Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 июня 2017 г. N Ф08-3245/17 настоящее постановление отменено
г. Ессентуки |
|
14 марта 2017 г. |
Дело N А15-475/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 марта 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Афанасьевой Л.В.,
судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Магомедовым У.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 23 декабря 2016 года по делу N А15-475/2016,
по заявлению открытого акционерного общества "Северо - Кавказская пригородная пассажирская компания" (ОГРН 1076162005864),
к Республиканской службе по тарифам Республики Дагестан (ОГРН 1020502631599),
третьи лица:
ФАС России,
Правительство Республики Дагестан,
о признании незаконными действий Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан, (судья Цахаев С.А.).
при участии в судебном заседании:
от Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан - Исламов Б.И. по доверенности от 06.03.2017; Гайдарбегов М.Г. по доверенности от 06.03.2017;
от открытого акционерного общества "Северо - Кавказская пригородная пассажирская компания" - Супрунов А.В. по доверенности N 4 от 24.01.2017;
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" (далее - ОАО "СКППК", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением признать незаконными действия Республиканской служы по тарифам Республики Дагестан по:
- определению экономически обоснованного уровня тарифа на 2016 год по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по Республике Дагестан в размере 24,02 руб. за каждые 10 км. пути;
- завышению количества отправленных пассажиров на 125,4 тыс. чел. и, как результат, увеличению прогнозных доходов ОАО "СКППК" на 4 619,5 тыс. руб.;
- исключению из состава экономически обоснованных затрат ОАО "СКППК" на 2016 год следующих расходов:
1) расходов по оплате услуг по договорам аренды подвижного состава в сумме 11628,5 тыс. руб.;
2) собственных расходов компании в сумме 1 890,9 тыс. руб.;
3) не включению процента рентабельности при определении экономически обоснованного тарифа;
об обязании Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем перерасчета величины экономически обоснованного тарифа ОАО "СКППК" на 2016 год и обязать: учесть количество отправленных пассажиров в количестве 173,6 тыс. чел.; учесть собственные расходы компании в размере 6 809 тыс. руб.; учесть расходы по договору аренды подвижного состава в размере 33 065,0 тыс. руб.; учесть процент рентабельности на 2016 год в размере 2,6 % (уточненные требования).
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 23 декабря 2016 года требования удовлетворены.
Решение мотивировано тем, что тарифной комиссией допущено завышение количества отправленных пассажиров на 125,4 тыс. чел. и, как результат, увеличились прогнозные доходы ОАО "СКППК" на 4 619,5 тыс. руб. В тоже время необоснованно исключены из состава экономически обоснованных затрат ОАО "СКППК" на 2016 год расходы по оплате услуг по договорам аренды подвижного состава в сумме 11 628,5 тыс. руб., собственных расходов компании в сумме 1 890,9 тыс. руб. и не учтен процент рентабельности при определении экономически обоснованного тарифа.
Республиканская служба по тарифам Республики Дагестан подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. Указывает, что назначение экспертизы и принятие на его основании решения является необоснованным, поскольку при определении соответствия постановления РСТ Дагестана от 09.11.2015 г. N 37 "Об установлении экономически обоснованного тарифа на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в Республике Дагестан" нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Арбитражному суду не требуется каких-либо специальных познаний для принятия решения; экспертом необоснованно учтен более широкий пакет документации, чем представлено тарифной комиссии; экспертом при расчете показателей нарушены требования Методики.
УФАС по РД в отзыве поддержал позицию РСТ.
ОАО "СКППК" в отзыве просит решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное.
Представители сторон в судебном заседании доводы поддержали.
Иные лица, участвующие в деле, уведомлены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и проверив законность судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Из материалов дела усматривается.
В соответствии с Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2001 г. N 384 с целью осуществления пассажирских перевозок в пригородном сообщении, 22 июня 2007 года создано открытое акционерное общество "Дон-Пригород", которое в январе 2011 года переименовано в Открытое акционерное общество "Северо- Кавказская пригородная пассажирская компания" (далее - Компания, ОАО "СКППК", общество).
Приказом ФСТ России от 28 декабря 2010 г. N 651-т Общество внесено в Реестр субъектов естественных монополий под регистрационным номером 6/1/2, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль.
ОАО "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" является организацией, осуществляющей перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Республики Дагестан.
