Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 июня 2017 г. N Ф08-2776/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
13 марта 2017 г. |
дело N А32-29778/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова А.А.,
судей Галова В.В., Малыхиной М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гордейко М.А.,
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22 декабря 2016 года по делу N А32-29778/2016
по иску публичного акционерного общества энергетики и электрификации Кубани
к ответчику Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
о признании права собственности,
принятое в составе судьи Ермоловой Н.А.,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество энергетики и электрификации Кубани (далее - истец, общество, ПАО "Кубаньэнерго") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - ответчик, агентство) о признании права собственности на следующие объекты:
- здание трансформаторной подстанции Х-231 площадью 22,9 кв. м., с кадастровым номером: 23:49:0304025:2358, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, поселок Кудепса, ул. Калиновая, строение 30;
- здание трансформаторной подстанции Х-62 площадью 33,1 кв. м., с кадастровым номером: 23:49:0304023:1362, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, поселок Кудепса, ул. Сухумское шоссе, строение 1;
- здание трансформаторной подстанции - 65 площадью 20,4 кв. м., с кадастровым номером: 23:49:0302001:1953, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, ул. Лысая гора, строение 3/5;
- здание трансформаторной подстанции - 133 площадью 21,6 кв. м, с кадастровым номером: 23:49:0302003:1253, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, ул. Дмитриевой, д. 13, стр. 1;
- здание трансформаторной подстанции - 369 площадью 58,0 кв. м., с кадастровым номером: 23:49:0302008:1069, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, ул. Мандариновая, строение 2;
- здание трансформаторной подстанции - 440 площадью 28,4 кв. м., с кадастровым номером: 23:49:0301013:1141, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, ул. Тепличная, д. 9/2д, строение 1;
- здание трансформаторной подстанции Х-153 площадью 23,5 кв. м., с кадастровым номером: 23:49:0509002:2035, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, ул. Самшитовая, строение 55а;
- здание трансформаторной подстанции Х-175 площадью 47,4 кв. м., с кадастровым номером: 23:49:0304022:2779, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, ул. Апшеронская, строение 11/4;
- здание трансформаторной подстанции Х-28 площадью 15,5 кв. м., с кадастровым номером: 23:49:0304015:1418, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, ул. Сухумское шоссе, д. 7, строение 1;
- здание трансформаторной подстанции - 161 площадью 46,5 кв. м., с кадастровым номером: 23:49:0205029:2911, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, ул. Параллельная, д. 38, строение 1;
- здание трансформаторной подстанции - 284 площадью 16,5 кв. м., с кадастровым номером: 23:49:0202018:1429, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, ул. Донская, д. 92, строение 1;
- здание трансформаторной подстанции - 447 площадью 62,1 кв. м., с кадастровым номером: 23:49:0202019:2335, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, пер. Донской, д. 22, строение 1;
- здание трансформаторной подстанции - 346 площадью 51,2 кв. м., с кадастровым номером: 23:49:0202016:2708, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, пер. Донской, д. 1, строение 1;
- здание трансформаторной подстанции - 168 площадью 46,0 кв. м., с кадастровым номером: 23:49:0205018:1251, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, ул. Ударная, д. 8, строение 1;
- здание трансформаторной подстанции - 370 площадью 57,3 кв. м., с кадастровым номером: 23:49:02020272:1324, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, ул. Донская, строение 3/5.
Исковые требования мотивированы тем, что истец приобрел право собственности на спорные объекты в порядке приватизации, однако в настоящий момент отсутствует возможность государственной регистрации права собственности во внесудебном порядке.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.12.2016 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Суд первой инстанции указал, что при рассмотрении дел N N А32-15697/2011, А32-55523/2009, А32-8172/2013 и А32-42817/2015 установлено, что преобразование производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго" в общество осуществлялось в составе единого хозяйственного комплекса, все имущество, за исключением не подлежащего приватизации, было передано вновь созданному обществу. В материалы дела не представлено доказательств того, что спорные объекты вошли в состав имущество, которое не подлежало приватизации.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило его отменить, в удовлетворении иска отказать.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к следующему:
- в приватизационных и технических документах указаны противоречивые сведения, не позволяющие сделать безусловный вывод об отнесении спорных объектов к объектам, указанным в акте приватизации;
- ПАО "Кубаньэнерго" не доказало суду законность возведения спорных объектов недвижимости его правопредшественником.
В отзыве истец просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны явку своих представителей не обеспечили, будучи надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения спора. В отношении сторон дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, обществу принадлежат 15 объектов капитального строительства, расположенные в п. Кудепса, Хостинском районе, Центральном районе г. Сочи, что подтверждается представленными в материалы дела справками о балансовой принадлежности.
В порядке приватизации общество приобрело право собственности на спорные объекты, что подтверждается планом приватизации производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго", зарегистрированным 01.02.1993 Департаментом по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края и учтенным Фондом государственного имущества Краснодарского края.
Согласно уставу ОАО "Кубаньэнерго", утвержденному решением общего собрания акционеров АО "Кубаньэнерго" на основании протокола от 26.04.1996 N 4, ОАО энергетики и электрификации Кубани образовано в связи с приведением в соответствие с Федеральным законом "Об акционерных обществах" от 24.11.1995 учредительных документов акционерного общества закрытого типа "Энергетики и электрификации Кубани", являющегося правопреемником Краснодарского производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго".
Общество является правопреемником Краснодарского производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго".
