город Воронеж |
|
27 февраля 2017 г. |
Дело N А14-888/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 27 февраля 2017 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скрынникова В.А.,
судей Ольшанской Н.А.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Малюгиным П.А.,
при участии в судебном заседании:
от государственного учреждения - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации: Золоткова О.И., представитель по доверенности N 1 от 29.10.2015 сроком на три года;
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Юго-Восточной железной дороги - филиала ОАО "РЖД": Дуденков Р.М., представитель по доверенности N НЮ-9/103/Д от 27.07.2016 сроком по 31.06.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.12.2016 по делу N А14-888/2016 (судья Есакова М.С.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Юго-Восточной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) к государственному учреждению - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1023601551071, ИНН 3666016915) о признании частично незаконными решений от 17.11.2015 N1391осв и от 17.11.2015 N 1391нс,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Юго-Восточной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (далее - ОАО "РЖД", Общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области к государственному учреждению - Воронежское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ-Воронежское РО Фонда социального страхования Российской Федерации, Учреждение, отделение Фонда социального страхования) с заявлением о признании незаконными решения от 17.11.2015 N 1391осв в части доначисления страховых взносов в размере 34 757 руб. 76 коп., пеней в сумме 735 руб. 16 коп. и штрафа в размере 6 951 руб. 54 коп. и решения N 1391нс от 17.11.2015 в части доначисления страховых взносов в размере 9 353 руб. 78 коп., пеней в сумме 90 руб. 93 коп. и штрафа в размере 1 870 руб. 75 коп. (после объединения дел N А14-888/2016 и N А14-889/2016 в одно производство для совместного рассмотрения под номером N А14-888/2016, а также с учетом уточнений требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принятых арбитражным судом).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 21.12.2016 признано незаконным решение о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 17.11.2015 N 1391нс в части взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 9 353 руб. 78 коп., пеней в сумме 90 руб. 93 коп. и штрафа в размере 1 870 руб. 75 коп., как не соответствующее Федеральному закону от Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 21.12.2016 также признано незаконным решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах от 17.11.2015 N 1391осв в части взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 34 757 руб. 76 коп., пеней в сумме 735 руб. 16 коп. и штрафа в размере 6 951 руб. 54 коп., как несоответствующее Федеральному закону от Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ГУ-Воронежское РО Фонда социального страхования Российской Федерации обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.12.2016 отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ГУ-Воронежское РО Фонда социального страхования Российской Федерации ссылается на то, что произведенные Обществом выплаты в виде компенсации своим работникам затрат на занятие физической культурой и спортом, компенсации стоимости путевок на санаторно-курортное лечение сотрудников, а также сумм материальной помощи в связи с тяжелым материальным положением работников подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Как указывает Учреждение, перечни законодательно установленных и не облагаемых страховыми взносами выплат физическим лицам приведены в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ и статье 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ и являются исчерпывающими.
В статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ и статье 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ отсутствует указание на суммы компенсаций, связанных с оплатой стоимости путевок на санаторно-курортное лечение, с компенсацией на занятия физической культурой и спортом.
При этом отделение Фонда социального страхования отмечает, что согласно пункту 12 статьи 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ и пункту 11 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ, не подлежат обложению страховыми взносами суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам только в размере, не превышающем 4 000 рублей на одного работника за расчетный период, которым является календарный год. Вместе с тем, Обществом была выплачена материальная помощь в размере свыше 4 000 рублей на одного работника.
Кроме того, отделение Фонда социального страхования ссылается на то, что выплата компенсации на занятия физической культурой и спортом, стоимости санаторно-курортного лечения, а также выплата материальной помощи, производятся в рамках трудовых отношений, являются одним из видов стимулирования работников, поощрения их за труд, то независимо от источника финансирования таких выплат, они подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Компенсация стоимости проживания и питания работников, производимые в рамках трудовых отношений с ними, также подлежат обложению страховыми взносами на общих основаниях, в связи с тем, что услуги по проживанию и питанию медицинским учреждением предоставляются отдельно и в стоимость санаторно-курортного лечения не включаются, данный вид компенсации в условиях коллективного договора Общества не предусмотрен.
