г. Краснодар |
|
09 июня 2017 г. |
Дело N А32-29778/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 июня 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Рассказова О.Л. и Улько Е.В., при участии в судебном заседании от ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю - Литвиненко А.В. (доверенность от 03.04.2017), в отсутствие истца - публичного акционерного общества энергетики и электрификации Кубани (ПАО "Кубаньэнерго"), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.12.2016 (судья Ермолова Н.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2017 (судьи Попов А.А., Галов В.В., Малыхина М.Н.) по делу N А32-29778/2016, установил следующее.
ПАО "Кубаньэнерго" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании права собственности на следующие объекты недвижимости:
- здание трансформаторной подстанции Х-231 площадью 22,9 кв. м, с кадастровым номером: 23:49:0304025:2358, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, поселок Кудепса, ул. Калиновая, строение 30;
- здание трансформаторной подстанции Х-62 площадью 33,1 кв. м, с кадастровым номером: 23:49:0304023:1362, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, поселок Кудепса, ул. Сухумское шоссе, строение 1;
- здание трансформаторной подстанции - 65 площадью 20,4 кв. м, с кадастровым номером: 23:49:0302001:1953, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, ул. Лысая гора, строение 3/5;
- здание трансформаторной подстанции - 133 площадью 21,6 кв. м, с кадастровым номером: 23:49:0302003:1253, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, ул. Дмитриевой, д. 13, стр. 1;
- здание трансформаторной подстанции - 369 площадью 58,0 кв. м, с кадастровым номером: 23:49:0302008:1069, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, ул. Мандариновая, строение 2;
- здание трансформаторной подстанции - 440 площадью 28,4 кв. м, с кадастровым номером: 23:49:0301013:1141, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, ул. Тепличная, д. 9/2д, строение 1;
- здание трансформаторной подстанции Х-153 площадью 23,5 кв. м, с кадастровым номером: 23:49:0509002:2035, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, ул. Самшитовая, строение 55а;
- здание трансформаторной подстанции Х-175 площадью 47,4 кв. м, с кадастровым номером: 23:49:0304022:2779, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, ул. Апшеронская, строение 11/4;
- здание трансформаторной подстанции Х-28 площадью 15,5 кв. м, с кадастровым номером: 23:49:0304015:1418, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, ул. Сухумское шоссе, д. 7, строение 1;
- здание трансформаторной подстанции - 161 площадью 46,5 кв. м, с кадастровым номером: 23:49:0205029:2911, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, ул. Параллельная, д. 38, строение 1;
- здание трансформаторной подстанции - 284 площадью 16,5 кв. м, с кадастровым номером: 23:49:0202018:1429, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, ул. Донская, д. 92, строение 1;
- здание трансформаторной подстанции - 447 площадью 62,1 кв. м, с кадастровым номером: 23:49:0202019:2335, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, пер. Донской, д. 22, строение 1;
- здание трансформаторной подстанции - 346 площадью 51,2 кв. м, с кадастровым номером: 23:49:0202016:2708, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, пер. Донской, д. 1, строение 1;
- здание трансформаторной подстанции - 168 площадью 46,0 кв. м, с кадастровым номером: 23:49:0205018:1251, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, ул. Ударная, д. 8, строение 1;
- здание трансформаторной подстанции - 370 площадью 57,3 кв. м, с кадастровым номером: 23:49:02020272:1324, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, ул. Донская, строение 3/5.
Решением от 22.12.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.03.2017, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе управление просит отменить обжалуемые судебные акты, отказать в иске. Заявитель указывает на то, что в приватизационных и технических документах содержатся противоречивые сведения, не позволяющие сделать безусловный вывод об отнесении спорных объектов к объектам, указанным в акте приватизации.
В оценке стоимости зданий и сооружений от 01.07.1992 не указаны сведения о площадях объектов. Ввиду отсутствия должной индивидуализации объектов в плане приватизации невозможно сделать вывод о возникновении права собственности у общества. Если здания трансформаторных подстанций создавались как объекты недвижимого имущества в 1960 - 1990 годы, общество обязано доказать законность возведения зданий (нет доказательств того, что правопредшественник общества получал в пользование сформированный земельный участок под каждой подстанцией, на которую было бы выдано разрешение на строительство в соответствии со статьями 12, 13 и 18 Земельного кодекса РСФСР от 01.07.1970). Фактическое владение имуществом без наличия должного правового титула не порождает право собственности. В материалы дела не представлены доказательства проведения полной инвентаризации в порядке, установленном Временными методическими указаниями по оценке стоимости основных объектов приватизации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 66 "Об ускорении приватизации государственных предприятий в РСФСР".
В отзыве на жалобу общество просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель управления повторил доводы жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя управления, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, в соответствии с планом приватизации государственное предприятие "Краснодарэнерго" относилось к федеральной собственности.
Согласно Уставу ОАО "Кубаньэнерго" общество образовано в связи с приведением в соответствие с Федеральным законом "Об акционерных обществах" от 24.11.1995 учредительных документов акционерного общества открытого типа "Энергетики и электрификации Кубани", являющегося правопреемником Краснодарского производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго".
В обоснование иска общество ссылается на то, что приобрело спорное имущество в порядке приватизации. План приватизации, зарегистрированный 01.02.1993 Департаментом по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края и учтенный Фондом государственного имущества Краснодарского края, содержит сведения о включении объектов имущества - ЛЭП и подстанций 35 кВ и выше, а также ЛЭП 0,4 кВ.
