Свод правил по проектированию и строительству
СП 35-116-2006
"Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями"
(одобрен Департаментом строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства регионального развития РФ 12 апреля 2006 г. N 2621-РМ/07)
Reabilitation center for children and teenagers with limited possibilities
Введен впервые
Согласно письму Минюста России от 28 февраля 2002 г. N 1350-ЭР документ не нуждается в государственной регистрации
Введение
Свод правил СП 35-116-2006 "Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями" разработан по заказу Министерства труда и социального развития Российской Федерации.
В существующей практике реабилитационные центры и отделения организуются на базе центров социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационных центров, учреждений здравоохранения, детских садов и других учреждений для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Эти объекты являются учреждениями социальной защиты населения, осуществляющими реабилитацию детей и подростков с отклонениями в умственном и физическом развитии до 18-летнего возраста. Причем практически все возрастные группы детей и подростков: до 1 года, дошкольный возраст (до 7 лет), младший школьный возраст (8-10 лет), средний школьный возраст (15-18 лет), имеющих ограничения возможностей здоровья, нуждаются в комплексном обслуживании.
Такое обслуживание, обеспечивающее наиболее полную и своевременную социальную адаптацию к жизни в обществе, семье, к обучению и труду, дети-инвалиды с различными нарушениями смогут получать в специально созданных реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями с помощью сотрудников этих центров.
В Своде правил представлены единые требования к реабилитационным центрам для детей и подростков с ограниченными возможностями. Это позволит оптимизировать объемно-планировочные решения проектируемых зданий центров и определять объемы финансирования на строительство зданий и организацию их деятельности.
Работа выполнена авторским коллективом в следующем составе:
Руководитель и отв. исполнитель - канд. архит. A.M. Гарнец (ФГУП "ИОЗ"), ответственные исполнители: канд. архит. Б.П. Анисимов (ФГУП "ИОЗ"), д-р мед. наук, профессор Н.Ф. Дементьева (ФГУП "ФЦЭРИ") при участии: канд. архит. Л.А. Смывиной (ЗАО "АПИО-Центр"), инженеров Л.В. Сигачевой и Н.И. Чернозубовой (ФГУП "ИОЗ"), педагога С.А. Новиковой (ОГУ "Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями "Вишенки"", г. Смоленск).
Научный редактор - канд. архит. A.M. Гарнец.
В тексте документа использованы следующие материалы:
"Типовые требования по проектированию, размещению и оснащению реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями". Части I и II. Разработаны ЗАО "ФЕМ". Министерство социальной защиты населения Российской Федерации. Департамент проблем семьи, женщин и детей. Москва, 1996;
Примерное положение о реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями. Утверждено приказом Министерства соцзащиты России 14 декабря 1994 г. N 249;
Примерное положение о реабилитационном учреждении. Утверждено постановлением Минтруда России, Минздрава России, Минобразования России от 23.12.96 N 218/417/515;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного постановления от 23.12.96 следует читать как "21/417/515"
Материалы ФГУП "Институт общественных зданий" по разработке концепции, программы проектирования, генерального плана и технологической части проекта детского реабилитационного центра "Вишенки" г. Смоленска.
1 Область применения
1.1 Настоящий Свод правил предназначен для создания полноценной архитектурной среды, обеспечивающей реализацию целей и задач по реабилитации детей-инвалидов в зданиях реабилитационных центров.
1.2 Положения Свода правил распространяются на проектирование вновь строящихся объектов, а также на приспособление существующих зданий под реабилитационные центры или их отделения. Эти положения позволяют определять оптимальные объемно-планировочные решения зданий центров или их отделений, которые могут обеспечить организацию комплексной психологической, медицинской и педагогической реабилитации детей-инвалидов с различными нарушениями.
1.3 Положения настоящего документа распространяются на здания центров и отделений реабилитации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
1.4 Свод правил содержит рекомендательные положения, нормы и правила. Они становятся обязательными для всех участников проектно-строительного процесса при включении их в утверждаемое задание на проектирование.
2 Нормативные ссылки
В настоящем Своде правил даны ссылки на следующие нормативные документы:
СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений";
СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений";
СНиП 31-05-2003 "Общественные здания административного назначения";
СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения";
СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения" (с изменениями 1-5);
СП 35-101-2001 "Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения";
СП 35-102-2001 "Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам";
СП 35-103-2001 "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям";
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов";
СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы";
СанПиН 2.3.6.959-00 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания, изготовлению и оборотоспособности продовольственного сырья и пищевых продуктов".
3 Общие положения
3.1 Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями является учреждением государственной системы социальной защиты населения, осуществляющим комплексную реабилитацию детей и подростков с заболеваниями опорно-двигательной системы, детского церебрального паралича (ДЦП), речевой патологии, нарушениями органов слуха и органов зрения, а также с отклонениями в умственном развитии.
