Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 мая 2017 г. N Ф07-3022/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
10 февраля 2017 г. |
Дело N А56-43284/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Лутай В.В.,
при участии:
от заявителей: 1), 2) Костин С.В. по доверенностям от 04.03.2016, от 08.04.2016
от заинтересованного лица: Назарова М.В., по доверенности от 09.01.2017
от 3-го лица: Тарасенко А.И., по доверенности от 15.08.2016
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28352/2016) ООО "Астра", ООО "Петросталь" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.09.2016 по делу N А56-43284/2016 (судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению 1) ООО "Астра", 2) ООО "Петросталь"
к Администрации муниципального образования Колтушское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области
3-е лицо: ООО "ТеплоСервис"
об оспаривании постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Астра" (ОГРН 1037851065185, ИНН 7826175381, место нахождения: 188643, Ленинградская обл., г.Всеволожск, ул. Заводская, д. 33/35; далее - ООО "Астра") и общество с ограниченной ответственностью "Петросталь" (ОГРН 1027807594517, ИНН 7814124671, место нахождения: 188643, Ленинградская обл., г.Всеволожск, ул. Заводская, д. 33/35; далее - ООО "Петросталь") (вместе - заявители, Общества) обратились в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Администрации муниципального образования Колтушское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области (ОГРН 1144703001321, ИНН 4703139780, место нахождения:188680, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, дер. Колтуши, д.32; далее - Администрация) о признании недействительным постановления от 06.05.2016 N 213 "Об определении теплосетевой организации для осуществления содержания и и обслуживания бесхозяйных тепловых сетей на территории д.Старая МО "Колтушское СП".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ТеплоСервис" (ОГРН 1154703003091, ИНН 4703137736, место нахождения: 188689, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, близи дер. Старая, агрофирма "Выборжец"; далее - ООО "ТеплоСервис").
Решением суда от 16.09.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Астра" и ООО "Петросталь" просят отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В обоснование своих возражений заявители указывают, что судом не дана оценка представленной документации, подтверждающей факт создания, ввода в эксплуатацию и постановки на баланс построенных тепловых сетей согласно актов о приеме-передаче объекта основных средств. Кроме того, построенные заявителями тепловые сети являются вспомогательными объектами и были запроектированы не как самостоятельные линейные объекты, а включены в состав проектов жилых домов, что подтверждается положительными заключениями государственной экспертизы. По мнению заявителей, действия Администрации нарушают их права и законные интересы, поскольку лишают права владения, пользования, распоряжения своим имуществом, а также незаконно возлагают на ООО "ТеплоСервис" обязанность по содержанию и обслуживанию спорных тепловых сетей.
В судебном заседании представитель заявителей поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе (с учетом дополнений).
Представители Администрации и ООО "ТеплоСервис" возразили против удовлетворения апелляционной жалобы, просили оставить решение суда без изменения, считая его правильным.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 06.05.2016 Администрация в связи с выявлением участков бесхозяйных тепловых сетей на территории муниципального образования Колтушское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области, в целях организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории деревни Старая, в соответствии с частью 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ, Закон о теплоснабжении), статьей 14 Федерального закона от 08.11.2007 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N131-ФЗ) вынесла постановление N 213, в соответствии с пунктом 1 которого ООО "ТеплоСервис" определено теплосетевой организацией, осуществляющей содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей:
- тепловая сеть, протяженность 638 м., расположенная по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский район, д. Старая, от центрального теплового пункта по адресу: д. Старая, ул. Верхняя, от д. 1, корп. 4 до ввода в дома по ул. Верхняя, к. 1, д.1 к. 2, д. 1 к. 3, д. 3 к. 14, д. 3 к. 2, д. 3 к. 3, д. 3 к. 3, д. 5 к.2;
- тепловая сеть, протяженностью 357 м, расположенная по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, от центрального теплового пункта по адресу: д. Старая, ул. Верхняя до вводов в дома по ул. Верхняя, д. 7, д. 9, д. 11.
Согласно пункту 2 постановления ООО "ТеплоСервис" необходимо обеспечить надлежащее содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей для признания на них права муниципальной собственности МО Колтушское сельское поселение.
Пунктом 3 постановления ООО "ТеплоСервис" рекомендовано обратиться к Комитет по тарифам Ленинградской области для включения затрат на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы на следующий период регулирования.
