Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 26 июня 2017 г. N Ф05-7102/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
15 февраля 2017 г. |
Дело N А40-174934/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2017 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семикиной О.Н.,
судей: Алексеевой Е.Б., Левиной Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Валежной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "МОСКОВСКАЯ ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ",
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.12.2016
по делу N А40-174934/16, принятое судьей Ким Е.А. (шифр судьи: 161-1537)
по иску ЖИЛИЩНО - СТРОИТЕЛЬНОГО КООПЕРАТИВА "БУТОВО - 17" (ОГРН 1037739313920, адрес: 117042, ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА СКОБЕЛЕВСКАЯ,12)
к публичному акционерному обществу "МОСКОВСКАЯ ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ" (ОГРН 1047796974092, адрес: 119048,ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА ЕФРЕМОВА, ДОМ 10)
о взыскании
при участии в судебном заседании:
от истца: Ефимов Н.Ю. по доверенности от 07.07.2016;
от ответчика: Радин А.К. по доверенности от 06.09.2016,
УСТАНОВИЛ:
ЖИЛИЩНО - СТРОИТЕЛЬНОГО КООПЕРАТИВА "БУТОВО - 17" обратилось в Арбитражный суд города Москвы к публичному акционерному обществу "МОСКОВСКАЯ ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ" о взыскании неосновательного обогащения в размере 792.359 руб. 46 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 42.441 руб. 57 коп..
В судебном заседании истец поддержал исковые требования в полном объеме, в обоснование иска сослался на то, что при расчете стоимости услуг отопления за период март-апрель 2015 г. ПАО "МОЭК" необоснованно применен коэффициент 12/7, что привело к необоснованному удорожанию услуг и образованию неосновательного обогащения на стороне ответчика.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06.12.2016 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы 06.12.2016, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, находит решение Арбитражного суда города Москвы от 06.12.2016 подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ЖСК "Бутово-17" и ПАО "МОЭК" заключен договор N 07.659099-ТЭ от 01.03.2008 г.
Суд первой инстанции установил, что за март и апрель 2015 г. ответчиком в отношении истца были осуществлены начисления за поставленную тепловую энергию в размере, исходя из нормативов потребления в связи с отсутствием приборов учета.
При расчетах стоимости поставленной тепловой энергии за данный период ответчиком был применен коэффициент 12/7, в результате чего стоимость тепловой энергии и за март и за апрель 2015 г. была определена в сумме 950.843.70 руб.
Истцом были оплачены счета за спорный период на общую сумму 1.901.687 руб. 40 коп.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что расчет стоимости поставленной тепловой энергии за спорный период с применением коэффициента 12/7 произведен ответчиком необоснованно, доводы изложенные в отзыве подлежат отклонению.
Судом первой инстанции правильно установлено, что правоотношения сторон регулируются положениями ст.ст.539-546 ГК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В соответствии со статьей 544 названного Кодекса оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу пункта 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статьей 4 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлен безусловный приоритет норм жилищного законодательства перед нормами других законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих жилищные отношения.
При этом жилищное законодательство не допускает возможности определения по соглашению сторон способа определения объема энергии (коммунальной услуги), подлежащего оплате абонентами-гражданами, использующими ее для бытового потребления.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (пункт 13), утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, возлагают на исполнителя коммунальных услуг обязанность предоставлять потребителям коммунальные услуги и заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
Обязательные требования при заключении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом или управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома коммунальной услуги соответствующего вида устанавливаются Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (Правила N 124).
Согласно подпункту "в" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле, учитывающей показания индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, либо при отсутствии индивидуальных приборов учета -нормативы потребления коммунальной услуги.
Правила N 354 и подпункт "в" пункта 21 Правил N 124 вступили в силу 01.09.2012.
Таким образом, после вступления в силу Правил N 124 и Правил N 354 при расчетах за поставленный коммунальный ресурс стороны должны руководствоваться положениями названных Правил.