Реабилитационный центр включает необходимые элементы учебно-воспитательного (детский сад и школа) и медико-восстановительного учреждений, "лесной школы" и временного интерната (от 1 до 5 месяцев проживания) и предназначен для комплексной реабилитации в возрасте от трех до 18 лет, а также семей, в которых такие дети воспитываются.
3.2 Центр создается из расчета одно учреждение на 1 тыс. детей с ограниченными возможностями, проживающих в городе или районе. При наличии в городе или районе менее 1 тыс. детей с ограниченными возможностями создается один центр.
Вместимость реабилитационного центра определяется числом мест в дневном и круглосуточном стационарах. В дневных стационарах число коек может быть ориентировочно принято равным 20% числа мест (пропускной способности) дневного стационара.
3.3 Здания и помещения, предназначенные для размещения центра и его структурных подразделений, должны соответствовать реализации целей и задач этого учреждения, которые приведены в приложении А, а также располагать всеми видами коммунальных услуг (отопление, водопровод, канализация, электричество, газ, радио, телефон), отвечать противопожарным требованиям, санитарно-гигиеническим нормам (СНиП 21-01, СанПиН 2.3.6.959, СанПиН 2.2.2/2.4.1340) и другим нормативным документам, указанным в разделе 2 "Нормативные ссылки".
3.4 В составе реабилитационного центра в соответствии с "Примерным положением о реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями"* следует предусмотреть:
1) отделение медико-социальной реабилитации;
2) отделение психолого-педагогической помощи;
3) отделение дневного пребывания;
4) стационарное отделение;
5) административно-управленческую службу.
3.5 Набор необходимых исходных данных для проектирования подобного реабилитационного центра приведен в приложении Б.
3.6 Состав и площади помещений детского реабилитационного центра на 100 мест в соответствии с указанным примерным положением, а также с учетом реальной ситуации приведены в приложении В.
Исходная нормативно-методическая база для проектирования подобного учреждения приведена в приложении Г.
3.7 Дополнительно в состав центра может быть включено отделение экспертизы и разработки программ социальной реабилитации. Отделение может размещаться также и автономно от реабилитационного центра. Оно предназначено для выполнения следующих функций:
- выявления детей и подростков, имеющих отклонения в умственном или физическом развитии;
- сбора информации об анамнезе, основном диагнозе, исходном состоянии здоровья ребенка или подростка, его реабилитационном потенциале и сведений о его семье;
- разработки индивидуальной программы реабилитации и реабилитации ребенка или подростка совместно с другими учреждениями социальной защиты, здравоохранения, образования, культуры, спорта и иных ведомств;
- координации выполнения индивидуальных программ и контроля эффективности проводимых мероприятий;
- создания компьютерной базы данных о детях и подростках с ограниченными возможностями в городе или районе и о реализации индивидуальных программ социальной реабилитации этих детей.
4 Участки размещения реабилитационных центров
4.1 Реабилитационные центры размещают на отдельных участках, как правило, в пределах населенных пунктов, в озелененных районах, вдали от промышленных и коммунальных предприятий, железнодорожных путей, автодорог с интенсивным движением и других источников загрязнения и шума (СНиП 2.07.01, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200).
4.2 Ориентировочную (усредненную) площадь участка реабилитационного центра следует определять по расчетной площади на 1 место в учреждении, которая составляет не менее:
- при вместимости 80 обслуживаемых детей-инвалидов и менее - 200 ;
- при вместимости более 80 обслуживаемых детей-инвалидов - 160 .
4.3 Полный набор сооружений и элементов территории, которые могут размещаются# на участке реабилитационного центра, приведен ниже, это:
- групповые (прогулочные) площадки;
- навесы при групповых площадках;
- физкультурно-оздоровительные площадки для подвижных игр;
- беговая дорожка (не менее 30 м);
- яма для прыжков 2 x 4 м;
- площадки для размещения гимнастических снарядов;
- площадки для спортивных игр;
- открытые бассейны;
- хозяйственная площадка.
4.4 Игровые площадки, прогулочные зоны, а также озеленение и благоустройство являются такими же необходимыми составными частями, как помещения детского реабилитационного центра, предназначенные для проведения медико-социальной реабилитации, психолого-педагогической помощи и социально-педагогической реабилитации.
Эти площадки и прогулочные зоны представляют собой рекреационные пространства, свободные для передвижений и общения детей-инвалидов различных возрастов. Они могут иметь травяное покрытие в виде газона, а также различную форму и площадь, позволяющие достаточно легко размещать их среди других площадок, построек и зданий на территории рассматриваемого центра.
4.5 Игровые площадки могут быть подразделены на площадки для детей младших возрастов (от 3 до 7 лет) и различные площадки для старших возрастов детей-инвалидов.
