г. Вологда |
|
06 февраля 2017 г. |
Дело N А05-10449/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 06 февраля 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Романовой А.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Власовой А.Н.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Деком" Бушуева А.С. по доверенности от 26.09.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе на решение Арбитражного суда Архангельской области от 16 ноября 2016 года по делу N А05-10449/2016 (судья Тюпин А.Н.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Деком" (место нахождения: 163011, г. Архангельск, ул. Лермонтова, д. 23, корп. 9; ОГРН 1092901008749, ИНН 2901196120; далее - Общество, ООО "Фирма "Деком") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе (место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. Карла Либкнехта, д. 2; ОГРН 1092901006725, ИНН 2901194203; далее - Управление) о внесении изменений в договор аренды от 26.04.2007 N 261/1 находящегося в федеральной собственности земельного участка с кадастровым номером 29:22:060703:0065, общей площадью 1781 кв. м, расположенного по адресу: Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Лермонтова д. 23, стр. 9, путем установления годового размера арендной платы за пользование земельным участком в размере 110 000 руб. с 01.01.2017.
Решением суда от 16 ноября 2016 года исковые требования удовлетворены, кроме того, с Управления в пользу Общества взыскано 6000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Управление с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование доводов жалобы ссылается на отсутствие у истца правомочий по проведению оценки рыночной стоимости земельного участка. Указывает на противоречивость и неточность отдельных выводов эксперта, приведенных в представленном Обществом отчете от 30.06.2016 N 768-15рс об определении рыночной стоимости земельного участка, нарушение оценщиком требований федеральных стандартов оценки.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании доводы ответчика не признали, считают решение суда законным и обоснованным.
Управление надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представители в суд не явились, в связи с этим разбирательство по делу произведено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав доказательства по делу, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, 26.04.2007 Обществом (Арендатор) и Управлением (Арендодатель) заключен договор аренды находящегося федеральной собственности земельного участка N 261/1, по условиям которого Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 29:22:060703:0065, площадью 4781 кв. м, из земель населенных пунктов, местоположение установлено относительно ориентира - здание проходной, расположенного в границах участка, адрес ориентира: город Архангельск, улица Лермонтова, дом 23, строение 9, разрешенным использованием: для эксплуатации здания проходной, в зоне градостроительной ценности: П-6, П-7.
На земельном участке расположено здание проходной, общей площадью 11,6 кв. м (пункт 1.2 договора).
Согласно пункту 2.1 договор действует по 09.04.2055 и вступает в силу со дня его государственной регистрации в Управлении Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
Договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу 24.09.2007 за номером 29-29-01/052/2007-436.
В соответствии с пунктом 2.2 договора его условия распространяются на отношения сторон с 22.12.2005.
Согласно пункту 3.1 договора арендная плата начисляется с 22.12.2005.
Пунктом 3.2 договора определен расчет арендной платы за период с 22.12.2005 по 31.12.2005 и на 2006 - 2007 годы.
В силу пункта 3.3 договора (в редакции соглашения от 25.11.2011) арендная плата за период с 21.10.2011 по 31.12.2011 составляет 41 327 руб. и выплачивается не позднее 25 декабря. В дальнейшем арендная плата по договору вносится Арендатором ежеквартально равными долями не позднее 01 (первого) числа следующего за кварталом месяца, а в четвертом квартале не позднее 25 декабря текущего года.
В соответствии с пунктом 3.4 договора (в редакции соглашения от 25.11.2011) размер арендной платы изменяется в одностороннем порядке по требованию Арендодателя при изменении базовой ставки арендной платы; на размер уровня инфляции на текущий финансовый год; при проведении оценки рыночной стоимости земельного участка; при изменении законодательства Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов. Арендодатель направляет Арендатору расчет размера арендной платы. Подписание дополнительных соглашений в данном случае не требуется.
Общество 14.07.2016 обратилось к Управлению с заявлением о внесении изменений в договор аренды, в котором просило установить размер арендной платы за пользование земельным участком с кадастровым номером 29:22:060703:0065 в сумме 115 500 руб. в год с 01.01.2017, исходя из отчета от 30.06.2016 N 768-15рс об определении рыночной стоимости земельного участка, составленного обществом с ограниченной ответственностью "ПРОФ-ОЦЕНКА" по заявке ООО "Фирма "Деком".