ОАО "СКППК" в порядке, предусмотренном Приказом ФСТ РФ от 19.08.2011 N 506-Т "Об утверждении Порядка рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, а также перечня документов, представляемых для их установления (изменения)", 05.06.2015 представило в Республиканскую службу по тарифам Республики Дагестан (далее - РСТ РД) материалы по финансово - хозяйственной деятельности Общества для установления экономически обоснованных тарифов на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Республики Дагестан и расчет экономически обоснованного тарифа на 2016 год.
Постановлением Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан от 09 ноября 2015 года N 37 установлен экономически обоснованный тариф на 2016 год в размере 24,02 руб. за каждые 10 км пути.
К указанному Постановлению приложена выписка из протокола заседания Правления Республиканской службы по тарифам от 9 ноября 2015 года N 23, в которой определяется порядок расчета экономически обоснованных затрат на перевозку пассажиров в пригородном сообщении на территории Республики Дагестан на 2016 г. (далее по тексту - Выписка по 2016 г.).
В соответствии с Выпиской на территории Республики Дагестан определена обоснованная, с точки зрения РСТ РД, себестоимость услуги по перевозке пассажиров на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении, оказываемой ОАО "СКППК" в 2016 году, и установлен экономически обоснованный уровень тарифа в разрезе зон (стоимость зоны 10 км составила 24,02 руб.).
Общество, считая действия РСТ РД по: определению экономически обоснованного уровня тарифа на 2016 год по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по Республике Дагестан в размере 24,02 руб. за каждые 10 км. пути; завышению количества отправленных пассажиров на 125,4 тыс. чел. и, как результат, увеличению прогнозных доходов ОАО "СКППК" на 4 619,5 тыс. руб.; исключению из состава экономически обоснованных затрат ОАО "СКППК" на 2016 год расходов по оплате услуг по договорам аренды подвижного состава в сумме 11 628,5 тыс. руб., собственных расходов компании в сумме 1 890,9 тыс. руб. и не включении процента рентабельности при определении экономически обоснованного тарифа необоснованным, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
При этом в заявлении общество указало, что при установлении тарифа на 2016 год заинтересованным лицом не были приняты во внимание расчеты и иные обосновывающие документы, подтверждающие экономически обоснованный уровень его затрат.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.
Тарифы на проезд пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения устанавливаются в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Федеральный закон N 147-ФЗ), предусматривающей, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 643 утвержден Перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством. К их числу отнесена перевозка пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении (пункт 5 Перечня).
В силу статьи 8 Федерального закона N 17-ФЗ сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом N 143-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанные тарифы, сборы и плата устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте.
Постановлением Правительства N 643 утверждено Положение о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.09.2010 N 235-т/1 утверждена Методика расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, которая предназначена для использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и организациями, осуществляющими деятельность в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении и являющихся субъектами естественных монополий (пункт 2 Методики).
Статьей 1 Федерального закона N 17-ФЗ определены основы функционирования железнодорожного транспорта в Российской Федерации. Железнодорожный транспорт призван, в частности, своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом. Функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из принципов устойчивости работы, доступности, безопасности и качества оказываемых услуг.
Согласно статье 4 Федерального закона N 17-ФЗ государственное регулирование в области железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется в целях обеспечения баланса интересов государства, пользователей услугами железнодорожного транспорта и организаций железнодорожного транспорта общего пользования.
Федеральный закон N 147-ФЗ определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.
В силу статьи 7 Федерального закона N 147-ФЗ органы регулирования естественных монополий осуществляют государственный контроль (надзор) за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Положение о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденное постановлением Правительства РФ N 643, предусматривает, что государственное регулирование тарифов, сборов и платы осуществляется в целях обеспечения баланса интересов организаций железнодорожного транспорта и пользователей их услугами (пункт 4).
В соответствии с пунктами 19, 20 постановления Правительства РФ N 643 Федеральная служба по тарифам утверждает методические указания (методики) по вопросам государственного регулирования тарифов, сборов и платы, подлежащие применению органами регулирования и субъектами регулирования, и Порядок рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов, сборов и платы, а также перечень документов, представляемых для их установления (изменения).
При расчете экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании тарифов на услуги субъектов естественных монополий на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов руководствуются Методикой расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, утвержденной Приказом ФСТ РФ от 28.09.2010 N 235-т/1.
