Требование: о привлечении к административной ответственности
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Вологда |
|
13 февраля 2017 г. |
Дело N А13-8929/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 13 февраля 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Осокиной Н.Н. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Смекаловой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Череповецкий ЛВЗ" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 01 декабря 2016 года по делу N А13-8929/2016 (судья Парфенюк А.В.),
установил:
открытое акционерное общество "Череповецкий ЛВЗ" (ОГРН 1023501249485; ИНН 3528074454; место нахождения: 162600, Вологодская область, город Череповец, улица М.Горького, дом 13; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области (ОГРН 1023500876740; ИНН 3525016817; место нахождения: 160000, город Вологда, Пречистенская набережная, дом 6а; далее - Вологдастат, административный орган) об отмене постановления от 27.04.2016 N 13 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В связи с изменением наименования заявителем по делу считается акционерное общество "Череповецкий ЛВЗ".
Решением Арбитражного суда Вологодской области постановление административного органа от 27.04.2016 N 13 признано незаконным в части назначения наказания в виде штрафа в размере 25 000 руб. Суд изменил его на штраф в размере 20 000 руб.; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказал.
Общество с обжалуемым решением не согласилось и обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на то, что приказ Росстата от 25.05.2015 N 442 не зарегистрирован, обществу его содержание не известно. Кроме того, полагает, что административный орган допустил нарушения Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 620 (далее - Положение N 620), так как общество не было информировано о необходимости представления указанной формы статистического отчета. Также указывает на допущенные административным органом существенные нарушения порядка привлечения к административной ответственности, так как общество не было уведомлено о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.
Административный орган в отзыве и его представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, общество должно было представить статистическую информацию по форме федерального статистического наблюдения N 4-инновация "Сведения об инновационной деятельности организации", утвержденной приказом Росстата от 25.09.2015 N 442 за 2015 год в срок до 04.04.2016.
Указанная форма обществом в установленный срок не предоставлена. В результате чего нарушены требования действующего законодательства о представлении в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений.
Должностным лицом составлена докладная записка от 05.04.2016 об обнаружении факта нарушения обществом порядка предоставления первичных статистических данных.
По данному факту начальником отдела государственной статистики в г. Череповце Вологдастата составлен протокол об административном правонарушении от 12.04.2016 N 12.
В протоколе зафиксировано, что общество не представило 04 апреля 2016 года в отдел государственной статистики в г. Череповце Вологдастата первичные статистические данные по форме федерального статистического наблюдения N 4-инновация "Сведения об инновационной деятельности организации" за 2015 год, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Рассмотрев протокол об административном правонарушении от 12.04.2016 N 12 и приложенные к нему материалы, заместитель руководителя Вологдастата Болукова Т.В. вынесла постановление от 27.04.2016 N 13, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, в связи с
чем ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 руб.
Кроме того, обществу выдано представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения
от 27.04.2016 по делу N 11-24/41-2016.
Руководитель Вологдастата, рассмотрев жалобу общества на постановление от 27.04.2016 N 13, принял решение от 26.05.2016 об отказе в ее удовлетворении.
Не согласившись с постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Судом первой инстанции обжалуемое постановление отменено в части назначения наказания, судом назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Апелляционная коллегия считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета регулируются Федеральным законом от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Закон N 282-ФЗ).
В соответствии частью 1 статьи 8 Закона N 282-ФЗ респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Основными принципами официального статистического учета и системы государственной статистики являются полнота, достоверность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами) (статья 4 Закона N 282-ФЗ).
Условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определены Положением N 620.
Согласно пункту 4 Положения N 620 первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
В силу пункта 3 Положения N 620 первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.
Респонденты - граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности.
Респонденты - субъекты малого и среднего предпринимательства предоставляют первичные статистические данные в упрощенном порядке в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 4 Положения N 620 субъекты официального статистического учета бесплатно информируют (в том числе в письменной форме) респондентов о проведении в отношении их федерального статистического наблюдения по конкретным формам федерального статистического наблюдения, обязательным для предоставления. В случае направления информации респонденту по почте она направляется по адресу места его нахождения, содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц, либо по адресу, указанному в письменном обращении респондента. Субъекты официального статистического учета на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещают формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению, а также перечень респондентов, в отношении которых проводится федеральное статистическое наблюдение, с указанием индексов и наименований форм, подлежащих предоставлению, реквизитов актов об их утверждении. Бланки утвержденных в установленном порядке форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению предоставляются субъектами официального статистического учета по запросу респондентов безвозмездно.
Таким образом, довод апелляционной жалобы о том, что административный орган должен был письменно известить общество о необходимости сдачи до 04.04.2016 формы федерального статистического наблюдения N 4-инновация "Сведения об инновационной деятельности организации", введенной в 2015 году, подлежит отклонению, поскольку из буквального содержания пункта 4 Положения N 620 это не следует, письменное информирование является лишь одним из способов информирования.
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 420 (далее - Положение N 420), Федеральная служба государственной статистики (Росстат) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, а также в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, по контролю в сфере официального статистического учета.
Полномочия, осуществляемые Росстатом, включают, в числе прочих, утверждение форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами (подпункт 5.5 Положения N 420).
