Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Киров |
|
30 января 2017 г. |
Дело N А29-10128/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 января 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Минаевой Е.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сысолятиной К.А.
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сыктывкару
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 05.12.2016 по делу N А29-10128/2016, принятое судом в порядке упрощенного производства в составе судьи Галаевой Т.И.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Мосеевского Константина Валериевича
к инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сыктывкару
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
индивидуальный предприниматель Мосеевский Константин Валериевич (далее - заявитель, ИП Мосеевский К.В., Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным и отмене постановления инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сыктывкару (далее - ответчик, Инспекция, ИФНС по г.Сыктывкару, административный орган) от 22.09.2016 N 11012016099220011, в соответствии с которым Предприниматель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 05.12.2016, принятым в порядке упрощенного производства, заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление налогового органа признано незаконным и отменено в связи с отсутствием события вменяемого Предпринимателю административного правонарушения.
ИФНС по г.Сыктывкару с принятым решением суда не согласна, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По утверждению заявителя жалобы, в деянии ИП Мосеевского К.В. имеется событие и состав вменяемого ему административного правонарушения, выразившегося в непредставлении Предпринимателем в налоговый орган в нарушение требований части 7 статьи 12 Федерального закона от 10.12.2013 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ, Закон о валютном регулировании), пункта 4 Правил представления резидентами налоговым органам отчетов о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2005 N 819 (далее - Правила N 819, Правила предоставления резидентами отчетов) отчета о движении денежных средств индивидуального предпринимателя - резидента по счету (вкладу) в банке за пределами территории Российской Федерации за период с 01.07.2015 по 30.09.2015. Полагает, что, вопреки мнению арбитражного суда, действующее валютное законодательство не связывает обязанность резидента (в данном случае Предпринимателя) по предоставлению отчетов с целью открытия счета (вклада) либо его фактическим использованием и движением денежных средств по счету. По смыслу положений валютного законодательства обязанность индивидуального предпринимателя предоставлять отчеты о движении денежных средств возникает с момента открытия счета (вклада) и связана с наличием счета, независимо от того, имеется движение средств по счету или нет. Обязанность по предоставлению отчетов о движении денежных средств отсутствует исключительно у нерезидента, которым ИП Мосеевский К.В. в данном случае не является. Иных условий, освобождающих лиц от предоставления отчетов о движении денежных средств по счетам в банках за пределами Российской Федерации, положения валютного законодательства не содержат. Инспекция обращает внимание суда апелляционной инстанции на то, что доводов о том, что спорный счет открыт за пределами территории Российской Федерации для личных целей, а не в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, Предпринимателем не заявлялось, соответствующих доказательств не предоставлялось, равным образом как не представлялось таких доказательств и в суд первой инстанции в ходе рассмотрения настоящего дела. В апелляционной жалобе Инспекция среди прочего также указывает на то, что допущенное заявителем правонарушение представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, которая заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении ИП Мосеевского К.В. к исполнению возложенной на него публично-правовой обязанности.
Более подробно доводы административного органа изложены в апелляционной жалобе.
Предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 29.06.2011 ИП Мосеевским К.В. в ИФНС по г. Сыктывкару представлено уведомление об открытии (закрытии) счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации.
Согласно указанному уведомлению 15.06.2011 ИП Мосеевским К.В. открыт счет N IBAN BG42FINV91501015001259 в банке Fist Investment Bank, расположенном за пределами территории Российской Федерации, а именно: в Болгарии, по договору банковского счета от 15.06.2011 N 42FINV91501015001259 (л.д. 34-36).
03.08.2016 на основании поручения N 1101201608030027 (л.д.47) должностным лицом Инспекции в отношении ИП Мосеевского К.В. проведена проверка по вопросу соблюдения индивидуальным предпринимателем - резидентом сроков представления отчета о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации за период с 01.07.2015 по 30.09.2015 (л.д. 31).
В ходе проверки налоговым органом установлено, что Предпринимателем не представлен отчет о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации за проверяемый период, что является нарушением требований части 7 статьи 12 Закона N 173-ФЗ, пункта 4 Правил представления резидентами отчетов.
Выявленное нарушение зафиксировано в акте проверки соблюдения валютного законодательства от 03.08.2016 N 9 (л.д. 30).
10.08.2016 по факту выявленного нарушения должностным лицом Инспекции в отношении ИП Мосеевского К.В. составлен протокол N 1012016008100013 об административном правонарушении, предусмотренном частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ (л.д.25-28).