Согласно пункту 9 Методики основным методом для расчетов является метод экономически обоснованных затрат. При этом прогноз затрат субъекта регулирования на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении в текущем периоде и на период регулирования выполняется с применением: регулируемых государством цен (тарифов), включая цены (тарифы) на продукцию (услуги) естественных монополий и их прогнозных значений, индексов инфляции, индексов изменения цен производителей промышленной продукции, определяемых прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, доведенных на текущий период и период регулирования; цен, установленных на основании договоров, заключенных по результатам проведения торгов или по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; данных, полученных по результатам экспертиз, проводимых регулирующим органом.
Заявитель считает, что при расчете и установлении экономически обоснованных затрат, РСТ РД не в полном объеме были учтены все расходы общества по осуществлению перевозки железнодорожным транспортом на территории Республики Дагестан.
В связи с тем, что суд не обладает специальными познаниями и не имеет возможности с учетом заявленных сторонами доводов и представленных в материалы дела документов сделать вывод об экономической обоснованности или необоснованности установленного заинтересованным лицом тарифа, по ходатайству заявителя определением суда от 19.05.2016 по делу назначено проведение судебной финансово-экономической экспертизы. Перед экспертом был поставлен вопрос: Какова величина экономически обоснованного тарифа на 2016 год на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортном, оказываемых ОАО "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" на территории Республики Дагестан за каждые 10 км. (одну "зону") с учетом положений, предусмотренных Методикой расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, утвержденной Приказом Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) от 28.09.2010 N 235-т/1.
От экспертного учреждения судом 19.09.2016 получено заключение эксперта.
Из экспертного заключения следует, что при его проведении эксперт основывается на положениях Методики ФСТ РФ от 28.09.2010 N 235-т/1 и учитывает данные, на основании которых и произведен следующий расчет экономически обоснованных затрат:
1. Получение информации об объемах работы по ОАО "СКППК" в целом и по субъекту РФ - Республике Дагестан за предшествующий год (2014 г.), ожидаемые в текущем периоде (по году 2015 ) и прогноз на период регулирования (2016 год).
2. Распределение затрат компании ОАО "СКППК" по всем видам деятельности с выделением вида деятельности "пассажирские перевозки в пригородном сообщении" (2014 год) (производится по каждому элементу затрат в составе соответствующей статье расходов). Определение размера экономически обоснованных затрат в части пассажирских перевозок в пригородном сообщении по Республике Дагестан на 2014 г., непосредственно учитываемых при формировании регулируемых тарифов (производится по каждому элементу затрат в составе соответствующей статье расходов).
3. Оценка ожидаемых на текущий период и прогноз на очередной период регулирования расходов ОАО "СКППК" в части пассажирских перевозок в пригородном сообщении в разрезе субъектов РФ -Республики Дагестан, на территории которых субъект регулирования осуществляет указанные перевозки.
4. Расчет рентабельности.
5. Расчет экономически обоснованного тарифа на 2016 г. на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом, оказываемых ОАО "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" (ОГРН 1076162005864) на территории республики Дагестан за каждые 10 км (одну "зону").
В экспертом заключении отмечается, что рассчитанный специалистами Правления Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан на основании контрольных мероприятий показатель фактического пассажирооборота (11 118,714 тыс. пасс. км.) и населенности (13,05 чел./ваг. ) за 2016 г. завышен в 1,9 раза. Принимаемая для расчета населенность документально не зафиксирована (акт обследования отсутствует). При определении темпов изменения пассажирооборота не учитывалась база прогнозной динамики вагоно-километровой работы с корректировкой на населенность вагонов ( п. 23.6 Методики).
На основании анализа представленных документов и произведенных расчетов эксперт пришел к выводу о том, что экономически обоснованные затраты по Республике Дагестан за 2014 г. составляют 33 144, 72 тыс. руб., в том числе:
1. По элементу "затраты на оплату труда" -1 864,50 тыс. руб.
2. По элементу "отчисления на социальные нужды" - 523,01 тыс. руб.
3. По элементу "материальные затраты" - 28 718,27 тыс. руб.
4. По элементу "амортизация" - 136,23 тыс. руб.
5. По элементу "прочие затраты" 1 902,71 тыс. руб.
Оценка ожидаемых расходов в текущем периоде (по году) и прогноз расходов ОАО "СКППК" на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении на период регулирования в целом и по Республике Дагестан согласно п. 23.5 Методики ФСТ РФ от 28.09.2010 N 235-т/1 выполнены экспертом по группам статей затрат (укрупнено) и элементам затрат с учетом ожидаемых в текущем периоде и прогнозных на период регулирования цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий.
