г. Самара |
|
07 марта 2017 г. |
Дело N А55-19060/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 марта 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кувшинова В.Е.,
судей Бажана П.В., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
с участием в судебном заседании:
представителей общества с ограниченной ответственностью "Компания Экосервис"- Никитина С.В. (директор - паспорт), Шевякова И.Н. (доверенность от 01.02.2017),
представителя Административной комиссии муниципального района Волжский Самарской области - Аверина Д.И. (распоряжение от 11.03.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании 01 марта 2017 года в помещении суда апелляционную жалобу Административной комиссии муниципального района Волжский Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 16 декабря 2016 года по делу N А55-19060/2016 (судья Якимова О.Н.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания Экосервис" (ОГРН 1156313081760, ИНН 6311161562), г. Самара,
к Административной комиссии муниципального района Волжский Самарской области, г.Самара,
о признании незаконным постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Компания Экосервис" (далее - заявитель, общество, ООО "Компания Экосервис") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявление к Административной комиссии муниципального района Волжский Самарской области (далее - административный орган, Комиссия) о признании незаконным и отмене постановления от 27.07.2016 N 145-16 (л.д.3-6).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16.12.2016 по делу N А55-19060/2016 заявленные требования удовлетворены.
Суд признал незаконным и отменил постановление Административной комиссии муниципального района Волжский Самарской области от 27.07.2016 N 145-16 о назначении административного наказания обществу с ограниченной ответственностью "Компания Экосервис" за совершение правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 6.1 Закона Самарской области от 01.11.2007 N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области" (л.д.113-116).
В апелляционной жалобе административный орган просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (л.д.121-126).
Апеллянт указывает, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Постановлением администрации муниципального района Волжский Самарской области от 15.07.2015 N 2555 "О внесении изменений в постановление администрации муниципального района Волжский Самарской области от 29.10.2013 N4515 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального района Волжский Самарской области" схема размещения изложена в новой редакции, в которую ООО "Компания Эко сервис" не включена. Таким образом, вина ООО "Компания Экосервис" в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 6.1 Закона Самарской области от 01.11.2007 N115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области", является установленной.
Общество апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в письменных возражениях на нее.
В судебном заседании представитель административного органа поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Представитель общества отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в письменных возражениях на нее.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, письменных возражениях на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 08.07.2016 в 13-00 часов водитель-экспедитор Дорин Н.С. от лица ООО "Компания Экосервис" осуществлял с автомобиля Нива регистрационный номер Ф493ВХ73 прием отработанных аккумуляторных батарей и продажу новых АКБ, на территории общего пользования, на автодороге Самара-Волгоград в районе с.Воскресенка, вне мест установленных органом местного самоуправления.
Постановлением от 27.07.2016 N 145-16 ООО "Компания Экосервис" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 6.1 Закона Самарской области от 01.11.2007 N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области" и наложен штраф в размере 7500 руб. (л.д.8).
Не согласившись с указанным постановлением общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела видно, что заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 6.1 Закона N 115-ГД.
Статья 6.1 Закона N 115-ГД предусматривает осуществление розничной торговли или оказание бытовых услуг на территории общего пользования вне мест, установленных органами местного самоуправления или органами исполнительной власти Самарской области в соответствии с их компетенцией (часть 1 статьи 6.1);
Согласно статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию муниципальных правовых актов.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 3 Закона о торговой деятельности).
Общество в своем заявлении указывает, что ООО "Компания Экосервис" осуществляет посредническую коммерческую деятельность по приему отработанных аккумуляторных батарей у физических и юридических лиц и транспортировке отработанных аккумуляторных батарей на утилизацию.
Согласно Приказу Росприроднадзора от 18.07.2014 N 445 ФККО (Федеральный классификационный каталог отходов) - аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом (код 92011001532) отнесены ко II классу опасности. Аккумуляторы свинцовые отработанные в сборе, без электролита (код 92011002523) отнесены к III классу опасности.
Согласно статье 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется на основании лицензии.
С 01.07.2015 вступили в силу отдельные положения Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (ред. от 29.12.2015), согласно которым с 01.07.2015 лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Федеральным законом от 29.06.2015 N 203-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" статья 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ дополнена частью 3.1 в соответствии, с которой юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 01.01.2016.
