г. Москва |
|
15 августа 2018 г. |
Дело N А41-97479/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 августа 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семушкиной В.Н.,
судей: Бархатова В.Ю., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Алибековой Д.Э.,
при участии в заседании:
от Межрегиональной спортивной общественной организации "Московское общество охотников и рыболовов" - Кирьякулов В.М. на основании выписки из протокола N 1 от 17.05.2016, Слободенюк В.Б. по доверенности от 11.01.2018,
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия МО - Еремин В.В. по доверенности N 18Д-10 от 07.02.2018, Рожкова Е.В. по доверенности N 18Д-3 от 09.01.2018,
от Министерства природных ресурсов и экологии РФ - Подвигина А.Ю. по доверенности N 72-д от 14.06.2018,
от Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - представитель не явился, извещен,
от Комитета лесного хозяйства МО - представитель не явился, извещен,
от Правительства МО - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Межрегиональной спортивной общественной организации "Московское общество охотников и рыболовов" и Министерства природных ресурсов и экологии РФ на решение Арбитражного суда Московской области от 27 апреля 2018 года по делу N А41-97479/17, по заявлению Межрегиональной спортивной общественной организации "Московское общество охотников и рыболовов" к Министерству сельского хозяйства и продовольствия МО, третьи лица - Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Комитет лесного хозяйства МО, Правительство МО, о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональная спортивная общественная организация "Московское общество охотников и рыболовов" обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Московской области о признании незаконным отказа, изложенного в письме Министерства от 10.11.2017 N 8730/18-07-01, в заключении охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона в отношении охотничьих угодий охотничье- рыболовных хозяйств Щелковское, Шаховское, Чеховское, Уваровское, Солнечногорское, Серебряно-Прудское, Сергиево-Посадское, Раменское, Павлово- Посадское, Озерское, Одинцовское, Наро-Фоминское, Луховицкое, Волоколамское, Ступинское, Орехово-Зуевское, Воскресенское, Талдомское, Лотошинское, Каширское, Дмитровское, Зарайское, Клинское, Москворецкое, Егорьевское, Истринское, Ногинское, Можайское, Белоомутское, Домодедовское, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий, а также об обязании Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области на основании заявлений МООиР от 07.04.2017, от 19.04.2017 и от 09.08.2017 заключить в 10-дневный срок охотхозяйственные соглашения без проведения аукциона на срок 49 лет в отношении охотничьих угодий охотничье-рыболовных хозяйств Щелковское, Шаховское, Чеховское, Уваровское, Солнечногорское, Серебряно-Прудское, Сергиево-Посадское, Раменское, Павлово-Посадское, Озерское, Одинцовское, Наро-Фоминское, Луховицкое, Волоколамское, Ступинское, Орехово- Зуевское, Воскресенское, Талдомское, Лотошинское, Каширское, Дмитровское, Зарайское, Клинское, Москворецкое, Егорьевское, Истринское, Ногинское, Можайское, Белоомутское, Домодедовское, на условиях Примерной формы охотхозяйственного соглашения, утвержденной приказом Минприроды России от 31.03.2010 N 93.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 апреля 2018 года по делу N А41-97479/17 в удовлетворении заявленных требований Межрегиональной спортивной общественной организации "Московское общество охотников и рыболовов" отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Межрегиональная спортивная общественная организация "Московское общество охотников и рыболовов" и Министерство природных ресурсов и экологии РФ обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционных жалоб заявители сослались на то, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального права.
В судебном заседании представители заявителей поддержали доводы своих апелляционных жалоб, просили отменить решение суда первой инстанции.
Представитель Министерства сельского хозяйства и продовольствия МО в судебном заседании поддержал решение суда, просил оставить его без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Представители Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Комитета лесного хозяйства МО, Правительства МО, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, дело рассмотрено апелляционным судом в порядке ст. 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции полагает, что обжалуемое решение подлежит отмене, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, МСОО "МООИР" является обладателем долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира в отношении вышеуказанных охотничьих угодий. Срок действия лицензий, предоставленных МСОО "МООИР" истекает в 2026-2027 годах.