Суд установил, что экспертом затраты, связанные с оплатой услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования ОАО "СКППК", согласно п. 23.7.2.1. Методики ФСТ РФ определены по тарифам, установленным федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий с учетом изменений объемов работы, прогнозируемых на текущий период (год) по сравнению с объемами услуг инфраструктуры предшествующего периода. Учтен пункт 2 дополнительного соглашения N 7 от 22.04.2015 к Договору N 1/Л об оказанию услуг об использовании инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при осуществлении перевозок железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении от 09 января 2013 г., согласно которому предельная сумма договора на 2015 год с учетом НДС (18%) и дефлятором 1,348 согласно приказу ФСТ от 05 декабря 2014 года N 280-т/1 составляет 11417 015 руб. 29 коп. (НДС 18% - 1 741 578,60 руб.) на основании приложения N 6В "Расчет стоимости услуг инфраструктуры, оказываемые "Владельцем" инфраструктуры "Перевозчику" ОАО "СКППК". Столбец 7 пункт 1.1 Приложения N 10 Методики отражает сумму договора без НДС(18%)- 9 675,0 тыс. рублей.
Затраты, связанные с оплатой услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования ОАО "СКППК" на 2016 год, скорректированы экспертом с применением индексов цен производителей промышленной продукции, без продукции топливно-энергетического комплекса, в соответствии с основными параметрами прогноза социально- экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, разработанными Министерством экономического развития Российской Федерации, что составило в размере 107,4.
Затраты, связанные с оплатой услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования ОАО "СКППК", рассчитанные экспертом на 2016 год, составляют 10 392 тыс. руб. без НДС.
В разделе 5 "Порядок расчетов" Договора N 149326 об оказании услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при осуществлении перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, заключенного 01 июля 2016 г. с ОАО "РЖД", определена стоимость услуг согласно приказу Федеральной службы по тарифам от 28 июля 2010 г. N 156-т/1, с учетом индексации на 2011 -2016 годы -1,402, согласно приказу Федеральной антимонопольной службы от 10 декабря 2015 г. N 1227/15. Максимальная цена указанного договора составляет 10 596 280 рублей 80 копеек без НДС (НДС 18% -1907330 руб. 54 коп.) и определяется на основании расчета стоимости услуг инфраструктуры, оказываемых владельцем инфраструктуры перевозчику. Действия договора распространяются на отношения сторон с 01 января 2016 г. по 31 декабря 2016 г. В связи с этим для дальнейших расчетов эксперт использовал расчетный показатель 10392,00 тыс. рублей.
Для осуществления перевозок на территории Республики Дагестан в 2015 году ОАО "СКППК" заключило с ОАО "РЖД" договор аренды железнодорожного подвижного состава с экипажем (моторвагонный подвижной состав / рельсовые автобусы) N 64 от 17 апреля 2015 г. с приложениями N 1, 2, 3, 4, 5. Планируемый срок действия договора - с 01.01.2015 по 31.12.2015 Согласно п.5 Договору арендная плата включает в себя: плату за пользование транспортом, плату за выполнение капитального ремонта, плата за выполнение текущего ремонта и технического обслуживания. Плата определяется исходя из ставок, определенных Приложением N 5 Договора и Протоколом заседания правления ОАО "РЖД" от 31.12.2014 N49. Расходы по использованию арендуемых основных средств определялись экспертом согласно п. 23.7.2.2 Методики ФСТ РФ с учетом ставок аренды в отчетном периоде, ожидаемых в текущем периоде объемов работы и ожидаемого на текущий период изменения арендных ставок, принятых регулирующим органом.
Согласно аналитической справке, ОАО "СКППК" прогнозировало рост объема вагонокилометровой работы в 2016 г. В 2015 г., в течение 1 -го полугодия, происходило восстановление движения пригородных поездов, а в 2016 году прогнозировалось курсирование полный год.
Затраты, связанные с арендой основных средств ОАО "СКППК" на 2016 год, скорректированы экспертом с учетом индексов цен производителей промышленной продукции, без продукции топливно-энергетического комплекса, в соответствии с основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, разработанные Министерством экономического развития Российской Федерации в размере 107,4 %.
С учетом изложенного эксперт установил, что расходы арендуемых основных средств ОАО "СКППК" на 2016 год составляют 144574 тыс. руб.
Согласно п. 23.7.2.3. Методики ФСТ РФ расходы, связанные с управлением и эксплуатацией железнодорожного подвижного состава, эксперт рассчитал на текущий период с учетом планируемого в текущем периоде времени работы локомотивных бригад и ставок платы за единицу объемов работы, принятых регулирующим органом.