4.6 Игровые и прогулочные площадки оборудуются для проведения занятий в различную погоду и в различное время года. Над площадками или рядом с ними необходимо разместить навесы от дождя и снега, а также предусмотреть подсобные складские помещения для хранения нестационарного оборудования и инвентаря.
4.7 Для детей с частичной потерей зрения на участке реабилитационного центра необходимо устраивать полосу ориентации шириной не менее 1,2 м по периметру ванн открытых бассейнов, по периметру игровых площадок, а также дорожек для бега или разбега перед прыжком - не менее 1,5 м.
4.8 По внешнему периметру вокруг открытых бассейнов следует предусматривать ограждение высотой не менее 1 м с поручнями.
4.9 На гимнастических площадках для реабилитации предусматривается дополнительное оборудование:
- брусья длиной 3-5 м, устанавливаемые на различных покрытиях (песок или галька или трава);
- манеж размером 2 x 3 м для детей, не способных к самостоятельным передвижениям;
- надувной бассейн размером 2 x 3 м, наполняемый водой или разноцветными пластиковыми шариками.
4.10 Игровые площадки для детей-инвалидов младших возрастов оборудуются песочницами и специально разработанными возвышающимися опорными силуэтами или устройствами небольшой высоты, о которые можно опираться, проползать под ними или, наоборот, забираться или заезжать на креслах-колясках по наклонным плоскостям без больших усилий.
4.11 Для детей-инвалидов старше 7 лет на территории детского реабилитационного центра реально могут быть размещены различные игровые площадки сравнительно небольших размеров, что позволит обеспечить их необходимое число и достаточное разнообразие.
4.12 На территории детского реабилитационного центра могут быть размещены:
- площадка для мини-волейбола общим размером 8 x 16 м (играют от 2 до 6 детей);
- площадка для игры в бадминтон размером 8 x 15 м (играют от 2 до 4 детей);
- площадка для мини-баскетбола общим размером 16 x 19 м (играют 10 детей);
- городошная площадка размером 15 x 30 м (играют от 2 до 10 детей);
- площадка для настольного тенниса размером 4,5 x 7,8 м (может быть несколько площадок, на каждой из которых играют от 2 до 4 детей);
- площадка для наземного бильярда размером 1,7 x 3,0 м, с бортами высотой 12 см и грунтовым покрытием из минеральной спецсмеси (может быть несколько площадок), при этом шары могут быть деревянными крокетными или из уплотненной пластмассы (играют от 2 до 4 детей);
- площадка для мини-футбола и различных игр с мячом размером 18 x 25 м (играют до 12 детей).
4.13 При озеленении территории детского реабилитационного центра большое внимание должно быть уделено размещению и устройству газонов, свободных для доступа детей-инвалидов, размещению декоративных растений, цветников, клумб. Кроны деревьев должны служить навесами в жаркую погоду и создавать тень для защиты детей-инвалидов от избыточного солнечного облучения.
4.14 Высокие деревья (а также молодые посадки высокоствольных пород) должны быть удалены от основных зданий не менее чем на 10-15 м, чтобы не нарушать прямой солнечной инсоляции помещений в этих зданиях.
4.15 Вокруг площадок для занятий детей-инвалидов, пользующихся креслами-колясками, размещают полосы безопасности шириной не менее 2 м, а по торцевым сторонам игровых площадок - не менее 3 м. Участок реабилитационного центра ограждают по всему периметру оградой высотой 1,6 м. Допускается по местным условиям увеличение или уменьшение высоты ограждения на 0,4 м, а также применение живой изгороди.
4.16 На участке следует предусматривать подъезды, а также возможность объезда вокруг зданий для пожарных машин. Поверхность подъездных путей должна иметь твердое покрытие.
4.17 На хозяйственной площадке размещают мусоросборники, складские постройки, гараж, конюшню и т.п.
Хозяйственная площадка должна иметь твердое покрытие, размещаться при входах в помещения кухни и примыкать к дорожному покрытию подъезда к зданию реабилитационного центра. Размещение хозяйственной площадки у групповых (прогулочных) и физкультурных площадок не допускается.
5 Объемно-планировочные решения реабилитационных центров
5.1 Всю многообразную многофункциональную организацию реабилитационных центров целесообразно объединить в три функциональных блока (рисунок 1 приложения Д):
1) блок реабилитации, состоящий из помещений медико-социальной реабилитации и психолого-педагогической помощи;
2) блок размещения, состоящий из помещений приемного и консультативного отделения, отделения дневного пребывания и стационара, включающего отделение круглосуточного пребывания и отделение "Мать и дитя";
3) блок управления, состоящий из помещений служб управления и служб организации реабилитационной деятельности.
Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями целесообразно размещать в одном здании или в комплексе взаимосвязанных объектов, сосредоточенных на одном участке.
5.2 Допускается пристраивать блок помещений реабилитационного центра к торцам жилых домов при отсутствии на торцах окон жилых комнат и при соблюдении условий противопожарной безопасности.
5.3 Проектирование помещений в зданиях центра следует вести по пособиям к СНиП 2.08.02 по проектированию учреждений здравоохранения, пансионатов, по проектированию оздоровительных учреждений и учреждений отдыха. При этом необходимо учитывать специфические требования к помещениям, в которых находятся дети-инвалиды, изложенные в соответствующих действующих документах (СНиП 2.08.02, СНиП 35-01, СП 35-101, СП 35-102, СП 35-103).
5.4 Здания реабилитационных центров проектируются, как правило, двухэтажными. Допускается проектировать здания высотой 3 этажа при наличии вертикальных средств перемещения больных детей. Высота этажа должна приниматься равной 3,3 м от пола до пола. Высоту жилых помещений допускается принимать равной высоте этажа жилого дома.
5.5 Помещения приемно-вестибюльной группы консультативного отделения размещают вблизи от кабинетов врачей-специалистов блока реабилитации, которые ведут прием в консультативном отделении.
5.6 Помещения врачебных кабинетов и лечебно-восстановительных процедур должны группироваться вокруг так называемых ожидальных (помещений для пациентов). При этом необходимо планировочно выделять "влажную" и "сухую" зоны, характеризующиеся различными температурно-влажностными режимами и требованиями к техническому обслуживанию.
5.7 Помещения отделения лечебной физкультуры, массажного кабинета и бассейна следует группировать в едином блоке и предусматривать их удобную взаимосвязь.
5.8 Помещения реабилитационного центра в соответствии с требованиями СНиП 35-01, в которых могут находиться дети-инвалиды, должны иметь не менее одного доступного для них входа, который, при необходимости, должен быть оборудован пандусом или другим устройством, обеспечивающим возможность подъема инвалида на уровень входа в здание, его первого этажа или лифтового холла.
5.9 Входы в здания следует защищать от атмосферных осадков и предусматривать перед входом площадку размером в плане не менее 1,0 x 2,5 м с дренажом и в зависимости от местных климатических условий - с подогревом.
5.10 Входные двери в здания, сооружения и помещения, предназначенные для пребывания детей-инвалидов, должны иметь ширину в свету не менее 0,9 м. Применение дверей на качающихся петлях и дверей-вертушек на путях передвижения пациентов не допускается. Причем наружные входы в здания реабилитационного центра следует проектировать с тамбуром, глубина которого должна быть не менее 1,6 м.
6 Состав и площади помещений отделения медико-социальной реабилитации
6.1 Отделение медико-социальной реабилитации предназначено для организации поэтапного выполнения индивидуальных программ социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями путем следующих медико-социальных и медико-консультативных мероприятий:
- согласование и координация выполнения реабилитационных программ с лечебными учреждениями города или района;
- работа по освоению, внедрению и использованию прогрессивных традиционных и новых методик, технологий и методов реабилитации;
- проведение медико-социального патронажа семей, имеющих детей, нуждающихся в реабилитации, обучение родителей реабилитационным мероприятиям в домашних условиях для обеспечения их непрерывности совместно с центром реабилитации;
- проведение лечебных физкультурно-оздоровительных мероприятий.
6.2 Отделение медико-социальной реабилитации может состоять из двух подразделений (рисунок 2 приложения Д):
- восстановительного лечения;
- медико-инженерной службы.
6.1 Подразделение восстановительного лечения
6.1.1 В подразделение восстановительного лечения включаются следующие функциональные группы помещений:
- кабинеты врачей-специалистов;
- подразделение физических методов лечения;
- подразделение нетрадиционных методов лечения;
- вспомогательная служба подразделения.
Кабинеты врачей-специалистов
6.1.2 Набор кабинетов врачей-специалистов определяется исходя из принимаемого соотношения количества пациентов с различными нарушениями.
Для реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и детей с нарушениями психики, включая с ДЦП, возможно использовать одни и те же кабинеты, предназначенные для невропатолога, психиатра, психолога, ортопеда-травматолога и логопеда.
Для реабилитации детей с нарушениями слуха должен быть предусмотрен кабинет ЛОР-сурдолога.
Для реабилитации детей с нарушениями зрения должен быть предусмотрен кабинет офтальмолога.
Ориентировочные площади кабинетов различных специалистов приведены в таблице 1.