Согласно пункту 4 необходимо обеспечить информирование организаций, осуществляющих управление многоквартирными жилыми домами, указанными в пункте 1 настоящего постановления, о необходимости заключения договоров теплоснабжения с ООО "ТеплоСервис".
Постановление вступает в силу после официального опубликования (пункт 5).
Посчитав постановление незаконным, Общества обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из следующего.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации определены Законом N 131-ФЗ.
Согласно статье 2 Закона N 131-ФЗ под вопросами местного значения понимают вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
К числу вопросов местного значения Закон N 131-ФЗ относит организацию теплоснабжения населения в границах городского округа (пункт 4 части 1 статьи 16, пункт 4.2 части 1 статьи 17).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 15 Закона о теплоснабжении в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
Пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно пункту 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Заявители ссылаются, что создали, ввели в эксплуатацию и поставили на баланс построенные тепловые сети, по их обращениям на тепловые сети были выданы кадастровые паспорта, о чем извещали Администрацию еще до издания оспоренного постановления уведомлениями от 15.12.2015.
При этом заявители не спорят, что на протяжении длительного периода времени и по настоящее время не зарегистрировали право собственности на спорные тепловые сети, не получали в этом отказа со стороны соответствующих государственных органов.
Как верно отметил суд первой инстанции, из представленных заявителями документов (разрешение на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию, договор подряда, кадастровые паспорта на недвижимое имущество (теплосети), договоров и расходов на эксплуатацию сетей) не усматривается право собственности заявителей на спорные участки тепловых сетей, поскольку вышеуказанные документы не являются правоустанавливающими для объектов недвижимости.
В силу части 6 статьи 15 Закона о теплоснабжении выявление органом местного самоуправления бесхозяйных тепловых сетей является основанием для реализации таким органом возложенной на него обязанности по определению теплосетевой организации, которая будет осуществлять содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
При этом с момента издания органом местного самоуправления соответствующего акта на профессионального участника - теплосетевую организацию или теплоснабжающую организацию - возлагается обязанность по содержанию и обслуживанию бесхозяйных участков сетей, поскольку именно они обязаны обеспечивать надежное и бесперебойное снабжение потребителей энергией вне зависимости от факта наличия в системе теплоснабжения бесхозяйных тепловых сетей.
Заявители в суде не оспорили, что 15.04.2015 в Администрации было проведено совещание с представителем застройщика ООО "Петросталь", на котором рассматривался вопрос передачи объектов инженерной инфраструктуры, в том числе тепловых сетей, в собственность МО Колтушское СП. По итогам совещания ООО "Петросталь" было направлено обращение с просьбой предоставить документы, подтверждающие право собственности на объекты инженерной инфраструктуры. Запрашиваемые документы предоставлены не были. 07.07.2015 было проведено повторное совещание, на которое представителям ООО "Петросталь" также предлагалось предоставить техническую документацию на объекты, подлежащие передаче в собственность МО Колтушское СП, а также документы, подтверждающие право собственности на эти объекты. Документы предоставлены не были.
В целях недопущения возникновения чрезвычайной ситуации в период подготовки и осуществления отопительного сезона 2015-2016 гг. было дано разрешение администрации МО Колтушское СП на расходование средств бюджета МО Колтушское СП на содержание указанной тепловой сети.
Как следует из текста названных выше уведомлений от 15.12.2015, Общества обладали сведениями о принятии решения Совета депутатов МО Колтушское сельское поселение от 01.10.2015 N 36 "О расходовании средств бюджета МО Колтушское СП на бесхозяйную тепловую сеть".
В ходе реализации указанного решения совета депутатов специалистом Администрации были приняты меры по изготовлению кадастровых паспортов на объекты теплоснабжения, собраны справки и необходимые для постановки на учет бесхозяйных недвижимых вещей и сдаче документации на регистрацию в Росреестр Ленинградской области.
09.08.2016 представителем Администрации были получены выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества:
- тепловая сеть с кадастровым номером 47:09:0110003:132, протяженностью 357 м, расположенная по адресу: д. Старая, ул. Верхняя;
-тепловая сеть с кадастровым номером 47:09:0000000:117, протяженностью 638 м, расположенная по адресу: д. Старая, ул. Верхняя.