В последующем, Федеральным законом от 29.12.2015 N 404-ФЗ срок на получение указанной лицензии продлен до 01.07.2016.
Таким образом, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, предоставлен переходной период до 01.07.2016 для получения лицензии.
ООО "Компания Экосервис" имеет соответствующую лицензию (л.д. 10-12).
Заявитель считает, что согласно письма Администрации городского округа Самара, письма Администрации Железнодорожного района городского округа Самара, постановления N 452 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, дополнительных разрешений районных администраций на осуществление сбора и транспортирования отработанных аккумуляторных батарей не требуется (л.д. 39-41).
Также заявитель ссылается на то, что деятельность, осуществляемая ООО "Компания Экосервис" не относится ни к розничной торговле, ни к оказанию бытовых услуг населению.
Бытовыми услугами в соответствии со статьей 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) являются платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению, за исключением услуг по изготовлению мебели, строительству индивидуальных домов.
При этом Общероссийский классификатор услуг населению не содержит в своем перечне услуги по приему отработанных АКБ.
Розничной торговлей в соответствии со статьей 346.27 НК РФ, является предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.
В данном случае, на указанной территории розничной торговли не велось. Данный факт не доказан, не зафиксирован. Наличие новых АКБ в а/м экспедитора Дорина не является само по себе доказательством осуществления розничной торговли на территории Волжского района. Новые АКБ, находящиеся в а/м Дорина Н.С. предназначались для доставки заказов по интернету. Дорин Н.С., являясь водителем-экспедитором ООО "Компания Экосервис", торговлю АКБ не осуществлял.
Административная комиссия муниципального района Волжский Самарской области создана и осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом Самарской области от 01.11.2007 N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области".
В соответствии с пунктом 9 статьи 11.2 Закона Самарской области от 01.11.2007 N 115 "Об административных правонарушениях на территории Самарской области" должностными лицами административных комиссий, в том числе члены административной комиссии, вправе составлять административные протоколы об административных правонарушениях.
Обжалуемое постановление вынесено административной комиссией в соответствии с частью 1 статьи 6.1 Закона Самарской области от 01.11.2007 N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области" за осуществление розничной торговли или оказание бытовых услуг на территории общего пользования, вне мест, установленных органами местного самоуправления.
Административный орган считает, что постановление вынесено на основании протокола об административном правонарушении от 13.07.2016, к которому приложены фотоматериалы, которые свидетельствуют о совершенном правонарушении. На фотоматериалах видно недвусмысленное предложение неопределенному кругу лиц сдать б/у аккумулятор и совершить покупку нового по цене 2200 руб.
В обоснование своей позиции заинтересованное лицо указывает на, что в общероссийском классификаторе услуг населению ОК 002-93 (ОКУН) (утв. постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 N 163 с изменениями и дополнениями) есть услуга за N 017616 0 "Утилизация автотранспортных средств и их составных частей", чем и является аккумуляторная батарея.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы административного органа по следующим основаниям.
Фотоматериалы, на которые ссылается административный орган, свидетельствуют лишь о наличии в ООО "Компания Экосервис" акции о возможности покупки нового АКБ по указанной цене, а не подтверждает факт розничной продажи АКБ с автомобиля водителем-экспедитором.
Согласно предоставленным в материалы дела документам у водителя-экспедитора отсутствуют полномочия на продажу АКБ, и имеются полномочия лишь по сбору отработанных АКБ. Новый АКБ возможно приобрести в специализированном магазине Компании.
Вывод административного органа о том, что "услуга по приему отработанных АКБ" подпадает под понятие услуги, предусмотренной Общероссийским классификатором услуг населению N 017616 "утилизация автотранспортных средств и их составных частей" не соответствует действительности.
Согласно Федерального классификационного каталога отходов (утвержденного Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 N 445) аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом (код 92011001532) отнесены ко II классу опасности для окружающей среды, аккумуляторы свинцовые отработанные в сборе, без электролита (код 92011002523) отнесены к III классу опасности для окружающей среды.
ООО "Компания Экосервис" осуществляет посредническую коммерческую деятельность по приему отработанных аккумуляторных батарей у физических и юридических лиц и транспортировке отработанных аккумуляторных батарей на утилизацию.
При этом АКБ неразборные в корпусе, с электролитом, свинцовые пластины не извлекаются.
