г. Ессентуки |
|
28 декабря 2016 г. |
Дело N А15-2669/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей Белова Д.А, Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Макаровым О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Каспийвинпром" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 30.09.2016 по делу N А15-2669/2016 (судья Омарова П.М.)
по заявлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (ИНН 7710747640, 1097746136124)
к обществу с ограниченной ответственностью "Каспийвинпром" (ИНН 0561048985, ОГРН 1030502523545),
об аннулировании лицензии,
при участии в судебном заседании представителей Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка - Подгурской А.В. по доверенности от 22.12.2015, Антоновой Е.И. по доверенности от 22.12.2015,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 30.09.2016 удовлетворено заявление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (далее - Росалкогольрегулирование, заявитель) об аннулировании лицензии ООО "Каспийвинпром" (далее - общество) на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта (коньячный дистиллят). Судебный акт мотивирован доказанностью нарушения обществом лицензионных условий и применение такой меры принуждения, как аннулирование лицензии, соразмерно совершенному обществом нарушению, степени его вины и последствиям нарушения.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявления, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств дела и нарушение норм материального права. При этом указывает, что нарушение сроков фиксации информации в ЕГАИС допущено в связи с техническими сбоями в работе системы. По мнению общества, представление информации в более поздние сроки не повлекло причинение существенного ущерба публичным интересам, или иные последствия негативного характера, в связи, с чем оснований применения такой меры ответственности как аннулирование лицензии не имеется.
Росалкогольрегулирование в отзыве и представители в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, указывая на законность и обоснованность решения суда.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие общества, извещенного о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
Проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество имеет лицензию N 05ПСН0004178 от 09.12.2014 - на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта (коньячного дистиллята) сроком действия до 27.06.2017.
Постановлением МРУ Росалкогольрегулирования по СКФО от 02.02.2016 N 07-16/13-2 общество привлечено к административной ответственности по статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150000 рублей. Постановление от 02.02.2016 мотивировано тем, что общество информацию о производстве продукции, зафиксированную в суточных файлах АСИиУ, предоставляет в ЕГАИС с нарушением установленных сроков. Постановление вступило в законную силу.
Факт нарушения сроков фиксации в ЕГАИС сведений о производстве коньячного дистиллята общество не отрицает.
В этой связи Росалкогольрегулирование обратилось с заявлением об аннулировании лицензии, удовлетворяя которое, суд обосновано исходил из следующего.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях и розничной продажи спиртосодержащей продукции.
Лицензии выдаются на осуществление следующих видов деятельности, в том числе производство, хранение и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (отдельно по каждому виду продукции).
Согласно пункту 3 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции аннулируется решением суда по обращению лицензирующего органа или решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
Одним из оснований для аннулирования лицензии в судебном порядке является производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в установленном порядке в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Федерального закона.
В соответствии с абзацем 21 пункта 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ запрещается производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе (далее - ЕГАИС), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Согласно подпункту "р" пункта 3 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.08.2006 N 522 (ред. от 05.08.2015) и действовавших до 01.01.2016, организации представляют в ЕГАИС следующую информацию, в том числе объем (в декалитрах) произведенной, закупаемой (в том числе импортируемой), используемой для собственных нужд, поставляемой (в том числе экспортируемой), хранимой (в том числе списанной, забракованной, возвращенной), перевозимой, использованной в качестве сырья продукции каждого вида и наименования, в том числе учтенный средствами измерения, а также объем использования сырья для производства готовой продукции.
Пунктами 6 (подпункт 14), 7, 8 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1459, действующих с 01.01.2016, также предусмотрена обязанность организации представлять в ЕГАИС сведения, в том числе объем (в декалитрах) произведенной, закупаемой, используемой для собственных нужд, поставляемой, хранимой (в том числе списанной, забракованной, возвращенной), перевозимой, использованной в качестве сырья продукции каждого вида и наименования, в том числе учтенный средствами измерения, а также объем использования сырья для производства готовой продукции.
