Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 31 мая 2017 г. N Ф10-1830/17 настоящее постановление оставлено без изменения
07 февраля 2017 г. |
Дело N А83-4755/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.01.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.02.2017.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Омельченко В.А., судей Евдокимова И.В., Приваловой А.В.,
при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Ждерой А.Р.,
с участием представителя от Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Евпатории Республики Крым - Турченко С.Н. по доверенности от 09.01.2017 N 02-08, от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю - Швец Ю.Л., главный специалист-эксперт юридического отдела N 2, по доверенности от 15.11.2016 N 76/07-11,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Евпатории Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 07 октября 2016 года по делу N А83-4755/2016 (судья Колосова А.Г.), принятое по заявлению Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Евпатории Республики Крым о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю о государственной регистрации в связи с ликвидацией,
установил:
Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Евпатории Республики Крым (далее по тексту - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Симферополю (далее по тексту - Инспекция) о государственной регистрации в связи с ликвидацией ООО "Мир один", а также о признании недействительной регистрационной записи в ЕГРЮЛ о ликвидации ООО "Мир один" (ОГРН 1159102071490) от 11.05.2016 за государственным регистрационным номером 2160102169256.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 07 октября 2016 года в удовлетворении заявления Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Евпатории Республики Крым отказано. При этом суд первой инстанции исходил из того, что заявителем были поданы все документы, установленные Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", необходимые для государственной регистрации ликвидации, а также отсутствия сведений о содержании в этих документах недостоверных сведений.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Республики Крым от 07 октября 2016 года, Департамент подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. В обоснование апелляционной жалобы Департамент ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, поскольку представленные ликвидатором общества в регистрирующий орган документы не содержали достоверной информации.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы апелляционной жалобы и пояснения к ней.
Представитель Инспекции представила возражения на апелляционную жалобу, в судебном заседании просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), при этом судом апелляционной инстанции установлены основания для его отмены в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 11.05.2016 на основании решения Инспекции N 396А о государственной регистрации внесена запись в ЕГРЮЛ за государственным регистрационным номером 2160102169234 о ликвидации юридического лица ООО "Мир один" (судом установлено, что в заявлении Департамента ошибочно указан государственный регистрационный номер 2160102169256).
Полагая, что внесение данной записи нарушает права Департамента, заявитель обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым с жалобой о признании указанной записи недействительной, по результатам рассмотрения которой принято решение от 30.06.2016 N 07-21/08010@ об оставлении жалобы без удовлетворения.
Департамент, полагая, что решение Инспекции о государственной регистрации в связи с ликвидацией ООО "Мир один" является незаконным и нарушает его права, обратился в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с настоящими требованиями. При этом заявитель указал, что на момент утверждения ликвидационного баланса ООО "Мир один" не исполнило свои обязательства перед ним.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее по тексту - Закон N 129-ФЗ) право обжаловать такое решение имеет заинтересованное лицо, если, по мнению этого лица, такое решение нарушает его права.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане и организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления недействительными являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд.
Таким образом, в данной ситуации для признания судом оспариваемого решения недействительным, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов Департамента в сфере экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено судом, 05.03.2007 между ООО "Мир один" и Евпаторийским городским советом, правопреемником которого является Департамент, был заключён договор аренды земельного участка по адресу: г. Евпатория, ул. Интернациональная, 130, сроком действия до 31.05.2055 и за ООО "Мир один" числится задолженность по арендной плате за указанный земельный участок.
05.08.2015 учредителями ООО "Мир один" было принято решение о добровольной ликвидации общества и назначении ликвидатором общества Зуба Назара Романовича, о чем внесена запись в ЕГРЮЛ под номером 2159102459261 от 28.08.2015.
Поскольку ООО "Мир один" не исполнило своих обязательств по договору аренды земельного участка, Департамент 16.03.2016 обратился в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности в сумме 3 796 927,78 руб. (заявление по делу N А83-1803/2016 оставлено без рассмотрения 05.08.2016).
28.04.2016 подписан ликвидационный баланс ООО "Мир один".
11.05.2016 на основании представленных документов Инспекция внесла в ЕГРЮЛ запись о прекращении деятельности ООО "Мир один" в связи с его ликвидацией.