Подразделение физических методов лечения (рисунок 3 приложения Д)
Отделение лечебной физкультуры
6.1.3 В состав помещений отделения лечебной физкультуры включаются:
- зал лечебной физкультуры для групповых занятий на 10 человек;
Таблица 1
Помещения |
Ориентировочная площадь, м2 |
Кабинет невропатолога |
18 |
Кабинет психиатра |
18 |
Кабинет психолога |
18 |
Кабинет ортопеда-травматолога |
15 |
Кабинет логопеда |
18 |
Кабинет ЛОР-сурдолога: |
|
помещение врачебного приема |
18 |
звукоизолированная кабина |
18 |
Кабинет офтальмолога |
18 |
Кабинет педиатра |
18 |
Кабинет стоматолога |
15 |
- кабинет лечебной физкультуры для индивидуальных занятий;
- тренажерный зал.
Ориентировочные площади помещений отделения лечебной физкультуры приведены в таблице 2.
Отделение физиотерапии
6.1.4 Отделение физиотерапии формируется из следующих помещений:
- массажный кабинет;
- кабинет электро-, светолечения (ФТО);
- кабинет озекерито-парафинолечения (теплолечение).
Ориентировочные площади помещений отделения физиотерапии, а также удельные показатели для их расчета приведены в таблице 3.
Отделение термогидротерапии
6.1.5 Отделение термогидротерапии формируется на базе бальнеологического комплекса, который может иметь следующий состав:
- ванный зал;
- помещения для лечения движением в воде;
- душевой зал;
- сауна;
- бассейн.
Ориентировочные площади помещений отделения термогидротерапии, а также удельные показатели для их расчета приведены в таблице 4.
Таблица 2
Помещения |
Ориентировочная площадь, м2 |
Зал лечебной физкультуры для групповых занятий на 10 человек |
60 |
Раздевальная с душевыми |
20 |
Кабинет лечебной физкультуры для индивидуальных занятий |
12 |
Тренажерный зал |
70 |
В том числе площадь на 1 тренажер при необходимости создания условий подхода и работы в различных положениях с посторонней помощью |
12-15 |
Таблица 3
Помещения |
Ориентировочная площадь, м2 |
1. Массажный кабинет |
По расчету |
В том числе: |
|
площадь на 1 рабочее место |
8 |
минимальная площадь кабинета на 1 рабочее место |
12 |
массажный салон на 4 массажистки |
32 |
душевая установка с тамбуром-раздевальной при одновременной работе четырех массажисток |
8 |
2. Кабинет электро-, светолечения |
По расчету |
В том числе процедурная из расчета площади на 1 кушетку |
То же |
Минимальная площадь процедурной на 1 кушетку |
" |
В том числе для каждого аппарата индивидуальные кабины одного из двух типов: |
|
высота 2 м, ширина 1,8 м, длина 2 м |
4 |
высота 2 м, ширина 2 м, длина 2,2 м |
4,4 |
При кабинете электро-, светолечения изолированный бокс для подготовки лечебных процедур, хранения прокладок, приготовления растворов и т.п. |
8-10 |
3. Кабинет озекерито-парафинолечения: |
|
помещения для проведения лечебных процедур из расчета площади на 1 кушетку |
6 |
минимальная площадь кабинета |
12 |
помещение для подогрева парафина и озекерита (кухня) |
8 |
Таблица 4
Помещения |
Ориентировочная площадь, м2 |
1. Ванный зал |
По расчету |
В том числе: |
|
площадь на 1 ванну (без площади рабочего коридора) помещение для раздевания и одевания пациентов из расчета 2 места на 1 ванну, при площади одного места |
6 |
4 | |
площадь прохода на каждое место (при ширине рабочего коридора со стороны окон не менее 1,2 м) |
2 |
комната отдыха пациентов из расчета площади на 1 кушетку |
6 |
комната обслуживающего персонала из расчета площади на одну ванну (но не менее 8 м2) |
1,5 |
2. Помещение для лечения движением в воде |
42 |
В том числе площадь ванны (при глубине ванны 0,7 м) |
20 |
3. Душевой зал |
Не менее 25 |
В том числе кабины для душевых установок |
1,5 |
4. Помещение для укутывания пациентов из расчета площади на 1 кушетку (но не менее 12 м2) |
6 |
5. Помещение для раздевания и временного хранения кресел-колясок |
10 |
6. Помещение для процедур подводного душа-массажа шириной не менее 2,5 м2 с ванной вместимостью 400 - 500 л с возможностью подхода к ней с трех сторон |
28 |
7. Сауна: |
|
р#здевальная |
15 |
душевая |
2,4-4 |
уборная |
3,5 |
комната отдыха |
18 |
камера сухого жара |
10 |
помещение для хранения кресел-колясок |
10 |
8. Бассейн: |
|
помещение лечебного бассейна для занятий гидрокинезотерапией с габаритом ванны 5 x 4 м (глубина бассейна для детей 0,5-1,0 м с равномерным понижением) |
54 |
душевые кабины при лечебных бассейнах с площадью каждой кабины |
3 |
раздевальная для бассейна с полезной площадью на 1 человека |
1,2 |
комната отдыха при бассейне из расчета площади на 1 пациента |
2 |
туалеты |
По расчету |
помещение для персонала |
15 |
кладовая моющих и дезинфицирующих средств |
8 |
Подразделение нетрадиционных методов лечения
6.1.6 В последние годы приобретает популярность лечение нетрадиционными методами, примерный состав и площади помещений даны в таблице 5.
