Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 июня 2017 г. N Ф07-5479/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
27 февраля 2017 г. |
Дело N А05-8652/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2017 года.
В полном объёме постановление изготовлено 27 февраля 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А.,
при участии от истца Неуступова К.М. по доверенности от 30.06.2016 N 160, от ответчика Попова С.В. по доверенности от 10.12.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 07 декабря 2016 года по делу N А05-8652/2016 (судья Звездина Л.В.),
установил:
акционерное общество "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" (ОГРН 1027739008440, ИНН 7728170427; место нахождения: 117997, город Москва, улица Наметкина, дом 16; далее - АО "СК "СОГАЗ-Мед", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Архангельской области (ОГРН 1022900520422, ИНН 2901010086; место нахождения: 163000, город Архангельск, проспект Чумбарова-Лучинского, дом 39, корпус 1; далее - фонд, ТФОМС) о признании недействительным пункта 3 заключительной части акта от 12.05.2016 плановой тематической проверки на предмет организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, защиты прав и законных интересов застрахованных лиц, рассмотрения жалоб и обращений застрахованных лиц в Архангельском филиале акционерного общества "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" за период с 01.01.2015 по 31.12.2015 (с учетом его корректировки сообщением о результатах рассмотрения возражений на акт проверки от 26.05.2016 N 1606/01-16) в части возложения на заявителя обязанности по перечислению в доход бюджета ответчика денежных средств в сумме 2 855 983 руб. 20 коп.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 07 декабря 2016 года по делу N А05-8652/2016 признан недействительным пункт 3 заключительной части акта плановой тематической проверки от 12.05.2016, в части возложения на общество обязанности по перечислению за счет собственных средств в доход бюджета ТФОМС штрафных санкций в размере 17 589 руб. 50 коп. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
АО "СК "СОГАЗ-Мед" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает на то, что в месячный срок, предусмотренный пунктом 24 приказа Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 N 230 "Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию", проведение целевой экспертизы качества медицинской помощи (далее - ЦЭКМП) должно быть лишь организовано, а не окончено (проведено).
Фонд в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласился, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалована только часть судебного акта и при этом лица, участвующие в деле, не заявили соответствующих возражений, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в оспариваемой части в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей заявителя и ответчика, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, фонд и общество 31.12.2014 заключили договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования N 1/15-ФО (далее - договор N 1/15-ФО; том 1, листы 56-78), согласно пункту 1.1 которого фонд принимает на себя обязательства по финансовому обеспечению деятельности страховой медицинской организации в сфере обязательного медицинского страхования, а компания обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными в территориальной программе обязательного медицинского страхования Архангельской области, за счет целевых средств.
На основании приказа от 31.03.2016 N 162-О ответчиком проведена плановая тематическая проверка деятельности заявителя на предмет организации им и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, защиты прав и законных интересов застрахованных лиц, рассмотрения жалоб и обращений застрахованных лиц за период с 01.01.2015 по 31.12.2015 (том 1, листы 22-23).
Программа проверки изложена в приложении к упомянутому приказу (том 1, листы 24-25).
В ходе проведенной проверки фондом установлен факт ненадлежащего неисполнения обществом условий договора N 1/15-ФО, выразившегося, в том числе, в несоблюдении сроков проведения целевых экспертиз качества медицинской помощи по 1287 случаям летальных исходов, а также в отражении недостоверной информации в таблице 8.3 "Информация о представительствах СМО и ТФОМС АО в МО" формы отчетности N ПГ "Организация защиты прав застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования" за 2015 год.
Указанные обстоятельства отражены в акте проверки от 12.05.2016.
По результатам проверки АО СК "СОГАЗ-Мед" предписано перечислить в бюджет фонда штрафные санкции в сумме 6 598 316 руб. 60 коп., в том числе 6 580 727 руб. 10 коп. за нарушение сроков проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, установленных в соответствии с порядком организации контроля, в сентябре 2015 года - январе 2016 года; 17 589 рублей 50 копеек - за представление фонду недостоверной отчетности за 2015 год.
Заявитель, считая акт проверки в части перечисления в бюджет суммы штрафов в размере 2 855 983 руб. 20 коп. незаконным и необоснованным, обратился в арбитражный суд.
Поскольку общество обжалует решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, то есть 2 838 393 руб. 70 коп. по эпизоду несоблюдения срока проведения экспертиз, апелляционная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суд лишь в указанной части.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от их исполнения не допускается.
В соответствии со статьей 40 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования и договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, проводится в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, установленным Федеральным фондом.