С учетом объема заказанной поездной работы, ставки платы за единицу объемов работы на 2015 и 2016 г. г., услуг по управлению и эксплуатации ПС за 1 поездо/час расходы, связанные с управлением и эксплуатацией железнодорожного подвижного состава ОАО "СКППК" на 2016 г., составили 310 504 тыс. рублей.
Согласно п. 23.7.2.4. Методики ФСТ РФ расходы на ремонт железнодорожного подвижного состава за текущий период для арендованного подвижного состава определялись экспертом с учетом ставок ремонта за единицу работы в отчетном периоде, ожидаемых в текущем периоде объемов работы (вагоно-километров) и ожидаемого на текущий период изменения ставок ремонты, принятых регулирующим органом.
Таким образом, с учетом расчетов ставок ремонта за единицу работы на 2016 г. расходы на ремонт железнодорожного подвижного состава ОАО "СКППК" на 2016 г. составили 624917 руб.
С учетом приведенных выше данных эксперт определил затраты ОАО "СКППК" на услуги ОАО "РЖД" в 2016 г. в размере 1 090 387 тыс. руб.
По Республике Дагестан указанные расходы общества составили.
1) Затраты, связанные с оплатой услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования ОАО "СКППК" на 2016 год, составляют 10 392 тыс. руб. На Республику Дагестан отнесено 342 тыс. руб. (863,760 ваг/км, тыс. /26 245,956 ваг/км тыс., тыс. х 10 392 тыс. руб. = 342 тыс. рублей);
2) Затраты по использованию арендуемых основных средств, заявлены ОАО "СКППК" на 2016 г. -144 574 тыс. руб., в т. ч. на Республику Дагестан - 4 193 тыс. руб. (863,760 ваг/км, тыс. /23 777,064 ваг/км, тыс. х 115 420 тыс.руб. = 4 193 тыс. руб.);
3) Затраты, связанные с управлением и эксплуатацией железнодорожного подвижного состава, заявлен ОАО "СКППК" на 2016 г. - 310 504 тыс. руб., в т.ч. на Республику Дагестан - 9 493 тыс. руб. (863,760 ваг/км, тыс. /23 777,064 ваг/км, тыс. х 261 311 тыс.руб. = 9 493 тыс. руб.);
4) Затраты на ремонты железнодорожного подвижного состава, заявлены ОАО "СКППК" на 2016 г. - 624 917 тыс. руб., в т. ч. на Республику Дагестан - 19 037 тыс. руб. (расходы по капитальному ремонту подвижного состава - 863,760 ваг/км, тыс. / 863,760 ваг/км, тыс. х 9 951 тыс. руб. = 9 951 тыс. рублей; расходы по техническому обслуживанию подвижного состава -863,760 ваг/км, тыс./ 23 777,064 ваг/км, тыс. х 139 334 тыс. руб. = 5 061 тыс. рублей; расходы по техническому ремонту подвижного состава -863,760 ваг/км, тыс./ 23 777,064 ваг/км, тыс. х 110 801 тыс. руб. = 4 025 тыс. рублей).
Собственные расходы ОАО "СКППК" включены экспертом в тариф на услуги, оказываемые ОАО "СКППК" в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении, в соответствии с правилами, определенными пунктами 13 и 14 Методики ФСТ РФ от 28.09.2010 N 235-т/1, предусматривающими необходимость исключения необоснованных затрат и затрат, вызванных нерациональным использованием производственных ресурсов. Это означает, что не все затраты, отражаемые в бухгалтерской отчетности, приняты экспертом как экономически обоснованные затраты и учтены при установлении тарифов.
Суд установил, что расходы ОАО "СКППК" принимались экспертом только при наличии оправдательной бухгалтерской документации с учетом положений п. 5 Методики N 235-т/1, определяющей виды выплат и затрат, которые должны учитываться при расчете экономически обоснованных затрат пригородных перевозочных компаний.
В затратах, связанных с продажей проездных документов (билетов), учтены расходы ОАО "СКППК" на заработную плату работников, отчисления на социальные нужды, материальные затраты, амортизация и прочие расходы.
С учетом приведенных данных согласно экспертному заключению всего экономически обоснованные собственные затраты в части пассажирских перевозок в пригородном сообщении по Республике Дагестан на 2016 г. составили 39 732 тыс. рублей.
