Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 мая 2017 г. N Ф03-1263/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владивосток |
|
28 февраля 2017 г. |
Дело N А59-4591/2016 |
Резолютивная часть постановления оглашена 21 февраля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 февраля 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Н. Шалагановой,
судей К.П. Засорина, Н.А. Скрипки,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.С. Потокиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства по рыболовству в лице Сахалино-Курильского территориального управления Федерального агентства по рыболовству,
апелляционное производство N 05АП-535/2017
на решение от 08.12.2016 судьи О.А. Портновой
по делу N А59-4591/2016 Арбитражного суда Сахалинской области
по иску Сахалино-Курильского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (ОГРН 1076501002005, ИНН 6501179230)
к обществу с ограниченной ответственностью "ДВ-Флот"
(ОГРН 1116509000233, ИНН 6505001790)
о досрочном расторжении договора,
при участии:
от истца - Токарева О.И. (доверенность от 09.01.2017, паспорт);
от ответчика - Жук Е.В. (доверенность от 01.02.2017, паспорт).
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство по рыболовству в лице Сахалино-Курильского территориального управления (далее - Росрыболовство) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ДВ-Флот" (далее - Общество) о досрочном расторжении договора от 06.03.2012 N ФАР-РЭ-12/0194.
Решением от 08.12.2016 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Росрыболовство обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить и удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В своей апелляционной жалобе истец указывает, что при рассмотрении спора суд первой инстанции не учел, что в соответствии с Административным регламентом Федерального агентства по рыболовству по исполнению государственной функции по разработке и представлению на государственную экологическую экспертизу, а также определение и утверждение ежегодно общих допустимых уловов водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации, а также в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в Азовском и Каспийском морях, утвержденным Приказом Росрыболовства от 09.03.2010 N 158 (далее - Регламент) истец увеличил для Общества квоту добычи (вылова) водных биологических ресурсов (далее - ВБР) в 2015 году. Данное обстоятельство, по утверждению апеллянта, привело к ошибочному выводу суда об освоении Обществом в 2015 году ВБР в объеме, превышающем 50 %, и об отсутствии оснований для расторжения договора.
Ответчиком представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором он выражает несогласие с содержащимися в ней доводами, полагая, что объем распределенных на очередной год квот по добыче (вылову) ресурса не может быть увеличен в текущем году. Также в отзыве изложен довод о формальном характере предупреждений истца от 26.11.2015 и 01.12.2015 о необходимости исполнения договора.
В судебном заседании представители сторон настаивали на изложенных позициях.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке статей 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, между Росрыболовством и ООО "ДВ-Флот" заключен договор о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов ФАР-РЭ-12/0194 от 06.03.2012, объект вылова - краб-сгригун ангулятус, Восточно-Сахалинская подзона, размер 10,551 % (далее- Договор).
В соответствии с пунктом 5 договора срок его действия определен до 07.12.2018.
По условиям Договора Росрыболовством ответчику распределяются промышленные квоты на каждый календарный год по соответствующему виду водных биологических ресурсов и району их добычи (вылова), исходя из утвержденных в установленном порядке на этот год соответствующих видов квот добыч (вылова) водных биологических ресурсов и доли, закрепленной за ответчиком, на основании чего им осуществляется добыча (вылов) водных биологических ресурсов с соблюдением правил рыболовства, норм и правил безопасности мореплавания, иных норм законодательства РФ, международных договоров РФ в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и условий договоров в пределах тех объемов, сроков, районов и в отношении тех видов водных биологических ресурсов, которые указаны в разрешении на их добычу (вылов).
В соответствии с пунктом 8 раздела IV Договора по требованию одной из сторон договор может быть расторгнут в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта "б" пункта 9 раздела IV Договора договор расторгается до окончания срока его действия по решению Агентства о принудительном прекращении права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в том числе, в случае если добыча (вылов) водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, осуществляется в течение двух лет подряд в объеме менее 50% примышленных квот и прибрежных квот.