Так, приказом Росстата от 25.05.2015 N 442 утверждена форма федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению и введены в действие годовые формы отчета за 2015 год, в том числе, форма федерального статистического наблюдения N 4-инновация "Сведения об инновационной деятельности организации".
В силу указанного Приказа форму N 4-инновация представляют до 02 апреля юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства), осуществляющие экономическую деятельность в сфере добычи полезных ископаемых; обрабатывающих производств; производства и распределения электроэнергии, газа и воды (за исключением торговли электроэнергией; торговли газообразным топливом, подаваемым по распределительным сетям; торговли паром и горячей водой (тепловой энергией)); монтаж зданий и сооружений из сборных конструкций; устройство покрытий зданий и сооружений; производство прочих строительных работ; производство бетонных и железобетонных работ; связи; деятельности, связанной с использованием вычислительной техники и информационных технологий; научных исследований и разработок; предоставления прочих видов услуг территориальному органу Росстата в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу.
Апелляционная коллегия поддерживает выводы обжалуемого решения о том, что общество не соответствует критериям, указанным в части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ, и не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, как верно указал суд в обжалуемом решении, заявитель обязан был предоставить форму федерального статистического наблюдения N 4-инновация "Сведения об инновационной деятельности организации", утвержденную Приказом N 442 за 2015 год в срок до 04.04.2016 (02.04.2016 - нерабочий день).
Судом первой инстанции установлено, что общество фактически не представило в Вологдастат первичные статистические данные по форме федерального статистического наблюдения N 4-инновация "Сведения об инновационной деятельности организации" за 2015 год.
Факт нарушения обществом вышеуказанных обязательных требований подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем.
Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о наличии в действиях общества события правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 названного Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению установленных законодательством норм, обращалось в орган статистики за разъяснением порядка сдачи и перечня форм статистического наблюдения, подлежащих представлению, не имело возможности ознакомиться с такими перечнями на сайте административного органа.
Какие-либо неустранимые сомнения в виновности общества у суда отсутствуют.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Ссылка общества на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2014 по делу N А51-12969/2014 не принимается судом, поскольку в мотивировочной части данного постановления применено Положение N 620 в предыдущей редакции, в соответствии с пунктом 4 которого субъекты официального статистического учета доводят до респондентов безвозмездно бланки форм федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению.
Довод заявителя о том, что Вологдастат не направлял в адрес общества письменный запрос о предоставлении административных данных или соглашение об информационном взаимодействии субъекта официального статистического учета и респондента, получающего административные данные, чем нарушил подпункт "г" пункта 2 Положения N 620 также не принимается апелляционной коллегией.
Апелляционная коллегия отмечает, что Закон N 282-ФЗ разграничивает понятия "административные данные" и "первичные статистические данные", следовательно ссылка заявителя на подпункт "г" пункта 2 Положения N 620 несостоятельна, поскольку общество привлечено к ответственности за непредоставление первичных статистических данных.
Кроме того, заявитель в обоснование жалобы указывает на то, что приказ Росстата от 25.05.2015 N 442 не зарегистрирован.
Апелляционная коллегия относительно данного довода считает необходимым отметить следующее.
Сбор первичных статистических данных осуществляется по формам федерального статистического наблюдения. Форма федерального статистического наблюдения является формуляром - образцом статистического документа, предназначенным для получения в установленном порядке первичных статистических данных, содержащим вопросы программы наблюдения, место для ответов на них, а также реквизиты подписи должностного лица, ответственного за предоставление статистической информации (лица, уполномоченного предоставлять статистическую информацию от имени юридического лица или от имени гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации), и позволяющим осуществлять унификацию процессов сбора и автоматизированной обработки статистической информации (часть 3 статьи 6 Закона N 282-ФЗ).
Формы федерального статистического наблюдения утверждаются актами (приказами) Росстата в соответствии с полномочиями, предоставленными подпунктом 5.5 Положения N 420.
Правилами подготовки нормативных правовых актов Федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 и подпунктом "г" пункта 15 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов Федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных приказом Минюста России от 04.05.2007 N 88 технические акты (в том числе формы статистического наблюдения) представлению на государственную регистрацию не подлежат.
На дату вынесения оспариваемого постановления срок давности привлечения к ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Существенных процессуальных нарушений закона, являющихся самостоятельным основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, административным органом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных административным органом процессуальных нарушениях, выразившихся в ненадлежащем извещении общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, аналогичные по смыслу и содержанию аргументам, приведенным обществом суду первой инстанции, были предметом исследования Арбитражного суда Вологодской области и получили надлежащую правовую оценку, с которой апелляционная коллегия согласна.
Принимая во внимание обстоятельства дела, характер совершенного административного правонарушения и степень его опасности, арбитражный суд правомерно изменил размер наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие выводы, изложенные в решении суда.
Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах следует признать, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, нормы материального и процессуального права судом не нарушены, оснований для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 01 декабря 2016 года по делу N А13-8929/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Череповецкий ЛВЗ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо- Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-8929/2016
Истец: АО "Череповецкий ЛВЗ"
Ответчик: Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по вологодской области (вологдастат)
Третье лицо: Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Вологодской области