Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 18 июля 2017 г. N Ф10-2650/17 настоящее постановление оставлено без изменения
16 марта 2017 г. |
Дело N А84-2596/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2017 года.
В полном объёме постановление изготовлено 16 марта 2017 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Евдокимова И.В., судей Омельченко В.А., Приваловой А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ждера А.Р.,
при участии:
от Общества с ограниченной ответственностью "МАГИТ-Д" - Андреева Е.В., доверенность N 7 от 17.06.2016,
от Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя - Карнишаускене В.А., доверенность б/н от 19.07.2016,
от Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - Остапенко В.А., доверенность N 08 от 10.01.2017,
от Правительства Севастополя - Адаменко Д.А., доверенность N 3943/31/2-16 от 12.09.2016,
рассмотрев повторно в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "МАГИТ-Д" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 20 декабря 2016 года по делу N А84-2596/2016 (судья Минько О.В.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "МАГИТ-Д" (Севастопольская зона ЮБК, владение 11, урочище Ласпи, г. Севастополь, 299805)
к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя (ул. Ленина, д.2, г. Севастополь, 299011)
о признании незаконным отказа и обязании совершить определенные действия, с участием заинтересованных лиц:
Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (ул. Ленина, д. 2, г. Севастополь, 299011)
Правительства Севастополя (ул. Ленина, д. 2, г. Севастополь, 299011)
установил:
28.06.2016 Общество с ограниченной ответственностью "МАГИТ-Д" (далее - ООО "МАГИТ-Д") обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконными решений Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя (далее - Управление) об отказе в государственной регистрации от 15.04.2016 N 91/001/004/2016-739 на объект недвижимости - здание сарая лит. "Я", кадастровый (условный) номер 91:01:058002:299 по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, д. 11; от 15.04.2016 N 91/001/004/2016-737 на объект недвижимости - уборная лит. "Л-3", кадастровый (условный) номер 91:01:058002:298 по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, д. 11; от 15.04.2016 N 91/001/004/2016-718 на объект недвижимости - домик N 9 лит. "М", кадастровый (условный) номер 91:01:058001:81 по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, д. 11; от 15.04.2016 N 91/001/004/2016-722 на объект недвижимости - здание, кадастровый (условный) номер 91:01:058001:78 по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, д. 11, урочище Ласпи; от 15.04.2016 N 91/001/004/2016-685 на объект недвижимости - здание, кадастровый (условный) номер 91:01:058002:297 по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, д. 11, урочище Ласпи; от 15.04.2016 N 91/001/004/2016-736 на объект недвижимости - здание, кадастровый (условный) номер 91:01:058001:64 по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, д. 11, урочище Ласпи; от 15.04.2016 N 91/001/004/2016-694 на объект недвижимости - здание, кадастровый (условный) номер 91:01:058001:65 по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, д. 11, урочище Ласпи; от 15.04.2016 N 91/001/004/2016-735 на объект недвижимости - здание, кадастровый (условный) номер 91:01:058001:94 по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, д. 11; от 15.04.2016 N 91/001/004/2016-726 на объект недвижимости - здание, кадастровый (условный) номер 91:01:058001:79 по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, д. 11; от 15.04.2016 N 91/001/004/2016-712 на объект недвижимости - домик N 7, кадастровый (условный) номер 91:01:058001:75 по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, д. 11; от 15.04.2016 N 91/001/004/2016-721 на объект недвижимости - здание, кадастровый (условный) номер 91:01:058001:90 по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, д. 11; от 15.04.2016 N 91/001/004/2016-711 на объект недвижимости - здание, кадастровый (условный) номер 91:01:058001:48 по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, д. 11; от 15.04.2016 N 91/001/004/2016-714 на объект недвижимости - здание, кадастровый (условный) номер 91:01:058001:96 по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, д. 11; от 15.04.2016 N 91/001/004/2016-690 на объект недвижимости - домик N 4, кадастровый (условный) номер 91:01:058001:50 по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, д. 11, урочище Ласпи; от 15.04.2016 N 91/001/004/2016-720 на объект недвижимости - здание, кадастровый (условный) номер 91:01:058001:80 по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, д. 11, урочище Ласпи; от 15.04.2016 N 91/001/004/2016-731 на объект недвижимости - здание, кадастровый (условный) номер 91:01:058001:85 по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, д. 11; от 15.04.2016 N 91/001/004/2016-725 на объект недвижимости - здание, кадастровый (условный) номер 91:01:058001:82 по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, д. 11, урочище Ласпи; от 15.04.2016 N 91/001/004/2016-687 на объект недвижимости - здание, кадастровый (условный) номер 91:01:058001:53 по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, д. 11, урочище Ласпи; от 15.04.2016 N 91/001/004/2016-708 на объект недвижимости - здание, кадастровый (условный) номер 91:01:058001:55 по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, д. 11, урочище Ласпи; от 15.04.2016 N 91/001/004/2016-706 на объект недвижимости - здание, кадастровый (условный) номер 91:01:058001:60 по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, д. 11; от 15.04.2016 N 91/001/004/2016-703 на объект недвижимости - здание, кадастровый (условный) номер 91:01:058001:58 по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, д. 11; от 15.04.2016 N 91/001/004/2016-686 на объект недвижимости - здание, кадастровый (условный) номер 91:01:058001:52 по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, д. 11, урочище Ласпи; от 15.04.2016 N 91/001/004/2016-692 на объект недвижимости - здание, кадастровый (условный) номер 91:01:058001:61 по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, д. 11, урочище Ласпи; от 15.04.2016 N 91/001/004/2016-696 на объект недвижимости - здание, кадастровый (условный) номер 91:01:058001:59 по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, д. 11, урочище Ласпи; от 15.04.2016 N 91/001/004/2016-698 на объект недвижимости - домик N 14, кадастровый (условный) номер 91:01:058001:63 по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, д. 11, урочище Ласпи; от 15.04.2016 N 91/001/004/2016-699 на объект недвижимости - домик N 12, кадастровый (условный) номер 91:01:058001:56 по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, д. 11, урочище Ласпи; от 15.04.2016 N 91/001/004/2016-695 на объект недвижимости - домик N 14, кадастровый (условный) номер 91:01:058001:46 по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, д. 11, урочище Ласпи; от 15.04.2016 N 91/001/004/2016-715 на объект недвижимости - здание, кадастровый (условный) номер 91:01:058001:87 по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, д. 11; от 15.04.2016 N 91/001/004/2016-702 на объект недвижимости - здание, кадастровый (условный) номер 91:01:058001:57 по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, д. 11, урочище Ласпи; от 15.04.2016 N 91/001/004/2016-701 на объект недвижимости - здание, кадастровый (условный) номер 91:01:058001:47 по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, д. 11; от 15.04.2016 N 91/001/004/2016-716 на объект недвижимости - здание, кадастровый (условный) номер 91:01:058001:88 по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, д. 11; от 15.04.2016 N 91/001/004/2016-724 на объект недвижимости - здание, кадастровый (условный) номер 91:01:058001:91 по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, д. 11; от 15.04.2016 N 91/001/004/2016-734 на объект недвижимости - уборная, кадастровый (условный) номер 91:01:058001:89 по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, д. 11, урочище Ласпи; от 15.04.2016 N 91/001/004/2016-710 на объект недвижимости - здание, кадастровый (условный) номер 91:01:058001:77 по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, д. 11, урочище Ласпи; от 15.04.2016 N 91/001/004/2016-689 на объект недвижимости - здание, кадастровый (условный) номер 91:01:058001:54 по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, д. 11, урочище Ласпи; от 15.04.2016 N 91/001/004/2016-730 на объект недвижимости - здание, кадастровый (условный) номер 91:01:058001:76 по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, д. 11, урочище Ласпи; от 15.04.2016 N 91/001/004/2016-717 на объект недвижимости - склад лит. "Л-1", кадастровый (условный) номер 91:01:058001:73 по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, д. 11, урочище Ласпи; от 15.04.2016 N 91/001/004/2016-719 на объект недвижимости - сарай лит. "П", кадастровый (условный) номер 91:01:058001:74 по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, д. 11; от 15.04.2016 N 91/001/004/2016-723 на объект недвижимости - уборная лит. "С", кадастровый (условный) номер 