Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 мая 2017 г. N Ф08-3094/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
28 февраля 2017 г. |
дело N А32-14079/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Глазуновой И.Н., Ильиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Цушко И.Э.,
при участии: от истца (до перерыва) - Сгибнев И.К. по доверенности от 12.04.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г. Сочи, Департамента имущественных отношений Администрации г. Сочи
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.12.2016 по делу N А32-14079/2016
по иску акционерного общества "Адлерский рынок"
к муниципальному образованию г. Сочи в лице Департамента имущественных отношений Администрации г. Сочи
при участии в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, Мокроусовой О.Б., Гоневой Е.М., Авджяна Г.К.,
об обязании заключить договор,
принятое судьей Миргородской О.П.
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Адлерский рынок" (истец), обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Муниципальному образованию г-к. Сочи, в лице Департамента имущественных отношений администрации г. Сочи (далее - департамент) о заключении договора о предоставлении в пользование на условиях аренды со множественностью лиц на стороне арендатора N 4900010125 от 05.11.2015 земельного участка площадью 7661 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0402030:2566 по ул. Демократической, 38 в Адлерском районе г. Сочи, изложив пункты 2.1, 3.1. и 3.2. договора в следующей редакции:
-"2.1. Срок действия настоящего договора устанавливается с момента государственной регистрации договора на 5 (пять) лет";
-"3.1. Исчисление арендной платы устанавливается с 25 марта 2015 года";
-"3.2. Размер годовой арендной платы за участок устанавливается в соответствии с Отчетом об оценке рыночной стоимости годовой арендной платы от 16 октября 2015 года N 014/7-2015 и составляет 1 869 093 (Один миллион восемьсот шестьдесят девять тысяч девяносто три) рубля" (уточненные требования приняты определением суда от 17.08.2016).
В ходе судебного разбирательства от третьих лиц поступили заявления о привлечении Мокроусовой О.Б., Гоневой Е.М., Авджян Г.К., третьими лицами, заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора, о понуждении также заключить с ними договор о предоставлении в пользование на условиях аренды со множественностью лиц на стороне арендатора N 4900010125 от 05.11.2015 земельного участка площадью 7661 кв.метров с кадастровым номером 23:49:0402030:2566 по ул. Демократической, 38 в Адлерском районе г. Сочи, изложив пункты 2.1, 3.1. и 3.2. договора в следующей редакции.
-"2.1. Срок действия настоящего договора устанавливается с момента государственной регистрации договора на 5 (пять) лет";
-"3.1. Исчисление арендной платы устанавливается с 25 марта 2015 года";
-"3.2. Размер годовой арендной платы за участок устанавливается в соответствии с Отчетом об оценке рыночной стоимости годовой арендной платы от 16 октября 2015 года N 014/7-2015 и составляет 1 869 093 (Один миллион восемьсот шестьдесят девять тысяч девяносто три) рубля" (уточненные требования).
Определением от 19.09.2016 данные заявления судом приняты к рассмотрению и удовлетворены.
Решением суда от 06.12.2016 иск удовлетворен.
Администрация г. Сочи, Департамент имущественных отношений Администрации г. Сочи обжаловали решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, просили решение отменить, принять новый судебный акт.
Жалоба мотивирована тем, что ссылка суда на постановление N 1061 "О правилах (далее Правила г. Сочи) определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена на территории города Сочи" необоснованна, поскольку данное постановлении отменено постановлением администрации г. Сочи N 2872 от 08.10.2015. Третьими лицами, заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора, не соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования спора. Спор не подведомственен арбитражному суду, поскольку Мокроусова О.Б. и Авджян Г.К. не зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей.
В отзывах на жалобу истец и третьи лица возражали против ее удовлетворения.
Третьи лица Мокроусова О.Б., Гонева Е.М., Авджян Г.К. в отзывах пояснили, что в суде первой инстанции воля, изложенная в заявлениях о привлечении к участию в деле, была направлена именно на участие в деле в качестве третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора.
В судебном заседании истец возражал против удовлетворения жалобы.
Жалоба рассматривается в порядке ст. 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, обществу и третьим лицам на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке площадью 7661 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0402030:2566 по ул. Демократической, 38 в Адлерском районе г. Сочи.
Общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка.
Постановлением администрации города Сочи от 13.10.2015 N 2920, Обществу и третьим лицам предоставлен в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора сроком на пять лет земельный участок площадью 7661 кв.м. кадастровым номером 23:49:0402030:2566 по ул. Демократической, 38 в Адлерском районе г. Сочи, с видом разрешенного использования - "рыночный комплекс", в территориальной зоне "ОД-1". Категория земель - земли населенных пунктов.
Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402030:2566 принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город - курорт Сочи, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и седелок с ним от 28.05.2015 сделана запись N 23-23/050-23/019/802/2015-508/1.
В адрес общества администрацией направлен проект договора о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды) N 4900010125 от 05.11.2015.
Общество, ознакомившись с содержанием проекта договора, не согласилось с его пунктами 2.1, 3.1, 3.2 Договора аренды, а именно:
"2.1. Срок действия настоящего договора устанавливается с момента его государственной регистрации до 13 октября 2020 года"
"3.1. Исчисление арендной платы устанавливается с момента возникновения права собственности на объект недвижимости до 13 октября 2020 года"
"3.2. Размер годовой арендной платы за участок устанавливается в соответствии с Отчетом об оценке рыночной стоимости годовой арендной платы от 26 октября 2014 года N 014/7-2015 и составляет 10 280 009 (Десять миллионов двести восемьдесят тысяч девять) рублей"
Поскольку соглашение по условиям пунктов 2.1, 3.1. и 3.2. договора, достигнуто не было, общество направило в адрес арендодателя в порядке п. 1 ст. 445 ГК РФ протокол разногласий по спорным условиям договора аренды.
В протоколе разногласий общество изложило свою редакцию пунктов 3.1. и 3.2. договора аренды земельного участка:
-"2.1. Срок действия настоящего договора устанавливается с момента государственной регистрации договора на 5 (пять) лет"
-"3.1. Исчисление арендной платы устанавливается с 25 марта 2015 года"
-"3.2. Размер годовой арендной платы за участок устанавливается в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.01.2011 N 50, разделом 4 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края и государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края, утвержденных Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.01.2011 N 50, Отчетом об оценке рыночной стоимости годовой арендной платы от 26 октября 2014 года N 014/7-2015 и составляет 1 869 093 (Один миллион восемьсот шестьдесят девять тысяч девяносто три) рубля"
Письмом от 29.03.2016 года Департамент имущественных отношений администрации города Сочи отказал в принятии протокола разногласий.
Общество обратилось в суд с настоящим иском.
При принятии решения суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В пункте 1 статьи 445 ГК РФ определено, что сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
Согласно статье 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В силу статьи 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества (пункт 1 статьи 611 ГК РФ). Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату) (пункт 1 статьи 614 ГК РФ).
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за землю являются арендная плата и земельный налог.
В силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. В связи, с чем независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09 по делу N А58-2302/2008).
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее - Правила).
Указанным постановлением к основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 17.04.2012 N 15837/11 по делу N А47- 7623/2010, в частности разъяснено, что учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2011 N 9069/11 публичные образования при сдаче ими в аренду принадлежащих им на праве собственности земельных участков, выступают одновременно не только как субъект гражданского оборота и сторона в договоре аренды, но и как субъект публичных отношений, наделенный в установленных законом случаях правом издавать нормативные акты, закрепляющие ставки арендной платы или механизм их определения
В силу пункта 2 постановления главы города Сочи от 30.06.2009 N 210 "О поэтапном переходе на рыночную оценку размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города-курорта Сочи" (далее - постановление N 210) размер годовой арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города-курорта Сочи, определяется на основании отчета об их рыночной оценке, выполненного независимым оценщиком в соответствии с требованиями Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Поскольку земельный участок, испрашиваемый обществом, не относится к категории земельных участков, указанных в пункте 5.2 постановления N 210, в отношении которых необходимо определять арендную плату от кадастровой стоимости земельного участка, то арендную плату следует определять в зависимости от рыночной стоимости земельного участка.
Во исполнение пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582,постановлением от 27.01.2011 N 50 (в редакции по состоянию на 05.09.2011) главы администрации (губернатора) Краснодарского края утверждены Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края и государственной собственности, которая не разграничена на территории Краснодарского края.
Пунктом 2 названного постановления главы администрации Краснодарского края рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края не позднее 1 марта 2011 года привести в соответствие с настоящим постановлением свои нормативные правовые акты, а также ранее заключенные договоры аренды земельных участков в установленном законодательством порядке.
03.06.2011 года во исполнение данного краевого постановления, администрацией города Сочи принято постановление N 1061 "О правилах (далее Правила г. Сочи) определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена на территории города Сочи. 9 июня 2011 года оно опубликовано в газете "Новости Сочи" N 92, и соответственно вступило в силу с указанной даты.
На момент обращения общества с заявлением о предоставлении спорного земельного участка, в преамбуле к Правилам было указано, что эти правила применяются, в том числе, для определения размера арендной платы за земли муниципальной собственности.
