г. Ессентуки |
|
07 марта 2017 г. |
Дело N А20-2723/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 марта 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Семенова М.У., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофименко О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзору) по Кабардино-Балкарской Республике на решение Арбитражного суда Республики Кабардино-Балкария от 22.12.2016 по делу N А20-2723/2016 (судья Кустова С.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бивитекс", (г. Нальчик, ИНН 0711057075)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзору) по Кабардино-Балкарской Республике, (г. Нальчик, ул. Тарчокова 18а)
об оспаривании ненормативного правового акта,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Бивитекс": Третьяк А.А. (доверенность от 03.03.2017),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Бивитекс" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кабардино-Балкарской Республике (далее - управление), просит обязать управление снять с расчетов 7 824 руб., доначисленных в связи с применением пятикратного коэффициента, увеличивающего исчисленную обществом плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2015 год., поскольку общество является субъектом малого и среднего предпринимательства (требования, уточненные в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением от 22.12.2016 Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики признал недействительными действия управления. Судебный акт мотивирован тем, что поскольку общество является субъектом малого предпринимательства, оно освобождено от разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Не согласившись с решением суда, управление подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя. В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что судом первой инстанции дана неправильная оценка материалам дела.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
От управления поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а доводы жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, письмом от 20.01.2016 N 06-19/5790, полученным обществом 16.05.2016, управление предложило обществу пересчитать четвертый раздел расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2015 года с увеличивающим коэффициентом "5" и представить откорректированные расчеты за 2015 год в управление, дополнительно уплатив за 2015 год 7 824 руб. платы за негативное воздействие на окружающую природную среду.
Не согласившись с указанным требованием, общество обратилось в суд с заявлением.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции, правомерно удовлетворил требования заявителя в связи со следующим.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным.
В силу пункта 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ, в редакции, действовавшей в спорный период, размещение отходов производства и потребления отнесено к видам негативного воздействия на окружающую среду.
В силу пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в редакции, действовавшей в спорный период, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Пунктом 3 статьи 16 Закона N 7-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный период, установлено, что порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок). Данный Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (пункт 1 Порядка).
Согласно пункту 4 Порядка плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов, уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент (пункт 5 Порядка).
Пунктом 6 Порядка определено, что при отсутствии у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная и плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 Порядка.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 N 30 утвержден Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), который предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы и которые относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Согласно пункту 3 указанного Порядка субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы.
В соответствии с пунктом 2 Порядка разработки и утверждения лимитов, утвержденного Приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 "О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" (зарегистрирован в Минюсте России 02.04.2010 N 16796), лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности).
Согласно материалам дела, обществом оспариваются действия управления по корректировке платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2015 год, рассчитанной обществом за указанный период в сумме 1956 руб. (489 руб. Х 4), на коэффициент "5" (9 780 руб. - 1 956 руб. = 7 824 руб.).
Обществом в управление представлены расчеты платы за негативное воздействие на окружающую природную среду за 1 - 4 кварталы 2015 года соответственно 09.04.2015, 13.07.2015, 12.10.2015, 18.01.2016, о чем имеются отметки управления о принятии, в которых общество исчислило плату за размещение отходов в сумме 489 рублей за каждый квартал. Платежными поручениями от 10.04.2015 N 52, от 14.08.2015 N 114, от 14.10.2015 N 148, от 07.02.2016 N 22 общество уплатило исчисленную за 2015 год плату за размещение отходов.
Указанное обстоятельство управление не оспаривает.
Таким образом, за 2015 год общество перечислило необходимые платежи за размещение отходов в указанном периоде в однократном размере.
Общество зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1020700755459 с 21.12.2002.
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 24.08.2016 N ЮЭ9965-16-131967 общество является малым предприятием, включено в Единый реестр и соответственно является субъектом малого предпринимательства
Поскольку общество является субъектом малого предпринимательства, оно освобождено от разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Аналогичная позиция изложена в письме Росприроднадзора от 01.07.2013 N ВК-06-01- 36/9256 "О недопустимости применения повышающего коэффициента к расчетам платы за размещение отходов субъектов малого и среднего предпринимательства". Указанным письмом разъяснено, что лимитами на размещение отходов за прошедший год являются количества отходов, фактически направленных на размещение в соответствии с отчетностью, предоставленной в текущем году. Порядок представления и контроля отчетности утвержден приказом Минприроды России от 16.02.2010 N 30 (зарегистрирован в Минюсте России 20.04.2010, N 16938). Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом, плата за текущий год взимается по факту без пятикратного коэффициента, плата по кварталам также производится по факту. Росприроднадзор указал, что непредставление в срок отчетности не может служить основанием для непринятия расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов и применения пятикратного повышающего коэффициента к расчетам платы за текущий и предыдущий периоды.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что поскольку управление при корректировке платы за 2015 год не приняло во внимание, что общество является субъектом малого предпринимательства, а в силу пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" общество освобождено от разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, общество исчислило и уплатило плату за размещение отходов за 2015 год, обязанность вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду касательно платы за размещение отходов производства с превышением повышающего пятикратного коэффициента у общества отсутствует, действия управления по корректировке платы за размещение отходов на коэффициент "5" нарушают права и законные интересы общества и его требования подлежат удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Вопрос о распределении судебных расходов, понесенных при подаче апелляционной жалобы, не был предметом рассмотрения, поскольку апеллянт в соответствии со статьей 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Кабардино-Балкария от 22.12.2016 по делу N А20-2723/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-2723/2016
Истец: ООО "Бивитекс"
Ответчик: Управление Росприроднадзора по КБР