Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 сентября 2017 г. N Ф01-3986/17 настоящее постановление оставлено без изменения
9 июня 2017 г. |
А79-7899/2016 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Москвичевой Т.В., Смирновой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой И.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Чебоксарский завод строительных материалов" (428018, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. К. Иванова, д. 80а; ОГРН 1022101270916, ИНН 2129009816)
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 27.02.2017
по делу N А79-7899/2016,
принятое судьей Афанасьевым А.А.
по заявлению открытого акционерного общества "Чебоксарский завод строительных материалов" о признании незаконным решения Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики - Чувашии от 27.05.2016 N 2/10-8092,
при участии в судебном заседании представителей:
открытого акционерного общества "Чебоксарский завод строительных материалов" - Никифоровой Т.В. по доверенности от 16.06.2014 N 2 сроком действия три года;
и установил:
открытое акционерное общество "Чебоксарский завод строительных материалов" (далее - ОАО "ЧЗСМ", Завод, Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением о признании незаконным изложенного в письме от 27.05.2016 N 2/10-8092 решения Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (далее - Министерство, уполномоченный орган) об отказе возвратить разовый платеж за право пользования недрами. Одновременно в целях восстановления нарушенных прав заявитель просил суд обязать Министерство возвратить разовый платеж на право пользование недрами в размере 349 272 руб. 00 коп., уплаченный платежным поручением от 20.11.2012 N 3124.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Чувашской Республики (далее - Минфин ЧР), общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Нижний Новгород" (далее - ООО "Газпром трансгаз НН"), публичное акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (далее - ПАО "Ростелеком"), администрация Чебоксарского района Чувашской Республики (далее - орган местного самоуправления), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике (далее - Управление Росреестра), филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Чувашской Республике-Чувашии (далее - Кадастровая палата).
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 27.02.2017 Заводу отказано в удовлетворении заявленного требования.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "ЧЗСМ" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Завод настаивает на том, что установление нахождения на земельном участке двух магистральных газопроводов, препятствующего разработке месторождения, является основанием для возвращения уплаченного разового платежа на право пользования недрами.
Министерство и ООО "Газпром трансгаз НН" (ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя) в отзывах на апелляционную жалобу указывают на законность обжалуемого судебного акта, просят оставить его без изменения.
В судебном заседании представитель ОАО "Чебоксарский завод строительных материалов" в полном объеме поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил ее удовлетворить.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По делу установлено, что на основании приказа руководителя от 15.10.2012 N 502 Министерство опубликовало на официальном сайте сообщение о проведении аукциона на право пользования участком недр Малосундырского проявления керамзитовых глин площадью 37,5 га, расположенного в Чебоксарском районе в 20 км юго-западнее железнодорожной станции Чебоксары, на юго-западной окраине д. Малый Сундырь, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, с балансовыми запасами категории С2 в количестве 3313 тыс.куб.м.
Согласно пункту 6.2 Порядка и условий проведения аукциона стартовый размер разового платежа за пользование недрами (разовый платеж за получение права пользования недрами) установлен в размере 349272 руб. и подлежал внесению в срок до 29.11.2012 претендентами, допущенными к участию в аукционе.
В силу пункта 7.8 Порядка и условий проведения аукциона заявители, получившие уведомление о приеме заявки, но не уплатившие в установленный срок задаток в размере 100 процентов разового (стартового) платежа, к участию в аукционе не допускаются.
Согласно пунктам 8.5, 8.7 и 8.8 Порядка и условий проведения аукциона, внесенный победителем аукциона задаток включается ему в окончательный размер разового платежа за пользование недрами.
Всем участникам аукциона, за исключением победителя, Минприроды Чувашии возвращает внесенный задаток в полном объеме и перечисляет за победителя аукциона внесенный им задаток в сумме стартового размера разового платежа в доход республиканского бюджета Чувашской Республики.
Платежным поручением от 20.11.2012 N 3124 ОАО "ЧЗСМ" перечислило сумму задатка в размере 349 272 руб. 00 коп.