Суд первой инстанции указал, что расчет задолженности за поставленную ответчику тепловую энергию за период март-апрель 2015 года произведен ответчиком, исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, установленных для граждан, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, с учетом положений Постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", постановления Правительства Москвы от 10.09.2012 N 468-ПП "О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории города Москвы", что не соответствует условиям договора теплоснабжения от 01.10.2010 N 08.706218-ТЭ, заключенного между сторонами, и Правилам N 354 и N 124, вступившим в силу с 01.09.2012.
Условиям договора теплоснабжения N 07.659099-ТЭ от 01.03.2008 г. расчетным периодом является отчетный месяц, оплата за отопление собственниками и нанимателями жилых помещений многоквартирного дома осуществляется равными платежами в течение 12 месяцев календарного года, при этом договор не предусматривает иной период и порядок расчетов за тепловую энергию и не представляет энергоснабжающей организации права расчета тепловой энергии с применением коэффициента 12/7.
Суд первой инстанции правильно отметил, что установление порядка оплаты за тепловую энергию равными платежами в течение года при отсутствии приборов учета тепловой энергии обусловлено тем, что тепловые системы должны находиться в постоянной готовности к обслуживанию потребителей, за исключением межотопительного периода, в котором проводится подготовка к новому отопительному сезону, поэтому за время проведения технологических перерывов и ремонтов системы отопления потребителями тепла также должна производиться оплата, поскольку составляющими себестоимости услуг по теплоснабжению являются не только расходы на производство и транспортировку тепловой энергии и теплоносителя, но и расходы на ремонт, и техническое обслуживание инженерного оборудования и коммуникаций, ремонтный фонд, оплату обслуживающего персонала.
Правильно суд первой инстанции указывает, что норматив на отопление кв. м общей площади жилья в месяц рассчитан и утвержден исходя из равномерного распределения количества услуги в течение календарного года, ввиду чего плата за услуги по отоплению должна рассчитываться и вноситься в течение календарного года равными долями.
Применение ответчиком расчетного механизма по нагрузкам в нарушение договора и нормативных актов в данном случае привело к увеличению объема и стоимости поставленной тепловой энергии на отопление.
В соответствии с пунктом 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, и Приложением 2 к этим Правилам, при отсутствии коллективных (общедомовых) индивидуальных приборов учета размер платы за отопление и горячее водоснабжение определяется по формулам, предусматривающим применение норматива потребления соответствующей коммунальной услуги.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Москвы от 10.09.2012 N 468-ПП "О порядке расчета размеры платы за коммунальную услугу по отоплению на территории города Москвы", норматив расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений подлежит определению на основании постановления Правительства Москвы от 11.01.1994 N 41 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных субсидий", согласно приложению N 4 к которому, норматив расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений составляет 0,016 Гкал/кв. м в месяц.
Суд первой инстанции указывает, что нормативом расхода тепловой энергии N 41 не предусмотрено, что при расчетах между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией применяется повышающий коэффициент 12/7 к данному нормативу расхода тепловой энергии.
Суд первой инстанции отклонил ссылку ответчика на п. 1.3.1 главы I Порядка расчетов за услуги тепло-водоснабжения и водоотведения в жилищном хозяйстве г. Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 26.12.2000 N 1009 "О состоянии расчетов за тепло-водоснабжение и водоотведение в жилищном фонде г. Москвы и мерах по их совершенствованию", поскольку установленный в нем порядок определения количества тепловой энергии для отопления нежилых помещений в многоквартирном доме в отсутствие общедомового прибора учета не соответствует нормам права, регулирующим этот же предмет, содержащимся в Правилах N 307.
Согласно подпункту "г" пункта 20 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, при отсутствии индивидуальных приборов учета тепловой энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальные услуги в нежилом помещении рассчитывается по соответствующим тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1, подпунктом 2 пункта 2 и подпунктом 2 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в порядке, установленном подпунктом 3 пункта 2 и подпунктом 3 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Суд первой инстанции указывает, что применение ответчиком коэффициента 12/17 до вступления в силу постановления Правительства Москвы от 14.07.2015 г. N 435-ПП, узаконившего его применение, неправомерно.