На основании части 3 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте) 07.04.2017 и 19.04.2017 МСОО "МООИР" были поданы заявки на заключение охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона в отношении вышеуказанных охотничьих угодий.
Министерство сельского хозяйства и природопользования Московской области письмом от 02.06.2017 N исх-3906/18-07-01 отказало заявителю в заключении охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона в связи с тем, что действие части 3 статьи 17 Закона об охоте было приостановлено постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2015 N 17-П.
29.09.2017 МСОО "МООИР" обратилось в Министерство сельского хозяйства и природопользования Московской области с заявлением о повторном рассмотрении поданных ранее заявок.
Министерство сельского хозяйства и природопользования Московской области письмом от 10.11.2017 N 8730/18-07-01 отказало заявителю в заключении охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона, ссылаясь на истечение пятилетнего срока со дня установления максимальной площади охотничьих угодий.
Заявитель, полагая, что основания отказа незаконны, что его права и законные интересы нарушены, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Законом об охоте установлен пятилетний срок давности, в течение которого заявитель может реализовать свое право на заключение охотхозяйственных соглашений, содержащейся в пункте 3 статьи 71 Закона об охоте. Заявитель пропустил установленный частью 9 статьи 71 Закона об охоте пятилетний срок на обращение с заявлением о заключении охотхозяйственных соглашений. Довод о прерывании пятилетнего срока введением моратория в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2015 N 17-П на применение части 3 статьи 71 Закона об охоте (на период с 25.06.2015 по 10.08.2017), суд первой инстанции отклонил, а также указал, что МСОО "МООИР" не заключило новые охотхозяйственные соглашения и не инициировало их заключение без проведения аукциона, а представленное заявление ни по форме, ни по содержанию не соответствует требованиям Регламента.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
При этом обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями (бездействиями).
Правовое регулирование отношений по заключению охотхозяйственных соглашений с 01.04.2010 осуществляется Законом об охоте.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Закона об охоте право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло на основании долгосрочных лицензий в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу названного Закона, сохраняется до истечения срока действия лицензий, за исключением случаев, предусмотренных статьей 71 названного Закона. Долгосрочные лицензии, указанные в части 1 данной статьи, не подлежат продлению (часть 2 статьи 71 данного Закона).
Частью 3 статьи 71 Закона об охоте (в редакции до внесения изменений Федеральным законом от 29.07.2017 N 224-ФЗ) установлено, юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу данного Закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.
В силу части 4 статьи 71 Закона об охоте органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотхозяйственные соглашения с лицами, указанными в части 3 данной статьи, в течение трех месяцев с даты обращения данных лиц в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2015 N 17-П "По делу о проверке конституционности части 3 статьи 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации" (вступило в силу 25.06.2015; далее - постановление N 17-П) часть 3 статьи 71 Закона об охоте в той мере, в какой на ее основании решается вопрос о сроках охотхозяйственных соглашений в отношении охотничьих угодий, заключаемых без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений, с лицами, имеющими долгосрочные лицензии на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов, признана не соответствующей Конституции Российской Федерации.
Федеральному законодателю надлежит - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, - незамедлительно принять меры по устранению неопределенности нормативного содержания части 3 статьи 71 Закона об охоте (пункт 5.2 постановления).
В пункте 5.3 постановления Конституционный Суд Российской Федерации установил следующий порядок исполнения принятого постановления. Впредь до внесения в законодательство об охоте и сохранении охотничьих ресурсов необходимых изменений применение части 3 статьи 71 Закона об охоте приостанавливается; при этом право занятия охотхозяйственной деятельностью, возникшее у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в силу полученных долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов, прекращению по основаниям, предусмотренным частью 9 данной статьи, не подлежит (абзац 2). Юридические лица и индивидуальные предприниматели, в установленном порядке инициировавшие процедуру заключения охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона до вступления в силу настоящего Постановления, вправе завершить ее с применением правил, предусмотренных в части 1 статьи 27 Закона об охоте (абзац 3). Что касается охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с частью 3 статьи 71 Закона об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к моменту провозглашения настоящего Постановления, то они пересмотру (изменению, отмене) в связи с их заключением на установленные на основании части 1 статьи 27 данного Закона сроки их действия, в том числе в случае судебного оспаривания, не подлежат (абзац 4).