22.09.2016 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении уполномоченным должностным лицом ИФНС по г. Сыктывкару в отношении ИП Мосеевского К.В. вынесено постановление N 11012016099220011, в соответствии с которым Предприниматель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей (л.д.22-23).
Полагая, что вынесенное административным органом постановление является незаконным и подлежит отмене, ИП Мосеевский К.В. обратился в Арбитражный суд Республики Коми с соответствующим заявлением (л.д.7-8).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из недоказанности налоговым органом события вменяемого Предпринимателю административного правонарушения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу части 2 статьи 211 АПК РФ, установив, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Частью 1 статьи 65, частью 3 статьи 189 и частью 4 статьи 210 АПК РФ установлено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При этом при проверке законности оспариваемого постановления административного органа в полномочия арбитражного суда не входит выявление состава административного правонарушения или иных обстоятельств, имеющих значение для уже рассмотренного административного дела. Суд не может подменять собой административный орган, а должен проверить, насколько правильно непосредственно административный орган установил все обстоятельства, имеющие значение для дела, и положенные в основу принятого им постановления.
Частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на тридцать дней.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (далее также - органы и агенты валютного контроля) регламентированы положениями Закона N 173-ФЗ.
Согласно статье 24 Закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, связанные с проведением валютных операций, а также вести в установленном порядке учет и отчетность по проводимым ими валютным операциям.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона N 173-ФЗ резиденты, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 07.05.2013 N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Частью 7 статьи 12 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что резиденты, за исключением физических лиц - резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2015 N 819 в Правилах представления юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами налоговым органам по месту своего учета отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации (абзац 1).
Согласно пункту 4 названных Правил юридическое лицо - резидент, индивидуальный предприниматель - резидент ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляет в налоговый орган отчет в 2 экземплярах по форме согласно приложению и банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете (далее - подтверждающие банковские документы), по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала.
В силу абзаца 2 части 7 статьи 12 Закона N 173-ФЗ физические лица - резиденты представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации в порядке, устанавливаемом постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 N 1365 в Правилах представления физическими лицами - резидентами налоговым органам по месту своего учета отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации (далее - Правила N 1365).
Пунктом 2 Правил N 1365 определено, что физическое лицо - резидент представляет в налоговый орган отчет ежегодно, до 1 июня года, следующего за отчетным годом.
Таким образом, Закон N 173-ФЗ предусматривает различные порядки предоставления налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации. С учетом того, что валютное законодательство разграничивает деятельность физических лиц в целях личных и иных нужд и в целях осуществления ими предпринимательской деятельности, суд апелляционной инстанции полагает, что основным критерием, позволяющим разграничить необходимость применения того или иного порядка в отношении физических лиц, имеющих статус индивидуальных предпринимателей, является цель открытия и использования (проведения валютных операций) соответствующего счета в банке за пределами территории Российской Федерации, а именно: счет открыт и используется в целях личных и иных нужд или в целях осуществления предпринимательской деятельности. Следовательно, физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, обязаны представлять в налоговые органы отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации в порядке, предусмотренном Правилами N 819, только в случае открытия ими счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации и использования таких счетов в целях осуществления предпринимательской деятельности. В случае же открытия счета (вклада) в банках за пределами территории Российской Федерации и использования такого счета его в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельностью (для личных и иных нужд), физические лица, несмотря на наличие у них статуса индивидуального предпринимателя, предоставляют названные отчеты в порядке, предусмотренном Правилами N 1365. Само по себе наличие у физического лица статуса индивидуального предпринимателя безусловно не может свидетельствовать о необходимости предоставления им в налоговый орган вышеупомянутого отчета в установленном Правилами N 819 порядке. Иного толкования норм из положений действующего валютного законодательства не следует.
Оспариваемым постановлением Мосеевскому К.В. как индивидуальному предпринимателю вменяется в вину нарушение положений абзаца 1 части 7 статьи 12 Закона N 173-ФЗ, пункта 4 Правил N 819, которое выразилось в непредставлении в налоговый орган в срок до 30.01.2016 включительно отчета о движении средств за период с 01.07.2015 по 30.09.2015 по счету N IBAN BG42FINV91501015001259 в банке Fist Investment Bank, расположенном за пределами территории Российской Федерации. Данное деяние Предпринимателя квалифицировано по части 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ.