Суд апелляционной инстанции установил необоснованность выводов суда первой инстанции исходя из следующего.
Выводы суда о необоснованности применения ответчиком коэффициента 12/7 при расчете количества тепловой энергии на отопление по нормативу, сделаны при неполном выяснении обстоятельств дела.
Существо разногласий сторон по спору заключается в порядке определения количества поставленной тепловой энергии с применением норматива потребления тепловой энергии на нужды отопления в отсутствие показаний общедомового прибора учета.
Ответчик объем отпущенной в марте-апреле 2015 года тепловой энергии для нужд отопления определял с учетом норматива потребления 0,016 Гкал на кв.м. в месяц, умноженного на коэффициент 12/7, поскольку норматив 0,016 Гкал на кв.м., установленный постановлением Правительства Москвы от 11.01.1994 N 41-ПП "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных субсидий" (Постановление N 41-ПП), является годовым, составляющим 1/12 от общегодовой нормативной величины поставки тепловой энергии.
Истец возражал против применения коэффициента 12/7, ссылаясь на формулу расчета размера платы за коммунальную услугу отопление, установленную Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее по тексту также упоминаются как "Правила N 307").
Суд апелляционной инстанции установил, что действующее нормативное регулирование отношений по теплоснабжению жилых домов допускает учет фактического потребления энергоресурсов либо по показаниям прибора учета либо расчетным путем по нормативам потребления коммунальных ресурсов, установленных для граждан (п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), п. 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), постановление Президиума ВАС РФ от 15.07.2010 N 2380/10).
Иных способов определения стоимости коммунальных услуг (коммунальных ресурсов), поставленных в целях предоставления гражданам - потребителям коммунальных услуг, действующее законодательство не предусматривает.
Таким образом, законодатель устанавливает два варианта расчета: по прибору учета, установленному на границе эксплуатационной ответственности -наружная стена дома, либо по нормативу потребления коммунальных услуг.
В силу пп. "в" п. 21 Правил обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле, предполагающей учет показаний индивидуальных приборов учета, а при их отсутствии - использование норматива потребления соответствующего коммунального ресурса.
В соответствии с п. 1 постановления Правительства Москвы от 10.09.2012 N 468-ПП "О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории города Москвы", принятого во исполнение постановления Правительства РФ от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", на территории города Москвы при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяются Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг гражданам), используя при этом норматив расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 11.01.1994 N 41 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных субсидий".
Согласно приложению N 1 к Постановлению Правительства Москвы от 11.01.1994 N 41 норматив расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений составляет 0,016 Гкал/м2 в месяц.
Величина приведенного ежемесячного норматива потребления тепловой энергии определена путем деления среднегодового объема тепловой энергии, потребляемой в период отопительного сезона (составляющего 7 месяцев), путем деления на площадь жилого фонда и на 12 месяцев.
Норматив потребления тепловой энергии на отопление определяется как 1/12 среднегодового объема тепловой энергии и подлежит применению ежемесячно в течение всего календарного года, в том числе и летнего неотопительного периода.
Пунктами 21, 25 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам предусмотрено, что собственники (наниматели) жилых помещений многоквартирного дома оплачивают коммунальную услугу по отоплению в течение всего года равными долями (1/12) от фактического потребления прошлого года, при этом раз в год проводится корректировка размера платы за отопление (подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам).
В случае отсутствия в жилом доме или в жилых помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется как произведение общей площади помещения (квартиры) в многоквартирном доме, норматива потребления тепловой энергии на отопление и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В связи с отсутствием у истца прибора учета, определение количества поставленной тепловой энергии на нужды отопления осуществлено исходя из норматива расхода тепловой энергии на отопление жилого помещения в размере 0,016 Гкал/м2.
В этой связи, расчет ежемесячной платы за отопление при условии равномерного внесения платы в течение 12 месяцев для собственников (нанимателей) жилых помещений многоквартирного дома в случае отсутствия, неисправности коллективного (общедомового) прибора учета, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется исходя из норматива потребления по соответствующей формуле.
На территории города Москвы при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяются Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, а также месячный норматив расхода тепловой энергии на отопление жилого помещения, установленный в размере 1/12 от общего среднегодового потребления тепловой энергии, позволяющие жителям вносить плату равномерно в течение 12 месяцев в году, что исключает существенное возрастание расходов населения на оплату жилищно-коммунальных услуг в отопительный сезон.
Согласно ст. 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, равно как и порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Вместе с тем, поставку тепловой энергии ответчик осуществляет исключительно в течение отопительного сезона, т.е. в течение 7 календарных месяцев, а не как истец населению - в течение 12 месяцев.
В соответствии с п. 4.1.1. договора поставка тепловой энергии истцу осуществляется исключительно в течение отопительного сезона, т.е. в течение 7 календарных месяцев.
Так как ответчик выставлял Истцу плату исключительно за 7 (семь) месяцев отопительного сезона, в целях осуществления рассматриваемых расчетов годовая величина расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений, установленная постановлением Правительства Москвы N 41 в размере 0,192 Гкал/м2 (0,016 Гкал./м2*12 мес), делится теплоснабжающей организацией на 7 (семь месяцев). 0,192 Гкал/м2 / 7 мес. = 0,027 Гкал/м2
При этом, учитывая тот факт, что истец при начислениях собственникам помещений многоквартирного дома применяет тот же норматив, что и ответчик, но в течение всего календарного года, величина годовой платы за отопление жилого помещения многоквартирного дома будет одинаковой как случае равномерных начислений за отопление в течение 12 месяцев, так и при расчетах за отопительные месяцы.
Указанное обстоятельство признано истцом.
Необходимость обязательного решения вопроса о том, какую долю величина утвержденного уполномоченным органом норматива составляет от общегодового нормативного количества тепловой энергии подтверждается многочисленной судебной практикой по аналогичным делам (постановление Президиума ВАС РФ от 10.10.2011 N 8413/11, определения ВАС РФ от 17.02.2014 N ВАС-801/14, от 25.02.2013 N ВАС-1176/13, от 03.04.2012 N ВАС-12847/11, от 28.06.2012 N ВАС-7858/12, от 24.08.2012 N ВАС-11251/12, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 21.10.2013 по делу N А31-10243/2012, от 21.10.2013 по делу N A31-11521/2012, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.10.2012 N АЗЗ-6635/2011, постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.06.2012 по делу N А56-47232/2011, постановление ФАС Уральского округа от 17.08.2012 N Ф09-6254/11).
Таким образом, вывод суда первой инстанции о незаконности применения в расчетах между сторонами коэффициента 12/7 является необоснованным и основан на неверном толковании норм материального права.
Вывод суда первой инстанции в оспариваемом судебном акте противоречит выработанному Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации подходу к рассмотрению споров со схожими обстоятельствами.
Так, в рамках дела по административным исковым заявлениям ООО "УК "Арбат", ТСЖ "Нижегородское", ЖСК "Космос-4", ЖСК "Цветник", ТСЖ "Ангелов-6", ЖСК "Москвич-2", ТСЖ "Загорье-1" об оспаривании Постановления Правительства Москвы N 435-ПП от 14.07.2015 "О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 11.01.1994 N 41", согласно которому судом признан соответствующим закону п. 1 оспоренного нормативного акта.
Решение Московского городского суда от 17.12.2015 оставлено без изменения определением Верховного суда РФ от 28.04.2016,
В рамках административного дела N За-745/2015 фактически был разрешен спор относительно нормативного регулирования порядка применения норматива потребления тепловой энергии на нужды отопления в отношении всех участников процесса теплоснабжения в городе Москве.