Размер прочих расходов по Республике Дагестан на 2016 год экспертом определен в размере 143 тыс. руб.
Собственные расходы ОАО "СКППК" на 2016 г. составили 6809 тыс. руб., в том числе затраты, связанные с продажей проездных документов (билетов), -3760 тыс. руб.; общепроизводственные и общехозяйственные расходы - 2906 тыс. руб. и прочие расходы - 143 тыс. руб.
На 2016 год ОАО "СКППК" предлагает учесть в расчетах рентабельность в размере 0,5% (расчет экономически обоснованного уровня тарифа по Республике Дагестан на 2016 г.).
На территории Республики Дагестан для ОАО "СКППК" установлены экономически обоснованный тариф и тариф для расчета с населением, который ниже уровня экономически обоснованного, в связи с чем, межтарифная разница подлежит возмещению из регионального бюджета.
Задача тарифного регулирования - обеспечить безубыточную работу компании.
Пункт 5 Положения о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.2009 N 643 (ред. от 04.09.2015) "О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" (далее - Положение N 643), устанавливает следующие принципы государственного регулирования тарифов, сборов и платы: а) формирование тарифов, сборов и платы с учетом данных раздельного учета расходов, доходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим, укрупненным видам работ (услуг), сегментам деятельности (естественно-монопольный, конкурентный) субъектов регулирования; б) установление тарифов, сборов и платы с учетом себестоимости и уровня рентабельности с целью обеспечения безубыточности деятельности субъектов регулирования; в) применение на всей территории Российской Федерации единых принципов регулирования тарифов, сборов и платы.
В соответствии с пунктами 4, 6, 8, 10-14, 19, 20 Положения N 643, пунктом 9 и другими положениями Методики N 235-т/1 государственное регулирование тарифов осуществляется в порядке, утвержденном Федеральной службой по тарифам, с целью обеспечения баланса интересов организаций железнодорожного транспорта и пользователей их услуг, оптимизации совокупных транспортных затрат.
Постановлениями Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан от 09 ноября 2015 г. N 37 и N 38 "Об установлении экономически обоснованного тарифа на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в Республике Дагестан" установлены экономически обоснованный тариф в размере 24,02 руб. за каждые 10 км. пути и социально ориентированный тариф в размере 8,78 руб. за каждые 10 км. пути, которые действуют на территории Республики Дагестан в 2016 г.
Поскольку методика расчета нормативной прибыли, учитываемой при формировании тарифов, сборов и платы, Федеральной службой по тарифам для пригородных железнодорожных перевозок в установленном порядке не утверждена, для определения нормативной прибыли могут быть использованы критерии, применяемые Федеральной налоговой службой в целях отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. В соответствии с Приложением N 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, определяющим общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, в качестве обстоятельства, свидетельствующего об отклонении от нормальных условий деятельности, налоговые органы оценивают отклонение (в сторону уменьшения) рентабельности по данным бухгалтерского учета налогоплательщика от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики на 10% и более.
Приложением N 4 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (в редакции Приказа ФНС России от 10.05.2012 N ММВ-7-2/297@) "Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельность активов организаций по видам экономической деятельности, в процентах" рентабельность активов по отрасли "Транспорт и связь" в 2014 г. определена в размере 1,5%, в 2015 г. в размере 2,6%.
На основании приведенных данных эксперт пришел к выводу, что величина экономически обоснованного тарифа на 2016 год на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом, оказываемых ОАО "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" (ОГРН 1076162005864) на территории Республики Дагестан за каждые 10 км (одну "зону") с учетом положений, предусмотренных Методикой расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, утвержденной Приказом Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) от 28.09.2010 N 235-т, составляет 70,13 руб.
С учетом выводов эксперта и представленных в материалы дела документов суд приходит к выводу о том, что заинтересованным лицом экономически обоснованный уровень тарифа на 2016 год по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по Республике Дагестан в размере 24,02 руб. за каждые 10 км. пути определен неверно.
Допущено завышение количества отправленных пассажиров на 125,4 тыс. чел. и, как результат, увеличились прогнозные доходы ОАО "СКППК" на 4 619,5 тыс. руб. В тоже время необоснованно исключены из состава экономически обоснованных затрат ОАО "СКППК" на 2016 год расходы по оплате услуг по договорам аренды подвижного состава в сумме 11 628,5 тыс. руб., собственных расходов компании в сумме 1 890,9 тыс. руб. и не учтен процент рентабельности при определении экономически обоснованного тарифа.