Приказом Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 N 149 утверждены Форма, порядок заполнения и сроки представления заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об объеме производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение N 5 к приказу).
В соответствии с пунктом 5.3.1 Приложения N 5 к приказу от 21.05.2014 N 149 сведения о производстве и обороте продукции, зафиксированные в суточных файлах АСИиУ, представляются организациями не позднее 24 часов рабочего дня, следующего за каждыми сутками измерения, по каждому наименованию производимой продукции, раздельно по каждой точке контроля.
Указанные выше факты свидетельствуют об осуществлении обществом оборота алкогольной продукции с нарушением статьи 26 Закона N 171-ФЗ.
Таким образом, материалами дела подтверждается факт совершения обществом правонарушения, являющегося основанием для аннулирования лицензии в судебном порядке. Следовательно, заявление службы по формальным основаниям является правомерно заявленным.
Из содержания определений Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 N 244-О, от 05.07.2001 N 130-О, от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлений от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.1999 "Об основных положениях, применяемых Европейским Судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" следует, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 10 постановления от 11.07.2014 N 47 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" разъяснил, что при рассмотрении споров, связанных с аннулированием лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, судам необходимо исходить из того, что установление факта соответствующего нарушения само по себе еще не является безусловным основанием аннулирования лицензии. Суду надлежит оценить существенность допущенного нарушения и с учетом этого обстоятельства принять решение о необходимости применения такого последствия, как аннулирование лицензии.
Довод общества о несоразмерности применения такой меры ответственности как аннулирование лицензии, отклоняется как не подтвержденный соответствующими доказательствами.
Так, обществом не представлено ни в суд первой инстанции в суд апелляционной инстанции каких-либо доказательств, подтверждающих возникновение технических неполадок в работе системы ЕГАИС, принятие обществом мер по устранению технических неполадок (обращения в службу поддержки, выполнение работ по устранению и т.п.). Заявлений о некорректной работе систем учета и передачи данных общество не делало, в известность об этом контролирующий орган не ставило.
При этом в течение 4 квартала 2015 года обществом произведено значительное количество коньячного дистиллята (296870 дал, что превышает годовую производственную мощность технологического оборудования общества по производству коньячного дистиллята), своевременно не фиксируя сведения о производства в ЕГАИС. Информация о производстве продукции за весь квартал зафиксировано только 23.12.2015 и позднее.
Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они реализуются без фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 Закона N 171-ФЗ), признаются находящимися в незаконном обороте и подлежат изъятию (пункт 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ).
Как видно из представленных обществом деклараций об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, обществом в 4 квартале 2015 года, произведена отгрузка контрагентам коньячных дистиллятов в общем объеме 294345,30 дал, то есть почти все произведенные в 4 квартале 2015 года коньячные дистилляты отгружены контрагентам до фиксации в ЕГАИС сведений об их производстве. Факт отгрузки коньячных дистиллятов в 4 квартале 2015 года подтверждается и отчетами об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в период с 01.10.2015 по 31.12.2015.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о принятии обществом достаточных мер по обеспечению своевременной фиксации сведений в ЕГАИС материалы дела не содержат и суду не представлено.
Одновременно с вынесением постановления от 02.02.2016 о привлечении к административной ответственности по статье 14.19 КоАП РФ обществу выдано представление от 02.02.2016 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Однако, как следует из материалов дела, и после привлечения к административной ответственности общество меры по недопущению нарушения сроков фиксации в ЕГАИС сведений о производстве коньячного дистиллята не приняло.
Постановлением МРУ Росалкогольрегулирования по СКФО от 21.04.2016 N 07-16/261-2 общество повторно привлечено к административной ответственности по статьей 14.19 КоАП РФ за нарушение сроков фиксации в ЕГАИС в сведений о производстве коньячного дистиллята. Постановлением от 21.04.2016 мотивировано тем, сведения о производстве продукции по коду 110 (коньячный дистиллят) в январе, феврале 2016 года обществом зафиксированы в ЕГАИС лишь 31.03.2016.