Согласно пункту 2 статьи 40 Закона N 326-ФЗ контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи осуществляется путем проведения медико-экономического контроля (МЭК), медико-экономической экспертизы (МЭЭ), экспертизы качества медицинской помощи (ЭКМП).
В соответствии с Законом N 326-ФЗ в целях нормативного и методического обеспечения деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования (далее - территориальные фонды) по осуществлению контроля за деятельностью страховых медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования, в том числе контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями, путем проведения проверок и ревизий (далее - проверки) приказ ФФОМС от 16.04.2012 N 73 "Об утверждении Положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования" утверждено Положение о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования (приложение 1) (далее - Положение N 73).
Согласно пункту 21 указанного Положения по результатам проверки составляется акт проверки
Заключительную часть, включающую обобщенную информацию о результатах проверки, с указанием выявленных нарушений и недостатков и сроков их устранения или сроков представления плана мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков (пункт 21.3 Положения N 73).
Согласно пункту 26 данного Положения возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней осуществляется страховой медицинской организацией (филиалом страховой медицинской организации) на основании акта проверки в порядке, определенном Законом N 326-ФЗ.
Порядок проведения контроля установлен приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 N 230 "Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию" (далее - Порядок N 230).
Согласно пункту 1 названного Порядка он определяет правила и процедуру организации и проведения страховыми медицинскими организациями и фондами обязательного медицинского страхования контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования и договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Частью 19 статьи 38 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что форма типового договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности.
Форма типового договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09.09.2011 N 1030н.
Из материалов дела усматривается, что ТФОМС и АО "СК "СОГАЗ-Мед" 31.12.2014 заключили договор N 1/15-ФО о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.
Пунктом 2.23 этого договора предусмотрена обязанность общества по осуществлению контроля объемов, сроков, качества и условий представления медицинской помощи застрахованным лицам в медицинских организациях, в том числе путем проведения экспертизы качества медицинской помощи в соответствии с Порядком N 230, а также по представлению в фонд отчета о результатах контроля.
Согласно пункту 6.3 договора N 1/15-ФО общество несет ответственность перед фондом за невыполнение условий договора в части осуществления контроля объемов, сроков, качества и условий представления медицинской помощи.
В приложении 3 к указанному договору содержится перечень санкций за нарушение договорных обязательств.
В частности, согласно пункту 11.2 данного приложения, общество уплачивает финансовые санкции (штраф) за счет собственных средств за нарушение сроков проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, установленных в соответствии с порядком организации контроля в размере 10 % от суммы средств, перечисленных фондом на ведение дела АО СК "СОГАЗ-Мед" за период, в котором допущены нарушения.
Частью 3 статьи 38 Закона N 326-ФЗ предусмотрены аналогичные штрафные санкции за указанное нарушение.
В ходе проверки ответчик установил, что из 2415 страховых случаев, по которым заявителем проведена ЭКМП по случаям летальных исходов, по 1287 страховым случаям выявлены нарушения сроков проведения целевых ЭКМП, допущенных в период с сентября по декабрь 2015 года.
Общество оспаривает акт от 12.05.2016 в части предъявления штрафных санкций за октябрь и декабрь 2015 года.
При этом в октябре 2015 года нарушение таких случаев составило 284, в декабре 2015 года - 323.
Данные о допущенных нарушениях сроков за октябрь и декабрь 2015 года зафиксированы фондом в приложении 2 к акту (том 1, листы 141-209), в котором по каждой медицинской организации отражены сведения о застрахованном лице, номер и дата счета номер акта ЭКМП.
Согласно пункту 24 Порядка N 230 целевая экспертиза качества медицинской помощи проводится в течение месяца после предоставления реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи за оказанную медицинскую помощь застрахованным лицам
Из представленного в материалы дела приложения следует, что по большинству страховых случаев акт ЭКМП составлен с нарушением месячного срока после получения счета медицинской организации, а по части страховых случаев (N 279-284 за октябрь 2015 и N 301- 323 за декабрь 2015) акты ЭКМП вовсе не представлены без объяснения причин, либо по этим страховым случаям проводилась экспертиза на момент проведения проверки не окончена.
Из изложенного следует, что факт проведения заявителем экспертизы качества медицинской помощи за октябрь и декабрь 2015 года с нарушением установленного месячного срока подтверждается материалами дела.
Как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе общество в обоснование своей позиции ссылается на то, что месячный срок установлен для организации целевой ЭКМП, а не для ее проведения.
Указанный довод был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и ему дана надлежащая правовая оценка, с которой апелляционная коллегия соглашается.