Согласно протоколу заседания аукционной комиссии победителем аукциона признано ОАО "Чебоксарский завод строительных материалов", которому предоставлено право пользования участком недр Малосундырского проявления керамзитовых глин и выдана лицензия на пользование недрами серии ЧЕБ N 80033 сроком действия до 31.12.2037 с целевым назначением "разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых сроком на 25 лет".
Письмом от 26.11.2013 N 1065 ОАО "Чебоксарский завод строительных материалов" обратилось в ООО "Газпром трансгаз НН" с заявлением об обозначении границы охранных зон газопроводов высокого давления "Пермь-Горький 1" 667 км, "Пермь-Горький 2" 703 км, расположенных в контуре подсчета запасов Малосундырского месторождения керамзитовых глин.
Письмом от 29.11.2013 N 1826 ООО "Газпром трансгаз НН" информировало Завод о том, что зона минимально допустимых расстояний до карьеров разработки полезных ископаемых равна 300 м в обе стороны от оси газопровода.
Письмом от 10.04.2014 N 236 Завод обратился в ООО "Газпром трансгаз НН" с заявлением о согласовании участков предстоящих работ с указанием географических координат охранных зон газопроводов.
Письмом от 16.04.2014 N 552 ООО "Газпром трансгаз НН" уведомило завод об отказе в согласовании разработки участков Малосундырского месторождения керамзитовых глин, обосновав свое решение тем, что обозначенные земельные участки находятся в зоне минимально допустимых расстояний газопроводов до карьеров разработки полезных ископаемых.
16.05.2016 ОАО "Чебоксарский завод строительных материалов" обратилось в Минприроды Чувашии с заявлением N 222, в котором указало на невозможность реализовать свое право пользования недрами в связи с нахождением в контуре подсчета запасов месторождения двух магистральных газопроводов, а также волоконно-оптической линии связи, принадлежащей ПАО "Ростелеком", и просило прекратить право пользования недрами, предоставленное на основании лицензии серии ЧЕБ N 80033 от 29.12.2012, а также возвратить сумму внесенного платежным поручением от 20.11.2012 N 3124 задатка.
Согласно протоколу от 27.05.2016 N 6 комиссия Министерства приняла решение о прекращении права пользования участком недр местного значения, предоставленного Заводу на основании лицензии серии ЧЕБ N 80033 от 29.12.2012.
На основании распоряжения Минприроды Чувашии от 27.05.2016 N 589-р с 23.05.2016 право пользования Малосундырским проявлением керамзитовых глин, предоставленное на основании лицензии серии ЧЕБ N 80033 от 29.12.2012, прекращено досрочно по инициативе владельца лицензии.
Письмом от 27.05.2016 N 2/10-8092 Министерство уведомило Завод о том, что сумма внесенного разового платежа за пользование недрами не подлежит возврату.
Полагая, что изложенное в письме от 27.05.2016 N 2/10-8092 решение уполномоченного органа об отказе возвратить разовый платеж за пользование недрами противоречит положениям действующего законодательства, Завод обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 1069 гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" и исходил из того, что в рассматриваемом случае не установлена предусмотренная статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность условий для признания незаконным решения государственного органа.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статьей 4 Закона о недрах к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования отнесено установление порядка пользования участками недр местного значения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 10.1 Закона о недрах основанием возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении такого права.
Согласно подпункту 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами является обязанностью недропользователя.
Положениями статьи 23 Закона о недрах установлены основные требования по рациональному использованию и охране недр, к числу которых отнесено соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование.
В силу части 1 статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Согласно постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 21.10.2015 N 370 Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики является органом исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющим полномочия в области природопользования и принимающим в соответствии с законодательством Чувашской Республики решение о предоставлении по результатам аукциона права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых.
Статья 39 Закона о недрах содержит перечень платежей, уплачиваемых при пользовании недрами, согласно которому при пользовании недрами уплачиваются, в том числе разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии.
В силу части 2 статьи 40 Закона о недрах минимальные (стартовые) размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются в размере не менее, чем десять процентов величины суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую мощность добывающей организации. Методика расчета минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.
Методика расчета минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами утверждена приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.09.2008 N 232.
Окончательные размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются по результатам конкурса или аукциона и фиксируются в лицензии на пользование недрами (часть 3 статьи 40 Закона о недрах).
Уплата разовых платежей производится в порядке, установленном в лицензии на пользование недрами (часть 5 статьи 40 Закона о недрах).
В соответствии с частью 8 статьи 40 Закона о недрах разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, зачисляются в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Частью 9 статьи 40 Закона о недрах предусмотрено, что в случае прекращения, в том числе досрочного, права пользования недрами уплаченные пользователями недр разовые платежи за пользование недрами не подлежат возврату, за исключением случая, предусмотренного статьей 2.1 настоящего Закона.
Согласно части 6 статьи 2.1 Закона о недрах возмещение расходов на поиск и оценку открытого месторождения полезных ископаемых и суммы уплаченного в соответствии с условиями совмещенной лицензии разового платежа за пользование участком недр лицам, которым в соответствии с частью пятой настоящей статьи отказано в предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения, и выплата таким лицам вознаграждения осуществляются за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2.3 Закона о недрах к участкам недр местного значения относятся: 1) участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые; 2) участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых; 3) участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее - питьевое водоснабжение) или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки.
В силу дополнения N 1 к Перечню участков недр местного значения по Чувашской Республике, утвержденному приказом Минприроды Чувашии от 19.05.2015 N 439, Малосундырское проявление глин площадью 0,375 кв.км с запасами ископаемых 3 313 тыс.куб.м относится к участкам недр местного значения.
В соответствии с Порядком и условиями проведения аукциона платежным поручением от 20.11.2012 N 3124 Завод уплатил стартовый размер разового платежа за получение права пользования недрами в сумме 349 272 руб. 00 коп., что соответствует положениям статей 39 и 40 Закона о недрах.
Распоряжением Минприроды Чувашии от 27.05.2016 N 589-р право пользования Малосундырским проявлением керамзитовых глин на основании выданной Заводу лицензии прекращено досрочно по инициативе лицензиата.
Согласно статье 40 Закона о недрах в случае прекращения, в том числе, досрочного, права пользования недрами уплаченные пользователями недр разовые платежи за пользование недрами не подлежат возврату.
Разовые платежи за пользование недрами, уплачиваемые при предоставлении права пользования участками недр, фактически представляют собой единовременную плату за получение права на проведение работ на участке недр, соответствующих видам пользования недрами, результатом которых может быть получение геологической информации о запасах полезных ископаемых и извлечение полезных компонентов недр.
Сам факт прекращения права пользования недрами не порождает у субъекта Российской Федерации обязательство возвратить платеж, уплаченный за получение предоставленного в установленном порядке права.
На основании изложенного следует, что у Министерства отсутствовала обязанность возвратить Обществу внесенный для участия в аукцион разовый платеж.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение по делу, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к верному заключению о том, что у Министерства отсутствовали основания для принятия иного решения по обращению Общества.
Изложенное в письме от 27.05.2016 N 2/10-8092 решение Министерства является законным и не нарушает права и законные интересы Завода в сфере осуществления предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии законно и обоснованно отказал Заводу в удовлетворении заявления.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Завода признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 27.02.2017 по делу N А79-7899/2016 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 27.02.2017 по делу N А79-7899/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Чебоксарский завод строительных материалов" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
Т.В. Москвичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-7899/2016
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 сентября 2017 г. N Ф01-3986/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Чебоксарский завод строительных материалов"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, Чувашская Республика в лице Министерства финансов ЧР
Третье лицо: Администрация Чебоксарского района ЧР, Министерство финансов ЧР, ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" - Чебоксарское линейное производственное управление магистральных газопроводов, ПАО междугородной и международной электрической связи "Ростелеком", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЧР, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по ЧР в лице его филиала