Постановлением управления от 24.05.2016 N 08-16/353-1 общество снова привлечено к административной ответственности по статье 14.19 КоАП РФ за нарушение сроков фиксации в ЕГАИС сведений о производстве коньячного дистиллята, а именно: информация о производстве продукции по коду 110 (коньячный дистиллят) в январе-марте 2016 года обществом зафиксировало в ЕГАИС 01.04.2016.
Постановлением от 01.08.2016 N 08-16/542-1 общество привлечено к административной ответственности по статье 14.19 КоАП РФ за фиксацию в ЕГАИС искаженных сведений об отгрузке коньячного дистиллята в объеме 5670,29 дал по ТТН от 18.10.2015 в адрес ООО "Дербентский винно-коньячный комбинат" и получении возврата коньячного дистиллята от ООО "Дербентский винно-коньячный комбинат", тогда как фактически данные операции по отгрузке коньячного дистиллята в объеме 5670,29 дал 18.10.2015 в адрес указанного контрагента и возврату не осуществлялись.
Вышеуказанные постановления управления от 21.04.2016, 24.05.2016 и 01.08.2016 обществом не обжалованы и вступили в законную силу, административные штрафы по ним оплачены. Факты указанных нарушений обществом не опровергнуты.
Таким образом, приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что допускаемые обществом нарушения порядка фиксации в ЕГАИС сведений о производстве коньячного дистиллята, носят систематический характер. Сведения о коньячных дистиллятах, произведенных за весь квартал, обществом фиксируются в ЕГАИС только в конце соответствующего квартала. При этом в течение 4 квартала 2015 года, 1 квартала 2016 года обществом осуществлялись отгрузки коньячных дистиллятов, сведения о производстве которых еще не были зафиксированы в ЕГАИС.
О наличии объективных причин, технических неполадок, препятствующих своевременной фиксации в ЕГАИС сведений о производстве коньячного дистиллята общество в ходе производства по делу об административных правонарушениях N 07-16/13, N 07-16/261, N 08-16/353 и N 08-16/542 не заявляло.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 12.11.2003 N 17-П и от 23.05.2013 N 11-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
ЕГАИС является основным элементом государственного администрирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Так, именно ЕГАИС содержит информацию, предоставленную организациями, осуществляющими производство и (или) оборот, необходимую для осуществления государственного контроля за объемом производства и оборота указанной продукции (пункт 2 Правил N 522, пункт 6 Правил N 1459). Нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС препятствует своевременному осуществлению контроля со стороны административного органа.
Общество, являясь профессиональным участником общественных отношений в данной сфере, не могло не знать об обязательных требованиях к производству и обороту этилового спирта, и обязано было их соблюдать.
Вместе с тем в течение длительного времени общество, нарушая порядок и сроки фиксации в ЕГАИС сведений о производстве коньячного дистиллята, не приняло надлежащих и достаточных мер по устранению выявленных нарушений и недопущения их повторного совершения, что свидетельствует о пренебрежительном отношении общества к выполнению своих обязанностей лицензиата при производстве этилового спирта (коньячного дистиллята).
При таких обстоятельствах с учетом систематического нарушения обществом порядка фиксации сведений в ЕГАИС при производстве этилового спирта (коньячного дистиллята), являющегося основанием для аннулирования лицензии, и препятствующего осуществлению своевременного контроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, неприятия им надлежащих мер по устранению нарушения и недопущению его повторного совершения, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявления службы и применения к обществу такой меры административного воздействия как аннулирование лицензии.
Данные выводу суда согласуются с правой позиций, выраженной в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 16.06.2015 N 306-КГ15-624.
На основании изложенного, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о нарушении обществом лицензионных условий в сфере производства и оборота алкогольной продукции и удовлетворил заявление службы об аннулировании лицензии.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая оценка.
При данных обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 30.09.2016 по делу N А15-2669/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-2669/2016
Истец: Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка
Ответчик: ООО "Каспийвинпром"
Хронология рассмотрения дела:
28.12.2016 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2673/16
30.09.2016 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-2669/16
03.08.2016 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2673/16
12.07.2016 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2673/16