В представленном посредством системы "Мой арбитр" отзыве на апелляционную жалобу Общество возражает против доводов апелляционной жалобы, ссылается на то, что решение Арбитражного суда Воронежской области является законным и обоснованным и просит оставить решение арбитражного суда без изменения, а апелляционную жалобу отделения Фонда социального страхования без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, филиалом N 1 государственного учреждения - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации была проведена документальная выездная проверка страхователя за период с 01.01.2012 по 31.12.2014 по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, результаты которой отражены в актах от 30.09.2016 N 1391нс и N 1391осв.
Рассмотрев акты выездной проверки и приложенные к ним материалы, а также возражения ОАО "РЖД", отделение Фонда социального страхования вынесло решение о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 17.11.2015 N 1391нс и решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах от 17.11.2015 N 1391осв.
Решением от 17.11.2015 N 1391нс ОАО "РЖД" привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 19 Федерального закона N 125-ФЗ за занижение облагаемой базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в размере 1 900 руб. 95 коп. Указанным решением ОАО "РЖД" предложено уплатить сумму штрафа, а также недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 9 504 руб. 76 коп. и пени в сумме 214 руб. 72 коп.
Решением от 17.11.2015 N 1391осв ОАО "РЖД" привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 47 Федерального закона N 212-ФЗ за занижение облагаемой базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в размере 7 090 руб. 37 коп. Указанным решением Обществу предложено уплатить сумму штрафа, а также недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 35 451 руб. 87 коп. и пени в сумме 2 693 руб. 93 коп.
Не согласившись с решениями Учреждения от 17.11.2015 N 1391нс и от 17.11.2015 N 1391осв, считая, что их вынесением в оспариваемой части нарушены права и законные интересы ОАО "РЖД" в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Удовлетворяя заявленные ОАО "РЖД" требования о признании незаконными решений ГУ-Воронежское РО Фонда социального страхования Российской Федерации от 17.11.2015 N 1391нс и от 17.11.2015 N 1391осв, в оспоренной Обществом части, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (в редакции, действовавшей в спорный налоговый период) страхователи (работодатели), к которым относятся организации любой организационно-правовой формы, а также в предусмотренных законодательством случаях граждане, обязаны в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения.
Видами социальных страховых рисков, как это следует из статьи 7 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ), являются: необходимость получения медицинской помощи; утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая; дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.
Страховыми случаями признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом о страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (статья 20 Федерального закона N 165-ФЗ).
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулируются действовавшим в спорный период Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (часть 1 статьи 1 Федерального закона N 212-ФЗ).
На основании подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (в том числе организации), являются плательщиками страховых взносов, обязанными, в силу статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ, своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное страхование.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Как следует из части 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 указанного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
При этом действие Федерального закона N 212-ФЗ, за исключением отдельных перечисленных положений, не распространяется на правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые регулируются федеральным законом о данном виде обязательного социального страхования (часть 2 статьи 1 Федерального закона N 212-ФЗ).
Так, правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
В статье 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ также приведен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, содержащий положения, аналогичные положениям статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Из вышеизложенных норм права следует, что основанием возникновения у страхователя обязанности по начислению страховых взносов на обязательное социальное страхование является наличие трудовых отношений с физическими лицами, в пользу которых осуществляется страхование и осуществление организацией-страхователем в пользу физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с данной организацией, выплат и иных вознаграждений, являющихся объектом обложения страховыми взносами в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ и пунктом 1 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ, содержащими аналогичные нормативные положения.
Понятие трудовых отношений определено статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), согласно которой трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В силу статьи 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности, на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Под трудовым договором статьей 56 ТК РФ понимается соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Из статьи 132 ТК РФ следует, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (статья 135 ТК РФ).
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Статья 164 ТК РФ под гарантиями понимает средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений; под компенсациями - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами.
Перечень гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам в силу действующего законодательства, установлен в статье 165 ТК РФ.
Поощрения предусмотрены статьей 191 ТК РФ.
