Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 1 июня 2017 г. N Ф10-1854/17 настоящее постановление оставлено без изменения
20 февраля 2017 г. |
Дело N А83-5315/2016 |
Резолютивная часть постановления оглашена 14.02.2017 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 20.02.2017 г.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Оликовой Л. Н., судей Гонтаря В. И., Котляровой Е. Л., при ведении протокола секретарем судебного заседания Голубенко В. А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 19 декабря 2016 г. по делу N А83-5315/2016 (судья Ильичев Н. Н.)
по заявлению Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым
к арбитражному управляющему Грановской Анне Владиславовне
о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ
лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом
УСТАНОВИЛ:
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Грановскую А. В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 19.12.2016 г. в удовлетворении заявленного требования отказано. Суд указал, что административный орган не доказал наличие в действиях арбитражного управляющего признаков правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным судебным актом, считая его незаконным и необоснованным, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить.
В обоснование своей правовой позиции заявитель жалобы настаивает на доказанности вины арбитражного управляющего, выразившейся в нарушении п. 2 ст. 20.3, п. 1 ст. 143 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом.
Заявитель жалобы в ходатайстве указал на возможность рассмотрения жалобы в отсутствие представителя.
Арбитражный управляющий Грановская А. В. позицию по жалобе не выразила, указав о неисполнении административным органом обязанности по направлению жалобы в ее адрес.
Судом апелляционной инстанции отмечается, что к апелляционной жалобе приложена почтовая квитанция N 46076 от 27.12.2016 г., свидетельствующая о направлении копии жалобы в адрес Грановской А. В., почтовое отправление (почтовый идентификатор 29500006460761) не получено по причине неявки адресата за корреспонденцией (истек срок хранения).
Суд на основании положений ст. ст. 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ считает возможным рассмотрение жалобы в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции проверив законность обжалуемого судебного акта в пределах, предусмотренных статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, при этом исходит из следующего.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что решением Арбитражного суда Республики Крым от 14.12.2015 г. СПК "Доброгост" признан банкротом, открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждена Грановская А. В., являющаяся членом НП "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Сибирская гильдия антикризисных управляющих".
Административным органом была проведена проверка деятельность арбитражного управляющего по жалобам кредитора Еременко Г. В., арбитражного управляющего Савина В. В. на предмет соблюдения законодательства о банкротстве при исполнении обязанностей конкурсного управляющего СПК "Доброгост".
Заведующим сектором контроля за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков и арбитражных управляющих Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Вейсовым Э. А. вынесено определение о возбуждении дел об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении арбитражного управляющего Грановской А.В. от 25.07.2016 г.
По результатам проведения административного расследования вышеуказанным должностным лицом 04.08.2016 г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст.14.13 КоАП РФ.
Материалы дела об административном правонарушении в отношении арбитражного управляющего были направлены административным органом в соответствии с пунктом 3 статьи 23.1 КоАП РФ в Арбитражный суд Республики Крым для рассмотрения и принятия решения о привлечении к административной ответственности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии доказательств виновности лица, привлекаемого к ответственности, и события административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции полагает выводы суда первой инстанции правильными, основанными на материалах дела.
Согласно ч. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Положениями ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки или руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения является установленный законодательством порядок действий при банкротстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, является неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Субъектами правонарушения следует признавать арбитражного управляющего, реестродержателя, организатора торгов, оператора электронной площадки, руководителя временной администрации кредитной или иной финансовой организации. Субъективная сторона характеризуется виной.
Права и обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве установлены Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
Как следует из содержания протокола от 04.08.2016 г. ( т. 1 л.д. 12-13) об административном правонарушении, должностным лицом административного органа выявлены и вменяются в вину арбитражному управляющему следующие эпизоды нарушений требований Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)":
- нарушение п. 1 ст. 143 в отчете конкурсного управляющего за период с 08.12.2015 г. по 31.05.2016 г. не представлена информация о финансовом состоянии должника;
- в отчете отсутствует информация о сумме остатка на счете должника, о ходе и результатах оценки имущества должника.
Иного административным органом в протоколе не указано.
Права и обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве установлены Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
В соответствии с ч. 2 ст. 20.3 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 143 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
Судом первой инстанции всесторонне исследованы нарушения, указанные административным органом в протоколе, отчет конкурсного управляющего за период с 08.12.2015 г. по 31.05.2016 г., пояснения арбитражного управляющего, в связи с чем правомерно отклонены претензии административного органа.
Пункт 2 статьи 143 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" устанавливает перечень сведений, которые должны содержаться в отчете конкурсного управляющего.
Согласно пункту 4 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 г. N 299 (далее - Общие правила подготовки отчетов), отчет (заключение) арбитражного управляющего составляется по типовым формам, утвержденным Министерством юстиции Российской Федерации, подписывается арбитражным управляющим и представляется вместе с прилагаемыми документами в сброшюрованном виде.
В соответствии с п.п. 10, 11 Общих правил подготовки отчетов отчеты конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства должны содержать сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 143 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". К отчетам конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в них сведения. К отчету о результатах проведения конкурсного производства дополнительно прилагаются документы, подтверждающие продажу имущества должника, реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов и документы, подтверждающие их погашение.
Административным органом в протоколе не указано, что конкурсный управляющий не исполнил обязанность, установленную п. 2 ст. 143 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", либо что отчет не содержит необходимые сведения, перечисленные в указанной норме закона.
Довод административного органа, что отчет не содержит информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку представление отчета, составленного в соответствии с Общими правилами подготовки отчетов по типовой форме, и является информацией о финансовом состоянии должника и его имуществе. Отдельный документ - как информация о финансовом состоянии должника в конкурсном производстве не составляется, вся необходимая информация должна содержаться в отчете с приложением документов, подтверждающих указанные в нем данные и сведения.
Административным органом в протоколе указано, что в отчете арбитражного управляющего отсутствует информация о сумме остатка на счете должника, а также о ходе и результатах оценки имущества должника.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что отсутствие сведений об остатке по счетам связано с работой арбитражного управляющего по закрытию указанных счетов, отсутствие сведений об оценке имущества должника обусловлено отсутствием денежных средств на ее проведение, о чем указано в отчете. По итогам инвентаризации сформирована конкурсная масса, состоящая из 20 наименований. Сведения о результатах инвентаризации размещены в ЕФРСБ 27.04.16 г.
Указанные заявителем в жалобе нарушения арбитражным управляющим положений приказа Министерства юстиции РФ от 14.08.2003 г. N 195 "Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего" суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку данные нарушения не были выявлены административным органом в ходе административного расследования и не отражены в протоколе от 04.08.2016 г., на основании которого подано заявление в суд о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом (часть 1 статьи 1.6 КоАП РФ).
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье (части 1, 3 статьи 1.5 КоАП РФ).
Согласно статье 28.1 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В соответствии с частями 5 и 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
На основании статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу статьи 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Ответственность по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ может наступить только за неисполнение установленной Законом о банкротстве обязанности. В данном деле суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о недоказанности административным органом наличия в действиях арбитражного управляющего Грановской А. В. признаков правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, а в апелляционной инстанции могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта. В связи с этим признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 19.12.2016 г. по делу N А83-5315/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Л. Н. Оликова |
Судьи |
В. И. Гонтарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-5315/2016
Истец: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: Арбитражный управляющий Грановская Анна Владиславовна
Третье лицо: Арбитражный управляющий Грановская Анна Владиславовна
Хронология рассмотрения дела:
01.06.2017 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1854/17
20.02.2017 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2088/16
19.12.2016 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-5315/16
08.11.2016 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2088/16