Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 июня 2017 г. N Ф08-3561/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
16 февраля 2017 г. |
дело N А32-27275/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Гуденица Т.Г., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карнауховой В.В.,
в отсутствие участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Воронежской региональной общественной организации инвалидов "Импульс"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.11.2016 по делу N А32-27275/2016, принятое судьей Хмелевцевой А.С.,
по заявлению Воронежской региональной общественной организации инвалидов "Импульс" (ИНН 3666089166, ОГРН 1033692002178)
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (ИНН 2309053192,ОГРН 1022301433813)
при участии третьего лица Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар
(ИНН 2310041258, ОГРН 1022301172475)
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Воронежская региональная общественная организация инвалидов "Импульс" (далее - общественная организация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление, антимонопольный орган) от 30.06.2016 N 208-Т/2016.
Заявленные требования мотивированы тем, что в извещении о торгах отсутствуют надлежащие технические условия, что является существенным нарушением правил торгов и основанием для признания их недействительными.
Определением от 12.08.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечён Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.11.2016 в удовлетворении заявления отказано. Суд установил, что извещения о проведении аукционов по продаже земельных участков от 27.05.2016 содержат сведения о технических условиях подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанных извещений. Включение в извещение о проведении аукциона требования о размещении земельного участка в границах градостроительного заключения соответствует нормам действующего законодательства в части предоставления сведений о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства и является предоставлением исчерпывающих сведений о возможности застройки участка.
Воронежская региональная общественная организация инвалидов "Импульс" обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить полностью. В обоснование апелляционной жалобы указывает следующее. Утверждение типовой формы договора постановлением главы Администрации г. Краснодар не препятствует управлению устанавливать нарушения применительно к конкретным аукционным процедурам. Письма о возможности получения технических условий не соответствуют понятию "технические условия", поскольку не содержат всех сведений, которые должны содержаться в технических условиях (часть 9 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Поскольку нарушен порядок извещения о проведении торгов (отсутствуют технические условия), общественная организация имеет право на оспаривание торгов.
От общественной организации также поступило объяснение к апелляционной жалобе. Указывает, что письмо Министерства экономического развития РФ от 30.06.2015 N Д23и-3009 допускает возможность непредставления технических условий только при отсутствии возможности подключения объекта к инженерным сетям. В действующих нормативных актах не установлено понятие "границы градостроительного заключения", соответственно орган местного самоуправления не может установить такие ограничения.
В отзыве на апелляционную жалобу управление просит оставить решение суда первой инстанции без изменения. Указывает, что организация и проведение торгов осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили, о месте и времени заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Управление письменно заявило ходатайство о проведении судебного разбирательства в отсутствие своего представителя, которое судом апелляционной инстанции рассмотрено и удовлетворено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, дополнения к ней и отзыва, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в антимонопольный орган поступила жалоба общественной организации на действия Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент) при проведении торгов по продаже земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0125037:9, 23:43:0125081:16, 23:43:0125042:3 (лоты N 654-3, 287-3, 230-3) (извещение опубликовано на сайте www.torgi.gov.ru).
Общественная организация указала на то, что некоторые условия торгов не соответствуют законодательству РФ, а именно: во - первых, по проекту договору купли-продажи земельный участок считается переданным покупателю с момента подписания договора обеими сторонами, без дополнительного подписания сторонами акта приема-передачи земельного участка, т.е. не предусматривает фактическую передачу земельного участка арендатору в натуре (в месте его нахождения); во - вторых, пункт проекта договора, устанавливающий требование уплатить стоимость земельного участка в течение 10 дней с даты подписания договора, противоречит другому пункту договора, предусматривающему, что договор вступает в силу и становится обязательным для сторон только после его государственной регистрации; в - третьих, в извещении о торгах отсутствуют сведения о технических условиях, содержащих указание на возможные точки подключения, максимальную нагрузку, размер платы за подключение, срок действия технических условий; в - четвертых, требование о размещении земельного участка строго в границах градостроительного заключения устанавливает ограничение, не предусмотренное федеральным законодательством.
Общественная организация считает, что данные действия организатора торгов нарушают права участников торгов, необоснованно препятствуют осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
По результатам рассмотрения дела N 208-Т/2016 антимонопольный орган вынес решение от 30.06.2016, которым признал жалобу общественной организации необоснованной.
Общественная организация не согласилась с решением антимонопольного органа, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
По правилам данной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов, либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
Таким образом, обжаловать в антимонопольный орган содержание аукционной документации имеют право только лица, подавшие заявку на участие в торгах. Иные лица вправе обжаловать в антимонопольный орган лишь нарушения, связанные с размещением информации о проведении торгов и порядком подачи заявок, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной (часть 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
Общественная организация указывает, что департаментом допущены нарушения размещения информации о проведении торгов.
Доводы общественной организации обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Комиссией по проведению торгов по продаже земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственной собственности, собственность на которые не разграничена, или на право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственной собственности, собственность на которые не разграничена, 26.05.2016 принято решение о продаже следующих земельных участков:
- земельный участок, расположенный по ул. Питерской, 25 поселка Индустриального города Краснодара, с кадастровым номером 23:43:0125042:3;
- земельный участок, расположенный по ул. Питерской, 38 поселка Индустриального города Краснодара, с кадастровым номером 23:43:0125037:9;
- земельный участок, расположенный по проезду Стабильный, 9 поселка Индустриального города Краснодара, с кадастровым номером 23:43:0125081:16.