В соответствии со статьей 191 ТК РФ за добросовестное исполнение трудовых обязанностей работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности - объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии. Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
Таким образом, взаимосвязанное толкование приведенных норм трудового законодательства и части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что под выплатой или вознаграждением, произведенными в рамках трудовых отношений, следует понимать суммы, полученные работником от работодателя за выполнение трудовой функции, обусловленной трудовым соглашением (независимо от формы его заключения), определяемые в соответствии с перечисленными в статье 15 ТК РФ нормативными правовыми и локальными актами, регулирующими трудовые отношения.
При этом в состав выплат и вознаграждений, произведенных в рамках трудовых отношений, подлежат включению все суммы, выплата которых в качестве вознаграждения и поощрения за труд и его результаты предусмотрена законодательством, коллективным договором и иными локальными актами, трудовым договором.
Вместе с тем выплаты, производимые работодателем в пользу или в интересах работника не за результаты труда, а по иным основаниям, не могут быть отнесены к выплатам, подлежащим включению в базу для исчисления страховых взносов в порядке, установленном статьей 7 Федерального закона N 212-ФЗ, так как это противоречит правовой природе понятия оплаты труда, сформулированному в Трудовом кодексе Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 14.05.2013 N 17744/12, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Из материалов дела следует, что компенсация затрат работников на занятия физической культурой и спортом, компенсация стоимости путевок на санаторно-курортное лечение сотрудников, произведены Обществом на основании положений п. 5.3.3 и 5.3.8 коллективного договора ОАО "РЖД" на 2014 - 2016 годы.
Как следует из статьи 40 ТК РФ, под коллективным договором понимается правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
При этом в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями (статья 41 ТК РФ).
Таким образом, в отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 ТК РФ регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 ТК РФ регулирует социально-трудовые отношения.
Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Следовательно, такие выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Частичная компенсация затрат работников на занятия физической культурой и спортом, затрат по приобретению санаторно-курортных путевок осуществлялись ОАО "РЖД" исключительно на основании приведенных положений коллективного договора, что Учреждением не оспаривается.
При этом осуществление данных выплат не было связано с условиями труда работников и осуществляемой ими трудовой функцией.
Материальная помощь работникам в связи с их тяжелым материальным положением была произведена Обществом на основании Положения от 15.09.2014 N 3294р "О мерах социальной поддержки сотрудникам общества "Российские железные дороги", членов их семей и неработающих пенсионеров, ушедших на пенсию из ОАО "РЖД", а так же из организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых внесено в уставный капитал ОАО "РЖД".
Согласно пункту 2.1 данного Положения, меры социальной поддержки имеют персональный характер.
Из пункта 2.3 Положения от 15.09.2014 N 3294р следует, что в отдельных случаях ОАО "РЖД" может реализовывать в отношении заявителей не предусмотренные коллективным договором меры социальной поддержки в связи с наступлением у заявителей по независящим от них причинам событий, оказывающих негативное влияние на их материальное положение.
Таким образом, спорные выплаты, были предусмотрены локальными нормативными актами Общества, носили разовый характер и не связаны с выполнением работником трудовой функции.
Возможность получения рассматриваемых выплат предназначена для сотрудников Общества, однако, безотносительно к их вкладу в работу Общества и ее результаты, сложности и условий выполнения работы, занимаемой должности.
Указанные выплаты носят социальный характер и, несмотря на то, что они произведены в связи с наличием трудовых отношений, не обладают признаками заработной платы в смысле статьи 129 ТК РФ, поскольку не являются оплатой труда (вознаграждением за труд), не относятся к стимулирующим выплатам, не зависят от квалификации работника, сложности, качества, количества и условий выполнения этими сотрудниками самой работы.
Данные выводы подтверждаются правовой позицией, изложенной в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2016 N 307-КГ15-19614, от 25.07.2016 N 304-КГ16-9675.
Доказательств, свидетельствующих о том, что вышеуказанные выплаты, являлись оплатой труда работников, то есть носили систематический характер и, при этом, зависели от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, Учреждением не представлено.
Доказательств, свидетельствующих о неправомерности начисления сумм материальной помощи сотрудникам Общества, отделением Фонда социального страхования также не представлено.
Также отделением Фонда социального страхования не представлено доказательств, свидетельствующих о неправомерности начисления сумм материальной помощи сотрудникам общества, в том числе и в связи с непредставлением документов, подтверждающих тяжелое материальное положение.
