Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 августа 2017 г. N Ф07-5701/17 настоящее постановление отменено
г. Санкт-Петербург |
|
17 апреля 2017 г. |
Дело N А56-25841/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семиглазова В.А.
судей Мельниковой Н.А., Савиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Петрук О.В.
при участии:
от истца (заявителя): Братухина Ю.М. по доверенности от 15.08.2016
от ответчика (должника): Дружинина К.В. по доверенности от 30.11.2016
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-2963/2017, 13АП-2964/2017) ТСЖ "Александра" и ООО "Светогорское жилищно-коммунальное хозяйство" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.12.2016 по делу N А56-25841/2016 (судья Томпакова Г.Н.), принятое
по иску ТСЖ "Александра"
к ООО "Светогорское жилищно-коммунальное хозяйство"
о взыскании,
установил:
Товарищество собственников жилья "Александра" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Светогорское жилищно-коммунальное хозяйство" об обязании передать по акту приема-передачи техническую документацию и иные документы на многоквартирный дом.
От истца поступило ходатайство об уточнении исковых требований. Суд удовлетворил ходатайство истца в части требования об обязании передать по акту приема-передачи техническую документацию и иные документы на многоквартирный дом по адресу: 188992, Ленинградская область, Выборгский район, г. Светогорск, ул. Гарькавого, д.8, а именно:
- технический паспорт на многоквартирный дом с экспликацией и поэтажными планами содержащий актуальные на момент передачи сведенья;
- документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний;
- документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;
- акты разграничения эксплуатационной ответственности инженерных сетей, электроснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения.
- ордер N 42893/8 от 23.03.1987 года.
- архивные карточки регистрации по месту жительства в жилых помещениях (форма N 9) и архивные карточки поквартирного учета (форма N 10).
- акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду;
- копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
- план участка в масштабе 1:1 000-1:2000;
- выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
- документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременении, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременении, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
- списки собственников и нанимателей помещений в многоквартирном доме, а также лиц, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), составленные с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных;
- документы (акты) о приемке результатов работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- акт приемки в эксплуатацию многоквартирного дома;
- протоколы измерения сопротивления электросетей;
- неисполненные предписания и заключения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, а также реестр писем органов исполнительной власти, находившихся на рассмотрении;
- акты весеннего и осеннего осмотров за 2012-2015 г.;
- сметы, дефектные ведомости и акты выполненных работ по конструктивным элементам за 2012-2015 г.г;
- схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления и электроснабжения;
- протоколы измерения вентиляции;
- заверенные копии журналов заявок собственников (жителей);
- реестр договоров с ресурсоснабжающими, подрядными и прочими организациями по предоставлению жилищно-коммунальных услуг;
- реквизиты финансово-лицевых счетов и карточки квартиросъемщиков;
- информацию о льготниках и получателях субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг;
- заверенную копию пожарной декларации за последний отчетный период;
- журнал учета заявлений о регистрации по месту пребывания.
В остальной части суд оставил ходатайство без удовлетворения.
Решением суда от 22.12.2016 заявленные исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ТСЖ "Александра" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение изменить, рассмотрев требования истца о присуждении денежных средств на случай неисполнения судебного акта, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и нарушение норм материального и процессуального права. Истец указывает, что мотивировочная часть решения от 22.12.2016 содержит выводы суда об обязанности должника (предшествующей управляющей организации) при отсутствии документации восстановить за свой счет и передать кредитору (товариществу). Однако, в резолютивной части решения суд отказывает в удовлетворении исковых требований в части обязания ответчика при отсутствии документации восстановить за свой счет и передать кредитору (товариществу).
ООО "Светогорское жилищно-коммунальное хозяйство" также подана апелляционная жалоба, в которой заявитель считает решение Арбитражного суда незаконным и необоснованным, просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать. Ответчик указывает, что судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в том числе, в рамках судебного разбирательства судом не рассмотрен вопрос о злоупотреблении истцом своими правами, а также пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы своих апелляционных жалоб, возражали против удовлетворения апелляционных жалоб друг друга по основаниям, изложенным в отзывах.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии с протоколом N 1/2016 от 04.03.2016 года общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: Ленинградская область,
Выборгский район, г. Светогорск, ул. Гарькавого, дом 8 в порядке части 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации названными лицами принято решение об изменении способа управления данным домом - создание для управления многоквартирным домом Товарищество собственников жилья "Александра" (ТСЖ "Александра"), с местом нахождения по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, г. Светогорск, ул. Гарькавого, д.8 и о расторжении договора управления с ООО "Светогорское жилищно-коммунальное хозяйство" с даты государственной регистрации Товарищества собственников жилья как юридического лица.