6.2 Медико-инженерная служба
6.2.1 В состав реабилитационного центра по заданию на проектирование может быть включена медико-инженерная служба, которая состоит из двух отделений:
отделения коррекции передвижения;
отделения реабилитационной инженерии.
6.2.2 Ориентировочные площади помещений отделений медико-инженерной службы приведены в таблице 7.
Таблица 5
Помещения |
Ориентировочная площадь, м2 |
Кабинет мануальной терапии |
18 |
Кабинет биокоррекции в составе: |
|
кабинет врача для индивидуального приема |
12 |
кабинет групповой биокоррекции |
36 + 2 |
Таблица 6
Помещения |
Ориентировочная площадь, м2 |
Вспомогательная служба: |
|
аптека |
По СНиП 2.08.02 |
стерилизационная |
То же |
процедурная |
12 |
Таблица 7
Помещения |
Ориентировочная площадь, м2 |
Отделение коррекции передвижения: |
|
пункт приема и выдачи заказов |
30 |
помещение примерки и подгонки протезов: |
|
подгоночная мастерская |
9 |
примерочная протезов |
18 |
кабинет обучения пользования протезами |
24 |
гипсовая |
8 |
Отделение реабилитационной инженерии: |
|
помещение приема заказов на адаптацию жилища для детей-инвалидов |
15 |
подсобное помещение для хранения материалов, технических средств и инструментов |
15 |
7 Состав и площади помещений отделения психолого-педагогической помощи
7.1 Подразделения психолого-педагогической помощи предназначены для следующих психолого-социальных и социально-педагогических мероприятий (рисунок 4 приложения Д):
- определение формы обучения детей с ограниченными возможностями, воспитывающихся в домашних условиях (совместно с органами образования);
- психолого-коррекционная работа с детьми и подростками с ограниченными возможностями, а также консультирование их родителей по вопросам семейного воспитания;
- организация досуга детей и подростков с ограниченными возможностями, в том числе с их родителями, организация клубной и кружковой работы, летних оздоровительных лагерей и т.п.;
- проведение профориентации и трудотерапии детей и подростков, организация профессионального обучения и организация их труда и труда членов их семей на дому.
7.2 В составе отделения психолого-педагогической помощи предусматриваются (рисунки 4 и 5 приложения Д):
служба психологической реабилитации;
служба социально-педагогической реабилитации;
служба социально-бытовой реабилитации;
социально-культурный центр;
служба социальной защищенности.
Служба психологической реабилитации
7.3 Для службы психологической реабилитации предусматриваются кабинеты психотерапии и "телефон доверия", ориентировочные площади помещений которых приведены в таблице 8.
Таблица 8
Помещения |
Ориентировочная площадь, м2 |
Кабинет психотерапи: |
|
кабинет индивидуальной психотерапии |
14 |
кабинет групповой психотерапии |
36 + 2 |
Помещение "телефона доверия" |
12 |
Служба социально-педагогической реабилитации
7.4 Служба социально-педагогической реабилитации состоит из следующих подразделений (рисунок 5 приложения Д):
- отделение педагогической помощи;
- специализированные классы и кабинеты;
- отделение трудотерапии и профориентации.
Ориентировочные площади помещений службы социально-педагогической реабилитации приведены в таблице 9.
7.5 Площади кабинетов специалистов следует принимать по нормативным документам по проектированию учреждений здравоохранения, где площадь кабинетов устанавливается не менее 12 м.
7.6 Площади учебных помещений проектируются по нормам домов-интернатов с учетом специфики организации проведения занятий с детьми-инвалидами из расчета не менее 3 на одно место.
Служба социально-бытовой реабилитации
7.7 Для службы социально-бытовой реабилитации предусматриваются:
кабинеты специалистов-педагогов;
специализированные помещения.
