Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 мая 2017 г. N Ф07-3390/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
28 декабря 2016 г. |
Дело N А21-3904/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 декабря 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Протас Н.И., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Николаевым И.И.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29727/2016) МБУ "Служба заказчика-застройщика" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.08.2016 по делу N А21-3904/2016 (судья Ефименко С.Г.), принятое
по заявлению МБУ "Служба заказчика-застройщика"
к Отделу административно-технического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области
об оспаривании постановления
установил:
Муниципальное бюджетное учреждение "Служба заказчика-застройщика" (ИНН 3914800301, ОГРН 1103926014103) (далее - Учреждение, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Отделу административно-технического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области (далее - Министерство) об отмене вынесенного Министерством в отношении Учреждения постановления от 08.04.2016 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 121/7/2016.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 02.08.2016 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Учреждение обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм процессуального права, а также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, 13.02.2016 в период с 10 часов 54 минут до 13 часов 00 минут административным органом установлено, что Учреждение не приняло своевременно меры по уборке общегородских территорий, допустило накопление отходов и мусора в несанкционированных местах по адресам (ориентирам): пер. Советский, 1; территория между ул. Тухачевского и ул. Комсомольская; вдоль проезда к дому N 30/1 по ул. Пушкина; в саду за контейнерной площадкой ул. Пушкина, 30/1; ул. Тухачевского, напротив детского сада; ул. Тухачевского, территория между домами 1-3; ул. Калининградская, справа от дома 4; ул. Водопроводная, 5 вокруг контейнерной площадки; пер. Водопроводный, возле ТП; пер. Водопроводный, 8; ул. Водопроводная, за автостоянкой возле магазина "Вестер"; ул. Октябрьская, территория справа от мясного комбината; в районе перекрестка автодорог Черняховск-Большаково- Ульяново. Контейнерная площадка на перекрестке автодороги Черняховск-Ульяново не имеет ограждения, асфальтного или бетонного покрытия, удобного подъезда для спецтранспорта.
02.03.2016 уполномоченным должностным лицом Отдела составлен протокол N 121 об административном правонарушении в отношении Учреждения за совершение последним административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях, выразившегося в нарушении требований пунктов 1.2, 3.1, 4.1, 4.2, 4.5, 4.7 и 4.34 Правил благоустройства муниципального образования "Черняховский городской округ", утвержденных решением Совета депутатов муниципального образования "Черняховский городской округ" от 24.03.2016 N 35 (далее - Правила N35).
По результатам рассмотрения административного дела административным органом вынесено постановление от 08.04.2016 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 121/7/2016 (далее - постановление), которым Заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения в соответствии с вышеуказанной квалификацией и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 105 000 рублей.
Считая привлечение к административной ответственности незаконным, Учреждение оспорило указанное постановление в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности административным органом состава и события вменяемого заявителю административного правонарушения, процессуальных нарушений, допущенных административным органом в ходе привлечения Учреждения к административной ответственности, не установил.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 73 КоАП КО невыполнение требований нормативных правовых актов органов местного самоуправления в сфере благоустройства, не повлекшее нарушения экологических, санитарно-эпидемиологических требований, требований технической эксплуатации жилищного фонда, установленных законодательством Российской Федерации, выразившееся в том числе в непроведении предусмотренных правовыми актами органов местного самоуправления работ по содержанию и уборке территорий и объектов благоустройства, повлекшем их загрязнение и засорение, либо в нарушении установленных сроков и порядка проведения указанных работ, сбросе мусора, иных отходов производства и потребления вне специально отведенных для этого мест, а также в сжигании мусора, иных отходов производства и потребления на территории муниципального образования, за исключением термической переработки мусора, иных отходов производства и потребления, осуществляемой в установленном действующим законодательством порядке; - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста до трехсот тысяч рублей.
Единые требования в сфере благоустройства территории муниципального образования "Черняховский городской округ" (далее - городской округ), содержания зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения установлены Правилами благоустройства муниципального образования "Черняховский городской округ" от 24.03.2016 N 35 (Правила N35).
