14 февраля 2017 г. |
Дело N А83-3352/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.02.2017.
В полном объёме постановление изготовлено 14.02.2017.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Чертковой И.В., судей Баукиной Е.А. и Елагиной О.К.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Саматовой М.А.,
при участии представителей от общества с ограниченной ответственностью "Меркурий" - Тамилиной А.В., доверенность от 01.04.2016; Фроленковой Ю.В., доверенность от 03.12.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Меркурий" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 9 ноября 2016 года по делу N А83-3352/2016 (судья Букина Е.Н.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Меркурий" (ОГРН 1149102007647; ИНН 9102005854; адрес: офис 422, д.29/1, проспект Кирова, г.Симферополь, Республика Крым, 295034) к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Крымскому Федеральному округу (ОГРН 1149102002961; ИНН 9102002500; адрес: улица Киевская, д. 73, г.Симферополь, Республика Крым, 295017) о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Меркурий" (проспект Кирова, дом 29/1, офис 422, г.Симферополь, Республика Крым, 295034) (далее - ООО "Меркурий") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Крымскому Федеральному округу (ул. Киевская, д. 73, г. Симферополь, Республика Крым, 295017) (далее - Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Крымскому Федеральному округу N 04-16/61 от 04.05.2016.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 9 ноября 2016 года в удовлетворении заявления ООО "Меркурий" отказано в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением суда, ООО "Меркурий" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, которым признать незаконным и отменить постановление Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Крымскому Федеральному округу N 04-16/61 от 04.05.2016 по основаниям подпункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Основанием для отмены указанного судебного акта заявитель апелляционной жалобы считает неправильное применение норм материального права, а также не применение закона, подлежащего применению.
До начала судебного заседания 11.01.2017 от Управления поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу и ходатайство о рассмотрении дела без его участия. Судебная коллегия заявленное ходатайство считает подлежащим удовлетворению.
Представители ООО "Меркурий" в судебных заседаниях апелляционной инстанции доводы жалобы поддержали в полном объеме, просили апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить и вынести по делу новый судебный акт, которым признать незаконным и отменить постановление Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Крымскому Федеральному округу N 04-16/61 от 04.05.2016.
Управление о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, в том числе путем размещения сведений о времени и месте судебного разбирательства на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации, что подтверждается материалами дела, в судебное заседание представителя не направило, в связи с чем рассмотрение жалобы возможно в его отсутствие.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), установлено следующее.
Как следует из материалов дела, согласно приказу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Крымскому Федеральному округу от 05.02.2016 N 44 проведена плановая выездная проверка ООО "Меркурий".
В ходе указанной проверки выявлены факты искажения информации ООО "Меркурий" при декларировании оборота алкогольной продукции за 2 квартал 2015 года: несоответствие данных декларации по форме N 6 к Правилам по поставке алкогольной продукции по кодам 200, 211, 212, 229, 280, 450 с закупками, отраженными ООО "Гостиничный комплекс "Ореанда" в декларации по форме N 11 к Правилам по кодам 200, 211, 212, 229, 280, 450. о чем составлен акт проверки от 03.03.2016 N у9-а55/08.
Общество исказило сведения в декларации по форме приложения N 6 к Правилам за 2 квартал 2015 года, неверно отразив ООО "Гостиничный комплекс "Ореанда" в качестве получателя алкогольной продукции вместо ПАО "Гостиничный комплекс "Ореанда".
Административный орган письмом от 28.03.2016 исх. N у9-1344/08 направил в адрес ООО "Меркурий" извещение о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении по статье 15.13 КоАП РФ, указанное письмо получено ООО "Меркурий" согласно почтовому уведомлению.
Главным специалистом-экспертом отдела по контролю за соблюдением лицензионных условий и требований в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Крымскому федеральному округу Садретдиновым Османом Ринатовичем в отношении ООО "Меркурий" 25.04.2016 составлен протокол N 04-16/61 об административном правонарушении, в соответствии с которым установлены достаточные данные, указывающие на наличие состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, выразившееся в искажении информации в декларациях по формам приложений N 5,6,7 к Правилам за 2 квартал 2015 года.
22.04.2016 письмом исх. N 304 ООО "Меркурий" сообщило административному органу о том, что в адрес ООО "Меркурий" поступило письмо от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Крымскому Федеральному округу об извещении его о явке в административный орган на составление протокола по административному делу по статье 15.13 КоАП РФ. Однако извещение не содержит номера административного производства, данных должностного лица ведущего административное производство, указание на вменяемое событие, либо период декларирования. В связи с чем, ООО "Меркурий" не имеет возможности знать и следовательно, реализовать свое право на дачу мотивированных пояснений.
Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии представителя Тамилиной Анны Вячеславовны, которой разъяснены права, предусмотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации, статьей 25.1 КоАП, которая ознакомлена с протоколом и ей вручена его копия, о чем свидетельствует подпись Тамилиной Анны Вячеславовны, в соответствующей графе протокола. В протоколе представитель ООО "Меркурий" Тамилина Анна Вячеславовна указала, что с протоколом не согласна, лишена права дать мотивированные пояснения. Объяснения будут представлены в установленный законом срок (письмо от 22.04.2016 исх.304).
Определением от 25.04.2016 N 04-16/61 Управление назначило время и место рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении Общества на 04.05.2016 в 15 час. 00 мин., которое получено нарочно представителем ООО "Меркурий" Тамилиной Анной Вячеславовной 25.04.2016, о чем имеется её подпись в соответствующей графе определения.
