Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30 января 2018 г. N Ф05-20491/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Москва |
|
27 сентября 2017 г. |
дело N А40-8063/17 |
Резолютивная часть постановления оглашена 14.09.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.09.2017.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей |
Кочешковой М.В., Румянцев П.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.04.2017
по делу N А40-8063/17, принятое судьей Поздняковым В.Д.
по заявлению Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (656038, Алтайский край, Барнаул, улица Молодежная, дом 1, ОГРН 1102225002923)
к Федеральной антимонопольной службе Российской Федерации (123995, Москва, улица Садовая-Кудринская, дом 11, ОГРН 1047796269663)
третье лицо: ПАО "МРСК Сибири" (660021, Красноярский край, Красноярск, улица Бограда, дом 144 А)
о признании незаконным решения;
при участии:
от заявителя - Ткачева Н.Е. по доверенности от 05.09.2017;
от заинтересованного лица - Хусаинов А.З. по доверенности от 24.08.2017;
от третьего лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.04.2017 в удовлетворении заявления о признании незаконным решения Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 16.11.2016 N СП/78936/16 о частичном удовлетворении требований, указанных в заявлении ПАО "МРСК Сибири" о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и (или) применением цен (тарифов), отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьего лица в деле участвует ПАО "МРСК Сибири", представитель в судебное заседание не явился, общество извещено в порядке ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители Управления и антимонопольного органа в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителей, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что оспариваемым решением Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 16.11.2016 N СП/78936/16 Управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов предписано в срок до 25.12.2016 исключить из расчета базы инвестированного капитала необоснованно учтенную стоимость объектов непроизводственного назначения, не связанных с оказанием услуг по передаче электрической энергии; провести расчеты НВВ филиала ПАО 2МРСК Сибири" - "Алтайэнерго" на 2012 и корректировок НВВ на 2013-2016 в соответствии с законодательством о государственном регулировании цен (тарифов) в электроэнергетике, в том числе с учетом утвержденной Минэнерго России инвестиционной программой для филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Алтайэнерго" и базой инвестированного капитала, рассчитанной в соответствии с положениями п. 2 Основ ценообразования; в случае выявления неучтенных либо излишне учтенных в НВВ ПАО "МРСК Сибири" средств по результатам проведения указанных расчетов и корректировок НВВ осуществить дополнительный учет этих средств или дополнительное исключение ранее учтенных экономически необоснованных расходов (доходов) при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Алтайского края на 2017 с учетом перерасчета базы инвестированного капитала, в случае необходимости осуществить пересмотр долгосрочных параметров регулирования; об исполнении настоящего решения в течение 10 рабочих дней с даты принятия письменно проинформировать антимонопольный орган.
Управлением по тарифам оспаривает решение антимонопольного органа в части расходов по транзиту электрической энергии на территорию Республики Алтай.
Из пояснений заявителя следует, что при расчете тарифов для филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Алтайэнерго" на 2016 Управлением по тарифам затраты на передачу электрической энергии в сети ПАО "МРСК Сибири" - "Горно-Алтайские электрические сети" в размере 179.919.000, 97 руб. исключены как экономически необоснованные для потребителей Алтайского края в порядке с п. 7 Основ ценообразования.
В обжалуемом решении (стр. 14) антимонопольным органом указано на то, что исключение расходов на передачу электрической энергии из сетей филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Алтайэнерго" в сети филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Горно-Алтайские электрические сети" в размере 179.919.000, 97 руб. осуществлено с нарушением законодательства о государственном регулировании тарифов.
Филиалом ПАО "МРСК Сибири" - "Алтайэнерго" письмом от 14.03.2016 N 1/02/1851-исх направлено в антимонопольный орган заявление о рассмотрении спора с Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, в том числе и о необоснованном исключении из необходимой валовой выручки общества расходов на оплату транзита электрической энергии в Республику Алтай (через сети филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Алтайэнерго" осуществляется переток электрической энергии в сети территориальной сетевой организации Республики Алтай - в сети филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Горно-Алтайские электрические сети"). Данный переток, по мнению общества, должен осуществляться за счет потребителей Алтайского края, то есть учитываться в тарифах на оказание услуг по передаче электрической энергии для потребителей Алтайского края.