91:01:058001:97 по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, д. 11; от 15.04.2016 N 91/001/004/2016-728 на объект недвижимости - здание, кадастровый (условный) номер 91:01:058001:95 по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, д. 11, урочище Ласпи; от 15.04.2016 N 91/001/004/2016-733 на объект недвижимости - сторожка лит. "Х", кадастровый (условный) номер 91:01:058001:83 по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, д. 11, урочище Ласпи; от 15.04.2016 N 91/001/004/2016-738 на объект недвижимости - сарай, кадастровый (условный) номер 91:01:058001:51 по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, д. 11, урочище Ласпи; от 15.04.2016 N 91/001/004/2016-732 на объект недвижимости - душ-уборная, кадастровый (условный) номер 91:01:058001:84 по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, д. 11, урочище Ласпи; от 15.04.2016 N 91/001/004/2016-713 на объект недвижимости - домик N 6 лит. "И", кадастровый (условный) номер 91:01:058001:72 по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, д. 11; от 15.04.2016 N 91/001/004/2016-727 на объект недвижимости - здание, кадастровый (условный) номер 91:01:058001:93 по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, д. 11, урочище Ласпи; от 15.04.2016 N 91/001/004/2016-729 на объект недвижимости - здание, кадастровый (условный) номер 91:01:058001:92 по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, д. 11; от 15.04.2016 N 91/001/004/2016-684 на объект недвижимости - домик 20, кадастровый (условный) номер 91:01:058001:70 по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, д. 11, урочище Ласпи; от 15.04.2016 N 91/001/004/2016-961 на объект недвижимости - здание, кадастровый (условный) номер 91:01:058001:62 по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, д. 11; от 15.04.2016 N 91/001/004/2016-709 на объект недвижимости - объект незавершенного строительства, кадастровый (условный) номер 91:01:058001:101 по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, д. 11, урочище Ласпи; от 15.04.2016 N 91/001/004/2016-740 на объект недвижимости - здание, кадастровый (условный) номер 91:01:058002:3108 по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, д. 11/2, урочище Ласпи. Об обязании Управления осуществить государственную регистрацию права собственности на объекты недвижимого имущества.
01.07.2016 определением Арбитражного суда города Севастополя заявление принято к производству, возбуждено производство по делу, дело назначено к рассмотрению в предварительном судебном заседании.
26.07.2016 определением Арбитражного суда города Севастополя привлечено к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Правительство Севастополя.
20.12.2016 решением Арбитражного суда города Севастополя от 20 декабря 2016 года в удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью "МАГИТ-Д", отказано.
Взыскано с Общества с ограниченной ответственностью "МАГИТ-Д" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 200 000,00 рублей (двести тысяч рублей 00 коп.).
Не согласившись с решением суда, Общество с ограниченной ответственностью "МАГИТ-Д" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что законных оснований у Севреестра для отказа в государственной регистрации права собственности объектов недвижимости Апеллянта не было и, фактически, отказ Севреестра носит формальный характер; вывод суда первой инстанции о том, что Севреестр действовал в пределах своих полномочиях и принял решение об отказе в государственной регистрации на основании действующего распоряжения N 195-РП, которое не было оспорено заявителем, является незаконным, необоснованным, несоответствующим материалам дела, в связи с чем, нарушает права и законные интересы апеллянта; судом первой инстанции не приведен перечень недвижимого имущества, которое передано в качестве имущественного комплекса военного городка N Б-34 в собственность города Севастополя; в нарушение положений статьи 65 АПК РФ материалы дела не содержат доказательств отнесения имущества апеллянта к имущественному комплексу военного городка N Б-34; вывод суда об избрании ненадлежащего способа защиты является необоснованным и свидетельствует о несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
08.02.2017 определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "МАГИТ-Д" принято к производству; назначено судебное заседание на 13.03.2017.
В судебном заседании 13.03.2017 представитель Общества с ограниченной ответственностью "МАГИТ-Д" поддержал апелляционную жалобу, просит ее удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить по мотивам, изложенным в ней.