Анализ изложенных правовых норм и позиций позволяет сделать вывод о том, что реализация права на заключение охотхозяйственных соглашений могла быть осуществлена общественной организацией только после устранения законодателем неопределенности нормативного содержания части 3 статьи 71 Закона об охоте и внесения соответствующих изменений в законодательство об охоте и сохранении охотничьих ресурсов, а также при соблюдении условий, изложенных в пункте 5.3 постановления N 17-П, при этом течение пятилетнего срока, в пределах которого заявитель вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением на заключение охотхозяйственных соглашений, также приостановлено.
С 10 августа 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 N 224-ФЗ, которым внесены дополнения в часть 3 статьи 71 Закона об охоте; часть 3 статьи 71 Закона об охоте изложена в следующей редакции: "Юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, при исполнении ими условий таких лицензий вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений на срок сорок девять лет".
Исходя из положений частей 1, 3, 9 и 10 статьи 71 Закона об охоте охотхозяйственные соглашения с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, обладающими правом долгосрочного пользования животным миром в отношении охотничьих ресурсов, которое возникло до вступления в силу Закона об охоте, в течение пяти лет со дня установления максимальной площади охотничьих угодий заключаются в отношении охотничьих угодий, указанных в действующих договорах о предоставлении территорий, а по истечении пяти лет - на площадь охотничьих угодий, не превышающую максимальную площадь охотничьих угодий.
Максимальная площадь охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения одним лицом или группой лиц, установлена приказом Минприроды России от 18.05.2012 N 137, зарегистрированным в Минюсте России 09.06.2012 за N 24514 и опубликованным в издании "Российская газета" 21.06.2012 N 139.
В соответствии с пунктом 12 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Соответственно, приказ Минприроды России от 18.05.2012 N 137 "Об установлении максимальной площади охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения одним лицом или группой лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 31 статьи 28 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" вступил в силу с 02.07.2012.
Таким образом, пятилетний срок со дня установления максимальной площади охотничьих угодий, в отношении которой могут быть заключены охотхозяйственные соглашения, истекал 02.07.2017.
МСОО "МООИР" инициировало заключение охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона 07.04.2017 и 19.04.2017, то есть в пределах пятилетнего срока, установленного частью 9 статьи 71 Закона об охоте.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2015 N 17-П применение часть 3 статьи 71 Закона об охоте было приостановлено до внесения в Закон об охоте необходимых изменений.
В то же время Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что право занятия охотхозяйственной деятельностью прекращению по основаниям, предусмотренным частью 9 статьи 71 Закона об охоте, не подлежит.
Соответственно, с момента вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации (25.06.2015) и до истечения предусмотренного частью 5 статьи 71 Закона об охоте пятилетнего срока (02.07.2017) охотпользователи были лишены возможности реализовать свое право на безаукционный переход с лицензий на охотхозяйственные соглашения на всю площадь предоставленных им охотничьих угодий.
В настоящее время постановление Конституционного Суда Российской Федерации исполнено - принят Федеральным законом от 29.07.2017 N 224-ФЗ "О внесении изменения в статью 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные актыРоссийской Федерации", который вступил в силу 10.08.2017.
Поскольку постановлением Конституционного Суда Российской Федерации права указанных лиц были лишь приостановлены, но не признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, срок реализации их прав на заключение охотхозяйственных соглашений, предусмотренных положениями частей 3, 9 статьи 71 Закона об охоте, подлежит продлению на срок действия моратория.