Приказом Росрыболовства от 22.11.2013 N 893 "О распределении квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации по пользователям в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне на 2014 год" распределены квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства, согласно которому ответчику на 2014 год выделено для освоения 811, 837 тонн (объект вылова - краб-стригун ангулятус, Восточно- Сахалинская подзона).
Согласно приказу Росрыболовства от 03.12.2014 N 931 "О распределении квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации по пользователям в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне на 2015 год" распределены квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства, согласно которому ответчику на 2015 год для освоения выделено 811, 837 тонн (объект вылова - краб-стригун ангулятус, Восточно-Сахалинская подзона).
Приказом Росрыболовства N 703 от 23.09.2015 "О внесении изменений в приложение к приказу Росрыболовства от 03 декабря 2014 г. N 931" объем квот вылова на 2015 года для ответчика увеличен до 1 469, 589 тонн.
В соответствии с письмом Сахалинского филиала ФБГУ "Центра системы мониторинга рыболовства и связи" от 28.07.2016 N СФ/05-0955 освоение ответчиком выделенных для освоения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов составило в 2014 году - 266, 315 тонн, в 2015 году - 436, 704 тонн.
В силу абзаца 1 пункта 7 приказа Федерального агентства по рыболовству от 16.02.2010 N 101 "Об организации в Росрыболовстве работы в связи с принудительным прекращением права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства" начальникам территориальных управлений Росрыболовства приказано после получения копии протокола Комиссии по подготовке предложений по определению долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов о принудительном прекращении права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов обеспечить расторжение договоров, заключенных Росрыболовством, в установленном порядке с пользователями, зарегистрированными на территории осуществления полномочий территориального управления Росрыболовства и нарушившими условия договоров, путем обращения в арбитражный суд соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно приказу Росрыболовства N 255 от 14.04.2014 "Об отдельных полномочиях территориальных управлений Федерального агентства по рыболовству" руководителям территориальных управлений Федерального агентства по рыболовству приказано обеспечить, в том числе, заключение, изменение и досрочное расторжение с пользователями водными биологическими ресурсами договоров о закреплении за ними долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов в пределах компетенции Агентства.
В материалы настоящего дела представлен протокол N 74 заседания Комиссии по подготовке предложений по определению долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов от 14.06.2016, из которого следует, что на основании, в том числе, приказа Федерального агентства по рыболовству от 16.02.2010 N 101 "Об организации в Росрыболовстве работы в связи с принудительным прекращением права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства", Комиссия решила рекомендовать руководителю Росрыболовства принять решение о принудительном прекращении права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, путем досрочного расторжения договоров, на основании которых возникает право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, и расторжении договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, заключенных, в том числе, с ответчиком.
Истец, установив факт неосвоения ответчиком в 2014-2015 годах объема выделенных ему квот, направил последнему предупреждения от 19.06.2015 N 05-14/3376, от 26.11.2015 N 05-14/6218, от 01.12.2015 N 05-14/6562 о необходимости исполнения условий договора ФАР-РЭ-12/0194 от 06.03.2012.
Также истцом было направлено предложение (претензия) от 26.07.2016 N 05-14/3615 о расторжении вышеназванного договора, в котором истец потребовал досрочно расторгнуть спорный Договор и предложил в течение 10 календарных дней со дня получения данного требования подписать соглашение о его расторжении.
Ссылаясь на уклонение ответчика от расторжения договора в досудебном порядке при наличии оснований для его расторжения (неосвоение ответчиком в течение двух лет подряд предоставленной ему квоты на вылов водных биологических ресурсов), Росрыболовство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из наличия между сторонами обязательственных отношений по договору о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, регулируемых Федеральным законом от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон N 166-ФЗ), и отсутствия оснований для расторжения договора с учетом освоения ответчиком в 2015 году выделенных ему квот в размере, превышающем 50 % от предоставленного объема квот.
Коллегия апелляционного суда соглашается с выводами суда первой инстанции и не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, руководствуясь следующим.
В силу пункта 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором.