В соответствии с пунктом 3.1. Правил работы по благоустройству городского округа включают, в том числе санитарную очистку и уборку территории городского округа в соответствии с действующими правилами и нормами, а также настоящими Правилами, которая включает: - уборку дорог местного значения в границах городского округа; - уборку основных и прилегающих территорий; - уборку придомовых и закрепленных территорий; - сбор и вывоз отходов производства и потребления; сбор и вывоз бытовых, промышленных отходов и других видов мусора.
Согласно пункту 4.1 Правил должностные лица предприятий, учреждений, организаций, иных хозяйствующих субъектов независимо от их правового статуса, формы хозяйственной деятельности, в собственности, полном хозяйственном ведении (оперативном управлении), аренде, постоянном бессрочном пользовании которых находятся земельные участки, здания, сооружения и транспортные средства, а также граждане - владельцы, пользователи земельных участков, зданий, сооружений и транспортных средств, должностные лица, ответственные за исполнение работ ремонтно-эксплуатационных служб жилищно-коммунального хозяйства и других организаций независимо от их организационно-правовой формы, деятельность которых связана со строительством, ремонтом, обслуживанием и использованием зданий, сооружений, инженерных сетей и коммуникаций, должностные лица администрации городского округа обязаны обеспечить организацию работ по благоустройству в подведомственной сфере в соответствии с настоящими Правилами.
Лица, перечисленные в пункте 4.1 настоящих Правил являются ответственными за содержание в чистоте территорий округа, объектов благоустройства (пункт 4.2 Правил).
В силу пункта 4.6. юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели, собственники (наниматели) частного жилищного фонда обязаны ежедневно убирать основные территории своими силами и за счет собственных средств или по договору на оказание услуг по уборке территории.
На основных территориях юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели обязаны поддерживать следующий порядок: - содержать поверхности тротуаров, внутриквартальных и дворовых проездов в надлежащем санитарном и нормативно-эксплуатационном состоянии; - обеспечивать беспрепятственный отвод талых и дождевых вод; - производить очистку смотровых и дождеприемных колодцев, а также водоотводящих канав в границах земельного участка не менее двух раз за сезон собственными силами либо по договору с соответствующими эксплуатационными службами, содержать в исправном состоянии и обеспечить сохранность смотровых и дождеприемных колодцев, дождеприемных решеток, водоотводящих канав в границах земельного участка, а также обеспечить доступ проезда к ним ремонтной техники; - обеспечивать условия для безопасного движения пешеходов и транспорта в зимнее время; - производить сбрасывание снега с крыш и удаление сосулек с началом оттепелей в светлое время суток с обязательным применением мер предосторожности для пешеходов. При этом должны приниматься меры, обеспечивающие сохранность деревьев, кустарников, электропроводов, вывесок, рекламных установок, линий связи и т.п. Убирать сброшенный с крыш снег и ледяные сосульки немедленно по окончании сбрасывания; - обеспечивать надлежащий уход за зелеными насаждениями в соответствии с технологиями ухода. Вырубка (снос), обрезка и пересадка зеленых насаждений проводятся в установленном порядке. Порубочные остатки (кряжи, ветви), образовавшиеся в результате проведения работ по валке и обрезке деревьев, корчевки и обрезки кустарников, подлежат вывозу ежедневно после окончания работ; - производить своевременно санитарную уборку, сгребание листвы, окос газонов (дернины) при достижении травяным покровом более 10-15 см. Скошенная трава должна быть убрана в течение трех суток; - проводить своевременную уборку береговой полосы водоемов от мусора, опавших листьев и веток; - не допускать образования скопления бытовых отходов, своевременно вывозить ТКО самостоятельно, либо заключив договор со специализированной организацией на вывоз мусора.
Лицам, перечисленным в пункте 4.1 статьи 4 настоящих Правил, по мере необходимости следует организовывать уборку земельных участков, непосредственно примыкающих к границам или ограждениям основных и производственных территорий, в целях обеспечения чистоты и надлежащего санитарного состояния на подходах (подъездах) к подведомственным объектам внешнего благоустройства (пункт 4.34 Правил N 35).
Факт неисполнения Учреждением указанных выше требований Правил благоустройства установлен административным органом и судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении N 121 от 02.03.2016, фототаблицами от 13.02.2016 и от 25.02.2016, и иными доказательствами.
Материалами дела установлено, что на территории города Черняховска заявителем не были приняты своевременные меры по уборке общегородских территорий, а также допущено накопление отходов и мусора в несанкционированных местах по адресам, указанным в протоколе, контейнерная площадка на перекрестке автодороги Черняховск - Ульяново не имеет ограждения, асфальтного или бетонного покрытия.
Судом первой инстанции установлено, что Заявитель в рамках исполнения соглашения о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения поселения от 27.05.2013 осуществляет полномочия в сфере обеспечения экономического развития и устойчивого функционирования поселенческого и жилищно - коммунального хозяйства муниципального образования "Черняховский городской округ".
Согласно Уставу, основными целями и видами деятельности Учреждения являются: - контроль за выполнением управляющими организациями условий договоров на управление многоквартирными домами в части муниципальной собственности, в том числе за качеством управления многоквартирными домами, периодичностью, фактическим объемом выполнения работ по ремонту и содержанию многоквартирных домов и придомовой территории, снабжения электрической и тепловой энергией, водой и газом нанимателей жилых помещений муниципального жилого фонда, полноты устранения недостатков, указанных в актах предыдущих проверок; - организация благоустройства и озеленения территории муниципального образования "Черняховский городской округ"; - осуществление проверок исполнения юридическими и физическими лицами законов, иных нормативных актов Калининградской области, нормативных актов органов местного поселения муниципального образования "Черняховский городской округ", устанавливающих общеобязательные правила в области благоустройства и зеленых насаждений на территории муниципального образования "Черняховский городской округ".
В соответствии с договором от 21.12.2015 N 344711, заключенным между Заявителем и МООО "Чистота", последнее занимается вопросами по уборке территорий городского поселения от мусора.
Согласно пункту 2.1.2 договора Заявитель осуществляет контроль за соответствием качества содержания объектов внешнего благоустройства нормативно-технической документации, и производит проверку качества оказанных услуг по настоящему контракту в присутствии представителя МООО "Чистота" согласно направляемому исполнителю графику проверок, проводит проверку качества оказанных услуг по контракту.
Судом первой инстанции установлен и материалами дела подтверждается факт неисполнения Учреждением необходимых мероприятий по контролю за организацией уборки и содержанию территорий муниципального образования "Черняховское городское поселение"; допущено накопление отходов и мусора в несанкционированных местах, что повлекло за собой нарушение пунктов 1.6, 3.1, 3.2, 3.3, 3.7, 4.2, 4.6 Правил N 35.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, обществом в материалы дела не представлено. Общество имело реальную и объективную возможность для соблюдения требований Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка.
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о наличии в действиях Учреждения состава и события вмененного административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях", несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьей 28.5 КоАП РФ сроков составления протокола, поскольку эти сроки пресекательными не являются.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться безусловным основанием для отмены оспариваемого постановления, судом апелляционной инстанции не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Размер назначенного административного штрафа судебными инстанциями проверен и признан обоснованным, назначенным с учетом характера вменяемого административного правонарушения. По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное заявителю наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.08.2016 по делу N А21-3904/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-3904/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 мая 2017 г. N Ф07-3390/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: МБУ "Служба заказчика-застройщика"
Ответчик: Министерства природных ресурсов и экологии К/о, Отдел административно - технического надзора Министерства природных ресурсов и экологии К/о
Третье лицо: Министерство природных ресурсов и экологии К/о
Хронология рассмотрения дела:
10.05.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3390/17
28.12.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-29727/16
23.09.2016 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-25384/16
02.08.2016 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-3904/16