В пункте 4.1. Правил указано: "Если иное не установлено федеральным законодательством и нормативными правовыми актами главы администрации (губернатора) Краснодарского края (по состоянию на 05 сентября 2011 года), размер арендной платы на основании рыночной стоимости рассчитывается по формуле:
Ап = Р x С x Ки, где
Ап - размер арендной платы за земельный участок, руб.;
Р - рыночная стоимость земельного участка, руб., определяемая на основании результатов оценки, проведенной не позднее чем за 6 месяцев до заключения договора аренды;
С - ставка арендной платы, %;
Ки - коэффициент инфляции, определяемый в соответствии с п. 5.2 раздела 5 Правил г. Сочи, т.е. при расчете арендной платы в год проведения рыночной оценки соответственно Ки принимается равным 1.
В материалы дела представлен отчет от 26 октября 2014 года N 014/7-2015 "Об определении рыночной стоимости величины (размера) годовой арендной платы на земельный участок. Категория земель: земли населенных пунктов. Площадь: 7661 кв. м. Адрес: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Демократическая, 38.
Кадастровый номер: 23:49:0402030:2566, согласно Отчету рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402030:2566 составляет 124 606 165 рублей.
Истец не заявляет о том, что Отчет от 26 октября 2014 года N 014/7-2015 не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Рыночная стоимость объекта оценки - земельного участка подтверждается ценами рынка земельных участков в соответствующем районе города Сочи на дату оценки.
Таким образом, суд пришел к выводу, что Отчет от 26 октября 2014 года N 014/7- 2015 является актуальным для заключаемого сторонами спора договора.
Для спорного земельного участка установлена ставка арендной платы в размере 1,5%.
Суд первой инстанции отметил, что при рассмотрении спорного условия договора руководствовался нормами закона, действовавшим на момент возникновения спора, то есть на дату обращения истца с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, в связи с чем довод заявителя об отмене постановления N 1061 постановлением администрации г. Сочи N 2872 от 08.10.2015 не принимается.
На дату возникновения спора Постановление Администрации города Сочи от 07.09.2015 N 2580 "О внесении изменений от 03.06.2011 N 1061 "О правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена на территории города Сочи" которым из абзаца 1 приложения N 1 к постановлению от 03.06.2011 N 1061 исключены слова "за земли муниципальной собственности" законную силу не вступило, так как пунктом 4 настоящего постановления вступление в законную силу указанного документа предусмотрено со дня официального опубликования.
Указанное постановление опубликовано в газете "Новости Сочи" N 138-139 от 22.09.2015.
Кроме того, пункт 4 постановлением от 27.01.2011 N 50 предусмотрен тот же порядок расчета арендной платы.
По состоянию на 05.11.2015 размер арендной платы составлял 124 606 165,00 x 1,5%=1 869 093,00 рубля.
Суд также учел, что коэффициент инфляции, установленный на 2015 год к арендной плате от рыночной стоимости земельного участка, определенной в 2015 году, не применяется. Поскольку арендная плата за земли публичной собственности является нормативно установленной, коэффициенты инфляции будут применяться сторонами с года, следующего за годом заключения договора, в настоящем случае с 2016 года.
Не соглашаясь с редакцией ответчика по пункту 2.1. договора, истец просит установить срок договора аренды с момента государственной регистрации на 5 (пять) лет.
В качестве обоснования своей позиции ссылается на положения части 2 статьи 609 ГК РФ и часть 3 статьи 433 ГК РФ, связывающих момент заключения договора аренды недвижимого имущества с моментом государственной регистрации такого договора.
Согласно части 2 статьи 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии со статьей 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, пункта 3 статьи 154 ГК РФ устанавливает, что для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка).
В силу пункта 1 статьи 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Согласно пункта 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Поскольку стороны передали в суд разрешение преддоговорного спора, включая согласование такого существенного в силу части 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации условия как арендная плата, момент вступления решения суда по настоящему делу в законную силу является моментом начала срока действия договора.
При этом такой вывод суда не противоречит положениям части 2 статьи 609 и части 3 статьи 433 ГК РФ, поскольку в данном случае суд определяет не момент заключения договора, а начало срока его действия.
Как следует из материалов дела, истец является собственником объекта недвижимости, расположенного на спорном земельном участке. В соответствии с положениями абзаца 2 пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации истец имеет исключительное право на приобретение права аренды на данный земельный участок.
При этом истечение краткосрочного срока аренды в любом случае потребует от заявителя (в случае наличия у него права собственности на объект недвижимости) снова взять земельный участок в аренду либо приобрести его в собственность с одновременным наличием у него исключительного права на совершение таких действий.
В силу принципа правовой определённости между участниками гражданского оборота окончательные правовые отношения в результате разрешения возникшего судом спора, должны отвечать требованиям стабильности и устойчивости.