Таблица 9
Помещения |
Ориентировочная площадь, м2 |
Отделение педагогической помощи: |
|
кабинет психолога |
12 |
кабинет педагога |
12 |
кабинет дефектолога |
18 |
Специализированные классы (на 8-10 мест) и кабинет (на 4-5 мест): |
|
кабинет коррекции памяти |
30 |
класс кондуктивной педагогики |
30 |
сенсорная комната |
18-36 |
кабинет игротерапии |
48 |
класс музыкотерапии |
50 |
изостудия |
40 |
артистическая студия |
30 |
класс пластики |
36 |
кабинет работы с родителями |
36 |
Отделение трудотерапии и профориентации: |
|
кабинет трудотерапии (на 5 мест) |
30 |
кабинет профориентации |
40 |
учебный класс по профподготовке (на 6-10 человек) производственный участок (мастерские): |
48 |
слесарная мастерская |
36 |
швейно-вязальная мастерская |
36 |
картонажно-переплетная мастерская |
36 |
склад сырья и готовой продукции |
36 |
комната инструктора по трудотерапии |
12 |
гончарный цех |
50 |
мастерская лепки |
30 |
мастерская по обработке древесины (столярная) |
50 |
Ориентировочные площади помещений службы социально-бытовой реабилитации приведены в таблице 10.
Социально-культурный центр
7.8 Социально-культурный центр состоит из групп помещений актового зала, библиотеки (рисунок 4 приложения Д) и спортивного зала. Ориентировочные площади помещений приведены в таблице 11.
Служба социальной защищенности
7.9 Служба социальной защищенности включает справочно-информационный кабинет, кабинет юриста, кабинет социальных работников и специалистов по трудоустройству, ориентировочные площади помещений которых приведены в таблице 12.
Таблица 10
Помещения |
Ориентировочная площадь, м2 |
Кабинеты специалистов-педагогов, в том числе кабинет для индивидуальной работы педагога с ребенком-инвалидом (число кабинетов устанавливается по расчету) |
12 |
Специализированные помещения: |
|
класс домоводства |
30 |
кабинет-модель жилого комплекса (для занятий 10- 12 человек) |
36 |
помещение модели коммуникативных систем (ландшафтные модели) |
36 |
Таблица 11
Помещения |
Ориентировочная площадь, м2 |
Актовый зал из расчета: |
|
по заданию на проектирование |
0,6-1,0 м2/место |
эстрада при актовом зале |
27 |
Библиотека |
50 |
Спортивный зал: |
160 или 288 |
раздевальные с душевыми |
30 |
комната инструктора |
12 |
инвентарная |
12 |
Таблица 12
Помещения |
Ориентировочная площадь, м2 |
Справочно-информационный кабинет |
18 |
Кабинет юриста |
12 |
Кабинет социальных работников и специалистов по трудоустройству |
18 |
8 Состав и площади помещений блока размещения
8.1 В блоке размещения предусматривают следующие подразделения:
- приемное отделение;
- консультативное отделение;
- отделение дневного пребывания;
- стационар:
отделение круглосуточного пребывания;
отделение "Мать и дитя".
8.2 Состав и ориентировочные площади помещений приемного отделения приведены в таблице 13.
Таблица 13
Помещения |
Ориентировочная площадь, м2 |
Вестибюль с аптечным киоском |
20-30 |
Гардероб |
15-20 |
Приемная с комнатой медсестры |
25(15 + 10) |
Санпропускник |
20 |
Регистрационный кабинет |
20 |
8.3 Для пациентов консультативного отделения и дневного стационара следует выделять места для взрослых, сопровождающих детей-инвалидов, из расчета не менее 0,5 м на каждого ребенка.
8.4 Отделение дневного пребывания предназначено для реализации индивидуальной медико-социальной, психолого-социальной и социально-педагогической реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в течение рабочей недели в дневное время в условиях центра в период, установленный реабилитационной программой.
В отделении предусматривают:
- реабилитационные группы, объединяющие детей с ограниченными возможностями по состоянию здоровья и возрасту (численность детей и подростков в одной реабилитационной группе устанавливается от пяти до десяти человек);
- организацию учебных занятий в помещении центра для детей и подростков, обучающихся в домашних условиях;
- организацию питания, дневного сна, досуга, игротерапии и трудотерапии.
В отделении предусматриваются помещения для питания, учебных занятий, сна, досуга, игротеки, трудотерапии и другие помещения, необходимые для проведения реабилитационных мероприятий.
8.5 Стационарное отделение предназначено для:
- реализации программ медико-социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в условиях круглосуточного пребывания в центре, причем численность детей и подростков в реабилитационной группе стационарного отделения не должна превышать семи человек и в одном стационарном отделении может быть оборудовано не более пяти реабилитационных групп;
- обеспечения учебной, лечебно-реабилитационной, познавательной, игротерапевтической, досуговой и иной деятельности детей и подростков, а также процессов возможного их самообслуживания;
- создания условий, приближенных к домашним.
8.6 В стационарном отделении предусматривают помещения для сна, бытового обслуживания и питания. Остальные помещения, предназначенные для обучения, игро- и трудотерапии, оказания медицинской помощи и психолого-коррекционной работы, необходимые для проведения реабилитационных мероприятий и организации жизнедеятельности детей и подростков с учетом состояния их здоровья, могут предусматриваться общими для отделения дневного пребывания и стационарного отделения.
8.7 Помещения в круглосуточном стационаре для размещения и проживания детей должны иметь:
- групповые ячейки для детей дошкольного возраста;
- учебно-жилые ячейки для младшего школьного возраста;
- жилые ячейки для детей среднего и старшего возраста.
Состав и размеры групповых ячеек для детей дошкольного возраста следует принимать в соответствии с требованиями СНиП 2.08.02 (пп. 2.1 и 2.2) и пособием к нему по проектированию детских дошкольных учреждений.
8.8 Площадь помещений в жилых ячейках принимается из расчета на одного проживающего не менее:
- для спальных комнат - 4 ;
- для спальных комнат лежачих детей - 6 ;
- для комнат дневного пребывания (комнат отдыха) - 3 ;
- для классных комнат в учебно-жилых ячейках - 2,5 , но не менее 12 ;
- для гардеробных - 1,0 ;
- для санитарно-гигиенических помещений - 1,0 , но не менее 4 ;
- для помещений сушки одежды - 0,35 ;
- для кладовых - 0,5 .
8.9 Ванные комнаты следует проектировать как единое помещение, состоящее из двух зон: зоны гигиенической ванны и зоны гигиенического душа. Площадь душевой кабины, включая преддушевую, должна составлять не менее 5 .
8.10 Уборные необходимо размещать в едином помещении, состоящем из зон умывальной и уборной. В зоне умывальной должны размещаться детские умывальники и душевой поддон, имеющий подход с трех сторон. Кабина санузла для инвалидов должна быть не менее 4 , а также иметь канализационный трап и гибкий шланг с душевой насадкой. Кроме того, обязательно должно быть устройство вызывной сигнализации.
9 Состав и площади помещений блока управления
9.1 Блок управления формируется из следующих групп помещений (рисунок 6 приложения Д):
административно-управленческого персонала;
служебного и хозяйственно-бытового назначения;
пищеблока.
9.2 Помещения административно-управленческого персонала, а также служебного и хозяйственно-бытового назначения приведены в таблице 14.
9.3 В составе пищеблока должны быть раздельные обеденные залы для детей и персонала.
9.4 Обеденные залы для детей проектируются с учетом организации питания в две смены. Расчетная площадь на 1 место должна составлять не менее:
- для детей с нарушениями зрения, последствиями полиомиелита и ДЦП - 1,6 ;
Таблица 14
Помещения |
Ориентировочная площадь, м2 |
Примечания |
Вестибюль с гардеробом |
40 |
|
Холл для посетителей |
20 |
|
Приемная с местом для секретаря |
16 |
|
Кабинет директора РЦ |
20 |
|
Кабинет заместителя директора |
16 |
|
Рабочие кабинеты специалистов |
16 x 4 (64) |
Оборудуются ПК, книжными шкафами, телефонами |
Бухгалтерия |
18 |
|
Касса |
10 |
|
Кабинет заведующего хозяйством |
10 |
|
Архив |
16 |
|
Бытовое помещение для водителя транспорта |
12 |
|
Кладовая уборочного инвентаря |
8 |
|
Бытовое помещение для технического персонала |
8 |
|
Помещение охраны |
19 |
Оборудуется пультами (постами) охранной, пожарной сигнализации |
- для детей с нарушениями слуха и умственно отсталых детей - 1,3 .
9.5 Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата обеденные залы следует предусматривать только для самостоятельно передвигающихся детей при организации их питания в одну смену.
9.6 Помещения блока управления, не предназначенные для пребывания пациентов реабилитационного центра, должны отвечать требованиям СНиП 2.08.02 и СНиП 31-05.
______________________________
* Утверждено приказом Министерства соцзащиты России 14 декабря 1994 г. N 249.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Свод правил по проектированию и строительству СП 35-116-2006 "Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями" (одобрен Департаментом строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства регионального развития РФ 12 апреля 2006 г. N 2621-РМ/07)
Текст документа приводится по официальному изданию ФГУП ЦПП, 2006 г.
Не нуждается в государственной регистрации (письмо Минюста России от 28.02.2002 г. N 1350-ЭР)
1 Разработан ФГУП "Научно-проектный институт учебно-воспитательных, торгово-бытовых и досуговых зданий" (Институт общественных зданий); ЗАО "Архитектурное проектно-исследовательское объединение - Центр" (АПИО-Центр)
2 Внесен ФГУП "Институт общественных зданий"
3 Согласован Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 26 апреля 2005 г. N 0100/481-05-31
4 Утвержден приказом Генерального директора ЗАО "АПИО-Центр" от 16 декабря 2005 г. N 23
5 Одобрен и зарегистрирован Департаментом строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства регионального развития Российской Федерации 12 апреля 2006 г. N 2621-РМ/07
6 Введен впервые