г. Санкт-Петербург |
|
18 октября 2016 г. |
Дело N А56-15431/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.,
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания: Ершовой Е.И.,
при участии:
от истца: Петрушичев Ю.А., доверенность от 05.07.2016;
от ответчика: Подпорин Н.А., доверенность от 11.01.2016;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23650/2016) общества с ограниченной ответственностью "Вектор" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.07.2016 по делу N А56-15431/2016 (судья Ульянова М.Н.), принятое
по иску государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" (ОГРН: 1027809256254, ИНН: 7830000426)
к обществу с ограниченной ответственностью "Вектор" (ОГРН: 1147847555460, ИНН: 7811068919)
о взыскании 32 824 рублей 72 копеек,
установил:
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с уточненным иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Вектор" (далее - ООО "Вектор") 326 613 рублей 29 копеек задолженности за прием сточных вод и загрязняющих веществ с превышением нормативов водоотведения по качеству за период с 01.07.2015 по 31.07.2015.
Решением от 15.07.2016 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области иск удовлетворил.
В апелляционной жалобе ООО "Вектор" просит решение суда от 15.07.2016 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске. По мнению заявителя, акты отбора проб являются недопустимыми и недостоверными доказательствами по делу и не доказывают сверхнормативного сброса загрязняющих веществ. ООО "Вектор" обращает внимание на обор проб методом, не установленным ГОСТ Р 51592-2000. Податель жалобы заявил, что нормативы водоотведения по составу сточных вод и загрязняющих веществ установлены федеральным законодательством (Приложение N 3 к Правилам N 644), приоритетным по отношению к распоряжению Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга от 08.11.2012 N 148.
ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" возражает против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.07.2016 проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что между ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" (Предприятие) и ООО "Вектор" (абонент) заключен договор 03.04.2014 N 12-699494-О-ВО водоотведения (далее - договор), предметом которого является прием сточных вод в центральную систему водоотведения (систему коммунальной канализации). В обязанности абонента входит контроль за составом и свойствами сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" произвело отбор сточных вод из Выпусков 1,2 по улице Уфимская ККК 217А (ГРИИ), ККК 29А (ГРИИ), о чем составлены акты от 29.05.2015 N 297827-260515-02, от 10.11.2015 N 302856-061115-01 отбора проб сточных вод.
По результатам анализа проб сточных вод зафиксированы превышения установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод, отсутствие баланса между водопотреблением и водоотведением, согласованного с ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", о чем оформлены уведомления от 09.06.2015, от 20.11.2015 о результатах анализа проб сточных вод от 29.05.2015, от 10.11.2015 с расшифровками расчетов удельной величины платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ и выставлены счета-фактуры на сумму 326 613 рублей 29 копеек. В связи с неоплатой указанных счетов-фактур Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд иск удовлетворил. Решение обжаловано.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения в спорный период регулируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, в части, не утратившей силу (далее - Правила N 167), и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом условий, предусмотренных пунктом 61 Правил N 167.
В силу пункта 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статьей 5 Закона N 416-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения в числе прочего отнесены иные полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом (пункт 11).
Согласно статье 26 Закона N 416-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов централизованных систем водоотведения устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. Лимиты на сбросы устанавливаются для объектов централизованных систем водоотведения при наличии у организации, эксплуатирующей указанные объекты, плана снижения сбросов.
Пунктом 1 статьи 27 Закона N 416-ФЗ установлено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов абонентов, категории которых определены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов абонентов), а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
В соответствии с пунктом 4 вышеуказанной статьи порядок установления для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, нормативов допустимых сбросов абонентов в водные объекты через централизованные системы водоотведения и лимитов на сбросы утверждается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, водным законодательством и настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" правительством Санкт-Петербурга принято Постановление от 19.10.2004 N 1677, которым утвержден Порядок взимания платы за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга. В соответствии с этим Порядком с абонентов взимается плата за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга сверх установленных нормативов водоотведения и по временным условиям приема загрязняющих веществ.
По оценке судов отбор проб произведен в соответствии с установленным порядком, а акт отбора проб и протокол определения показателей состава и свойств проб сточных вод абонента отвечают признакам достоверности и допустимости.
Согласно Федеральному закону "О техническом регулировании" от 07.12.2002 N 184-ФЗ национальные стандарты применяются на добровольной основе.
Приказом Росстандарта от 29.11.2012 N 1513-ст "О введении в действие межгосударственного стандарта" ГОСТ Р51592-2000 "Вода. Общие требования к отбору проб" отменен с 15.02.2015 г.
Кроме того, ГОСТ Р51592-2000 "Вода. Общие требования к отбору проб" (утверлсден Постановлением Госстандарта РФ от 21.04.2000 N 117-ст) не являлся нормативным правовым актом, обязательным для применения, так как не прошел государственную регистрацию, а также не был опубликован в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
При проведении контроля состава и свойств сточных вод ООО "Вектор" ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" руководствовалось требованиями:
- "Правил холодного водоснабжения и водоотведения", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644;
- "Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 (далее - Правила N 525).
Согласно пункту 27 Правил N 525 по результатам отбора проб составляется акт отбора проб сточных вод по форме, приведенной в Приложении 2 к Правилам N525. Акты отбора проб сточных вод ООО "Вектор" от 29.05.2015 г. и от 10.11.2015 г. полностью соответствуют установленной форме.
О "целях отбора проб" и "целях исследования воды" ООО "Вектор" осведомлено условиями Договора водоотведения от 03.04.2014 N 12-699494-0-ВО, заключенному с ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - Договор). Согласно п. 3.2 Договора ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" обязуется систематически контролировать состав и свойства сточных вод Абонента. Предприятие в порядке, установленном исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, отбирает в контрольных канализационных колодцах Абонента контрольные пробы сточных вод.
В соответствии с п.4.8. ГОСТ 31861-2012 "Вода. Общие требования к отбору проб" (не является нормативным правовым актом, обязательным для применения) пробы отбирают вручную специальными приспособлениями или с применением автоматизированного оборудования. Таким образом, указанный в актах отбора проб метод отбора проб - "ручной пробоотборник" не противоречит Правилам N 525 и ГОСТ 31861-2012.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 18.03.2013 N 230 "О категориях абонентов, которым устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов", принятому в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", к абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, относятся юридические лица, которые заключили или обязаны заключить договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, осуществляют деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, и которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения. При этом среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с указанных объектов составляет более 200 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения.
Доказательств того, что ответчик в спорный период относился к категории абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых способов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, суду не представлено.
Руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.07.2016 по делу N А56-15431/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Вектор" (адрес: Россия, 192019, Санкт-Петербург, Бехтерева ул. д.2,лит.А; ОГРН: 1147847555460, ИНН: 7811068919) в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Несмиян |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-15431/2016
Истец: ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга"
Ответчик: ООО "Вектор"
Третье лицо: Межрайонная ИФНС N 24 по СПб