Управление не оспаривает использование спорных зданий трансформаторных подстанций истцом и нахождение их во владении истца. Спорные объекты не числятся в реестрах федерального имущества, государственной собственности Краснодарского края, муниципальной собственности соответствующего муниципального образования, не находятся в частной собственности физических и юридических лиц.
Как указывает общество, оно лишено возможности зарегистрировать право собственности на спорные 15 объектов (закрытые трансформаторные подстанции) во внесудебном порядке ввиду отсутствия пообъектного перечня имущества в плане приватизации.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, общество обратилось с иском в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 5 пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22), акционерное общество, созданное в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
На основании статьи 1 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" активы предприятий относятся к объектам приватизации.
Порядок приватизации предприятий топливно-энергетического комплекса определен указами Президента Российской Федерации от 15.08.1992 N 923 "Об организации управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации в условиях приватизации" и от 05.11.1992 N 1334 "О реализации в электроэнергетической промышленности", Указа Президента Российской Федерации от 14.08.1992 N 922 "Об особенностях преобразования государственных предприятий, организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества" в целях повышения эффективности функционирования Единой энергетической системы Российской Федерации в условиях приватизации государственной собственности и распространялся, в том числе и на Краснодарэнерго, входившее в состав предприятий ТЭК Российской Федерации.
Порядок определения состава приватизируемого имущества установлен пунктом 1.3 Временных методических указаний по оценке стоимости основных объектов приватизации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 66 "Об ускорении приватизации государственных предприятий в РСФСР", которым предусмотрено, что оценка имущества осуществляется предприятием на основе данных его полной инвентаризации, по итогам инвентаризации должны быть отрегулированы выявленные в ходе ее проведения расхождения фактического наличия ценностей против данных бухгалтерского учета и отчетности. На выявленное по результатам инвентаризации не учтенное по балансу имущество заводятся инвентарные карточки, делаются записи в соответствующих бухгалтерских документах, итоги оценки отражаются в соответствующих актах.
Согласно статье 27 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" состав и цена активов приватизируемого предприятия указывается в сделке приватизации. Составной частью сделки являются акты оценки имущества, в которых отражается состав приватизируемого имущества. При этом неправильное указание имущества в одном акте оценки вместо другого не может служить основанием для вывода о том, что это имущество не включено в состав приватизируемого.
Здания трансформаторных подстанций введены в эксплуатацию в 1953 - 1981 годах, то есть до введения в действие Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), закрепившего понятие самовольного строительства в статье 222 Кодекса. Таким образом, основания для отнесения зданий трансформаторных подстанций к самовольным постройкам отсутствуют.
Кроме того, спорные объекты не числятся в реестрах федерального имущества, государственной собственности Краснодарского края, муниципальной собственности соответствующего муниципального образования, не находятся в частной собственности физических и юридических лиц, что подтверждается что подтверждается выписками Управления Росреестра по Краснодарскому краю, письмами департамента имущественных отношений Краснодарского края, управления, администраций сельских поселений.
Отнесение спорных объектов к объектам недвижимости подтверждается заключениями кадастрового инженера.
Согласно акту оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992, утвержденному 26.04.2001 заместителем председателя Комитета по управлению государственным имуществом Краснодарского края, а также представленным в материалы дела техническим паспортам и адресным справкам, все спорные трансформаторные подстанции входили в состав имущества производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго" (правопредшественника истца).
Из расшифровки объектов социально-бытового и социально-культурного назначения производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго" (по состоянию на 01.07.1992), утвержденной 27.01.1993 заместителем председателя комитета по управлению имуществом Краснодарского края, следует, что трансформаторные подстанции не вошли в состав имущества, остающегося в государственной собственности.
При рассмотрении дел N А32-15697/2011, А32-55523/2009 и А32-8172/2013 установлено, что преобразование Краснодарского производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго" в общество осуществлялось в составе единого хозяйственного комплекса, все имущество, за исключением не подлежащего приватизации, было передано вновь созданному обществу.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суды правомерно удовлетворили исковые требований общества.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют доводы апелляционной жалобы, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств установленных судами и фактических обстоятельств дела, которая в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено. Основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.12.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2017 по делу N А32-29778/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
О.Л. Рассказов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок определения состава приватизируемого имущества установлен пунктом 1.3 Временных методических указаний по оценке стоимости основных объектов приватизации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 66 "Об ускорении приватизации государственных предприятий в РСФСР", которым предусмотрено, что оценка имущества осуществляется предприятием на основе данных его полной инвентаризации, по итогам инвентаризации должны быть отрегулированы выявленные в ходе ее проведения расхождения фактического наличия ценностей против данных бухгалтерского учета и отчетности. На выявленное по результатам инвентаризации не учтенное по балансу имущество заводятся инвентарные карточки, делаются записи в соответствующих бухгалтерских документах, итоги оценки отражаются в соответствующих актах.
Согласно статье 27 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" состав и цена активов приватизируемого предприятия указывается в сделке приватизации. Составной частью сделки являются акты оценки имущества, в которых отражается состав приватизируемого имущества. При этом неправильное указание имущества в одном акте оценки вместо другого не может служить основанием для вывода о том, что это имущество не включено в состав приватизируемого.
Здания трансформаторных подстанций введены в эксплуатацию в 1953 - 1981 годах, то есть до введения в действие Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), закрепившего понятие самовольного строительства в статье 222 Кодекса. Таким образом, основания для отнесения зданий трансформаторных подстанций к самовольным постройкам отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 июня 2017 г. N Ф08-2776/17 по делу N А32-29778/2016