Указанным решением от 17.12.2015 установлена законность следующей правоприменительной практики:
1) Норматив в размере 0,016 Гкал/кв.м. является годовым
В решении разъяснено абз. 5 стр. 7 и абз. 3 стр. 9, что "...норматив потребления тепловой энергии на отопление определяется как 1/12 среднегодового объема тепловой энергии и подлежит применению ежемесячно в течение всего календарного года, в том числе и летнего неотопительного периода. То обстоятельство, что норматив 0,016 Гкал является годовым, то есть применяется только в том случае, когда оплата производится в течение 12 месяцев равномерно, следует из положений нормативных актов, в частности, пп. 19, 21, 25 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, постановления Правительства Москвы N 41, п. 4 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 N 400...".
2) Подтверждена правомерность применения коэффициента 12/7 в расчетах между ресурсоснабжающими организациями и управляющими организациями за поставленную тепловую энергию
Как указал суд (абз. 3-9 стр. 8 решения): "...суд учитывает, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется населением равномерно - каждый месяц календарного года из расчета норматива потребления 0,016 Гкал на кв.м. в месяц, расчет за поставленные коммунальные ресурсы (отопление) осуществляется между управляющими и ресурсоснабжающими организациями только в отопительный период, т.е. в течение семи месяцев.
Потребитель оплачивает коммунальную услугу по отоплению не за отопительный период (7 месяцев), а за весь год (12 месяцев) равными долями ежемесячно из расчета норматива 0.016 Гкал.
В итоге годовой объем тепловой энергии, что для расчетов потребителя исходя из 0.016 Гкал в мес, что для расчетов управляющих компаний 0,02742 Гкал в мес, будет одинаковым: 0,02742*7 - 0.016*12, т.е. составит 0,0192 Гкал на кв.м.
Таким образом, оспариваемым пунктом 1 постановления Правительства Москвы N 435-ПП не меняется норматив расхода, не устанавливаются повышающие нормы для управляющих компаний, не меняется порядок начисления гражданам платы за услугу отопления. Данным пунктом постановления расчеты за услугу отопления приводятся в соответствии с действующим порядком".
3) Применение коэффициента 12/7 исключит возможность получения управляющими организациями неосновательного обогащения.
Московским городским судом на абз. 1-2 стр. 9 указано: "...Отклоняется довод административных истцов о том, что в течение отопительного периода (7 месяцев) управляющие компании должны производить оплату исходя из норматива 0.016 Гкал, поскольку данный норматив является годовым, то есть предназначен для случаев оплаты тепловой энергии в течение 12 месяцев.
Применение такого норматива в течение только отопительного периода (7 месяцев) приведет к неполной оплате общегодового нормативного количества тепловой энергии. Поскольку расчеты производятся управляющими компаниями с ресурсоснабжающими организациями только в течение отопительного периода, расчет с применением коэффициента 12/7 соответствует законодательству и позволит обеспечить перечисление ресурсоснабжающей организации всех денежных средств, собранных населением...".
Выводы Московского городского суда, оставленные без изменения определением Верховного суда, также соответствуют правовой позиции, ранее изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 10.11.2011 N 8413/11 по делу NА50-3946/2010, где судам дано прямое указание, каким образом должен быть разрешен аналогичный спор, а именно, необходимо выяснить "какую долю названная величина утвержденного решением N161 норматива составляет от общегодового нормативного количества тепловой энергии, необходимого для бесперебойного круглосуточного отопления многоквартирного жилого дома в течение отопительного периода.
Этот вопрос имеет существенное значение для оценки обоснованности применявшихся обществом и товариществом способов расчета стоимости тепловой энергии в спорном периоде. Если величина 0,0205 Гкал/кв. м определена как часть общегодового нормативного количества тепловой энергии, необходимой для отопления многоквартирного жилого дома в течение отопительного периода, приходящаяся на этот отопительный период, она подлежит применению для определения платы за отопление только в течение этого периода. Если же величина норматива определена как часть общегодового нормативного количества тепловой энергии, необходимой для отопления многоквартирного жилого дома в течение отопительного периода, приходящегося на каждый из 12 месяцев года независимо от того, относится он к отопительному периоду (с сентября по май) или нет, то оплата указанного общегодового нормативного количества тепловой энергии будет обеспечиваться только при условии применения величины норматива для исчисления ежемесячной платы.