В связи с этим требование общества о предоставлении ему земельного участка на праве аренды в пределах предусмотренного законом срока (5 лет) является обоснованным.
В части исковых требований об изложении пункта 3.1 в следующей редакции: "исчисление арендной платы устанавливается с 25 марта 2015 года", суд верно определил правомерность данного требования.
Требование основано на том, что в предложенной арендодателем редакции этого пункта содержится условие об исчислении арендной платы с момента возникновения права собственности на объект недвижимости по 13 октября 2020 года.
То есть департамент предлагает такую редакцию спорного пункта 3.1. договора, которая предусматривала бы обязанность арендатора уплачивать арендные платежи за пользование земельным участком за четырехлетний период, предшествующий заключению договора аренды, что является необоснованным.
11 января 2012 года как дату начала обязанности исчисления арендных платежей в предложенном в п. 3.1. договора аренды размере департамент связывает с моментом государственной регистрации права собственности на здания, расположенные на испрашиваемом земельном участке.
В соответствии со ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) Арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование
Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения (п. 1 ст. 425 ГК РФ).
На основании п. 3 ст. 433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
Пунктом 2 статьи 609 ГК РФ и п. 2 ст. 26 Земельного кодекса РФ закреплено, что договор аренды земельного участка, заключенный на срок один год и более, подлежит государственной регистрации.
Поскольку, настоящий договор должен быть заключен на срок более 1 года, он также подлежит государственной регистрации.
При отсутствии государственной регистрации, договор аренды недвижимого имущества является незаключенным (пункт 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 года N 59 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним") обязанность сторон по исполнению условий договора аренды возникает не ранее заключения договора аренды.
Право аренды земельного участка является обязательственным, а не вещным и возникает только после заключения соответствующего договора. Непосредственная обязанность сторон по исполнению условий договора аренды возникает не ранее заключения договора аренды.
В пункте 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 января 2002 года N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендной" разъяснено, что соглашение сторон о том, что условия договора аренды применяются к их фактически сложившимся до его заключения отношениям, не означает, что непосредственная обязанность сторон по исполнению условия договора аренды возникла ранее заключения договора.
При таких обстоятельствах отсутствуют предусмотренные законом правовые основания для принятия редакции пункта 3.1. договора, предусматривающего обязанность арендатора по исчислению (и соответственно уплате) арендной платы за пользование земельным участком, на условиях, предусмотренных договором аренды, за период, предшествующий дате заключения договора
Иной правовой подход к моменту, с которого подлежат начислению и уплате арендные платежи на условиях и в порядке, предусмотренных договором аренды, противоречит нормам ГК РФ.
Кроме того, в силу положений 130, 131 ГК РФ земельный участок относится к объектам недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации.
При этом, объектом недвижимости как таковым, земельный участок становиться после постановки на государственный кадастровый учет (статья 6 Земельного кодекса РФ, Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Таким образом, принимая во внимание положения Федерального закона N 244-ФЗ от 03.12.2008 года, а также нормы статей 209, 608 ГК РФ, правом на сдачу в аренду и на получение арендной платы у МО г. Сочи, в лице ДИО администрации г. Сочи возникло не ранее даты постановки на государственный кадастровый учет.
При таких обстоятельствах, требование об исчислении арендной платы за пользование спорным земельным участком, применительно к периоду до 25 марта 2015 года не основано на нормах права.
По существу данных правильных выводов суда первой инстанции апелляционная жалоба мотивированных доводов не содержит.
Довод о несоблюдении третьими лицами, заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора, обязательного досудебного порядка урегулирования спора, отклоняется по основаниям ч. 2 ст. 50 АПК РФ.
Довод о неподведомственности спора арбитражному суду отклоняется с учетом того, что Мокроусова О.Б. и Гонеева Е.М. зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, что подтверждается сведениями ЕГРИП.
Авджян Г.К. является собственником объекта недвижимого имущества с назначением по виду использования - магазин (запись в ЕГРП от 05.09.2012 N 23-23-22/220/2011-459).
В силу ч. 1 ст. 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а понесенные по ней судебные расходы распределяются в соответствии с нормами статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.12.2016 по делу N А32-14079/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-14079/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 мая 2017 г. N Ф08-3094/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "АДЛЕРСКИЙ РЫНОК", ОАО Адлерский рынок
Ответчик: Департамент имущественных отношений Краснодарского края, Муниципальное образование г.Сочи,в лице департамента имущественных отношений администрации г. Сочи, Муниципальное образование города-курорта Сочи
Третье лицо: Авджян Г.К., Авджян Геворг Киркорович, Гонева Е.М., Гонева Елена Михайловна, Мокроусова О.Б., Мокроусова Ольга Борисовна