Из части 6 статьи 15 Закона N 190-ФЗ следует, что бесхозяйной тепловой сетью признается тепловая сеть, которая не имеет эксплуатирующей организации.
Тепловая сеть, указанная в оспариваемом постановлении, на момент его принятия, не имела собственника и обслуживающей организации, что позволяло идентифицировать ее как бесхозяйную именно в контексте указанной нормы Закона о теплоснабжении и явилось основанием для реализации полномочий органа местного самоуправления.
Таким образом, в отношении бесхозяйной (в том смысле, который придает Закон о теплоснабжении) тепловой сети еще до начала и завершения процедуры, предусмотренной пунктом 1 статьи 225 ГК РФ, органом местного самоуправления должна быть определена теплосетевая организация, которая будет осуществлять содержание и обслуживание указанных тепловых сетей.
Отнесение федеральным законодателем части вопросов в сфере теплоснабжения населения к перечню вопросов местного значения поселений направлено на то, чтобы гражданам, проживающим на территории соответствующего муниципального образования, обеспечивался бесперебойный доступ к необходимому для нормальной жизнедеятельности объему тепловой энергии надлежащего качества (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2010 N 22-П, от 29.03.2011 N 2-П).
Орган местного самоуправления наделен полномочиями по определению организации, ответственной за содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей, в административном порядке путем вынесения ненормативного (одностороннего, властно-распорядительного) акта, возлагающего соответствующие обязанности на профессионального участника - теплосетевую организацию или теплоснабжающую организацию, поскольку именно они обязаны обеспечивать надежное и бесперебойное снабжение потребителей энергией вне зависимости от факта наличия в системе теплоснабжения бесхозяйных тепловых сетей.
Исполнение органом местного самоуправления обязанности по передаче бесхозяйных тепловых сетей на содержание соответствующим теплоснабжающим или теплосетевым организациям не поставлено в зависимость от соблюдения им установленной ГК РФ и подзаконными нормативными актами процедуры признания вещи бесхозяйной и порядка учета таких вещей.
Таким образом, оспариваемое постановление принято Администрацией в рамках предоставленных полномочий во исполнение требований Закона о теплоснабжении, заключение в отношении имущества гражданско-правового договора до определения ее собственника не представлялось для нее возможным.
Ссылка заявителей на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.12.2016 по делу N А56-68385/2016 отклоняется, поскольку оно не совпадает с настоящим делом по составу участников (часть 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), принято после оспоренных постановления Администрации и решения суда в настоящем деле, кроме того, по утверждению представителя Администрации, будет обжаловано в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в этой связи апелляционный суд, разрешая настоящий спор по его предмету, основаниям, допускаемым способам восстановления нарушенного права, конечному интересу заявителя, отмечает, что в силу статей 9, 12 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им права, в том числе выбирают способы их защиты.
При этом судебный способ защиты должен быть избран в соответствующей процедуре (порядке) судопроизводства и направлен на эффективное восстановление нарушенного (защищаемого) права.
В то же время заявители в настоящем деле об оспаривании ненормативного правового акта, подлежащем рассмотрению по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по сути, пытаются в выводах суда предрешить вопросы, касающиеся рассмотрения вещно-правового спора.
Как отмечено выше, самостоятельно в полномочный орган за регистрацией права собственности на тепловые сети заявители до настоящего времени не обращались, отказа в этом не получали, права подачи иска о признании права собственности, компенсации убытков (в случае наличия) не лишены.
Таким образом, отсутствует универсальная совокупность условий для удовлетворения заявленных требований (одновременное несоответствие постановления закону и нарушение прав и законных интересов заявителей) (часть 1 статьи 198, части 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких конкретных обстоятельствах решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для отмены либо изменения решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Плательщику следует возвратить из федерального бюджета сумму государственной пошлины, излишне уплаченную по данной категории дел.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.09.2016 по делу N А56-43284/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ПЕТРОСТАЛЬ" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы платежным поручением N 1075 от 06.10.2016.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-43284/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 мая 2017 г. N Ф07-3022/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "АСТРА", ООО "ПЕТРОСТАЛЬ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОЛТУШСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ ВСЕВОЛОЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "ТЕПЛО СЕРВИС"