Таким образом, от того, каким из двух названных способов была вычислена величина норматива, утвержденного решением N 161, зависит, в течение какого количества месяцев такой норматив подлежит применению. При первом способе исчисления норматива плата должна взиматься только в месяцы, относящиеся к отопительному периоду, при втором способе - в течение всех 12 месяцев. Следовательно, применение рассчитанного вторым способом норматива для определения платы за отопление только в течение отопительного периода приведет к неполной оплате общегодового нормативного количества тепловой энергии.
При этом продолжительность отопительного периода сама по себе влияет только на определение общегодового нормативного количества тепловой энергии, необходимой для отопления многоквартирного жилого дома в течение этого периода, и без выяснения вопроса о способе расчета норматива не может определять продолжительность периода, в течение которого должен применяться этот норматив для полной оплаты общегодового нормативного количества тепловой энергии".
Итак, в рамках административного дела N За-745/2015 изложенные Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 10.11.2011 N 8413/11 по делу NА50-3946/2010 (далее по тексту - Постановление Президиума ВАС-8413/11) фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения данного дела ж иных аналогичных споров, были однозначно и недвусмысленно установлены.
Норматив в размере 0,016 Гкал/кв.м., утвержденный постановлением Правительства Москвы от 11.01.1994 N 41 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных субсидий" (Постановление N 41-ПП), является годовым.
Соответствующая существу спора правоприменительная позиция также нашла отражение в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.04.2014 по делу N А40-144767/2012: "Возражения товарищества по поводу правомерности применения обществом коэффициента 12/7 исследованы судом и признаны необоснованными в связи с тем, что стороны договорились производить расчет за тепловую энергию в течение отопительного сезона, в то время как нормативы потребления установлены исходя из годового потребления этого ресурса", однако не была учтена.
В качестве примера судебной практики, кроме судебных актов, указанных выше в жалобе, можно привести судебные акты, вынесенные с учетом определения ВС РФ от 28.04.2016 по делу N За-745/2015: Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24.05.2016 по делу N А40-33474/2015, в котором арбитражный суд указал, что оплата за поставленную тепловую энергию на нужды отопления за расчетный период производилась абонентом с учетом системы оплаты населением данных услуг (1/12 - в течение года, 1/7, в том числе по приборам учета, - в течение отопительного периода).
Принимая решение об удовлетворении иска, суд исследовал с учетом статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и применил к отношениям сторон положения статей 539, 541 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N307).
Довод ТСЖ "Ленинский 69" о несоответствии законодательству расчета долга, представленного истцом, был исследован судом и признан несостоятельным. При этом суд указал, что в силу пункта 9 Правил N 307 отопление жилого помещения должно быть обеспечено в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха. Согласно Приложению N 2 к Правилам N 307 независимо от наличия или отсутствия приборов учета (как общедомовых, так и индивидуальных) плата за отопление вносится ежемесячно равномерно в течение года.
Если величина в Гкал/кв. м определена как часть общегодового нормативного количества тепловой энергии, необходимой для отопления многоквартирного жилого дома в течение отопительного периода, приходящаяся на этот отопительный период, она подлежит применению для определения платы за отопление только в течение этого периода.
Если же величина норматива определена как часть общегодового нормативного количества тепловой энергии, необходимой для отопления многоквартирного жилого дома в течение отопительного периода, приходящегося на каждый из 12 месяцев года независимо от того, относится ли к отопительному периоду (с сентября по май) или нет, то оплата указанного общегодового нормативного количества тепловой энергии будет обеспечиваться только при условии применения величины норматива для исчисления ежемесячной платы. Таким образом, от того, каким из двух названных способов была вычислена величина норматива, зависит, в течение какого количества месяцев такой норматив подлежит применению.
