Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 мая 2017 г. N Ф07-3791/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
20 января 2017 г. |
Дело N А56-44860/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Верещагиным С.О.,
при участии:
от заявителя: Возовничев М.Л., по доверенности от 02.02.2016
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29752/2016) Выборгской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2016 по делу N А56-44860/2016 (судья Тетерин А.М.), принятое
по заявлению ИП Шинкарева В.А.
к Выборгской таможне
об оспаривании постановления
установил:
Индивидуальный предприниматель Шинкарев Валерий Анатольевич (ОГРНИП 306470335200012, ИНН 470308707790, далее - заявитель, ИП Шинкарев В.А., Предприниматель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Выборгской таможне (ОГРН 1034700881522, ИНН 4704019710, место нахождения: 188800, Ленинградская обл., г. Выборг, ул. Железнодорожная, д.9/15, далее - Таможня, таможенный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 07.06.2016 N 10206000-269/2016 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Решением суда от 12.10.2016 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Таможня, указывая, что спорный товар, предназначенный для применения в пищевой промышленности, подлежит подтверждению на соответствие санитарно-эпидемиологическим нормам в форме свидетельства о государственной регистрации (СГР), просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований.
Таможня, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направила, в связи с чем жалоба рассмотрена в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя таможенного органа.
В судебном заседании представитель заявителя возразил против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 26.01.2016 на таможенный пост МАПП Брусничное прибыло транспортное средство с полуприцепом, перевозящее по процедуре таможенного транзита на основании международной товаротранспортной накладной (CMR) N NSSL266/N-16/6 от 26.01.2016 товар - "насосы из нержавеющей стали BOMINOX центробежные, самовсасывающие для предприятий пищевой промышленности, производящей продукты питания и напитки", производства Испания и части центробежных насосов (код ТН ВЭД ЕАЭС 8413910009, 8413708100, 5 мест, вес брутто 1566,00 кг).
Товар ввезен на основании заключенного между ООО "Комплектпищепром" и финской компанией "Etekom OY" контракта N 110116 от 11.01.2016.
Инспектором Таможни установлено, что данный товар подпадает под перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз государствами-участниками Таможенного союза в торговле с третьими странами, в связи с чем в адрес Предпринимателя (выступавшего перевозчиком товара) направлено уведомление N 4 от 26.01.2016 с требованием предоставить СГР на перемещаемые товары.
В этот же день перевозчику было вручено уведомление N 2 от 26.01.2016 о запрете на ввоз "насосов центробежных" в связи с отсутствием документов, подтверждающих безопасность продукции.
Непредставление Предпринимателем СГР, подтверждаемого безопасность указанного товара, послужило основанием для возбуждения в отношении него дела N 10206000-269/2016 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ.
Постановлением Таможни от 07.06.2016 N 10206000-269/2016 ИП Шинкарев В.А. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 16.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Предприниматель оспорил его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.
Частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 16.1, частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.
Согласно положениям пункта 1 статьи 152 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено указанным Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, в том числе подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено указанным Кодексом.
Согласно пункту 4 пунктом 2 статьи 159 ТК ТС независимо от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка, при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза представляются документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, в соответствии с пунктом 1 статьи 152 ТК ТС.
Под запретами и ограничениями понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно- эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза (подпункт 8 пункта 1 статьи 4 ТК ТС).
Аналогичные правила закреплены в статье 101 Договора от 29.05.2014 "О Евразийском экономическом союзе".
В соответствии с пунктом 2 статьи 216 ТК ТС помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита допускается, если в отношении товаров предоставлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, если такое перемещение допускается при наличии этих документов.
Обязанность по совершению таможенных операций и проведению таможенного контроля товаров и транспортных средств, в том числе по соблюдению актов таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле, устанавливающих запреты и ограничения на ввоз на таможенную территорию Таможенного союза и на вывоз товаров, является компетенцией должностных лиц таможенных органов в силу подпункта "г" пункта 4 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль при перевозке товаров автомобильным транспортом при их прибытии и убытии, помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, а также временном хранении, утвержденной приказом Федеральной таможенной службы от 26.05.2011 N 1067 (далее - Инструкция).
Таможенный орган в обоснование принятых уведомлений и действий по запрету на ввоз спорного товара ссылается на Решение Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер в таможенном союзе", которым утвержден Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза (далее - Единый перечень).
В соответствии с указанным Решением государственной регистрации подлежит продукция (товары), поименованная, в том числе в пункте 11 "Изделия, предназначенные для контакта с пищевыми продуктами (кроме посуды, столовых принадлежностей, технологического оборудования и упаковки (укупорочных средств), к которой относится продукция из позиции 8413 ТН ВЭД ЕАЭС - насосы жидкостные с расходомерами или без них; подъемники жидкостей, предназначенные для контакта с пищевыми средами или использования в практике хозяйственно-питьевого водоснабжения, впервые изготавливаемая на таможенной территории Евразийского экономического союза, а также впервые ввозимая на таможенную территорию Евразийского экономического союза.
При поставке спорного оборудования импортер руководствовался Техническими регламентами Таможенного союза (далее - ТР ТС) TP ТС 004/2011 "О безопасности низковольтного оборудования", TP ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования", TP ТС 020/2011 "Электромагнитная совместимость технических средств".
В соответствии с пунктом 3.2 решения Таможенного союза N 823 от 18.10.2011 "О принятии Технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (далее - ТР ТС 010/2011, Технический регламент) со дня вступления в силу Технического регламента выдача или принятие документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции обязательным требованиям, ранее установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, не допускается.
Указанный нормативный акт вступил в силу 15.02.2013, то есть до поставки товара.
Кроме того, изменения, внесенные решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15.06.2012 N 36 в Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденный Решением от 28.10.2010 N 299, на которые ссылается Таможня, так же приняты ранее 15.02.2013.
В соответствии с TP ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования", TP ТС 004/2011 "О безопасности низковольтного оборудования", TP ТС 020/2011 "Электромагнитная совместимость технических средств" в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования соответствующих технических регламентов, государственная регистрация не осуществляется.
Ввиду вышеизложенного вывод суда первой инстанции о том, что выдача СГР товара на основании Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 (в редакции Решения от 15.06.2012 N 36), применяется только в отношении товара, не включенного в Технический регламент.
Продукция, являющаяся объектом технического регулирования технических регламентов TP ТС 010/2011, TP ТС 004/2011, выпускается в обращение на рынке при ее соответствии указанным техническим регламентам, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, ЕврАзЭС, действие которых на нее распространяется и при условии, что продукция прошла подтверждение соответствия в порядке, установленном соответствующими техническими регламентами Таможенного союза, ЕврАзЭС.
В соответствии с пунктами 6, 7 TP ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования" декларация о соответствии или сертификат соответствия является единственным документом, подтверждающим соответствие машины и (или) оборудования требованиям настоящего технического регламента. Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу и действуют на единой таможенной территории Таможенного союза в отношении машин и (или) оборудования, выпускаемых в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, и применительно к каждой единице (машине и (или) оборудованию), в течение ее срока службы.
При ввозе спорного товара на таможенную территорию Таможенного союза перевозчиком была представлена декларация соответствия от 04.07.2014 за номером ТС N RU Д-Е8.АЛ16.В.36346, подтверждающая соответствие и качество перемещаемых товаров.
Необходимость представления на вышеуказанный товар декларации соответствия подтверждается так же письмом Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека от 21.03.2016 N 01/3385-16-31, в котором указано, что оборудование насосное (насосы, агрегаты, оборудование насосное) подлежит подтверждению соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" в форме декларирования в соответствии с пунктом 11 Перечня объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" в форме декларирования соответствия (приложение N 3 к TP ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования").
Также в письме указано, что в соответствии с совместным письмом Роспотребнадзора и ФТС России "О применении Соглашения Таможенного союза по санитарным мерам" истребование у перевозчика и иных лиц разъяснительных (отказных) писем об отнесении товаров к тому или иному разделу Единого перечня товаров, подлежащих государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории ЕврАзЭС, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе", не допускается.
В этой связи правомерен вывод суда первой инстанции об отсутствии требований к предоставлению при ввозе центробежных насосов СГР, в связи с чем событие административного правонарушения отсутствует.
Следует отметить, что вопрос о запрете таможней ввоза тех же "насосов центробежных" в связи с отсутствием документов, подтверждающих безопасность продукции, а именно СГР на перемещаемые товары, являлся предметом рассмотрения по делу N А56-15457/2016, в котором суды пришли к выводу, что представление декларации соответствия от 04.07.2014 за номером ТС N RU Д-Е8.АЛ16.В.36346 на указанный товар подтверждает его соответствие и качество, в связи с чем представление СГР не требуется.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2016 по делу N А56-44860/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-44860/2016
Истец: ИП Шинкарев Валерий Анатольевич
Ответчик: ВЫБОРГСКАЯ ТАМОЖНЯ
Хронология рассмотрения дела:
03.10.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-19364/17
15.05.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3791/17
20.01.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-29752/16
12.10.2016 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-44860/16