Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 апреля 2017 г. N Ф08-1234/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
18 января 2017 г. |
дело N А32-24461/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 января 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Илюшина Р.Р., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.10.2016 по делу N А32-24461/2016, принятое судьей Пристяжнюком А.Г., по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, при участии третьего лица: федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки", о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - ТУ Росимущества в Краснодарском крае, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - Управление Росреестра по Краснодарскому краю, заинтересованное лицо), в котором просило:
- признать незаконным отказ Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 15.04.2016 N 14233/13375 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером 23:43:0301023:1054, площадью 635,5 кв. м, расположенного по адресу: г. Краснодар, Центральный округ, ул. Серова, 6 (далее - объект);
- обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю зарегистрировать в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности Российской Федерации на спорный объект.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.10.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что заявителем в нарушение требований Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" на государственную регистрации права собственности Российской Федерации на спорный объект недвижимого имущества не представлен документ, являющий основанием возникновения права. Распоряжение о передаче спорного объекта в оперативное управление федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки" не является документом, подтверждающим основание возникновения права собственности РФ на спорный объект. Суд сослался на разъяснение Пленума ВС РФ и ВАС РФ, изложенное в пункте 36 совместного постановления от 29.04.2010 N 10/22, согласно которому факт включения недвижимого имущества в реестр государственной собственности сам по себе не является доказательством права собственности.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТУ Росимущества в Краснодарском крае обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило отменить решение и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что спорный объект закреплен на праве оперативного управления за федеральным государственным бюджетным учреждением, о чем в ЕГРП внесена запись N 23-23-01/754/2010-390 от 17.12.2010, что подтверждает право собственности Российской Федерации. В реестре федерального имущества по состоянию на 22.06.2016 сведения о данном объекте отсутствуют, факт включения или невключения в реестр данного объекта подтверждением права собственности не является.
В отзыве федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки" поддержало доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили, о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 29.02.2016 ТУ Росимущества в Краснодарском крае обратилось в Управление Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением о регистрации права собственности на спорный объект недвижимого имущества - нежилое здание, с кадастровым номером 23:43:0301023:1054, площадью 635,5 кв. м, расположенного по адресу: г. Краснодар, Центральный округ, ул. Серова, 6.
Согласно расписке от 29.02.2016 с заявлением на государственную регистрацию права представлена доверенность представителя (том 1 л.д. 16).
Письмом от 15 апреля 2016 года N 14-233/13375 ТУ Росимущества в Краснодарском крае было отказано в государственной регистрации права на указанный объект со ссылкой на непредставление документа, необходимого для проведения государственной регистрации прав, а именно: документа, подтверждающего право собственности РФ на спорный объект (том 1 л.д. 13).
Также судом установлено, что 19.04.2016 ТУ Росимущества в Краснодарском крае обратилось в территориальный отдел N 12 филиала ФГБУ Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением о регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества - нежилое здание, с кадастровым (условным) номером 23-23-01/206/2005-518, площадью 635,5 кв. м, расположенного по адресу: г. Краснодар, Центральный округ, ул. Серова, 6 (том 1 л.д. 71 - 72).
Согласно расписке от 19.04.2016 на государственную регистрацию с заявлением представлены доверенность представителя, сопроводительное письмо федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки" от 17.03.2016 N 06-10/3ф/502 (том 1 л.д. 68, 73, 75).
Сообщением Управления Росреестра по Краснодарскому краю без даты (согласно отзыву управления - письмо от 27.05.2016, том 1 л.д. 58 - 61) в регистрации права собственности Российской Федерации отказано в связи с непредставлением документа, подтверждающего право собственности РФ на объект (том 1 л.д. 62 - 63).
Не согласившись с отказом Управления Росреестра по Краснодарскому краю в регистрации права собственности, выраженном в письме от 15 апреля 2016 года N 14-233/13375, ТУ Росимущества в Краснодарском крае обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
На момент возникновения спорных правоотношений порядок регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним регулировался нормами Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в редакции от 29.12.2015 (далее - Закон о регистрации прав).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о регистрации прав государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
В силу пункта 1 статьи 16 Закона о регистрации прав государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.
Пунктом 2 статьи 16 Закона о регистрации прав предусмотрено, что к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации прав основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
свидетельства о праве на наследство;
вступившие в законную силу судебные акты;
акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.
На основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации прав в государственной регистрации прав может быть отказано, если заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Как следует из материалов дела, в том числе расписке от 19.02.2016 (том 1 л.д. 16) какие-либо документы, являющиеся основанием для регистрации права собственности Российской Федерации на спорный объект недвижимого имущества, в нарушение требований пункта 2 статьи 16 и в соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации прав не представлены. Вместе с заявлением согласно указанной расписке ТУ Росимущества в Краснодарском крае была представлена лишь доверенность представителя.
Следовательно, Управлением Росреестра по Краснодарскому краю в соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации прав правомерно и обоснованно отказано в регистрации права на спорный объект.
Ссылка заявителя жалобы на то, что спорный объект закреплен на праве оперативного управления за федеральным государственным бюджетным учреждением, о чем в ЕГРП внесена запись N 23-23-01/754/2010-390 от 17.12.2010, что подтверждает право собственности Российской Федерации, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно пункту 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
Право оперативного управления является производным от права собственности публичного образования, однако не может являться подтверждением первичного права публичного образования на объект недвижимого имущества. Распоряжение уполномоченного органа о передаче объекта в оперативное управление от 06.11.2007 N 819-р (том 1 л.д. 44 - 46) не является правоустанавливающим документом, документом-основанием для государственной регистрации прав в соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации прав, поскольку из него не усматривается факт приобретения спорного имущества в собственность Российской Федерации и основание возникновение права.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.12.2015 N Ф08-9503/2015 по делу N А32-9781/2015.
При этом данное распоряжение в Управление Росреестра по Краснодарскому краю заявителем на государственную регистрацию права не представлялось.
Кроме того, суд первой инстанции правильно указал, что согласно разъяснениям, изложенным в п. 36 совместного постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", факт включения недвижимого имущества в реестр государственной собственности сам по себе не является доказательством права собственности.
Также суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, установил следующее.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 20.12.2010 N 23-АИ 475961 на основании распоряжения ТУ Росимущества по Краснодарскому краю от 06.11.2007 N 819 за третьим лицом по делу федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки" зарегистрировано право оперативного управления на объект: нежилое здание, площадь 635,5 кв. м, литер Д, адрес местоположения: г. Краснодар, Центральный округ, ул. им. Серова, д. 6. Кадастровый (условный) номер объекта: 23-23-01/206/2005-518 (том 1 л.д. 43).
Согласно выписке из реестра федерального имущества от 13.04.2009 N 263/55 на объект: здание площадью 635,5 кв. м, расположенное по адресу: г. Краснодар, ул. Серова, д. 6, основанием возникновения права собственности Российской Федерации является Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 (том 1 л.д. 47).
Из положений Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) не следует распространение его действия на объекты недвижимости, которые будут созданы государственными учреждениями или предприятиями или за счет бюджетных средств в период после принятия указанного Постановления (после 1991 года). Постановление N 3020-1 определило критерии разграничения государственной собственности в отношении объектов, существовавших на момент его принятия, и не распространяется на объекты, созданные после 1991 года.
Вместе с тем согласно выписке из реестра федерального имущества от 14.06.2016 N 1105/456 на объект: здание, расположенное по адресу: г. Краснодар, ул. Серова, д. 6, площадью 635,5 кв. м, кадастровый (условный) номер 23-23-01/206/2005-518 (как в свидетельстве о государственной регистрации права оперативного управления от 20.12.2010 N 23-АИ 475961), документом-основанием возникновения права собственности РФ является акт приема законченного строительством объекта приемочной комиссией от 16.10.2002 (том 1 л.д. 48).
Таким образом, сведения о том, какой документ или нормативный правовой акт является основанием для возникновения права собственности РФ на спорный объект ТУ Росимущества в Краснодарском крае не подтверждены. Документ, являющийся основанием возникновения права собственности РФ на спорный объект ни суду, ни в Управление Росреестра по Краснодарскому краю не представлялся.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.10.2016 по делу N А32-24461/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-24461/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 апреля 2017 г. N Ф08-1234/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в КК, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, ТУ ФЕД АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОС ИМУЩЕСТВОМ В КК
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации , кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Третье лицо: ФГБУ "Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки", УФС Государственной регистрации, Кадастра и картографии по КК