Определение Верховного Суда РФ от 14 августа 2017 г. N 308-КГ17-6548
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кирейкова Г.Г.,
изучив кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Электросеть" в лице конкурсного управляющего Тихонова Н.И. (далее - предприятие) на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 07.04.2016, постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2016, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.03.2017 по делу N А15-272/2016 по заявлению предприятия о признании недействующим с момента вынесения решения Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан (далее - служба, регулирующий орган), отраженного в протоколе заседания правления службы от 20.10.2015 N 19, в части прекращения рассмотрения дела об установлении для предприятия тарифа на передачу электрической энергии на 2016 год, регулируемого методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на второй год второго долгосрочного периода регулирования (2015-2019 годы), и в части отказа в установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2016 год; обязании службы рассмотреть дело об установлении для предприятия тарифа на передачу электрической энергии на 2016 год, установила:
решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 07.04.2016, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2016, предприятию отказано в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.10.2016 постановление суда апелляционной инстанции отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в апелляционный суд.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2016, принятым при новом рассмотрении дела, решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.03.2017 постановление от 28.12.2016 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприятие, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, ненадлежащее исследование представленных в материалы дела доказательств, просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить заявленные требования.
По смыслу части 1 статьи 291.1, части 7 статьи 291.6, статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив кассационную жалобу, приложенные к ней материалы и материалы дела N А15-272/2016, судья считает, что жалоба не подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Решение службы, оформленное протоколом заседания от 20.10.2015 N 19, которым прекращено рассмотрение дела об установлении для предприятия тарифов на передачу электрической энергии на 2016 год, регулируемых методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на второй год второго долгосрочного периода регулирования (2015-2019 годы), и отказано в установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2016 год, явилось основанием для обращения предприятия в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дела суды руководствовались положениями главы 24 АПК РФ, Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1220 "Об определении применяемых при установлении долгосрочных тарифов показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг", Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, Критериями отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 (далее - критерии), Методическими указаниями по расчету и применению понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, утвержденных приказом ФСТ России от 26.10.2010 N 254-э/1.
Суды оценили с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ представленные участвующими в деле лицами доказательства и пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных предприятием требований ввиду недоказанности совокупности условий, необходимых для признания оспариваемого решения регулирующего органа недействительным (незаконным).
Указав на неоднократное неисполнение предприятием запросов регулирующего органа (письма от 29.03.2012, 04.03.2013, 03.02.2014, 04.02.2014, 29.01.2015, 13.03.2015, 13.03.2015) о предоставлении отчетных данных показателей уровня надежности и качества оказываемых услуг, используемых при расчете фактических значений показателей уровня надежности и качества, повлекшее применение в расчетных периодах к необходимой валовой выручке регулируемой организации понижающих коэффициентов (в трех расчетных периодах), суды согласились с выводом регулирующего органа о несоответствии заявителя критерию территориальной сетевой организации, предусмотренному пунктом 3 критериев.
Статьей 6 Закона об электроэнергетике сформулированы общие принципы организации экономических отношений и основы государственной политики в сфере электроэнергетики, в том числе обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, надлежаще исполняющих свои обязательства перед субъектами электроэнергетики; использование рыночных отношений и конкуренции в качестве одного из основных инструментов формирования устойчивой системы удовлетворения спроса на электрическую энергию при условии обеспечения надлежащего качества и минимизации стоимости электрической энергии; соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение экономически обоснованной доходности инвестированного капитала, используемого при осуществлении субъектами электроэнергетики видов деятельности, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов).
В развитие указанных принципов статьей 20 Закона об электроэнергетике определены основные принципы государственного регулирования и контроля в электроэнергетике, к числу которых относится обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав и обеспечение защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).
В целях дальнейшего развития электросетевого комплекса Российской Федерации определен основной механизм реализации Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 511-р, - совершенствование нормативно-правовой базы в области регулирования электросетевого комплекса и переход к регулированию цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на основе таких параметров, как надежность и качество обслуживания потребителей, эффективность операционной и инвестиционной деятельности сетевых организаций.
В данном случае в связи с неоднократным несоблюдением предприятием установленной законодательством об электроэнергетике и направленной на защиту публичных интересов обязанности по представлению отчетных данных, используемых при расчете фактических значений показателей надежности и качества оказываемых услуг, ограничение в установленных этим законодательством пределах частного интереса предприятия является правомерным, а сам интерес не подлежит защите.
Доводы предприятия, направленные на обоснование незаконности принятого регулирующим органом решения, являлись предметом исследования судов и правомерно отклонены.
При правильном применении судами норм материального и процессуального права возражения заявителя не влияют на исход дела и не влекут отмену судебных актов.
С учетом изложенного судья не находит предусмотренных статьями 291.6 и 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для передачи жалобы на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья определил:
отказать муниципальному унитарному предприятию "Электросеть" в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Г.Г. Кирейкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 14 августа 2017 г. N 308-КГ17-6548 по делу N А15-272/2016
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
27.03.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1039/17
28.12.2016 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2112/16
17.10.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5945/16
10.10.2016 Определение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-272/16
27.06.2016 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2112/16
07.04.2016 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-272/16