Как установлено в пункте 2 статьи 450 ГК РФ, по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное (пункт 1 статьи 452 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 452 ГК РФ требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
В соответствии со статьей 33.1. Закона N 166-ФЗ по договору о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов одна сторона - орган государственной власти обязуется предоставить право на добычу (вылов) водных биоресурсов другой стороне - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
В силу пункта 1 статьи 33.5 Закона N 166 - ФЗ договор о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов, договор о предоставлении рыбопромыслового участка и договор пользования водными биоресурсами могут быть досрочно расторгнуты по требованию одной из сторон в соответствии с гражданским законодательством, настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 2 статьи 33.5 Закона N 166 - ФЗ на основании требования органа государственной власти, заключившего договоры, указанные в статьях 33.1, 33.3 и 33.4 Закона N 166 - ФЗ, допускается их досрочное расторжение в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 13 Закона N 166 - ФЗ.
В силу пункта 2 статьи 13 Закона N 166 - ФЗ принудительное прекращение права на добычу (вылов) водных биоресурсов осуществляется в случаях, если добыча (вылов) водных биоресурсов осуществляется в течение двух лет подряд в объеме менее пятидесяти процентов промышленных квот и прибрежных квот.
Как установлено арбитражным судом и не оспаривается ответчиком, освоение выделенных ему квот в 2014 году составило 266, 315 тонн, в 2015 году - 436, 704 тонн.
В соответствии с пунктом 4 статьи 33.5 Закона N 166-ФЗ орган государственной власти, заключивший соответствующий договор, вправе требовать его досрочного расторжения после направления другой стороне в письменной форме предупреждения о необходимости исполнения его условий.
Положения вышеуказанной статьи закона о предупреждении органом власти лица, с которым заключен договор на освоение квот, о необходимости исполнения его условий подразумевают предоставление такому лицу реальной возможности должным образом исполнить эту обязанность и устранить нарушения в следующем году при освоении квот, выделенных на этот год.
Как следует из материалов дела, в 2014 году истец не направлял ответчику предупреждений о необходимости исполнения договора, а предупреждения от 26.11.2015 N 05-14/6218, от 01.12.2015 N 05-14/6562 о необходимости исполнения условий договора в части освоения квот, распределенных на 2015 год, были направлены истцом в адрес ответчика в конце 2015 года.
Межу тем поскольку действующее законодательство, в том числе, Закон N 166-ФЗ, не предусматривает возможности освоения в текущем году квот, предоставленных в предыдущие годы, не имеется оснований считать вышеуказанные предупреждения направленными на предоставление ответчику реальной возможности оптимизировать освоение квот в 2015 году.
С учетом изложенного, коллегия приходит к выводу о формальном характере предупреждений от 26.11.2015 N 05-14/6218, от 01.12.2015 N 05-14/6562.
Кроме того, в отношении определения объема освоения ответчиком выделенных квот в 2015 году коллегия поддерживает позицию суда первой инстанции.
Как указано выше, Приказом N 703 от 23.09.2015 "О внесении изменений в приложение к приказу Росрыболовства от 03.12.2014 N 931" объем квот вылова на 2015 года для ответчика увеличен до 1 469, 589 тонн.
Пунктом 2 Правил распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.2008 N 611 (далее - Правила распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов) установлено, что прибрежные квоты распределяются между заявителями путем заключения с ними договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов (далее - доли) на 10 лет на основании данных государственного рыбохозяйственного реестра об объеме добытых (выловленных) заявителями водных биоресурсов за 9 лет, предшествующих расчетному году.
Пунктами 17, 19 вышеуказанных Правил установлено, что уполномоченный орган на основании заключенных договоров о закреплении долей распределяет прибрежные квоты между заявителями ежегодно, до 30 декабря, но не ранее даты утверждения прибрежных квот, о чем уполномоченным органом издается правовой акт об утверждении распределения прибрежных квот между заявителями.