ТСЖ "Александра" зарегистрировано ИФНС по Выборгскому району Ленинградской области 15 марта 2016 года, ОГРН 1164704053360.
Таким образом, истец осуществляет управление многоквартирного дома по адресу: г. Светогорск, ул. Гарькавого, д.8, с 15.03.2016 на основании решения общего собрания собственников помещений (протокол N 1/2016 от 04.03.2016) и частей 2, 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Письмами от 16.03.2016, 21.03.16 истец уведомил ответчика об изменении способа управления МКД, а также обратился с просьбой передать МКД в управление и техническую документацию на указанный дом истцу.
26 апреля 2016 года ООО "Светогорское жилищно-коммунальное хозяйство" передало часть технической документации и часть иных документов на многоквартирный дом, расположенный по адресу: 188992, Ленинградская область, Выборгский район г. Светогорск, ул. Гарькавого, д.8, а именно: технический паспорт на многоквартирный дом с экспликацией и поэтажными планами по состоянию на 25.02.1981 год с изменениями на 28.11.1988 года.; договора найма жилого помещения, ордера; карточки регистрации по месту жительства в жилых помещениях (форма N 9), карточки поквартирного учета (форма N 10); часть архивных карточек регистрации по месту жительства в жилых помещениях (форма N 9), часть архивных карточек поквартирного учета (форма N 10); техно-рабочий проект дома N 22.
Письмом исх. N 16 от 12 мая 2016 года, ТСЖ "Александра", просило передать ООО "СЖКХ" архивные карточки регистрации по месту жительства в жилых помещениях (форма N9) и архивные карточки поквартирного учета (форма N10). На данное письмо ответчик ответил отказом предоставление данных документов, мотивируя тем, что граждане зарегистрированы по другим адресам.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым иском.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, апелляционный суд признал апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 3 ст. 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом может быть в любое время изменен общим собранием собственников. При этом, изменения, внесенные в п. 8.2. статьи 162 ЖК РФ Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ, позволяют в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления в случае выбора новой управляющей организации или изменения способа управления. В данном случае способ управления был изменён на управление посредством ТСЖ.
Согласно ст. 138 ЖК РФ, товарищество собственников жилья обязано: осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII ЖК РФ; обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме; обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество.
Поскольку собственниками помещений в спорном доме на общем собрании от 04.03.2016 года принято решение об изменении способа управления данным домом и одностороннем расторжении договора управления с ответчиком с момента государственной регистрации товарищества собственников жилья как юридического лица, названное решение общего собрания, оформленное протоколом N 1/2016 от 04.03.2016, в установленном законом порядке не оспорено и не признано недействительным (доказательства обратного в материалах дела отсутствуют), то полномочия истца в качестве управления в отношении спорного дома надлежит считать легитимными.
Согласно части 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом предусмотрены в Правилах осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее -Правила N 416).
Перечень технической и иной документации закреплен в пунктах 1.5.1, 1.5.3 Правил N 170, и в пунктах 24, 26 Правил N 491.
В соответствии с пунктами 24, 26 Правил N 491 в состав технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, входят: - документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; - документы (акты) о приемке результатов работ; - акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям; - инструкция по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков; - копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра; - выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом; - заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка); - документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременении, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременении, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута); - проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии); - иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
Состав технической документации на многоквартирный дом, подлежащей долговременному хранению, предусмотрен пунктом 1.5 Правил N 170. К числу указанной технической документации относятся: - план участка в масштабе 1:1000-1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем; - проектно-сметная документация и исполнительные чертежи на каждый дом; - акты приемки жилых домов от строительных организаций (при наличии); - акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику; - схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др. (схема внутридомовых сетей прилагается для сведения); - паспорта готовности жилого дома к работе в осенне-зимний период; - паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок; - исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление).
Также выделяется техническая документация, заменяемая в связи с истечением срока ее действия (пункт 1.5.3): - сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт; - акты технических осмотров; - журналы заявок жителей; - протоколы измерения сопротивления электросетей; - протоколы измерения вентиляции.
Перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, является открытым и не исчерпывающим. Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрена не только передача технической документации, но и передача иных, связанных с управлением многоквартирным домом, документов.
В соответствии с положениями статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Правил регистрации и учета граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, под иными документами, связанными с управлением многоквартирным домом, имеется в виду и учетно-регистрационная документация на граждан, проживающих в многоквартирных домах.
Согласно пунктам 57, 58 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционный службы от 11 сентября 2012 года N 288 (далее по тексту - Административный регламент), регистрация граждан по месту жительства состоит, в числе прочего, из оформления должностными лицами, ответственными за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства адресных листков прибытия, поквартирных карточек по форме N 10 или домовой (поквартирной) книги по форме N11.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 6 сентября 2011 года N 1089/11, системное толкование указанных норм дает основание полагать, что лица, поименованные в качестве должностных лиц, ответственных за регистрацию, исполняя функции, связанные с регистрацией граждан по месту жительства либо пребывания, выполняют публично-правовые обязанности, возложенные на них законом, предоставляя государственную услугу гражданам Российской Федерации.