В обоснование доводов ПАО "МРСК Сибири" указало на то, что у Управления по тарифам отсутствует согласование с Комитетом по тарифам Республики Алтай и отсутствует методика определения транзита между территориями субъектов Российской Федерации, что, по мнению общества, не является обоснованным и нарушающим положения Основ ценообразования.
Антимонопольным органом исходил из отсутствия возможности производить оплату фактически оказанных услуг по передаче энергоресурсов одним юридическим липом, находящимся в разных субъектах Российской Федерации. В тарифах Республики Алтай не учтены затраты на транзит из территории Алтайского края, при этом антимонопольным органом не указано что НВВ не согласовано. При расчете ставок (единых котловых тарифов, индивидуальных тарифов) объем транзита не учтен Управлением по тарифам. При этом, антимонопольным органом и ПАО "МРСК Сибири" - "Алтайэнерго", не оспаривают как наличие перетока, так и наличие фактических затрат филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Алтайэнерго" на оплату транзита, оспаривается законность исключения Управлением по тарифам из необходимой валовой выручки общества (для потребителей Алтайского края) затрат на содержание сетей при осуществлении передачи электрической энергии в Республику Алтай за счет потребителей Алтайского края.
В соответствии с положениями Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" при государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться принципы в том числе: достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав; обеспечение защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).
Из письма антимонопольного органа от 30.10.2СР5 N ВК/60367-ПР/15 следует, что применение единого котлового тарифа на оказание услуг по передаче электрической энергии невозможно, поскольку алгоритм расчета единых котловых тарифов предусматривает распределение суммы перекрестного субсидирования, на величину заявленной мощности потребителей Алтайского края.
Величина перекрестного субсидирования согласно ст. 3 Федерального закона "Об электроэнергетике" это размер финансовых средств, который учитывается при осуществлении государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии и (или) сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков для потребителей (покупателей) на розничных рынках, но не учитывается при установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии и (или) сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков для населения и приравненных к нему категорий потребителей
Согласно подп. 3 п. 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике от 29.12.2011 N 1178 в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входят в том числе цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии в целях расчетов с потребителями услуг (кроме сетевых организаций), расположенными на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащими к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность), независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены, если решением Правительства Российской Федерации не предусмотрено иное; индивидуальная цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между 2 сетевыми организациям на оказываемые друг другу услуги по передаче.
В соответствии с п. 81 Основ ценообразования при расчете и установлении единых котловых цен (тарифов" учитывается величина перекрестного субсидирования.
Согласно подп. "в" п. 41 Правил дискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 предусмотрено, что при исполнений договора между территориальными сетевыми организациями, обслуживающими потребителей, расположенных на территориях разных субъектов Российской Федерации, потребителем услуг является та из смежных сетевых организаций, в электрические сети которой по итогам предыдущего расчетного периода регулирования была передана электрическая энергия в большем объеме, чем было отпущено из ее сетей, при этом стоимость оказанных услуг определяется в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
В соответствии с п. 1 и 2 Критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 владельцами объектов электросетевого хозяйства признаются организации при условии владения ими на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации.
Потребителями услуг по передаче электрической энергии являются смежные сетевые организации независимо от того в каком субъекте Российской Федерации они находятся.
В соответствии с положениями Федерального закона об электроэнергетике, Основами ценообразования, Порядком формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденным приказом ФСТ России от 12.01.2012 N 53-э/1 сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) формируется в разрезе субъектов Российской Федерации.
Из пояснений заявителя следует, что Управлением по тарифам принято во внимание то, что в сводном прогнозном балансе электрической энергии для потребителей Алтайского края отсутствует потребление для потребителей Республики Алтай. Потребление электрической энергии Республики Алтай учитывается в сводном прогнозном балансе Республики Алтай. Филиалом ПАО "МРСК Сибири" - "Алтайэнерго" оказываются услуги по передаче электрической энергии в сети филиала ПАО "МРСК - Сибири" - "ГорноАлтайские электрические сети" в силу п. 41 Правил недискриминационного доступа.
Данное обстоятельством свидетельствует о том, что затраты на содержание сетей необходимых для снабжения электрической энергией потребителей Республики Алтай не должны оплачиваться за счет средств потребителей Алтайского края поскольку это будет противоречить принципу соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.
До установления единых котловых тарифов на оказание услуг по передаче электрической энергии на 2016 в Республике Алтай (установлены приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от 30.12.2006 N 61/1) Управлением по тарифам письмом от 25.12.2015 N 30-01/ИП/5248 в Комитет по тарифам Республики Алтай направлена копия выписки из протокола заседания Правления Управления по тарифам от 25.12.2015 по вопросу установления единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, находящимся на праве собственности и ином законном основании территориальным сетевым организациям на территории Алтайского края на 2016 и об установлении долгосрочных параметров регулирования для сетевых организаций, применяющих метод доходности инвестированного капитала (RAB) при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Алтайското края, на 2012-2017 для учета при принятии решения по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии в отношении ПАО "МРСК Сибири" - "Горно-Алтайские электрические сети".
В соответствии с п. 48 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2, передача электрической энергии из сетей территориальной сетевой организации, расположенной в одном субъекте Российской Федерации в сеть территориальной сетевой организации, расположенной в другом субъекте Российской Федерации (транзит), учитывается при установлении тарифов на передачу электрической энергии обоих сетевых организаций, если по итогам предыдущего периода регулирования из сетей одной из сетевых организации (первая сетевая организация;) в сеть другой (вторая сетевая организация) была передана электрическая энергия в большем объеме, чем было передано в ее сети. При этом вторая сетевая организация является плательщиком за транзит (организация-плательщик), а первая сетевая организация является получателем за транзит (организация-получатель).
Расчет размера платы за указанную услугу производится в соответствии с п. п. 49, 50, 51, 52, 53 Методических указании N 20-э/2 (без учета сумм перекрестного субсидирования).
Расходы территориальной сетевой организации-плательщика на оплату транзита включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг. Доходы от предоставления транзита по сетям сетевой организации-получателя и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых ею иным потребителям должны суммарно обеспечивать ее необходимую валовую выручку.
Письмом от 18.06.2015 N 1.1/15.2/6652 филиал ПАО "МРСК Сибири" -"Алтайэнерго" представлена в Управление по тарифам информация о величине фактически отпущенной электрической энергии в сети филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Горно-Алтайские электрические сети" за 2014 в размере 566.008.000 кВтч. При расчете необходимой валовой выручки на 2016 учтено, что филиал ПАО "МРСК Сибири" - "Алтайэнерго" фактически оказал услуги по передаче электрической энергии для потребителей Республики Алтай путем передачи электрической энергии в сети филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Горно-Алтайские электрические сети" в 2014 в размере 366.008.000 кВтч. Указанный объем электрической энергии ежегодно учитывается антимонопольным органом (ранее ФСТ России) в энергопотреблении Республики Алтай в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии по субъектам России, сой Федерации.
Управлением по тарифам в соответствии с формулами п. п. 49 - 53 Методических указаний N 20-э/2 произведен расчет затрат на оплату транзита в Республику Алтай, затраты при этом составили 179.919.000, 97 руб., которые исключены из необходимой валовой выручки для филиала ПАО "МРСК Сибири" -"Алтайэнерго" при расчете тарифов на оказание услуг по передаче электрической энергии на 2017 по Алтайскому краю.
С учетом изложенного выводы антимонопольного органа о нарушении Управлением по тарифам действующего законодательства по рассматриваемому вопросу необоснованные.
Доводы Управления подтверждаются приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 09.06.2017 N 769/17.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.04.2017 по делу N А40-8063/17 отменить.
Признать незаконным решение Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 16.11.2016 N СП/78936/16 в части статьи расходов на оплату транзита в Республику Алтай.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-8063/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30 января 2018 г. N Ф05-20491/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов
Ответчик: ФАС России, Федеральная антимонопольная служба РФ
Третье лицо: ПАО "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ СИБИРИ", ПАО "МРСК Сибири"