Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 13 июня 2017 г. N Ф10-1488/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Воронеж |
|
20 января 2017 г. |
Дело N А48-2413/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 января 2017 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Донцова П.В., Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Газпром газораспределение": Пермякова С.Ю., по доверенности от 01.12.2014;
от Отделения по Орловской области Главного управления по Центральному федеральному округу Центрального банка Российской Федерации: Гуляевой С.Ф., по доверенности от 06.11.2015;
от АО "Газпром газораспределение Липецк": представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от АО "Газпром газораспределение Тамбов": представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения по Орловской области Главного управления по Центральному федеральному округу Центрального банка Российской Федерации (ИНН 7702235133, ОГРН 1037700013020) на решение Арбитражного суда Орловской области от 20.10.2016 по делу N А48-2413/2016 (судья Соколова В.Г.) по заявлению открытого акционерного общества "Газпром газораспределение" (ОГРН 1047855099170, ИНН 7838306818) к Отделению по Орловской области Главного управления по Центральному федеральному округу Центрального банка Российской Федерации о признании недействительными предписаний от 24.02.2016 N Т154-69-25-16/4623 и N Т154-69-25-16/4624, третьи лица - акционерное общество "Газпром газораспределение Липецк", акционерное общество "Газпром газораспределение Тамбов",
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Газпром газораспределение" (далее - ОАО "Газпром газораспределение", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Отделению по Орловской области Главного управления по Центральному федеральному округу Центрального Банка Российской Федерации (далее - Отделение, государственный орган) о признании недействительными предписаний от 24.02.2016 N Т154-69-25-16/4623 и N Т154-69-25-16/4624.
Дело рассматривалось с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - акционерного общества "Газпром газораспределение Липецк", акционерного общества "Газпром газораспределение Тамбов".
Определением Арбитражного суда Орловской области от 01.06.2016 по делу N А48-2413/2016 объединены дела N А48-2412/2016 и N А48-2413/2016 для рассмотрения в одном производстве дела N А48-2413/2016.
Решением суда от 20.10.2016 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Отделение по Орловской области Главного управления по Центральному федеральному округу Центрального банка Российской Федерации обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что АО "Газпром газораспределение Липецк" и АО "Газпром газораспределение Тамбов" по состоянию на 01.09.2014 являлись открытыми акционерными обществами. Если несколько лиц стали владельцами более 30 (50, 75) процентов общего количества акций открытого акционерного общества с учетом акций, принадлежащих их аффилированным лицам в результате пояснения оснований аффилированности между ними, обязанность по направлению обязательного предложения возникает у каждого из них. В соответствии со ст. 84.2 Закона об акционерных обществах акционер или его аффилированное лицо ОАО "Роснефтегаз" обязаны были направить обязательное предложение в отношении ценных бумаг АО "Газпром газораспределение Липецк" и АО "Газпромгазораспределение Тамбов". В нарушение п. 1 ст. 84.2, ст. 84.9 Закона об акционерных обществах ни акционер, ни ОАО "Роснефтегаз" не направили в АО "Газпром газораспределение Липецк" и АО "Газпром газораспределение Тамбов" обязательного предложения, соотетствующего требованиям Закона об акционерных обществах. Передача лицом приобретенных акций АО своему аффилированному лицу не влечет прекращения у последнего обязанности по направлению обязательного предложения, если первоначальный приобретатель акций не направил обязательное предложение в соответствии с требованиями ст. 84.2 Закона об акционерных обществах.
В отзыве на жалобу АО "Газпром газораспределение Тамбов" указывает, что у заявителя не возникала обязанность по направлению обязательного предложения акционерам Общества после совершения 30.10.2015 сделки купли-продажи, поскольку данная сделка была совершена между аффилированными лицами.
В отзыве на жалобу ОАО "Газпром газораспределение" указывает, что нарушений норм материального права заявителем допущено не было. АО "Газпром газораспределение Липецк" и АО "Газпром газораспределение Тамбов" не являются ПАО.
В судебное заседание АО "Газпром газораспределение Липецк" и АО "Газпром газораспределение Тамбов" не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.ст. 156, 266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, АО "Газпром газораспределение Липецк" и АО "Газпром газораспределение Тамбов" по состоянию на 01.09.2014 являлись открытыми акционерными обществами.
В соответствии с информацией, содержащейся в списке аффилированных лиц, по состоянию на 30.09.2009, опубликованном на странице (http://www.edisclosure. ru/portal/company.aspx?id=415) АО "Газпром газораспределение Липецк" в сети Интернет, используемой обществом для раскрытия информации, акционер владел 39,998% обыкновенных акций общества (дата наступления основания, в силу которого лицо признается аффилированным - 18.01.2006), ОАО "Роснефтегаз" владело 25,5% обыкновенных акций общества (дата наступления основания, в силу которого лицо признается аффилированным - 19.02.2009).
В соответствии с информацией, содержащейся в списке аффилированных лиц ОАО "Роснефтегаз" по состоянию на 30.06.2009, размещенном на странице в сети Интернет (http://www.e-disclosure.ru/portal/company.aspx?id=l 4467), используемой ОАО "Роснефтегаз" для раскрытия информации, ОАО "Газпромрегионгаз" было внесено в список аффилированных лиц ОАО "Роснефтегаз" (основание, в силу которого лицо признается аффилированным - "Лицо принадлежит к той же группе лиц, к которой принадлежит акционерное общество", дата наступления основания - 18.02.2009).
Учитывая вышеизложенное, в результате вхождения в одну группу лиц 18.02.2009 акционер совместно с аффилированным лицом ОАО "Роснефтегаз" стали владельцами более 30 % общего количества обыкновенных акций общества, а именно 65,498% обыкновенных акций общества.
В соответствии с информацией, содержащейся в списке аффилированных лиц, по состоянию на 30.09.2009, опубликованном на странице (http://www.edisclosure. ru/portal/company.aspx?id= 13423) АО "Газпром газораспределение Тамбов" в сети Интернет, используемой обществом для раскрытия информации, акционер владел 50,79% обыкновенных акций общества (дата наступления основания, в силу которого лицо признается аффилированным - 03.10.2005), ОАО "Роснефтегаз" владело 25,5% обыкновенных акций общества (дата наступления основания, в силу которого лицо признается аффилированным - 29.01.2009).
В соответствии с информацией, содержащейся в списке аффилированных лиц ОАО "Роснефтегаз" по состоянию на 30.06.2009, размещенном на странице в сети Интернет (http://www.e-disclosure.ru/portal/company.aspx?id=14467), используемой ОАО "Роснефтегаз" для раскрытия информации, ОАО "Газпромрегионгаз" было внесено в список аффилированных лиц ОАО "Роснефтегаз" (основание, в силу которого лицо признается аффилированным - "Лицо принадлежит к той же группе лиц, к которой принадлежит акционерное общество", дата наступления основания - 18.02.2009).
Учитывая вышеизложенное, в результате вхождения в одну группу лиц 18.02.2009 акционер совместно с аффилированным лицом ОАО "Роснефтегаз" стали владельцами более 30 % общего количества обыкновенных акций общества, а именно 76,29% обыкновенных акций общества.
Уполномоченный орган пришел к выводу о нарушении Обществом требований п. 1 ст. 84.2, п. 2 ст. 84.9 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
Обязательные предложения о приобретении ценных бумаг обществ от ОАО "Газпром газораспределение" в адрес Банка России (Отделение Орел) также не поступали.
Посчитав, что ОАО "Газпром газораспределение" в отношении акций АО "Газпром газораспределение Липецк" и АО "Газпром газораспределение Тамбов" нарушена процедура приобретения более 30 процентов акций, Отделение по Орловской области Главного управления по Центральному федеральному округу Центрального Банка Российской Федерации выдало предписания от 24.02.2016 N Т154-69-25-16/4623 и N Т154-69-25-16/4624 с требованием устранить выявленные нарушения.
Считая выданные предписания недействительными, Открытое акционерное общество "Газпром газораспределение" обратилось в Арбитражный суд Орловской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд области исходил из того, что предписания Центрального Банка не соответствуют положениям действующего законодательства и незаконно возлагают на заявителя обязанности в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда области и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания Банка России являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации.
Предписания Банка России выносятся по вопросам, предусмотренным указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции Банка России.
Основанием для вынесения предписаний по настоящему делу явилось ненаправление обязательного предложения о приобретении ценных бумаг общества в соответствии с требованиями ст.ст. 84.2, 84.9 Закона об акционерных обществах.
Федеральным законом от 26.12.1995 N 208 "Об акционерных обществах" установлены, в том числе, правила приобретения акций открытого акционерного общества.
В соответствии с п. 1 ст. 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" лицо, которое приобрело более 30 процентов общего количества акций открытого общества, указанных в пункте 1 статьи 84.1 Закона N 208-ФЗ, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций, обязано направить акционерам - владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг (далее - обязательное предложение).
Приобретение акций (долей) хозяйственных обществ - это покупка, а также получение иной возможности осуществления предоставленного акциями (долями) хозяйственных обществ права голоса на основании договоров доверительного управления имуществом, договоров о совместной деятельности, договоров поручения, других сделок или по иным основаниям (пункт 16 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
Обязательное предложение считается сделанным всем владельцам соответствующих ценных бумаг с момента его поступления в открытое общество.
В силу п. 2 ст. 84.9 Закона об акционерных обществах добровольное или обязательное предложение, касающееся приобретения ценных бумаг, не обращающихся на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг, представляется лицом, направившим добровольное или обязательное предложение, в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг не позднее даты направления соответствующего предложения в открытое общество.