В силу п. 84 Административного регламента, карточки регистрации по форме N 9 (приложение N 13 к Регламенту) и поквартирные карточки по форме N 10 (приложение N 7 к Регламенту) оформляются при регистрации граждан в жилые помещения государственного, муниципального, частного жилищного фонда, в том числе жилищно-строительных и жилищных кооперативов, домов-интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, других учреждений социального назначения, акционерных обществ и коммерческих организаций, других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, и хранятся у лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов.
Согласно пункту 102 названного Административного регламента, по завершении процедуры регистрации гражданина по месту жительства оригиналы документов передаются гражданину, а карточки регистрации возвращаются лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, для помещения в соответствующие картотеки.
Согласно, Приложение N 13 к Административному регламенту карточка регистрации форма N 9, содержит только одно поле с адресом места жительства, в связи, с чем отсутствуют правовые основания использовать карточки регистрации форма N 9 для повторной регистрации граждан в ином месте жительства.
Управляющая компания, утратив полномочия по управлению многоквартирным домом и, как следствие, функции должностного лица, ответственного за регистрацию граждан по упомянутому дому, обязана с переходом этих обязанностей к товариществу передать по его требованию все документы по ведению регистрационного учета для последующего исполнения им возложенных на него законом функций, в том числе архивные карточки регистрации по месту жительства в жилых помещениях (форма N 9), карточки поквартирного учета (форма N 10).
Нахождение у лица, не имеющего права хранить документы регистрационного учета, которые содержат сведения о собственниках помещений многоквартирного дома, в том числе их персональные данные (фамилию, имя, отчество, год, месяц, дату и место рождения, адрес, семейное и иное социальное положение и т.д.), а также сведения о документах, удостоверяющих личность, о правах на помещения, создает возможность их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.
Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 N 1089/11 по делу N А60-5559/2010-СЗ.
Согласно, представленному истцом отчёту о выполнении договора управления ООО "СЖКХ" за 2014 год ответчиком было произведено проектирование узла учета электроэнергии. При смене способа управления многоквартирным домом у ответчика возникла обязанность по передаче проектной документации узла учета электроэнергии, документов на монтажные работы коммерческого узла учета коммунального освещения.
Доводы ответчика об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в части истребования ряда документов, включенных в перечень технической документации Постановлением N 1434 исследованы судом первой инстанции и признаны несостоятельными.
По смыслу Правил N 416 и Правил N 491 перечень истребуемой документации может определяться, в том числе, путем ссылок на конкретные документы, относящихся к группам, перечисленным в пунктах 24, 26 Правил N 491, в связи с чем, буквальное несоответствие формулировки наименования ряда документов, указанных истцом само по себе не свидетельствует о необоснованности заявленных им требований.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2015 N 1434 в Правила N 491 внесены следующие изменения, вступившие в действие уже после обращения ТСЖ "Александра" с рассматриваемым иском:
в пункте 24: дополнен подп. "а (1)": документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний;
подп. "б" данного пункта дополнен словами ", сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме";
пункт дополнен подп. "в(1)": акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду;
в пункте 26: дополнен подп. "д(1)": списки собственников и нанимателей помещений
в многоквартирном доме, а также лиц, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), составленные с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных;
дополнен подп. "д(2)": договоры об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
дополнен подп. "(3)": оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме;".
Таким образом, при сопоставлении изменений, которые были внесены в содержание п. 24, 26 Правил N 491 постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2015 N 1434 и конкретного перечня документов, истребованных судами у общества ООО "СЖКХ", оснований для отказа ТСЖ "Александра" в исковых требованиях в этой части не имеется.
Несмотря на то, что ранее до обращения истца в суд с рассматриваемыми требованиями на законодательном уровне обязанность передать отдельные документы не была закреплена, фактически подобные документы должны иметься в наличии у ответчика.
Положения указанного нормативного правового акта вступили в силу с 07.01.2016.
Истец обратился в арбитражный суд с требованием о передаче документации 18.04.2016, то есть после внесения изменений в Правила N 491 и вступления их в силу.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Арбитражного Суда Уральского Округа N Ф09-10150/16, в Постановлении Восемнадцатого Арбитражного Апелляционного Суда N 18АП-8847/2016 от 06 сентября 2016 года, в Постановлении Семнадцатого Арбитражного Апелляционного Суда N 17АП-8254/2016-ГК от 01 августа 2016 года, в Постановлении Восемнадцатого Арбитражного Апелляционного Суда N 18АП-3804/2016 от 27 апреля 2016 года.