Извещения о проведении аукционов по продаже указанных земельных участков размещены на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов (www.torgi.gov.ru) 27.05.2016.
Прием заявок с 30.05.2016 до 27.06.2016 с 9-00 до 17-00.
Срок приема заявок и других вышеперечисленных документов на участие в аукционе заканчивается в 12-00 27.06.2016.
Как следует из материалов дела, общественная организация заявки на участие в аукционе не подавала.
Довод общественной организации о том, что управление необоснованно отклонило замечания к типовой форме договора, апелляционная коллегия отклоняет.
Указанные доводы не касаются порядка размещения информации о торгах.
Проект договора купли-продажи размещен на официальном сайте в соответствии с пунктом 22 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Постановлением главы администрации муниципального образования город Краснодар N 9670 от 24.10.2012 "Об утверждении типовых форм договоров купли-продажи земельных участков, предоставляемых в собственность за плату на территории муниципального образования город Краснодар" утверждены типовые формы договоров купли-продажи земельных участков, в том числе, заключаемых по результатам торгов.
Возможность обращения с жалобой и рассмотрение ее именно в порядке, установленном в статье 18.1 Закона о защите конкуренции, определяется наличием реального (а не мнимого) нарушения или действительной угрозы правам или законным интересам заинтересованного лица, которые могут быть ущемлены или нарушены в результате несоблюдения порядка организации и проведения торгов.
Заявитель не обосновал, каким образом включение в договор пункта, имеющего характер акта приема-передачи, а также установление порядка внесения платы по договору нарушили его право применительно к части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Суд первой инстанции отклонил доводы заявителя об отсутствии в извещениях о торгах сведений о технических условиях, соответствующих требованиям части 9 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации по следующим основаниям.
Из части 9 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что орган местного самоуправления не позднее, чем за тридцать дней до дня принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающие максимальную нагрузку, срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, информацию о плате за подключение, а также о плате за технологическое присоединение к электрическим сетям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных (далее - Правила N 83), которые регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения.
Орган местного самоуправления не позднее, чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка или о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия. Для получения технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее, чем за 45 дней до даты принятия одного из указанных решений обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства (пункт 5 Правил N 83).
Согласно подпункту 4 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации извещение о проведении аукциона, кроме прочего, должно содержать сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения.
Соотнося размещенную информацию с императивно закрепленным в подпункте 4 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ перечнем, и положениями пункта 10 Постановления Правительства РФ от 13.02.2006 N 83, технические условия должны содержать следующие данные:
максимальная нагрузка в возможных точках подключения;
срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ;
срок действия технических условий, исчисляемый с даты их выдачи и составляющий (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации) при комплексном освоении земельных участков в целях жилищного строительства не менее 5 лет, а в остальных случаях не менее 3 лет. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены,
апелляционный суд приходит к выводу, что все необходимые сведения в извещении указаны.
Суд также правомерно отклонил довод общественной организации о том, что требование о размещении земельного участка строго в границах градостроительного заключения устанавливает ограничение, не предусмотренное федеральным законодательством.
В соответствии со статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения).
Решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 N 19 (пункт 6) утверждены Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, в соответствии со статьей 27 которых установлено, что при размещении зданий, строений и сооружений должны соблюдаться предельные параметры разрешенного строительства, установленные для соответствующей территориальной зоны статьей 32 настоящих Правил, местные нормативы градостроительного проектирования, а также установленные законодательством о пожарной безопасности и законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения минимальные нормативные противопожарные и санитарно-эпидемиологические разрывы между зданиями, строениями и сооружениями, в том числе и расположенными на соседних земельных участках. Расстояние от объектов капитального строительства до объектов, расположенных на смежных земельных участках, следует принимать на основании действующих строительных, экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных норм, местных нормативов градостроительного проектирования и настоящих Правил.
Согласно сведениям, представленным организатором торгов, Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар выполнены заключения и чертежи места допустимого размещения объекта капитального строительства с указанием минимальных отступов от границ земельных участков в целях определения места допустимого размещения объекта капитального строительства, за пределами которого запрещено строительство согласно установленных правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар предельных параметров разрешенного строительства.
Таким образом, включение в извещение о проведении аукциона требования о размещении земельного участка в границах градостроительного заключения соответствует нормам действующего законодательства в части предоставления сведений о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства и является предоставлением исчерпывающих сведений о возможности застройки участка.
Позиция заявителя строится только на отсутствии в законе термина "границы градостроительного заключения" и не содержит каких-либо доводов о возможном нарушении прав участников аукциона.
При таких обстоятельствах, требования Земельного кодекса и Градостроитильного кодекса Российской Федерации были выполнены департаментом в полном объеме, поскольку все необходимые сведения были указаны в аукционной документации.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем, отмене не подлежит. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу оспариваемого судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.11.2016 по делу N А32-27275/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-27275/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 июня 2017 г. N Ф08-3561/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ВРООИ "Импульс", Общественная организация Воронежская региональная инвалидов "Импульс"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: 2. Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар, ДЕПАРТАМЕНТ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОРОДСКИХ ЗЕМЕЛЬ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР
Хронология рассмотрения дела:
20.06.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3561/17
14.06.2017 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3338/17
16.02.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-913/17
07.11.2016 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-27275/16