В судебном заседании 13.03.2017 представители Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Правительства Севастополя возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили в ее удовлетворении отказать и оставить решение суда первой инстанции без изменений.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в порядке статей 266, 268 АПК РФ, при этом судом апелляционной инстанции не установлены основания, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, для его изменения или отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно договору купли-продажи от 22.09.2006, заключенного между обществом с ограниченной ответственностью "Суэста" (Продавец) и Обществом с ограниченной ответственностью "МАГИТ-Д" (Покупатель) (зарегистрированный под N 8667 от 22.09.2006), продавец обязуется передать в собственность покупателю следующее индивидуально определенное имущество: незавершенное строительство пансионата на 500 мест для родителей с детьми (база отдыха "Изумруд"); домики N 11-21 (лит. А1 - А11); домик N1 (лит. Б); гостевой (Верходановский) дом (лит. В); дом столовой-сауны с навесом (лит. Б1, б1); топочная (лит. В1); домик N3 (лит. Д); домик N4 (лит. Е); домик N5 (лит. Ж); административное здание с пристройками (лит. З, з, з1); домик N6 (лит. И); столовая (лит. К); бар-бильярдная - дом (лит. Л); домик N9 (лит. М); домик N10 (лит. Н); домик N7 с пристройками и навесом (лит. О, о1, о2); летний дом (директорский домик) (лит. З2); склад (лит. Л1); сарай (лит. П); сарай (лит. П1); сарай (лит. П2); домик (бочка) (лит. П3); навес (лит. П4); навес (лит. П5); сарай (лит. Р); уборная (лит. С); сторожка (лит. Т); навес (лит. Т1); трансформаторная подстанция (лит. У); сарай (лит. Ф); сторожка (лит. Х); уборная (лит. Ц); уборная (лит. Ч); проходная (лит. Ш); навес (лит. Щ); сарай (лит. Э); сарай (лит. Э1); насосная (лит. Ю); душ-уборная (лит. И 1); уборная (лит. Л3); электрощитовая (лит. Л2); сарай (лит. Я); сарай (лит. Я1); другие сооружения и ограждения: ворота металлические N1; ворота металлические N2; ограждение N3; ограждение N4; ограждение N8; ворота металлические N11; калитка N17; ограждение N22; лестница N9; лестница N10; лестница N13; лестница N14; лестница N15; лестница N18; лестница N19; подпорная стенка бутобетонная N5; подпорная стенка бутобетонная N6; подпорная стенка бутобетонная N12; подпорная стенка бутобетонная N16; емкость металлическая N20; емкость металлическая N21; емкость металлическая N23; беседка деревянная N25; другие сооружения: настил N7; мощение I; мощение II; беседка деревянная N24; система канализации и водоснабжения; комплексная трансформаторная подстанция КТПН-66-160/10КК; кабельные линии и линии наружного освещения; расположенное по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, Севастопольская зона ЮБК, N11, урочище Ласпи (т.1, л. 49-63).
Между государством Украина в лице Регионального отделения Фонда государственного имуществе Украины в Автономной Республике Крым и городе Севастополе в лице начальника Регионального отделения Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым и городе Севастополе Сазонова А.В. и Обществом с ограниченной ответственностью "МАГИТ-Д" заключен договор купли-продажи объекта государственной собственности группы А, подлежащего продаже путем выкупа от 19.06.2013 (зарегистрированный под N 814 от 19.06.2013), предметом которого является: здание для отдыха литер "Г" с цокольным этажом, балконами, лестницей, крыльцом, общей площадью 135,8 кв.м., расположенное по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, N 11/2 (т.1, л. 64-76).
На основании Акта передачи государственного имущества от 25.06.2013 заявителю передано имущество проданное 19.06.2013 путем выкупа объекта государственной собственности группы А: здание для отдыха литер "Г" с цокольным этажом, балконами, лестницей, крыльцом, общей площадью 135,8 кв.м., расположенное по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, N 11/2 (т.1, л. 80-83).
Севреестром 15.04.2016 вынесены сообщения об отказе в государственной регистрации на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", согласно которому в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя:
- N 91/001/004/2016-739;
- N 91/001/004/2016-737;
- N 91/001/004/2016-718;
-N 91/001/004/2016-722;
- N 91/001/004/2016-685;
- N 91/001/004/2016-736;
- N 91/001/004/2016-694;
- N 91/001/004/2016-735;
- N 91/001/004/2016-726;
- N 91/001/004/2016-712;
- N 91/001/004/2016-721;
- N 91/001/004/2016-711;
- N 91/001/004/2016-714;
- N 91/001/004/2016-690;
- N 91/001/004/2016-720;
- N 91/001/004/2016-731;
- N 91/001/004/2016-725;
- N 91/001/004/2016-687;
- N 91/001/004/2016-708;
- N 91/001/004/2016-706;
- N 91/001/004/2016-703;
- N 91/001/004/2016-686;
- N 91/001/004/2016-692;
- N 91/001/004/2016-796;
-N 91/001/004/2016-698;
- N 91/001/004/2016-699;
- N 91/001/004/2016-695;
- N 91/001/004/2016-715;
- N 91/001/004/2016-702;
- N 91/001/004/2016-701;
- N 91/001/004/2016-716;
- N 91/001/004/2016-724;
- N 91/001/004/2016-734;
- N 91/001/004/2016-710;
- N 91/001/004/2016-689;
- N 91/001/004/2016-730;
- N 91/001/004/2016-717;
- N 91/001/004/2016-719;
- N 91/001/004/2016-723;
- N 91/001/004/2016-728;
-N 91/001/004/2016-733;
- N 91/001/004/2016-738;
- N 91/001/004/2016-732;
- N 91/001/004/2016-713;
- N 91/001/004/2016-727;
- N 91/001/004/2016-729;
- N 91/001/004/2016-684;
- N 91/001/004/2016-691;
- N 91/001/004/2016-709;
- N 91/001/004/2016-740.
Основанием для принятия указанных решений послужили полученные управлением ответы Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, согласно которым в отношении данного имущества решается вопрос о передаче в собственность города федерального значения Севастополя и включении их в реестр собственности города Севастополя.
Не согласившись с вышеуказанными действиями административного органа, полагая, что данные решения Севреестра противоречат требованиям нормативных актов и нарушают его права, ООО "МАГИТ-Д" обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых - действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом в соответствии со статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения его прав и законных интересов, возлагается на заявителя.
18.03.2014 между Российской Федерацией и Республикой Крым подписан Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, ратифицированный Федеральным законом от 21.03.2014 N 6-ФЗ.
В части 3 статьи 7 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) закреплено, что Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Согласно пункту 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ (ред. от 29.12.2015) до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Федеральным конституционным законом от 23.06.2016 N 5-ФКЗ "О внесении изменения в статью 12.1 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" внесены в часть 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ изменения, заменены слова "До 1 января 2017 года" словами "До 1 января 2019 года".
Согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В соответствии со ст.1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ратифицирован ФЗ от 30.03.1998 N 54-ФЗ) каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.
Таким образом, и вышеуказанными нормативно-правовыми актами и вышеуказанным Протоколом N 1 Конвенции предусмотрена возможность принудительного лишения имущества в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.
Законом города Севастополя от 23.04.2014 N 3-ЗС "О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя" (далее - Закон N 3-ЗС) установлено, что порядок инвентаризации, управления и распоряжения бывшей государственной собственностью Украины, находящейся на территории города Севастополя по состоянию на 17.03.2014, определяется в соответствии с решением Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 N 7156 "О статусе города-героя Севастополя".
Согласно пункту 6 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 N 7156 "О статусе города-героя Севастополя" государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего решения на территории города Севастополя, является собственностью города Севастополя.
Статьей 1 Закона N 3-ЗС установлено, что все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на 17 марта 2014 года, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.
Таким образом, земли, находившиеся в государственной собственности Украины стали государственной собственностью города Севастополь.
Закон города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" устанавливает особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории города Севастополя.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС, права на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента (далее - ранее действовавшие акты), признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации: право частной собственности и право общей собственности признаются соответственно правом частной собственности и правом общей собственности.
К правам, ограничениям (обременениям) прав на объекты недвижимого имущества, возникшим на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона (далее - ранее возникшие права), применяется порядок их государственной регистрации, установленный Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (часть 1 статьи 7 Закона N 46-ЗС).
Порядок регистрации ранее возникших прав (обременений прав) закреплен в статье 7 Закона N 46-ЗС.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (части 1,2 статьи 2 Закона N 122-ФЗ).
В силу положений статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя, сторон договора и документов, необходимых для ее проведения. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установлен статьей 17 Закона N 122-ФЗ.
Статья 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации права, в том числе, если: не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абзац 10).
На основании изложенных нормативных правовых актов, коллегия судей апелляционной инстанции пришла к выводу о том, что Закон о регистрации не устанавливает в качестве требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав, наличие документов о снятии ограничений (обременений) прав на объекты недвижимости, расположенные на территории города Севастополя, установленные до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом;
На основании пункта 4 статьи 7 Закона Севастополя от 25.07.2014 46 -ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" в случае обращения заявителя с заявлением о государственной регистрации права, ограничения (обременения) права, зарегистрированного до вступления в силу Федерального конституционного закона, государственная регистрация права, ограничения (обременения) права осуществляется в порядке и сроки, установленные Законом регистрации на основании такого заявления, в котором указаны реквизиты документов, являвшихся основанием возникновением права ограничения (обременения) права, и хранящихся в органах и (или) организациях, осуществлявших регистрацию права до вступления в силу Федерального закона в соответствии с раннее действовавшими актами.
Частью 1 статьи 214 ГК РФ установлено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В силу положений статьи 125, пункта 3 статьи 214 ГК РФ от имени субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 34 Устава города Севастополя от 14.04.2014 N 1-ЗС, Правительство Севастополя управляет и распоряжается собственностью города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление города Севастополя в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В пределах своих полномочий.
Частью 1 статьи 2 Закона города Севастополя N 5-ЗС от 30.04.2014 "О Правительстве Севастополя" установлено, что Правительство является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти города Севастополя, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти города Севастополя.
Правительство организует и осуществляет управление и распоряжение собственностью города Севастополя и контроль за ее эффективным использованием, наделяет полномочиями по управлению и распоряжению собственностью города Севастополя соответствующие органы исполнительной власти (подпункт 2 пункта 1 статьи 25 Закона города Севастополя от 30.04.2014 N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя").
При этом, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, который в своем Постановлении от 19 марта 2014 года N 6-П, признавая само по себе наличие переходного периода необходимым следствием образования в Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, пришел к выводу, что конституционные требования о верховенстве на всей территории Российской Федерации не только Конституции Российской Федерации, но и федеральных законов (статья 4, часть 2) и об обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать как Конституцию Российской Федерации, так и законы (статья 15, часть 2) - в силу прямого действия Конституции Российской Федерации - в любом случае применимы в качестве общего правила, а разрешение возможных противоречий, обусловленных особенностями переходного периода, может быть обеспечено как последующим федеральным законодательным регулированием, так и судебной практикой.
В соответствии со статьей 1 Закона города Севастополя от 07.08.2014 N 56-ЗС "Об основах управления государственным имуществом города Севастополя" (далее - Закон N 56-ЗС) государственное имущество города Севастополя (объекты собственности города Севастополя) - вещи, включая ценные бумаги, иное имущество и имущественные права, результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие на праве собственности городу Севастополю, в том формационные ресурсы города Севастополя, иные объекты гражданских прав, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации.
Статьей 3 Закона N 56-ЗС установлено, что от имени города Севастополя полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом города Севастополя осуществляют Правительство Севастополя и уполномоченные им исполнительные органы государственной власти города Севастополя.
Правительством Севастополя 16.06.2015 N 521-ПП принято постановление, в соответствии с которым утверждено Положение о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в новой редакции (далее - Положение), признано утратившим силу постановление Правительства Севастополя 17.03.2015 N188-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя".
Пунктами 4.2, 4.21 Положения предусмотрено, что Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в пределах своей компетенции и в соответствии с функциями осуществляет от имени города Севастополя управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности города Севастополя; ведет Реестр собственности города Севастополя, обеспечивает функционирование системы учета имущества и земель, находящихся в собственности города Севастополя, полноту и достоверность информации о наличии и использовании недвижимого, движимого имущества и земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя.
Распоряжением Правительства Севастополя от 20.03.2015 N 195-РП "О передаче имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность" имущественный комплекс военного городка N Б-34 (мыс Ай-Я, Севастопольская зона ЮБК N 41), передан в федеральную собственность для нужд Министерства обороны Российской Федерации, актом приема-передачи указанное имущество передано ФГКУ "Крымское ТУИО" в соответствии с нормативными документами, указанными в данном распоряжении.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что Севреестр действовал в своих полномочиях и принял решения об отказе в государственной регистрации на основании действующего распоряжения N 195-РП, которое не было оспорено заявителем. В связи с чем довод о том, что обжалуемые сообщения является незаконными, несостоятелен.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции верно руководствовался следующим.