Из содержания акта и решения по результатам проверки не следует, что фондом предпринимались какие-либо действия по установлению указанных фактов.
Кроме того, факт наличия либо отсутствия фактического тяжелого материального положения у работников общества в компетенцию ГУ ВРО ФСС РФ не входит и правового значения для разрешения вопроса относительно правомерности обложения страховыми взносами произведенных сотрудникам выплат, не имеет.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что рассматриваемые спорные выплаты не обладают признаками оплаты труда (вознаграждения за труд), поскольку их выплата не зависит от трудового вклада работника, сложности, количества и качества выполняемой работы, от добросовестности исполнения трудовых обязанностей, наличия (отсутствия) взысканий и не являются гарантированными трудовым законодательством выплатами компенсационного и стимулирующего характера, а, напротив, установлены локальными нормативными актами и носят социальный характер.
Правовая природа выплат в рамках социальных взаимоотношений является специальным видом выплаты, связанной исключительно с возможностями работодателя.
Поскольку расходы Общества на компенсации стоимости путевок на санаторно-курортное лечение, затраты на занятие физической культурой, а также материальная помощь в связи с тяжелым материальным положением работников относятся к выплатам социального характера и не являются выплатами и иными вознаграждениями, начисляемыми работодателем в пользу работников по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), то они не могут являться объектом обложения страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды РФ.
В связи с чем, доводы отделения Фонда социального страхования о том, что суммы компенсации затрат на занятия физической культурой, приобретение санаторно-курортных путевок для работников Общества, суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период подлежат включению в состав облагаемой базы при исчислении страховых взносов, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Довод Учреждения о том, что компенсация стоимости проживания и питания работников подлежат обложению страховыми взносами на общих основаниях, в связи с тем, что услуги по проживанию и питанию медицинским учреждением предоставляются отдельно и в стоимость санаторно-курортного лечения не включаются, также подлежит отклонению судом апелляционной инстанции в силу следующего.
В соответствии с пунктом 2 и 18 Приказа Минздрава России от 05.05.2016 N 279н "Об утверждении Порядка организации санаторно-курортного лечения" санаторно-курортное лечение включает в себя медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими организациями в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах.
Организация лечебного питания входит в число основных лечебных мероприятий при осуществлении санаторно-курортного лечения.
Доказательств того, что проживание и питание не включались в санаторно-курортное лечение, отделением Фонда социального страхования не представлено.
Судом апелляционной инстанции также учтено, что данный довод не был положен в основу оспариваемых в рамках дела решений.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у отделения Фонда социального страхования не имелось оснований для доначисления Обществу страховых взносов в сумме 9 353 руб. 78 коп. и страховых взносов в сумме 34 757 руб. 76 коп.
С учетом того, что пени в соответствии со статьей 25 Федерального закона N 212-ФЗ являются средством обеспечения исполнения обязанности по уплате страховым взносов и установлением судом отсутствия оснований для доначисления ОАО "РЖД" страховых взносов, начисление по решению от 17.11.2015 N 1391нс пени в сумме 90 руб. 93 коп. и начисление по решению от 17.11.2015 N 1391осв пени в сумме 735 руб. 16 коп. является необоснованным.
Поскольку совершение ОАО "РЖД" соответствующих нарушений не нашло своего подтверждения в ходе судебного разбирательства по настоящему делу, привлечение Общества к ответственности в виде штрафа в сумме 1 870 руб. 75 коп. и 6 951 руб. 54 коп. также является неправомерным.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, и опровергающих выводы суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.12.2016 по делу N А14-888/2016 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании государственной пошлины с государственного учреждения - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, как заявителя апелляционной жалобы, судом апелляционной инстанции не разрешается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.12.2016 по делу N А14-888/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.А. Скрынников |
Судьи |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-888/2016
Истец: ОАО "РЖД" в лице ф-ла "ЮВЖД"
Ответчик: Филиал N1 ГУ ВРО фонда социального страхования РФ
Хронология рассмотрения дела:
30.05.2017 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1669/17
30.05.2017 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-432/17
27.02.2017 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-432/17
21.09.2016 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-888/16