Как указывает общество, оно в настоящее время лишено возможности зарегистрировать право собственности на спорные объекты капитального строительства - закрытые трансформаторные подстанции во внесудебном порядке, ввиду принятых Управлением Росреестра по Краснодарскому краю отказов в осуществлении государственной регистрации права собственности от 27.04.2016 N 23/001/826/2015-4528, N 23/001/826/2015-4558, N 23/001/826/2015-4569, N 23/001/826/2015-4606, N 23/001/826/2015-4608, N 23/001/827/2015-6438;
от 29.04.2016 N 23/001/828/2015-2698; от 04.05.2016 N 23/001/827/2015-7498, 23/001/827/2015-7504, 23/001/827/2015-7507; от 10.05.2016, N 23/001/826/2015-6618, N 23/001/826/2015-6620, N 23/001/826/2015-6647; от 11.05.2016 N 23/001/834/2016-2840, N 23/001/834/2016-2876.
Согласно техническим паспортам спорные объекты введены в эксплуатацию в 1953-1981 годах.
Спорные объекты не числятся в реестрах федерального имущества, государственной собственности Краснодарского края, муниципальной собственности соответствующего муниципального образования, не находятся в частной собственности физических и юридических лиц, что подтверждается выписками Управления Росреестра по Краснодарскому краю, письмами департамента имущественных отношений Краснодарского края, управления, администраций сельских поселений.
Отнесение спорных объектов к объектам недвижимости подтверждается заключениями кадастрового инженера от 20.05.2016 N N 01/200516, 02/200516, 03/200516, 04/200516, 05/200516, 06/200516, 08/200516, 09/200516, 10/200516, 11/200516, 12/200516, 13/200516, 14/200516, 15/200516, 16/200516.
В соответствии с абзацем 5 пункта 11 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится, как универсальный правопреемник, собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
План приватизации Краснодарского производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго" содержит сведения о включении объектов имущества ЛЭП и подстанций 35 кВ и выше, а также ЛЭП 0,4 кВ.
Полагая себя собственником спорных объектов недвижимости, общество обратилось в суд с иском.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
На основании статьи 1 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" активы предприятий относятся к объектам приватизации.
Порядок приватизации предприятий топливно-энергетического комплекса определен указами Президента Российской Федерации от 15.08.1992 N 923 "Об организации управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации в условиях приватизации" и от 05.11.1992 N 1334 "О реализации в электроэнергетической промышленности Указа Президента Российской Федерации от 14.08.1992 N 922 "Об особенностях преобразования государственных предприятий, организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества" в целях повышения эффективности функционирования Единой энергетической системы Российской Федерации в условиях приватизации государственной собственности и распространялся, в том числе и на Краснодарэнерго, входившее в состав предприятий ТЭК Российской Федерации.
Порядок определения состава приватизируемого имущества установлен пунктом 1.3 Временных методических указаний по оценке стоимости основных объектов приватизации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 66 "Об ускорении приватизации государственных предприятий в РСФСР", которым предусмотрено, что оценка имущества осуществляется предприятием на основе данных его полной инвентаризации, по итогам инвентаризации должны быть отрегулированы выявленные в ходе ее проведения расхождения фактического наличия ценностей против данных бухгалтерского учета и отчетности. На выявленное по результатам инвентаризации не учтенное по балансу имущество заводятся инвентарные карточки, делаются записи в соответствующих бухгалтерских документах, итоги оценки отражаются в соответствующих актах.
Согласно статье 27 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" состав и цена активов приватизируемого предприятия указывается в сделке приватизации. Составной частью сделки являются акты оценки имущества, в которых отражается состав приватизируемого имущества. При этом неправильное указание имущества в одном акте оценки вместо другого не может служить основанием для вывода о том, что это имущество не включено в состав приватизируемого. Если имеются бесспорные доказательства включения отдельных объектов движимого имущества в состав приватизируемого имущества, то эти объекты должны признаваться выкупленными в установленном порядке, даже если они в совокупности образуют недвижимость.
Суд установил, что согласно техническим паспортам спорные объекты введены в эксплуатацию в 1953-1981 годах, они не числятся в реестрах федерального имущества, государственной собственности Краснодарского края, муниципальной собственности соответствующего муниципального образования, не находятся в частной собственности физических и юридических лиц, что подтверждается соответствующими доказательствами.
Отнесение спорных объектов к объектам недвижимости подтверждается заключениями кадастрового инженера, фотоматериалом (стороны не оспаривают).
Согласно акту оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992, утвержденному 26.04.2001 заместителем председателя Комитета по управлению государственным имуществом Краснодарского края, а также представленным в материалы дела техническим паспортам и адресным справкам, все спорные трансформаторные подстанции входили в состав имущества Производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго" (правопредшественника истца).
При этом, как следует из расшифровки объектов социально-бытового и социально-культурного назначения Производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго" по состоянию на 01.07.1992, остающихся в государственной собственности, утвержденной 27.01.1993 заместителем председателя комитета по управлению имуществом Краснодарского края, спорные трансформаторные подстанции не вошли в состав имущества, остающегося в государственной собственности.
С учетом изложенного, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
При указанных обстоятельствах у апелляционного суда отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в арбитражном суде апелляционной инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22 декабря 2016 года по делу N А32-29778/2016 оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
А.А. Попов |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-29778/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 июня 2017 г. N Ф08-2776/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ПАО "Кубаньэнерго", ПАО энергетики и электрификации Кубани
Ответчик: Департамент имущественных отношений Краснодарского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае