г. Санкт-Петербург |
|
23 мая 2017 г. |
Дело N А21-4884/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Горбачевой О.В., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Дейкун А.А.
при участии:
от истца (заявителя): Бойчук И.В. по доверенности от 25.02.2015
от ответчика (должника): Штацкий Р.А. по доверенности от 26.12.2016
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6963/2017) ООО "Русское Море - Калининград" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.02.2017 по делу N А21-4884/2016 (судья Кузнецова О.Д.), принятое
по заявлению ООО "Русское Море - Калининград"
к КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ТАМОЖНЕ
3-е лицо: Управление Федеральной службы по аккредитации по Северо-Западному Федеральному округу
об оспаривании постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Русское море-Калининград" (далее - Общество, Заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановлений Калининградской областной таможни (Таможня, таможенный орган, ответчик) от 07.06.2016 N 10012000-1290/2016; N 10012000-1291/2016; N 10012000-1292/2016; N 10012000-1293/2016 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб. по каждому постановлению.
Решением от 10.02.2017 арбитражный суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы ссылается на наличие у ООО "ГОСТЭКСПЕРТСЕРВИС" права проводить испытания спорной продукции, а также на отсутствие у Управления Федеральной службы по аккредитации по Северо-Западному Федеральному округу полномочий в сфере рассматриваемых правоотношений. Кроме того, судом необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства Общества об истребовании документов.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Представитель Таможни против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Обществом на основании контракта от 19.05.2016 г. N NRS-FCA/02OK ввезен на таможенную территорию Таможенного Союза и помещен под таможенную процедуру свободной экономической зоны по ДТ: NN10226050/080614/0021428, 10226050/170614/0022552, 10226050/100614/0021569, 10226050/170614/0022553 товар N1 "лосось атлантический (SALMO SALAR) охлаждённая (семга), потрошеная с головой, код ОКП 926123, в пенопропиленовые короба, пересыпанные льдом".
08.06.2014 г., 18.06.2014, 10.06.2014 г. и 17.06.2014 г. на Московском таможенном посту Калининградской областной таможни была предоставлена и зарегистрирована декларация на указанный товар. Для подтверждения соблюдения запретов и ограничений в 44 графе ДТ ("Дополнительная информация/Представленные документы") под кодами "01191" указана и представлена Обществом при таможенном декларировании по указанным ДТ декларация о соответствии РОСС NO. MH11.Д14726, срок действия с 03.06.2014 г. по 02.06.2015 г.
В данной декларации указана продукция - рыба охлаждённая, потрошеная с головой КОД продукции ОК 005 (ОКП) 926123, лосось, форель. Также указано основание принятия декларации - протокол испытаний от 02.06.20914г. испытательной лабораторией ООО "ГОСЭКСПЕРТСЕРВИС" РОСС RU.0001.21ЛТ83 (далее- испытательная лаборатория).
В декларации имеются сведения о регистрации декларации соответствия: орган по сертификации "Союз" ООО "Центр сертификации Лидер" (далее-Центр); дата регистрации - 03.06.2014.
В протоколе испытаний указано, что заказчиком испытаний является ООО "Русское Море-Калининград" (т. 7 л.д. 20)
08.06.2014 г., 17.06.2014 г., 10.06.2014 г. и 17.06.2014 г. соответственно указанным ДТ таможенным органом товар выпущен в соответствии с процедурой свободной экономической зоны.
Таможенным органом установлены следующие обстоятельства, положенные в основание привлечения к административной ответственности.
Согласно материалам проверки товар: "лосось атлантический (SALMO SALAR) охлаждённый (семга), потрошеная с головой, код ОКП 926123 код товара 0302140000, задекларированный и выпущенный по указанным ДТ включён в Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.
Таможенным органом сделан вывод о том, что указанная декларация принята Обществом с нарушением закона: - в области аккредитации органа по сертификации "Союз" ООО "Центра Сертификации "Лидер": присутствует класс и подкласс продукции - код ОКП 92 6000 "Продукция пищевая товарная (без рыбных консервов)", но отсутствует указанная группа продукции по коду ОКП 92 6123 "Рыба охлажденная потрошеная с головой;
- в области аккредитации испытательной лаборатории ООО "ГОСЭКСПЕРТСЕРВИС" отсутствует код ОКП 92 6123 "Рыба охлаждённая потрошеная с головой", а также отсутствует код ОКП 92 6000 "Продукция рыбная пищевая товарная (без рыбных консервов)".
Таким образом, для признания декларации о соответствии недействительной послужил факт отсутствия в области аккредитации органа по сертификации "Союз" ООО Центр Сертификации "Лидер" кода ОКП 926123, и факт отсутствия у испытательной лаборатории ООО ГОСЭКСПЕРТСЕРВИС" кода ОКП 92 6123 "Рыба охлаждённая потрошеная с головой" и кода ОКП 92 6000 "Продукция рыбная пищевая товарная (без рыбных консервов)".