С учетом приведенных обстоятельств и с учетом уточнения заявителем заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявления и удовлетворил его в полном объеме.
Действия (бездействия) тарифной комиссии, выразившиеся в том, что не были учтены конкретные затраты общества и другие экономические показатели, нарушают требования Методики расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, утвержденной Приказом ФСТ РФ от 28.09.2010 N 235, а также права и экономические интересы общества, являются незаконными.
В соответствии со статьей 201 АПК РФ суд первой инстанции в резолютивной части решения правомерно указал на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность тарифной комиссии устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем совершения определенных действий.
Довод апелляционной жалобы о том, что назначение экспертизы и принятие на его основании решения является необоснованным, поскольку при определении соответствия постановления РСТ Дагестана от 09.11.2015 г. N 37 "Об установлении экономически обоснованного тарифа на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в Республике Дагестан" нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Арбитражному суду не требуется каких-либо специальных познаний для принятия решения, отклоняется.
Заявитель исходит из ошибочного предположения о том, что предметом спора является проверка законности нормативного акта. В данном случае оспаривается законность действия (бездействия) тарифной комиссии при установлении определенных экономических показателей в соответствии с Методикой расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, утвержденной Приказом ФСТ РФ от 28.09.2010 N 235. Данный спор правомерно рассмотрен по правилам главы 24 АПК РФ. Выбор способа защиты своих прав и интересов является правом истца. Избранный способ защиты соответствует требованиям АПК РФ и правомерность его применения подтверждена судебной практикой (определение Верховного Суда РФ от 15.06.2015 N 306-КГ15-5811).
Формирование предмета доказывания в ходе рассмотрения конкретного спора, а также определение источников, методов и способов собирания объективных доказательств, посредством которых устанавливаются фактические обстоятельства дела, являются исключительной прерогативой суда, рассматривающего спор по существу.
Заявитель по данному делу оспаривая действия тарифного органа по установлению конкретного размера тарифа считает, что тарифной службой при проведении соответствующих расчетов не были учтены конкретные его затраты и другие экономические показатели с приведением конкретных сумм и размеров.
В соответствии с частью 2 статьи 64 Кодекса заключение эксперта является одним
из доказательств по делу, которое оценивается судом в порядке, предусмотренном в статье 71 Кодекса, в совокупности с иными допустимыми доказательствами по делу. В силу части 1 статьи 82 Кодекса вопрос о назначении экспертизы отнесен на усмотрение арбитражного суда и разрешается в зависимости от необходимости разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний.
Суд первой инстанции, рассмотрев в открытом судебном заседании ходатайство общества о назначении экспертизы, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, пришел к правильному выводу о необходимости специальных познаний и правомерно, в соответствии с требованиями статьи 82 АПК РФ вынес определение о назначении экспертизы. Поставленные вопросы соответствуют предмету спора, экспертиза поручена организации, имеющей право проводить соответствующие экспертизы и имеющей квалифицированных специалистов; эксперт предупрежден об уголовной ответственности; экспертное заключение представленное суду, соответствует признакам относимости и допустимости доказательств и правомерно учтено судом при оценке доказательств в порядке статьи 71 АПК РФ.
Довод апелляционной жалобы о том, заключение экспертизы не требуется со ссылкой на другие судебные дела, не учтена судебная практика, отклоняется, поскольку обстоятельства дел не являются одинаковыми.
Довод апелляционной жалобы о том, что экспертиза проведена не по надлежащему перечню документов, ее следовало провести только по тем документам, которые ранее представлялись в тарифную комиссию, отклоняется. Заявитель по данному делу оспаривая действия тарифного органа по установлению конкретного размера тарифа считает, что тарифной службой при проведении соответствующих расчетов не были учтены конкретные его затраты и другие экономические показатели с приведением конкретных сумм и размеров.
Представленные обществом доказательства в подтверждение своих доводов являются относимыми и допустимыми, поэтому суд правомерно принял их в качестве предмета исследования, а поскольку их оценка требовала специальных познаний, назначил экспертизу.
Сведений о том, что доказательства не относятся к предмету спора или являются недопустимыми, заявитель жалобы не представил.
Экспертиза, как доказательство, всесторонне и полно, с учетом возражений РСТ, оценена судом первой инстанции наряду с другими доказательствами. Суд не найдя противоречий, расхождений, неполноты или любых других оснований сомневаться в обоснованности экспертного заключения, обоснованно принял его в качестве надлежащего доказательства по настоящему делу.