В абзаце первом пункта 24 Порядка N 230 четко указано на то, что целевая экспертиза качества медицинской помощи должна быть проведена в течение месяца после предоставления реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи за оказанную медицинскую помощь застрахованным лицам, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации, и случаев, указанных в подпункте "д" пункта 25 настоящего раздела.
В рамках настоящего дела обществу вменяется нарушение сроков проведения ЭКМП по случаям летальных исходов (подпункт "в" пункта 25), что к исключениям, предусмотренным абзацем первым пункта 24 Порядка N 230 не относится.
Помимо того, абзацем вторым пункта 24 Порядка N 230 предусмотрены случаи продления срока проведения ЭКМП, а именно:
- в связи с необходимостью получения результатов патологоанатомического вскрытия при летальном случае;
- в связи с необходимостью получения результатов расследования Роспотребнадзора при внутрибольничном инфицировании и иных случаях в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
В таких случаях организационные экспертные мероприятия (например, запрос материалов, необходимых для проведения экспертизы качества медицинской помощи и их анализ, переговоры с экспертом качества необходимой специальности) осуществляются в течение месяца после предоставления реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи за оказанную медицинскую помощь застрахованным лицам
Однако на то, что именно указанные обстоятельства привели к несоблюдению установленного срока проведения ЭКМП по случаям летальных исходов общество ни в суде первой инстанции, ни в апелляционной жалобе не ссылается.
Ссылка подателя жалобы на письма Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в том числе от 30.12.2014 N 6545/30-5, от 21.05.2015 N 2626/30-5, от 29.11.2016 N 10541/30-5/5255, подлежит отклонению, поскольку не свидетельствует о незаконности и необоснованности выводов суда первой инстанции, основанных на буквальном толковании нормы, содержащейся в пункте 24 Порядка N 230.
Следует отметить, что пункт 2.23 договора от 31.12.2014 N 1/15-ФО также однозначно возлагает на общество обязанность осуществлять соответствующий контроль именно в соответствии с Порядком N 230.
Кроме этого, указывая на то, что месячный срок установлен исключительно для организации, то есть фактически для начала проведения целевой ЭКМП, общество не ссылается на нормы права, которыми установлен срок проведения целевой ЭКМП.
При таких обстоятельствах, исходя из основных принципов осуществления обязательного медицинского страхования, определенных статьей 4 Закона N 326-ФЗ, к которым в частности относятся устойчивость финансовой системы обязательного медицинского страхования, создание условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования, сферы деятельности субъектов спора, относящейся к категории социально значимой, привлечение страховой организации к ответственности в виде штрафа, размер которого определен законом и договором, является обоснованным.
При этом оснований для снижения неустойки в соответствии с правилами статьи 333 ГК РФ не установлено.
Ссылка общества на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 07.10.2016 по делу N А45-13428/2016 не может быть принята, поскольку указанный судебный акт в силу положений статьи 69 АПК РФ не имеет преюдициального значения.
При этом данная норма освобождает от доказывания фактических обстоятельств дела, но не исключает их различной правовой оценки, которая зависит от характера конкретного спора.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Как следует из материалов дела, обществом при подаче жалобы по платежному поручению от 19.12.2016 N 8714 уплачена государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции в размере 3000 рублей.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается юридическими лицами в размере 3000 рублей.
Таким образом, размер государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции по данной категории, подлежащий уплате юридическими лицами составляет 1500 рублей.
При таких обстоятельствах излишне уплаченная обществом по платежному поручению от 19.12.2016 N 8714 государственная пошлина в размере 1500 рублей за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции на основании статьи 104 АПК РФ подлежит возврату из федерального бюджета.
При изготовлении полного текста постановления было выявлено, что при техническом размещении на официальном ресурсе "Картотека арбитражных дел" резолютивной части постановления, оглашенной в судебном заседании 16 февраля 2017 года, упущен абзац о возврате обществу излишне уплаченной государственной пошлины, в то время как аудиозаписью судебного заседания и имеющейся в деле резолютивной частью судебного акта подтверждается, что возврат излишне уплаченной государственной пошлины обществу осуществлен. В связи с этим, в настоящем судебном акте данное обстоятельство также подлежит отражению.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 07 декабря 2016 года по делу N А05-8652/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" (ОГРН 1027739008440, ИНН 7728170427; место нахождения: 117997, город Москва, улица Наметкина, дом 16) из федерального бюджета 1500 рублей излишне уплаченной государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции по платежному поручению от 19.12.2016 N 8714.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-8652/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 июня 2017 г. N Ф07-5479/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед"
Ответчик: Фонд ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