По итогам камеральных таможенных проверок оформлены Акты, в которых зафиксированы факты нарушения Обществом таможенного законодательства Таможенного союза, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.
16.05.2016 г. составлены протоколы N 10012000-1290/2016, N 10012000- 1291/2016, N 10012000-1292/2016, N 10012000-1293/2016 (т. 1 л.д. 83,т. 3 л.д. 81, т. 5 л.д. 98, т. 7 л.д. 82) и приняты оспариваемые постановления (т. 2 л.д. 73, т. 4 л.д. 83, т. 5 л.д. 8, т. 6 л.д. 112).
Общество, ссылаясь на то, что наличие в сфере аккредитации Центра кода 92 6000 является достаточным, а сфера аккредитации испытательной лаборатории изменена в 2014, что свидетельствует о том, что на момент проведения испытаний в сферу аккредитации входил как код 92 6 000, так и код 92 6 123, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Придя к выводам о доказанности таможней состава административного правонарушения в действиях Общества, об отсутствии существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении и об отсутствии оснований для квалификации совершенного Обществом административного правонарушения в качестве малозначительного, суд первой инстанции оставил заявленные требования без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения принятого по делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Общества на основании следующего.
В соответствии со статьей 152 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Согласно пункту 8 статьи 4 ТК ТС запреты и ограничения - комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом.
При декларировании товаров представляются, в том числе, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений (подпункт 5 пункта 1 статьи 183 ТК ТС).
Статьей 189 ТК ТС установлено, что декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 настоящего Кодекса, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками.
Ответственность за заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, установлена частью 3 статьи 16.2 КоАП.
Согласно примечанию 2 к статье 16.1 КоАП для целей применения главы 16 Кодекса под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведений, документы, относящиеся к другим товарам и транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Согласно Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 г. N 294 "О Положении о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза" к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая:
а) включена в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. N 526 "О Едином перечне продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза", и в отношении которой законодательством государств - членов Таможенного союза (далее - государства- члены) установлены обязательные требования;
б) включена в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. N 620 "О новой редакции Единого перечня продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов, утвержденного Решением
Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года N 319" (далее - Единый перечень);
в) включена в перечни продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза.
3. К документам, удостоверяющим соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям, относятся:
а) документ об оценке (подтверждении) соответствия, предусмотренный техническими регламентами Таможенного союза; б) сертификат соответствия или декларация о соответствии Таможенного союза, оформленные по единой форме, на продукцию (товары), включенную в Единый перечень; в) сертификат соответствия, декларация о соответствии, предусмотренные законодательством государства-члена, на территории которого продукция (товары) помещается под таможенные процедуры; г) иные документы, предусмотренные законодательством государства- члена, на территории которого продукция (товары) помещается под таможенные процедуры.
Согласно ответу ОТОиЭК от 01.06.2016 N 26-09/0566 товар "лосось атлантический (salmo salar) охлажденный (семга), потрошеная с головой код ОКП 926123", код товара 0302140000, задекларированный и выпущенный по указанным ДТ включён в Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации N 982 от 1 декабря 2009 года.
В ответе Управления Федеральной службы по аккредитации по Северо-Западному Федеральному округу 18.03.2016 СЗФО-исх/315 (входящий таможенного органа р02737 от 18.03.2016), декларация о соответствии N РОСС NO.MH11.Д14726 принята обществом с нарушением вышеуказанного законодательства.
Toвар "рыба свежая или охлажденная, за исключением рыбного филе и прочего мяса рыбы товарной позиции 0304 ТН ВЭД ТС", классифицируемый в позиции 0302 ТН ВЭД ТС, включен в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный Решением Комиссии
Таможенного союза N 317 от 18 июня 2010 года "О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе".
Данные товары ввозятся на таможенную территорию Таможенного союза при условии наличия: разрешения, выданного уполномоченным органом стороны, на территорию которой ввозится подконтрольный товар и (или) ветеринарнoгo сертификата, выданного компетентным органом страны-экспортера товара.
Подтверждением прохождения контроля является наличие соответствующей службы "Выпуск разрешен" на товаросопроводительных документах.
Вместе с тем, согласно письму Федеральной службы аккредитации (ФСА) (РОСАККРЕДИТАЦИЯ) (далее ФСА) в области аккредитации органа по сертификации присутствует класс и подкласс продукции - код ОКП 92 6000 "Продукция рыбная пищевая товарная (без рыбных консервов)", но отсутствует указанная группа продукции по коду ОКП 92 6123 "Рыба охлажденная потрошеная с головой"; у испытательной лаборатории ООО "ГОСТЭКСПЕРТСЕРВИС" (аккредитация РОСС 1Ш.0001.21ЛТ83 от 07.09.2011), отсутствует код ОКП 92 6123 "Рыба охлаждённая потрошеная с головой", а также отсутствует код ОКП 92 6000 Продукция рыбная товарная (без рыбных консервов)".