По смыслу статей 1, 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная защита нарушенных гражданских прав направлена на восстановление таких прав, то есть целью судебной защиты является восстановление нарушенного или оспариваемого права, и, следовательно, избранный стороной способ защиты нарушенного права должен соответствовать такому праву и должен быть направлен на его восстановление.
Таким образом, несмотря на то, что обращающееся в суд лицо свободно в выборе способа защиты, тем не менее, избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. Вместе с тем лицо, осуществляя принадлежащее ему право, самостоятельно несет негативные последствия неверного выбора способа защиты своего права, не соответствующего его реальным интересам. Кроме того, обеспечение восстановления нарушенного права является необходимым условием применения того или иного способа защиты.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты гражданских прав, поскольку требования о признании недействительным ненормативного правового акта не направлены на восстановление нарушенного права заявителя и удовлетворение таких требований не влечет восстановления права на спорное имущество.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что избрание заявителем ненадлежащего и не соответствующего характеру возникшего между сторонами правоотношения способа защиты влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Согласно абзаца четвертого пункта 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22), в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В соответствии с пунктом 56 постановления N 10/22, зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Признание права как способ защиты гражданских прав предусмотрено абзацем 2 статьи 12 ГК РФ. Признание права в судебном порядке осуществляется в исковом производстве, основной чертой которого является наличие у истца с ответчиком спора о праве.
Аналогичные выводы содержатся в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.2016 по делу N А83-1071/2015, от 25.02.2016 N 310-КГ15-19878 и Постановлениях Арбитражного суда Центрального округа от 21.06.2016 по делу N А83-1776/2015, от 25.05.2016 по делу N А83-1709/2015.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности заявителем нарушения его прав в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями регистрирующего органа.
Суд первой инстанции сделал верный вывод о том, при недоказанности заявителем одного из обязательных условий - нарушение его прав и законных интересов, у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных ООО "МАГИТ-Д" требований о признании незаконными сообщений Севреестра об отказе в государственной регистрации.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований об устранении допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя путем возложения на Севреестр обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности заявителя на вышеуказанное имущество, расположенное по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, 11, урочище Ласпи.
Отсутствие нарушенных прав или законных интересов заявителя оспариваемыми действиями регистрирующего органа в силу части 3 статьи 201 АПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении требований.
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции относительно отсутствия нарушенного права заявителя, которое подлежало защите в настоящем деле, что являлось самостоятельным основанием отказа в удовлетворении заявления.
Судом первой инстанции представленные доказательства оценены с учетом фактически установленных по делу обстоятельств, доводам лиц, участвующих в деле, дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают и не могут служить основанием для отмены принятого судебного решения.
С учетом изложенного апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В соответствии со статьёй 104 АПК РФ основания и порядок возврата или зачёта государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40. Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично в случае ее уплаты в большем размере, чем это предусмотрено.
Учитывая, что при подаче апелляционной жалобы на решение суда от 20.12.2016 заявителю в соответствии с подпунктами 3 и 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следовало уплатить государственную пошлину в размере 1500,00 руб., фактически уплачено 3000,00 руб., излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500,00 руб. подлежит возврату Обществу с ограниченной ответственностью "МАГИТ-Д" из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 20 декабря 2016 года по делу N А84-2596/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "МАГИТ-Д" - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "МАГИТ-Д" (ОГРН 1149204022263, ИНН 9202000987, КПП 920201001; 299805, г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, владение 11, урочище Ласпи) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500,00 руб., за подачу апелляционной жалобы по чек-ордеру от 18.01.2017
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Евдокимов |
Судьи |
В.А. Омельченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-2596/2016
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 18 июля 2017 г. N Ф10-2650/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО МАГИТ-Д
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ПО ИМУЩЕСТВЕННЫМ И ЗЕМЕЛЬНЫМ ОТНОШЕНИЯМ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ, ПРАВИТЕЛЬСТВО СЕВАСТОПОЛЯ, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя
Хронология рассмотрения дела:
18.07.2017 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2650/17
12.07.2017 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-278/17
16.03.2017 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-278/17
20.12.2016 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-2596/16