Из системного толкования приведенных норм, следует, что пункт 1 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах предписывает направлять обязательное предложение только лицу, в результате действий которого количество акций, находящихся в его собственности с учетом акций принадлежащих аффилированным с ним лицам, если их количество превысило установленные статьей 84.2 этого Закона лимиты, а не всем владельцам акций, аффилированным с приобретателем.
Данный вывод также вытекает из действующего в гражданском праве принципа автономии воли и имущественной самостоятельности участников гражданских правоотношений. При ином толковании, такая обязанность была бы возложена и на аффилированных с приобретателем физических лиц, не обладающих необходимыми средствами для выкупа акций у миноритариев, и на иных аффилированных лиц, которые не имели намерения превышать установленные статьей 84.2 Закона об акционерных обществах лимиты.
Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции аффилированные лица - физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Как следует из абзаца 5 статьи 4 названного Закона, аффилированными лицами юридического лица являются лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное лицо.
Правила определения группы лиц закреплены в статье 9 Закона о защите конкуренции группой лиц признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам из числа перечисленных в данной норме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2015 по делу N А48-2617/2014 было определено, что в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции ОАО "Роснефтегаз" не является аффилированным лицом ОАО "Газпром газораспределение" и ОАО "Газпром.
Таким образом, поскольку ОАО "Газпром газораспределение" не являлось лицом, которое приобрело акции ОАО "Газпром газораспределение Брянск"; ОАО "Газпром газораспределение Белгород"; ОАО "Газпром газораспределение Липецк"; ОАО "Газпром газораспределение Орел"; ОАО "Газпром газораспределение Тамбов", у него отсутствовала обязанность по направлению обязательного предложения.
Следовательно, вывод Банка в оспариваемых предписаниях об обязанности по направлению обязательного предложения является необоснованным.
В пункте 3 письма Банка России от 01.12.2014 N 06-52/9527 "О применении законодательства РФ в связи с вступлением в силу новой редакции ГК РФ" указано, что после 01.09.2014 обязательное предложение не может быть направлено в отношении ценных бумаг акционерного общества, которое стало непубличным акционерным обществом.
Как было установлено судом области и подтверждается материалами дела, АО "Газпром газораспределение Липецк" и АО "Газпром газораспределение Тамбов" не обладают признаками публичных акционерных обществ, предусмотренных ст. 66.3 ГК РФ, что подтверждено письмом Отделения по Орловской области Главного управления по Центральному федеральному округу Центрального банка Российской Федерации (Банка России) от 29.06.2015 N Т154-69-26-11/13378 "О рассмотрении обращения".
Содержание оспариваемого предписания свидетельствует о том, что Управление исходило из положений статьи 84.2 Закона об акционерных обществах в редакции, действовавшей до 01.07.2015, в то время, как договор купли-продажи акций заключен 30.10.2015.
На оснвоании вышеизложенного, в соответствии с п. 8 ст. 84.2 Закона об акционерных обществах у ОАО "Газпром газораспределение" не возникло обязанности направлять обязательные предложения миноритарным акционерам АО "Газпром газораспределение Липецк" и АО "Газпром газораспределение Тамбов" после совершения 30.10.2015 сделок купли-продажи голосующих акций обществ, поскольку данные сделки были совершены между аффилированными лицами (ПАО "Газпром" и ОАО "Газпром газораспределение").
Само по себе приобретение крупного пакета акций и ненаправление публичной оферты, при наличии предусмотренных законом ограничений для реализации прав акционера ("блокирующий механизм") (п. 6, 7 ст. 84.2 Закона об акционерных обществах) и, соответственно, в условиях фактического отсутствия возможности для смены контроля над обществом, не может нарушать права иных акционеров.
В данных условиях понуждение приобретателя акций к направлению публичной оферты, выраженное в форме предписания контролирующего органа, налагает на лицо, приобретшее акции, необоснованные обязанности.
Аналогичная правовая позиция содержится в постановлении АС ПО от 11.01.2017 по делу N А55-4758/2016.
На основании вышеизложенного оспариваемые предписания не соответствуют положениям действующего законодательства и незаконно возлагает на заявителя обязанности в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что в силу части 2 статьи 201 АПК РФ является основанием для признания названного предписаний недействительными.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм права и противоречащие сложившейся арбитражной практике. Кроме того, они фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции акте, были подробно исследованы и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о недействительности предписаний от 24.02.2016 N Т154-69-25-16/4623 и N Т154- 69-25-16/4624 Отделения по Орловской области Главного управления по Центральному федеральному округу Центрального Банка Российской Федерации об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, учитывая изложенное и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 20.10.2016 по делу N А48-2413/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-2413/2016
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 13 июня 2017 г. N Ф10-1488/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ"
Ответчик: Центральный Банк Российской Федерации в лице Отделения по Орловской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу
Третье лицо: АО "Газпром газораспределение Липецк", АО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТАМБОВ"