.В., у которого договоры отсутствуют и ООО "Торговая фирма "Зодиак" не уведомляло Префектуру, что на спорных объектах работает предприниматель, доказательств обратного не представлено.
Документального подтверждения отнесения объекта общества к категории капитальных строений не имеется.
Ссылка общества на наличие в протоколе N 10 технических ошибок в части указания собственника объектов, в связи с чем протокол подлежит признанию недействительным, не является безусловным основанием для удовлетворения заявления, исходя из совокупности представленных в материалы дела доказательств.
Демонтаж объектов основан на постановлении Правительства г. Москвы от 02.11.2012 N 614-ПП.
В соответствии с Законом г. Москвы от 08.07.2009 N 25 "О правовых актах г. Москвы" - постановление Правительства г. Москвы от 02.11.2012 N 614-ПП является нормативным правовым актом г. Москвы, устанавливающим правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные правовыми актами.
Законность данного постановления подтверждена решением Московского городского суда от 05.12.2012 по делу N 3-266/3-2012.
Кроме того, общество не отрицает факт направления уведомления от 26.09.2014 с требованием освободить территорию от торговых объектов, которые после демонтажа перемещены на ответственное хранение, о чем указано в письменных пояснениях к апелляционной жалобе.
Доводы общества о том, что судом не приняты во внимание решения Московского УФАС, которыми установлено нарушение в действиях Префектуры положений ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 135 "О защите конкуренции", отклоняются, поскольку антимонопольным органом устанавливались иные обстоятельства.
Иные доводы апелляционной жалобы отклоняются, поскольку не имеют правового значения для разрешения настоящего дела.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, несоответствия оспариваемого решения нормам действующего законодательства не установлено, а нарушение своих прав и законных интересов заявителем не доказано, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.07.2016 по делу N А40-167253/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-167253/2014
Истец: ООО "Торговая фирма "Зодиак"
Ответчик: Префектура ЮВАО г. Москвы, Префектура Юго-Восточного округа города Москвы
Третье лицо: Префектура ЮВАО г. Москвы
Хронология рассмотрения дела:
20.02.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12882/15
28.11.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-56468/16
28.11.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-53050/16
22.07.2016 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-167253/14
29.09.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12882/15
02.07.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-19280/15
06.03.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-167253/14