Довод апелляционной жалобы о том, что объемы выполняемых работ определены неправильно; суд неправомерно не учел результаты контрольных мероприятий, проведенных РСТ, отклоняется. Суд правомерно исходил из того, что экспертиза проводилась по первичным документам, обеспечивающим полноту данных, в то время как контрольные мероприятия являются единичными. Суд учел, что при проведении экспертизы расчет показателей пассажирооборота на 2015 год основывался на данных статистической отчетности ЦО-22 и ЦО22-ф, сформированной на основе первичных документов (электронных билетов). Информация о железнодорожной перевозке пассажира формируется в электронно-цифровой форме и содержится в автоматизированной системе управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте - АСУ "Экспресс-3"; выписка - контрольный купон является документом строгой отчетности; информация используется во всех видах отчетности; РСТ не представила доказательств того, что данная информация не соответствует действительности. Анализ плановых и фактических показателей значительных расхождений не выявил.
Суд обоснованно указал, что рассчитанный специалистами Правления РСТ Республики Дагестан на основании всего нескольких контрольных мероприятий показатель фактического пассажирооборота (11 118,714 тыс. пасс, км.) и населенности (13,05 чел./ваг.) за 2016 г. завышен в 1,9 раза по сравнению с определенным экспертом пассажирооборотом на основании первичных документов, допущено завышение количества отправленных пассажиров на 125,4 тыс. чел. и, как результат, увеличились прогнозные доходы ОАО "СКППК" на 4 619,5 тыс. руб.
Довод апелляционной жалобы о том, что расчет рентабельности не предусмотрен Методикой расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, и при установлении тарифа
рентабельность не должна быть учтена, отклоняется. Отсутствие в Методике порядка расчета рентабельности не указывает на тот факт, что рентабельность не должна быть учтена. Суд первой инстанции правомерно указал, что поскольку методика расчета нормативной прибыли, учитываемой при формировании тарифов, сборов и платы, Федеральной службой по тарифам для пригородных железнодорожных перевозок в установленном порядке не утверждена, для определения нормативной прибыли могут быть использованы критерии, применяемые Федеральной налоговой службой.
Приложением N 4 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (в ред. Приказа ФНС России от 10.05.2012 N ММВ-7-2/297@) "Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельность активов организаций по видам экономической деятельности, в процентах" рентабельность активов по отрасли "Транспорт и связь" в 2014 г. определена в размере 1,5%, в 2015 г. в размере 2,6%. Таким образом, суд правомерно принял в качестве экономически обоснованной для целей установления тарифа рентабельность равную 2,6%.
При этом затраты связанные с определением услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта определены экспертом на основании анализа договорас приложениями и дополнениями, данных бухгалтерской отчетности с учетом требований Приложения N 5 Методики.
Довод о том, что затраты по статье "Расходы по использованию арендуемых основных средств" определены с нарушением Методики, в материалах тарифного дела отсутствуют калькуляции роста затрат на аренду, а потому решение суда неправомерно, отклоняется. Затраты по использованию арендуемых основных средств определены на основании фактических данных бухгалтерского учета, заключений аудитора, с учетом положений договоров аренды; размер экономически обоснованных затрат по статьям и элементам затрат определен с применением показателей, приведенных в приложении N 6 Методики. Оценка ожидаемых затрат произведена согласно п. 23.7.2.1 Методики. Расходы по использованию арендуемых основных средств определялись согласно п. 23.7.2.2 Методики. Подробные пояснения даны в таблицах. Доводов о несоответствии фактических и расчетных показателей в жалобе не содержится.
Доводы апелляционной жалобы не подтвердились.
Суд первой инстанции правильно применил нормы права, дал надлежащую оценку доказательствам, выводы суда соответствуют обстоятельствам и материалам дела. Оснований для отмены или изменения судебного акта, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 23 декабря 2016 года по делу N А15-475/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-475/2016
Истец: ОАО "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания"
Ответчик: Республиканская служба по тарифам РД, Республиканская служба по тарифам Республики Дагестан
Третье лицо: АНО "Лабратория судебной экспертизы и оценке" эксперту Соколовой Л. К., Правительство Республики Дагестан, Федеральная антимонопольная служба России
Хронология рассмотрения дела:
26.06.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3245/17
14.03.2017 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2447/16
14.03.2017 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2447/16
10.02.2017 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-475/16
23.12.2016 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-475/16
15.09.2016 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7490/16
15.07.2016 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2447/16
14.06.2016 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2447/16