Общество с ограниченной ответственностью может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").
Согласно пункту 2 статьи 61, пункту 3 статьи 62 ГК РФ общество может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников), которые назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ, другими законами.
Из пунктов 1, 5, 6 статьи 63 ГК РФ следует, что ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и письменно уведомляет кредиторов о ликвидации общества. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого общества производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) общества.
По общему правилу ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (пункт 1 статьи 61 ГК РФ).
Основанием внесения записи о ликвидации юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом (статьи 1, 11 Закона N 129-ФЗ).
Из пункта 4 статьи 5, статей 9, 21 Закона N 129-ФЗ следует, что регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации на основании представленных ему документов. Так, в частности, в соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 21 Закона N129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляется, помимо прочего, заявление, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц (пункт 9 статьи 63 ГК РФ, пункт 6 статьи 22 Закона N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Таким образом, решение о государственной регистрации ликвидации юридического лица является законным и обоснованным, если соблюден порядок, установленный указанными выше правовыми нормами.
Судом первой инстанции было установлено, что при ликвидации ООО "Мир один" в Инспекцию представлен ликвидационный баланс, не отражавший действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица, однако, проанализировав и оценив все представленные доказательства, суд пришел к выводу, что поскольку заявителем были поданы все документы, установленные Законом N 129-ФЗ, необходимые для государственной регистрации ликвидации, а также по причине отсутствия у Инспекции информации о содержании в этих документах недостоверных сведений, Инспекцией правомерно принято оспариваемое решение и внесена в ЕГРЮЛ запись о государственной регистрации ликвидации юридического лица N 2169102169234.
Однако, апелляционная коллегия считает вывод суда первой инстанции ошибочным на основании следующего.
Государственный реестр как федеральный информационный ресурс должен формироваться на основании достоверных сведений (пункт 1 статьи 4, пункт "а" статьи 12, пункт 1 статьи 14, пункты 1, 2 статьи 17). Представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица, и его расчеты с кредиторами следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Указанная правовая позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.10.2015 N 305-КГ15-7112 (дело N А40-15395/2014).
Апелляционной коллегией также установлено, что как само общество "Мир один", так и его ликвидатор Зуб Н.Р. были осведомлены о наличии неисполненных перед Департаментом обязательств.
Так, до утверждения ликвидационного баланса Департамент инициировал судебный процесс о взыскании задолженности. В последствии было выяснено, что Департамент подал исковое заявление не к тому юридическому лицу (ООО "Мир один", ОГРН 1149102022915), в то время как в данном случае ликвидировано ООО "Мир один", ОГРН 1159102071490. При этом, из представленных из материалов дела N А83-1803/2016 документов усматривается, что представителем от ООО "Мир один" (ОГРН 1149102022915) был Зуб Н.Р., который являлся также ликвидатором ООО "Мир один" (ОГРН 1159102071490).
Ликвидационная комиссия не предприняла разумных и достаточных мер по выявлению кредиторов, не уведомила Департамент о ликвидации общества "Мри один", не произвела расчета с ним.
На основании изложенного, апелляционная коллегия пришла к выводу что решение Инспекции о внесении записи о прекращении деятельности ООО "Мир один" принято в нарушение статьи 63 ГК РФ, статей 5, 9, 21, 22 Закона N 129-ФЗ, а решение суда первой инстанции в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 2 ст. 269, п. 4 ч. 1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 07 октября 2016 года по делу N А83-4755/2016 отменить.
Заявление Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Евпатории Республики Крым удовлетворить.
Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю о государственной регистрации в связи с ликвидацией общества с ограниченной ответственностью "Мир один".
Признать недействительной регистрационную запись в Едином государственном реестре юридических лиц о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью "Мир один" (ОГРН 1159102071490) в связи с ликвидацией от 11.05.2016 за государственным регистрационным номером 2160102169256.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Омельченко |
Судьи |
И.В. Евдокимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-4755/2016
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 31 мая 2017 г. N Ф10-1830/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. СИМФЕРОПОЛЮ
Хронология рассмотрения дела:
29.11.2017 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1830/17
31.05.2017 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1830/17
25.05.2017 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2253/16
07.02.2017 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2253/16
07.10.2016 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-4755/16