Постановлением Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Крымскому Федеральному округу от 4 мая 2016 года N 04-16/61 о назначении административного наказания в присутствии законного представителя ООО "Меркурий" Тамилиной Анны Вячеславовны (доверенность от 01.04.2016) ООО "Меркурий" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.13 КоАП. ООО "Меркурий" в силу статьи 2.9 КоАП освобождено от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Меркурий" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 9 ноября 2016 года в удовлетворении заявления ООО "Меркурий" отказано в полном объеме.
Исследовав материалы дела, изучив и оценив доводы апелляционной жалобы и отзыв на нее, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения им норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность, виновность и наказуемость.
Наличие состава административного правонарушения в том или ином деянии служит единственным основанием наступления административной ответственности за его совершение.
К элементам состава административного правонарушения относятся: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; другие обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу ст.26.2 доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Статьей 15.13 КоАП РФ предусмотрено, что уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Состав правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, является формальным и для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта искажения информации.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в уклонении организаций и их должностных лиц от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.
Субъектом правонарушения являются должностные и юридические лица, на которых возложена обязанность декларирования объемов производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей.
Субъективная сторона правонарушения может выражаться как в умышленном, так и неосторожном искажении информации и (или) нарушении порядка и сроков декларирования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.
В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Закона N 171-ФЗ порядок представления деклараций и формы деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы названного Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 утверждены Правила представления деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей (далее - Правила N 815).
В соответствии с пунктом 8 Правил N 815 организации, осуществляющие производство, хранение и поставку произведенного этилового спирта (в том числе денатурата), производство, хранение и поставку произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, а также закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, представляют декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 6.
Форма согласно приложению N 6 к Правилам N815 предусматривает, в том числе, указание в декларации вида, кода продукции, сведения о производителе, о получателе, его наименование, место нахождения, ИНН, КПП, сведения о дате, серии, номере лицензии получателя алкогольной продукции.
Как следует из материалов дела, во 2 квартале 2015 года ООО "Меркурий" осуществляло поставку алкогольной продукции в адрес ПАО "Гостиничный комплекс "Ореанда", что подтверждается представленными товарно-транспортными накладными.
ООО "Меркурий" в установленные сроки 20.07.2015 представлена в административный орган первичная декларация за 2 квартал 2015 года.
В первичной декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 2 квартал 2015 года по форме приложения N 6 к Правилам N 815, представленной обществом в административный орган, все сведения были указаны в соответствии с отгрузочными документами и данными, действовавшими в указанный период.
Согласно п.20 Правил N 815 организация вправе подать корректирующие декларации, которые предоставляются до окончании квартала, следующего за отчетным кварталом.
Корректирующая декларация ООО "Меркурий" была сдана 30.09.2015.
В связи с тем, что сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц подтверждается, что 07.07.2015 органами ИФНС зарегистрирована реорганизация ПАО "Гостиничный комплекс "Ореанда" ИНН 9103012290 в форме преобразования в ООО "Гостиничный комплекс "Ореанда" ИНН 9103074868, при формировании 30.09.2015 корректирующей декларации за 2 квартал 2015 года обществом указано наименование ООО "Гостиничный комплекс "Ореанда".
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 57 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.
В силу пункта 5 ст.58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.
Таким образом, в силу закона все права и обязанности ПАО "Гостиничный комплекс "Ореанда" в неизменном виде и полном объеме перешли к ООО "Гостиничный комплекс "Ореанда" в порядке правопреемства.
В соответствии с п.3.5 Порядка и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, утвержденного приказом от 3 марта 2004 года N БГ-3-09/178 Министерства РФ по налогам и сборам идентификационные номера налогоплательщиков (ИНН) организаций при снятии их с учета в случае прекращения деятельности в результате реорганизации в форме слияния, разделения и преобразования признаются недействительными.
Как явствует из материалов дела, идентификационный номер налогоплательщика изменился с 9103012290 на 9103074868.
Как следует из п.8.2 Порядка заполнения деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденного приказом Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 N 231, а также Формата представления декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленного разделом 6 приказа Росалкогольрегулирования от 05.08.2013 N 198 "О формате представления в электронной форме деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" ИНН контрагента организации-покупателя является форматно-логическим значением кода элемента.
Следовательно, если организация с указанным ИНН в декларируемый период не существовала, то форматно-логические значения не будут пройдены, а декларация принята.
Как подтверждается протоколом проверки приема декларации и квитанцией о приеме корректирующей декларации по форме N 6 за 2 квартал 2015 года - файл прошел форматно-логический контроль. Декларация принята.
С учетом установленных обстоятельств и оценки материалов административного дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает не доказанным факт наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.13 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о незаконности постановления от 04.05.2016 N 04-16/61 о назначении административного наказания и его отмене.
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 09.11.2016 по делу N А83-3352/2016, которым в удовлетворении требований заявителя отказано, подлежит отмене.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Поскольку, исходя из ч. 4 ст. 208 АПК РФ, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, суд не распределяет расходы по государственной пошлине.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 9 ноября 2016 года по делу N А83-3352/2016 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявление общества с ограниченной ответственностью "Меркурий" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Крымскому Федеральному округу от 04.05.2016 N 04-16/61 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Меркурий" к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Республики Крым только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.В. Черткова |
Судьи |
Е.А. Баукина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-3352/2016
Истец: ООО "МЕРКУРИЙ"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА ПО КРЫМСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