В случае отсутствия у ответчика истребимой истцом документации в случае предъявления товариществом собственников жилья требования о передаче технической документации должник (предшествующая управляющая организация) обязан передать ее кредитору (товариществу), а при ее отсутствии восстановить за свой счет и передать кредитору (товариществу).
Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2010 N 17074/09, содержащем указание на общеобязательность приведенного в названном постановлении толкования правовых норм для судов.
В соответствии с пунктом 21 Правил N 416 в случае отсутствия у ранее управлявшей многоквартирным домом организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на многоквартирный дом, иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, указанных в Правилах N 491, которые были переданы ей в установленном порядке, такая организация обязана в течение 3 месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 18 Правил N 416, принять меры к восстановлению таких документов и в порядке, предусмотренном пунктом 22 Правил N 416, передать их по отдельному акту приема-передачи организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления этим домом.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суд первой инстанции верно указал, что в силу данной процессуальной нормы и с учетом вышеизложенных норм материального права, в предмет доказывания по настоящему делу входит, в частности, установление факта передачи соответствующей документации на многоквартирный дом лицу, у которого она истребуется, и факт нахождения данной документации у него в настоящее время. Между тем, в рамках судебного процесса ответчик не представил исчерпывающих доказательств, однозначно свидетельствующих о том, что испрашиваемая истцом документация у него отсутствует, поскольку ему не передавалась.
Не совершение ответчиком действий по передаче технической документации, необходимой для осуществления управления многоквартирным домом, создает истцу препятствия в осуществлении данного права.
Поскольку ответчиком в ходе рассмотрения дела представлены в материалы дела акт передачи технического паспорта, заверенная копия журнала выдачи ордеров, справка, что работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме не проводились за период с 01 ноября 2008 года и по настоящее время, и что отсутствуют неисполненные предписания и заключения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, в этой части суд полагает требования истца необоснованными.
В остальной части ответчик не представил суду доказательств отсутствия у него истребуемых истцом документов, а также доказательств исполнения своей обязанности по передаче истцу, уполномоченному собственниками, указанных документов.
Суд верно указал, что ответчиком в течение длительного периода времени, в нарушение требований, установленных законом, не исполнялась обязанность по передаче документов истцу, что свидетельствует о недобросовестном поведении ответчика.
При надлежащем исполнении ответчиком возложенных на него обязанностей необходимость судебного разбирательства по изложенным спорным правоотношениям не могла возникнуть.
В силу принципа состязательности арбитражного процесса, закрепленного в части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Суд верно посчитал требования истца обоснованными и удовлетворил иск, но, вместе с тем, суд не рассмотрел требование о присуждении денежных средств на случай неисполнения судебного акта.
Истец в исковом заявлении просил в целях гарантии своевременного исполнения ответчиком судебного акта по настоящему делу взыскивать с общества с ограниченной ответственностью "Светогорское жилищно-коммунальное хозяйство" в пользу товарищества собственников жилья "Александра" денежные средства в размере 200 000 руб. 00 коп. за каждый полный месяц неисполнения судебного акта по настоящему делу до полного исполнения судебного акта.
В уточнении к иску истец поддержал указанное требование.
В соответствии со статьей 308.3 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим ГК РФ, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения.
Суд считает указанную истцом сумму чрезмерной и необоснованной, а потому надлежащей уменьшению до 30 000 руб. 00 коп.
В силу ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исходя из требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а также учитывая конкретные обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции считает, что истец не доказал доводов своей апелляционной жалобы.
В соответствии со ст.270 АПК РФ основаниями для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции являются: несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также нарушение или неправильное применение норм процессуального или материального права.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции от 22.12.2016 подлежит изменению в части присуждения денежных средств на случай неисполнения судебного акта.
Судебные расходы распределяются судом на основании ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.12.2016 по делу N А56-25841/2016 изменить в части присуждения денежных средств на случай неисполнения судебного акта.
В случае неисполнения решения суда взыскивать с общества с ограниченной ответственностью "Светогорское жилищно-коммунальное хозяйство" в пользу товарищества собственников жилья "Александра" ежемесячно 30 000 рублей.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Светогорское жилищно-коммунальное хозяйство" оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.А. Семиглазов |
Судьи |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-25841/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 августа 2017 г. N Ф07-5701/17 настоящее постановление отменено
Истец: ТСЖ "АЛЕКСАНДРА"
Ответчик: ООО "СВЕТОГОРСКОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО"
Хронология рассмотрения дела:
28.01.2019 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1864/19
16.11.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-13319/18
26.07.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-16476/18
04.06.2018 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-25841/16
18.10.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-22652/17
07.08.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5701/17
17.04.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-2963/17
22.12.2016 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-25841/16