Согласно сведениям из Единого реестра аккредитованных лиц, действие аттестата аккредитации органа по сертификации Центра прекращено по предписанию органа государственного контроля (надзора) от 19.09.201 решение N 3484.); также прекращено действие аккредитации испытательной лаборатории с 18.01.2016 (номер решения 313) на основании т п.1 ч.5 ст.22 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ, тип прекращения: неустранение аккредитованным лицом, действие аккредитации которого приостановлено, выявленного нарушения.
Выписки из реестра свидетельствуют, что орган по сертификации Центр в области аккредитации имел код ОКП 92 6000 "Продукция рыбная пищевая товарная (без рыбных консервов)", но в области аккредитации отсутствует указанная группа продукции по коду ОКП 92 6123 "Рыба охлажденная потрошеная с головой"; у испытательной лаборатории (аккредитация РОСС 1Ш.0001.21ЛТ83 от 07.09.2011 г.) отсутствует код ОКП 92 6123 "Рыба охлаждённая потрошеная с головой", указанный в декларации, а также отсутствует код ОКП 92 6000 Продукция рыбная товарная (без рыбных консервов)" (т. 6 л.д. 70-80, т. 7 л.д. 23 - данные документы имеются в каждом из рассматриваемых административных материалов).
Довод Общества о достаточности указания в области аккредитации органа по сертификации ООО "Центр сертификации Лидер" только на подкласс (926000) продукции явился предметом рассмотрения суда первой инстанции и получил надлежащую оценку в оспариваемом судебном акте.
Как правомерно указал суд первой инстанции, область аккредитации должна включать код продукции третьей, четвертой или пятой ступени. Однако, таких кодов область аккредитации органа по сертификации ООО "Центр сертификации Лидер" не содержит.
Доводы апеллянта о праве испытательной лаборатории в спорный период проводить испытания с ввезенной продукцией (код ОКП 92 6123) опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.
Административные материалы содержат выписки из реестров органов по сертификации и письмо ФСА, согласно которому сфера аккредитации как ЛИДЕР, так и испытательной лаборатории не содержат кодов продукции, позволяющих им испытывать продукцию и оформлять спорную декларацию.
Также вопреки доводам апеллянта, Управление Федеральной службы по аккредитации по Северо-Западному Федеральному округу наделено соответствующими полномочиями.
Согласно Положению о Федеральной службе по аккредитации, утвержденному постановлением Правительства от 17.10.2011 N 845, Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц.
Федеральная служба по аккредитации осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения).
Полномочия ФСА по ведению реестров и перечень сведений в них предусматривались и действовавшим в период проведения испытаний, принятия и представления декларации Положением о Федеральной службе по аккредитации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2012 г. N 510 "Об утверждении правил формирования и ведения реестра органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров) и реестра экспертов по аккредитации, а также предоставления содержащихся в них сведений", согласно которому реестр аккредитованных лиц содержит в числе других и сведения об области аккредитации, сведения о номере и дате решения о её расширении и сокращении, принятым ФСА (п. 7 Правил).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недействительности представленной Обществом декларации о соответствии РОСС NO. MH11.Д14726.
Таким образом, материалами дела подтвержден факт представления Обществом недействительного документа, что в свою очередь образует в его действиях событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом необходимых и достаточных мер по соблюдению требований таможенного законодательства, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалы дела не представлено, что применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ свидетельствует о наличии вины заявителя во вмененном ему правонарушении.
Подавая в таможенный орган соответствующие сведения и документы, Общество, исходя из положений статьи 189 ТК ТС, обязано было убедиться в их достоверности, что в свою очередь не было сделано последним.
На основании изложенного вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, следует признать правомерным.
Судом апелляционной инстанции также проверено соблюдение таможней процедуры привлечения заявителя к административной ответственности и не выявлено существенных нарушений, влекущих безусловную отмену оспариваемого постановления.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока, штраф назначен в пределах санкции части 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Исходя из конкретных обстоятельств дела и характера общественных отношений, на которые посягает нарушитель, не имелось у суда первой инстанции и оснований для освобождения Общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку Общество не приводит подтвержденной надлежащими доказательствами исключительности обстоятельств, повлекших правонарушение (пункт 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
С учетом вышеприведенного, а также принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все доводы заявителя и все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения жалобы Общества и отмены или изменения принятого по делу решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.02.2017 по делу N А21-4884/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-4884/2016
Истец: ООО "Русское море-Калининград"
Ответчик: Калининградская областная таможня
Третье лицо: Управление Федеральной службы по северо-Западному Федеральному округу