Таким образом, МСОО "МООИР" вправе реализовать свое право назаключение охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона на ту площадь охотничьих угодий, которая была предоставлена ему на основании долгосрочной лицензии и договора о предоставлении акватории.
При таких обстоятельствах, оспариваемый отказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия МО в заключении охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона, является необоснованным и нарушает права заявителя.
Таким образом, суд первой инстанции при определении пятилетнего срока со дня установления максимальной площади охотничьих угодий не применил положения пункта 12 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 и неправильно определил момент истечения указанного срока.
Кроме того, суд первой инстанции не принял во внимание, что действие части 3 статьи 71 Закона об охоте возобновилось с 10.08.2017, а установленный частью 9 статьи 71 Закона об охоте пятилетний срок, с учетом указаний Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении от 25.06.2015 N 17-П, в настоящее время продлен.
Апелляционный суд отмечает, что отказывая в заключении охотхозяйственных соглашений по ряду охотничье-рыболовных хозяйств по причине того, что заявления на заключение охотхозяйственных соглашений не соответствуют форме заявления, установленной Административным регламентом, Министерство не указало, в чем конкретно заявления МООиР противоречат установленной форме.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое при неправильном применении норм материального права.
При этом, апелляционный суд принял во внимание правовую позицию Арбитражного суда Северо-Кавказского округа, изложенную в Постановлении от 02.07.2018 по делу N А53- 36531/17.
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы, понесенные ответчиком судебные расходы в силу ст. 110 АПК РФ возлагаются на истца.
Руководствуясь статьями 266 - 268, п.2 ст. 269, п. 4 ч. 1 ст. 270, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области 27 апреля 2018 года по делу N А41-97479/17 отменить.
Признать незаконным отказ, изложенный в письме Министерства сельского хозяйства и продовольствия МО от 10.11.2017 N 8730/18-07-01, в заключении охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона в отношении охотничьих угодий охотничьерыболовных хозяйств Щелковское, Шаховское, Чеховское, Уваровское, Солнечногорское, Серебряно-Прудское, Сергиево - Посадское, Раменское, Павлово - Посадское, Озерское, Одинцовское, Наро - Фоминское, Луховицкое, Волоколамское, Ступинское, Орехово - Зуевское, Воскресенское, Талдомское, Лотошинское, Каширское, Дмитровское, Зарайское, Клинское, Москворецкое, Егорьевское, Истринское, Ногинское, Можайское, Белоомутское, Домодедовское, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий.
Обязать Министерства сельского хозяйства и продовольствия МО на основании заявлений Межрегиональной спортивной общественной организации "Московское общество охотников и рыболовов" от 07.04.2017, от 19.04.2017 и от 09.08.2017 заключить в 10-дневный срок со дня вступления настоящего судебного акта в законную силу охотхозяйственные соглашения без проведения аукциона на срок 49 лет в отношении охотничьих угодий охотничье-рыболовных хозяйств Щелковское, Шаховское, Чеховское, Уваровское, Солнечногорское, Серебряно-Прудское, СергиевоПосадское, Раменское, Павлово-Посадское, Озерское, Одинцовское, Наро-Фоминское, Луховицкое, Волоколамское, Ступинское, Орехово- Зуевское, Воскресенское, Талдомское, Лотошинское, Каширское, Дмитровское, Зарайское, Клинское, Москворецкое, Егорьевское, Истринское, Ногинское, Можайское, Белоомутское, Домодедовское, на условиях Примерной формы охотхозяйственного соглашения, утвержденной приказом Минприроды России от 31.03.2010 N 93.
Взыскать с Министерства сельского хозяйства и продовольствия МО в пользу Межрегиональной спортивной общественной организации "Московское общество охотников и рыболовов" 4 500 руб. - судебных расходов по иску и апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-97479/2017
Истец: Межрегиональная спортивная "Московское общество охотников и рыболовов"
Ответчик: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области
Третье лицо: Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
30.01.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-23281/18
15.08.2018 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-10175/18
15.08.2018 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-10174/18
27.04.2018 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-97479/17