При этом Общество предложило рассчитать размер арендной платы по договору на основании пункта 6 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - Правила N 582), и в соответствии с действующей рыночной стоимостью земельного участка, являющегося объектом договора.
Управление в письме от 14.09.2016 N 4769 отказалось внести соответствующие изменения в договор.
Считая, что размер арендной платы за пользование земельным участком, предусмотренный договором аренды, не соответствует реальной рыночной стоимости арендуемого земельного участка, а порядок ее расчета - требованиям Правил N 582, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с решением суда.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Одной из форм платы за землю является арендная плата.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон; в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления; изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Согласно части 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
В пункте 1 части 3 статьи 39.7 названного Кодекса установлено, что порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В рассматриваемом случае земельный участок, являющийся объектом договора, является федеральной собственностью, следовательно, размер арендной платы за это участок, порядок, условия и сроки ее внесения определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 утверждены Правила N 582.
Исходя из пунктов 2 - 6 указанных Правил в случаях, когда нет оснований для определения годового размера арендной платы на основании кадастровой стоимости земельных участков, по результатам торгов или в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, арендная плата за земельный участок рассчитывается на основании рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В этом случае арендная плата рассчитывается как произведение рыночной стоимости земельного участка и выраженной в процентах ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на начало календарного года, в котором принято решение о предоставлении земельного участка, по следующей формуле: А = С x Р, где: А - арендная плата; С - рыночная стоимость земельного участка, определяемая на основании результатов оценки, проведенной не более чем за 6 месяцев до заключения договора аренды земельного участка; Р - действующая ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно пункту 10 Правил N 582 при заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании рыночной стоимости земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением рыночной стоимости земельного участка, но не чаще чем 1 раз в год. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором была проведена оценка, осуществленная не более чем за 6 месяцев до перерасчета арендной платы.
Из материалов дела следует, что заключенный сторонами договор аренды содержит условие, позволяющее Арендодателю в случае принятия нормативных актов, регулирующих порядок определения платы за пользование арендуемым имуществом, в одностороннем бесспорном порядке изменить размер арендной платы.
В целях установления рыночной стоимости земельного участка Общество представило отчет от 30.06.2016 N 768-15рс.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, предусмотренными данным законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в данном отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Оценив указанный отчет в порядке статьи 71 АПК РФ с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также с точки зрения имеющейся в нем информации о рыночной стоимости земельного участка, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отчет от 30.06.2016 N 768-15рс отвечает предъявленным к отчетам требованиям, содержит необходимые реквизиты.
Доводы Управления относительно сомнений в выводах эксперта апелляционной коллегией отклоняются, так как в нарушение статьи 65 АПК РФ ответчик не представил доказательств иной рыночной стоимости земельного участка, ходатайство о назначении судебной экспертизы при рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции не заявлял.
Таким образом, рыночная стоимость земельного участка, определенная на основании указанного отчета, является достоверной в силу вышеизложенного.
Принимая во внимание бездействие ответчика по изменению условий договора в части размера арендной платы, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования Общества.
Довод подателя жалобы об отсутствии у истца правомочий по проведению оценки рыночной стоимости участка, не опровергает судебных выводов. Рассмотрение и удовлетворение настоящих исковых требований направлено на установление между сторонами правоотношений в соответствии с действующими нормативными актами.
Аналогичная правовая позиция содержится в постановлениях Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 июня 2015 года по делу N А05-11269/2014 и от 21 декабря 2015 года по делу N А05-3575/2015.
Таким образом, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда.
Доводы, приведенные Управлением, не опровергают законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, фактически направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств и представленных доказательств. Вместе с тем апелляционный суд согласен с правовой оценкой обстоятельств спора, которая дана судом первой инстанции.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
В свете изложенного апелляционная жалоба Управления удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 16 ноября 2016 года по делу N А05-10449/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чередина |
Судьи |
А.В. Романова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-10449/2016
Истец: ООО "Фирма "Деком"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