В соответствии со статьей 9 Закона N 89-ФЗ и пункта 30 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется на основании лицензии.
ООО "Компания Экосервис" выдана лицензия 63 N ОТ-0146 от 10.06.2016 на сбор и транспортирование отходов II и III классов опасности для окружающей среды.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Отходы от использования товаров - готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них. Сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.
Согласно статье 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" торговая деятельность (далее - торговля) - вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров.
В общероссийском классификаторе услуг населению, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 N 16 (ОК 002-93) отсутствует услуга по приему отработанных аккумуляторов.
Таким образом, деятельность по сбору отходов, в частности прием б/у аккумуляторов посредством мобильных пунктов приема, нельзя отнести к торговой деятельности, т.к. отработанные аккумуляторы не являются товаром вследствие утраты своих потребительских свойств.
Указанный довод также подтверждается Распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 N 1886-р "Об утверждении перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств", согласно которому в перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств включены аккумуляторные батареи и аккумуляторы (группа N 28 и группа N 29).
К отработанным эксплуатационным материалам автомобиля аккумуляторные батареи, а также электролит в отдельности отнести нельзя, так как они не включены ни в один из перечней эксплуатационных материалов автомобиля.
ООО "Компания Экосервис" не осуществляет деятельность по утилизации. Утилизация опасных отходов возможна только на специальных заводах, на территории Самарской области всего один такой завод.
Как следует из материалов дела, сбор опасных отходов посредством "Экомобилей" достаточно распространенная в Российской Федерации практика в таких крупных городах как Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Новокузнецк, Сыктывкар и др. городах России.
Сбор опасных отходов посредством мобильных пунктов приема поддерживает и такая организация как "Гринпис России". Партия "Единая Россия" в рамках партпроекта "Экология России" в Тольятти запустили экопроект по сбору опасных отходов посредством "Экомобилей". Неправильная утилизация опасных отходов, образующихся в быту, приводит к загрязнению окружающей среды такими веществами, как тяжелые металлы (включая электролит и свинец), а также хлорорганические соединения. Токсичные вещества в виде фильтрата могут с атмосферными осадками попадать в водоносные горизонты, загрязнять почву и воздух и, накапливаясь в природной среде, могут в итоге оказывать негативное воздействие на здоровье людей. Чем крупнее город, тем сложнее организовать сбор опасных отходов, тем значительней проблема утилизации опасных отходов.
ООО "Компания Экосервис" сотрудничает с союзом экологов Самарской области, делает сбор опасных отходов для жителей г.о. Самара доступней.
Все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, в соответствии с принципом презумпции невиновности, закрепленным статьей 1.5 КоАП РФ, толкуются в пользу этого лица.
Частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что наличие события или состава административного правонарушения устанавливается на основании фактических данных, являющихся доказательствами по делу об административном правонарушении.
Согласно части 2 статьи 26.2 КоАП РФ фактические данные, являющиеся доказательствами по делу об административном правонарушении, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности возлагается на административный орган, который принял оспариваемое решение, а лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность (часть 3 статьи 1.5 КоАП РФ).
Для привлечения к административной ответственности необходимо наличие состава административного правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону (статьи 2.1, 26.1 КоАП РФ).
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что факт вменяемого заявителю административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.1 Закона Самарской области от 01.11.2007 N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области" осуществление розничной торговли или оказание бытовых услуг на территории общего пользования, вне мест, установленных органами местного самоуправления, не подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами.
Частью 2 статьи 211 АПК РФ установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, он принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что заявленные обществом требования подлежат удовлетворению, а постановление административного орган от 27.07.2016 N 145-16 является незаконным и подлежит отмене.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно части 5 статьи 30.2 КоАП РФ, части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается, как не облагаются пошлиной и жалобы на принятые по таким заявлениям судебные акты.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 16 декабря 2016 года по делу N А55-19060/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-19060/2016
Истец: ООО "Компания Экосервис"
Ответчик: Административная комиссия муниципального района Волжский Самарской области
Третье лицо: Тимченко Ю.Н.
Хронология рассмотрения дела:
30.11.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-26769/17
05.09.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11866/17
28.07.2017 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11160/17
07.03.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-596/17
16.12.2016 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-19060/16