Как установлено судом первой инстанции, Мосеевским К.В. в налоговый орган представлено уведомление об открытии счета N IBAN BG42FINV91501015001259 в банке Fist Investment Bank, расположенном за пределами территории Российской Федерации, а именно: в Болгарии, по договору банковского счета от 15.06.2011 N 42FINV91501015001259. При этом в указанном уведомлении проставлено значение "2" - физическое лицо - резидент и не заполнено поле "ОГРИП".
Кроме того, заявителем, как физическим лицом, был открыт валютный счет в открытом акционерном обществе коммерческий банк развития газовой промышленности Севера "Севергазбанк" (далее - ОАО "Севергазбанк"), на который 01.07.2011 было внесено 20 500 евро, что подтверждается договором банковского вклада в валюте от 29.06.2011 и приходным кассовым ордером N 121 (л.д. 47-49).
01.07.2011 заявитель перевел денежные средства в размере 20 400 евро со счета ОАО "Севергазбанк" на открытый в Болгарии банковский счет N IBAN BG42FINV91501015001259 в банке Fist Investment Bank (л.д. 50).
Заявитель приобрел недвижимое имущество за пределами территории Российской Федерации для своих личных целей, о чем свидетельствует нотариальный акт от 06.07.2011 (л.д. 51-53).
Доказательств открытия и использования ИП Мосеевским К.В. спорного счета в банке Fist Investment Bank, расположенном за пределами территории Российской Федерации (Болгария), для осуществления предпринимательской деятельности (например, банковских выписок, указывающих перечисление денег индивидуальным предпринимателем на свой зарубежный счет в оплату товаров, работ, услуг, которые индивидуальный предприниматель использует в своей хозяйственной деятельности) налоговым органом, в нарушение требований части 1 статьи 65, части 3 статьи 189 и части 4 статьи 210 АПК РФ, в материалы дела не представлено.
Более того, данный вопрос в рамках проведённой в отношении Предпринимателя проверки и в ходе производства по делу об административном правонарушении налоговым органом должным образом не исследовался, в то время как он имеет существенное значения для рассмотрения административного дела по существу.
При таких обстоятельствах (недоказанности факта открытия счета N IBAN BG42FINV91501015001259 в банке за пределами территории Российской Федерации Fist Investment Bank (Болгария) и использования его Мосеевским К.В. в целях осуществления предпринимательской деятельности) нельзя признать установленным факт возникновения у Моисеевского К.В. обязанности по предоставлению отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации в порядке, регламентированном Правилами N 819.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недоказанности налоговым органом нарушения Предпринимателем положений абзаца 1 части 7 статьи 12 Закона N 173-ФЗ, пункта 4 Правил N 819 и, как следствие, недоказанности события вменяемого последнему оспариваемым постановлением административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, о чем верно указано судом первой инстанции в обжалуемом решении.
При этом следует также отметить, что нарушение регламентированного Порядком N 1365 срока предоставления в налоговый орган отчета о движении средств по счетам в банках за пределами территории Российской Федерации Мосеевскому К.В. оспариваемым постановлением заявителю не вменяется. Следовательно, соответствующие ссылки налогового органа в апелляционной жалобе на положения названных Правил являются необоснованными.
Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела не усматривается.
Доводы заявителя жалобы об обратном (в том числе о том, что валютное законодательство не связывает обязанность резидента по предоставлению отчетов с целью открытия счета (вклада) либо его фактическим использованием и движением денежных средств по счету) подлежат отклонению, поскольку, с учетом изложенного выше, основаны на ошибочном толковании положений валютного законодательства.
Поскольку в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие, а равным образом недоказанность, события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, суд первой инстанции правомерно и обоснованно удовлетворил заявленные Предпринимателем требования, признав оспариваемое постановление незаконным и отменив его.
Аргументы налогового органа об отсутствии со стороны заявителя возражений и замечаний при составлении протокола об административном правонарушении, а также о том, что доводов об открытии спорного счета для личных целей, а не в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, Предпринимателем не заявлялось, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку не исключают установленных выше обстоятельств и не свидетельствуют о законности оспариваемого постановления.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции в целом и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта в соответствующей части.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Республики Коми от 05.12.2016 по делу N А29-10128/2016 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 05.12.2016 по делу N А29-10128/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сыктывкару - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Республики Коми только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья |
Е.В. Минаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-10128/2016
Истец: ИП Мосеевский Константин Валериевич
Ответчик: Инспекция федеральной налоговой службы по г.Сыктывкару