В соответствии с абзацем 3 пункта 11.3 действовавшего в спорный период (до издания Приказа Росрыболовства от 20.01.2016 N 21 "О признании утратившим силу приказа Федерального агентства по рыболовству от 16 июня 2009 г. N 517") Административного регламента Федерального агентства по рыболовству по исполнению государственной функции по распределению в установленном порядке между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями промышленных квот, прибрежных квот добычи (вылова) катадромных и трансграничных видов рыб, а также квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для Российской Федерации в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, утвержденного Приказом Росрыболовства от 16.06.2009 N 517 (далее - Административный регламент), приказы Росрыболовства о распределении в установленном порядке между пользователями водными биологическими ресурсами промышленных квот, прибрежных квот добычи (вылова) катадромных и трансграничных видов рыб, а также квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для Российской Федерации в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов утверждаются не позднее 5 декабря года, предшествующего году промысла.
В этой связи внесение в первоначально изданный приказ Росрыболовства от 03.12.2014 N 931 изменений Приказом N 703 от 23.09.2015 в связи с корректировкой общего объема допустимых уловов краба-стригуна ангулятуса на 2015 год путём существенного увеличения размера квоты (с 811, 837 тонн до 1 469, 589 тонн) противоречит положениям Правил распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и Административного регламента, устанавливающим сроки издания приказов о распределении между пользователями водными биологическими ресурсами промышленных квот, прибрежных квот добычи (вылова) катадромных и трансграничных видов рыб, а также квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для Российской Федерации в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о необходимости для целей определения объема квот, освоенного Обществом в 2015 году, исходить из первоначального объема, распределенного ему приказом Росрыболовства от 03.12.2014 N 931 (811, 837 тонн).
Из материалов дела судом установлено, что, помимо спорного договора, Росрыболовством и ООО "ДВ-Флот" 03.05.2012 заключен договор о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне N ФАР-АЭ-418, объект вылова - краб-сгригун ангулятус, Восточно-Сахалинская подзона, размер 9,750 %, требований о расторжении которого не заявлено.
В 2014 и 2015 годах квоты на объект вылова - краб-сгригун ангулятус, Восточно-Сахалинская подзона выделены ответчику в размере 811, 837 тонн на каждый год без указания на конкретные договоры, что позволяет считать указанные квоты предоставленными по двум заключенным сторонами договорам в отношении одного и того же объекта и места вылова.
Исходя из этого, учитывая, что размер (доля) по двум договорам ООО "ДВ-Флот" составляет 20,301 % (10,591 % + 9,75%), следует признать, что по спорному договору объем выделенных квот составил по 421, 93 тонн в 2014 году и в 2015 году.
В этой связи, распределив объем выловленных биоресурсов пропорционально по двум указанным договорам, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в 2014 году освоение ответчиком квот по спорному договору составило 138,41 тонн или 32,80 %, в 2015 году - 226,97 тонн или 53 %.
Следовательно, основания для расторжения Договора, предусмотренные пунктом 2 статьи 13 Закона N 166 - ФЗ и подпунктом "б" пункта 9 раздела IV спорного договора, отсутствуют.
Довод истца о неприменении судом первой инстанции подлежащих применению положений Регламента, допускающего, по мнению апеллянта, внесение в текущем году изменений в утвержденные приказы о распределении прибрежных квот между пользователями водными биологическими ресурсами, не может быть признан состоятельным.
Данный Регламент определяет сроки и последовательность административных процедур и административных действий Росрыболовства и деятельность подведомственных научно-исследовательских организаций по исполнению государственной функции по разработке и представлению на государственную экологическую экспертизу, а также определению и утверждению ежегодно общих допустимых уловов водных биологических ресурсов, но не регулирует порядок и сроки распределения между пользователями водными биологическими ресурсами промышленных квот, прибрежных квот добычи (вылова) катадромных и трансграничных видов рыб, а также квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для Российской Федерации в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
С учётом установленного арбитражный суд апелляционной инстанции счел, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, коллегией не установлено, а доводы апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции.
Таким образом, оснований для изменения или отмены обжалуемого решения не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 АПК РФ, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 08.12.2016 по делу N А59-4591/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Н. Шалаганова |
Судьи |
К.П. Засорин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-4591/2016
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 мая 2017 г. N Ф03-1263/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Сахалино-Курильское ТУ ФА по рыболовству
Ответчик: ООО "ДВ-Флот"