При первом способе исчисления норматива плата должна взиматься только в месяцы, относящиеся к отопительному периоду, при втором способе - в течение всех 12 месяцев. Следовательно, применение рассчитанного вторым способом норматива для определения платы за отопление только в течение отопительного периода приведет к неполной оплате общегодового нормативного количества тепловой энергии.
В связи с отсутствием общедомового прибора расчет по отоплению за ноябрь 2014 по группе потребления "жилье" произведен исходя из общей жилой площади дома 17308 кв. м, норматива расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений (постоянный коэффициент) - 0,016, исходя из 7 месяцев отопительного сезона.
Оснований к отмене или изменению принятых по делу судебных актов не имеется. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении к установленным обстоятельствам норм материального права".
Верховный суд РФ в определении от 03.08.2016 по делу N А40-154620/15 по иску ООО "ДЕЗ района Выхино" к ПАО "МОЭК" указывает, что вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ, истец (управляющая организация) не доказал, что расчет ответчика (ресурсоснабжающей организации) превышает совокупный размер обязательств конечных потребителей коммунальных услуг, то есть ведет к переплате со стороны управляющей компании.
Заявление управляющей компании о том, что норматив устанавливался в расчете на один месяц отопительного периода, длящегося семь месяцев, несостоятелен и противоречит обстоятельствам, установленным вступившим в силу решением Московского городского суда от 17.12.2015 по административному делу N За-754/2015 об оспаривании постановления Правительства Москвы от 14.07.2015 N435-ПП.
Таким образом, вывод суда по настоящему делу о неправомерности применения ПАО "МОЭК" коэффициента 12/7 при расчетах с истцом за тепловую энергию для нужд отопления в отопительный период основан на неверном толковании и применении норм материального права.
Истцом, который является управляющей организацией, в нарушение ст. 65 АПК РФ не доказан сам факт неосновательного обогащения, а именно, что расчет ответчика (ресурсоснабжающей организации) превышает совокупный размер обязательств конечных потребителей коммунальных услуг, то есть ведет к переплате со стороны управляющей компании.
Для возникновения обязательства из неосновательного обогащения, предусмотренного ст. 1102 ГК РФ, необходимо наличие совокупности следующих обстоятельств: возрастание или сбережение имущества (неосновательное обогащение) на стороне приобретателя; убытки на стороне потерпевшего; убытки потерпевшего являются источником обогащения приобретателя (обогащение за счет потерпевшего); отсутствие надлежащего правового основания для наступления вышеуказанных имущественных последствий. Недоказанность одного из этого элементов в правоотношениях по кондикционному обязательству является достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска и не требует оценки прочих доводов заявителя
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие тот факт, что сумма, выставленная ответчиком к оплате истцу, превышает сумму, которая была начислена истцом конечным потребителям коммунальных услуг (населению).
В соответствии со ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, требования истца о взыскании неосновательного обогащения не подтверждены документально.
В порядке ст. 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины относятся на истца.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 06.12.2016 по делу N А40-174934/16 отменить. В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с ЖИЛИЩНО - СТРОИТЕЛЬНОГО КООПЕРАТИВА "БУТОВО - 17" (ОГРН 1037739313920, адрес: 117042, ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА СКОБЕЛЕВСКАЯ,12) в пользу публичного акционерного общества "МОСКОВСКАЯ ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ" (ОГРН 1047796974092, адрес: 119048,ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА ЕФРЕМОВА, ДОМ 10) расходы по оплате государственной пошлины в размере 3.000 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
О.Н. Семикина |
Судьи |
Е.Б. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-174934/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 26 июня 2017 г. N Ф05-7102/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ЖСК "Бутово - 17", ЖСК Бутово-17
Ответчик: ПАО "Московская объединенная энергетическая компания", ПАО "МОЭК"