г. Санкт-Петербург |
|
19 декабря 2017 г. |
Дело N А56-46494/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Протас Н.И., Юркова И.В.
при ведении протокола судебного заседания: Верещагиным С.О.
при участии:
от истца (заявителя): Гаврилов А.Ю. по доверенности от 26.08.2016
от ответчика (должника): Шележонкова А.В. по доверенности от 12.01.2017
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27695/2017) Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.09.2017 по делу N А56-46494/2017 (судья Анисимова О.В.), принятое
по заявлению ООО "Продукт-Лайн"
к Балтийской таможне
о признании незаконными действий
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Продукт-лайн" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Балтийской таможни (далее - таможня), выразившихся в возвращении без рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин по ДТ N N 10216100/300115/0004533, 10216100/190215/0009120, 10216100/130315/0013614, 10216100/160315/0014104, 10216100/160315/0014100, 10216100/160315/0014105, 10216100/010415/0017451, 10216100/010415/0017420, 10216100/140415/0020169, 10216100/140415/0020166, 10216100/200415/0021442, 10216100/200415/0021449, 10216100/210415/0021700, 10216100/280415/0022951, 10216100/280515/0028934, 10216100/280515/0028938; о признании незаконным бездействия таможни, выразившегося в невозврате излишне уплаченных таможенных платежей в размере 3 612 969,86 руб.; об обязании таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата излишне уплаченных таможенных платежей в размере 3 612 969,86 руб.
Решением суда от 13.09.2017 заявление удовлетворено.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, таможня обратилась в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению апеллянта, заявления общества правомерно оставлены без рассмотрения, в связи с непредставлением заявителем формы КТД с отметками таможенного органа.
В судебном заседании представитель таможни доводы апелляционной жалобы поддержал; представитель общества против удовлетворения жалобы возражал по мотивам письменного отзыва.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, обществом по декларациям на товары (далее - ДТ) N N 10216100/300115/0004533, 10216100/190215/0009120, 10216100/130315/0013614, 10216100/160315/0014104, 10216100/160315/0014100, 10216100/160315/0014105, 10216100/010415/0017451, 10216100/010415/0017420, 10216100/140415/0020169, 10216100/140415/0020166, 10216100/200415/0021442, 10216100/200415/0021449, 10216100/210415/0021700, 10216100/280415/0022951, 10216100/280515/0028934, 10216100/280515/0028938 в зоне деятельности Балтийской таможни по таможенной процедуре "выпуск для внутреннего потребления" во исполнение внешнеторговых контрактов в период с 30.01.2015 по 28.05.2015 был задекларирован товар: масло пальмовое (пальмовый олеин), код ТН ВЭД 1511909902; пальмовое масло, код ТН ВЭД 1511909902.
При расчете подлежащих уплате таможенных пошлин заявителем была применена ставка 0,09 евро за кг., установленная Единым таможенным тарифом таможенного союза, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (далее - Единый таможенный тариф) и действовавшая в момент заполнения декларации. Заявителем также при расчете сумм таможенных платежей применена тарифная преференция в размере 75% от ставки таможенной пошлины, установленной в отношении развивающихся стран, в соответствии с Соглашением от 25.01.2008 "О едином таможенно-тарифном регулировании".
26.04.2017 Общество обратилось в таможню с заявлением исх. N 37 от 26.04.2017 (зарегистрировано в Балтийской таможне вх. N 18565 от 26.04.2017) об изменении сведений, заявленных в вышеуказанных ДТ, а также 06.06.2017 с заявлением от 31.05.2017 (зарегистрировано в Балтийской таможне вх. N24564 от 06.06.2017) о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств в размере 3 612 969,86 руб., из которых 3 284 490,77 руб. пошлины и 328 479,09 руб. НДС, поскольку при оформлении товара, ввезенного на территорию Российской Федерации по вышеуказанным ДТ, Обществом неверно была применена ставка таможенной пошлины в отношении ввезенного товара.
Таможня в ответ на заявление об изменении сведений заявленных в ДТ письмом 19-10/26157 от 25.05.2017 отказала во внесении изменений, сославшись на отсутствие оснований для внесения соответствующих изменений.
Таможня в ответ на заявление о возврате письмом от 13.06.2017 N 1520/29219 отказала в возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, вернув заявление без рассмотрения.
Не согласившись с законностью соответствующих действий таможни и ее бездействием по невозврату излишне уплаченных таможенных платежей, Общество обратилось в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 77 ТК ТС для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено названным Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза. Для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом таможенного союза, если иное не предусмотрено названным Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
В Женеве 16.12.2011 был подписан Протокол "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15.04.1994"; согласно приложениям к данному Протоколу ставка ввозной таможенной пошлины на кокосовое масло в России в 2013 году составляет 5 процентов. Этот Протокол ратифицирован Федеральным законом от 21.07.2012 N 126-ФЗ и вступил в силу 22.08.2012.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1 Договора "О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы" (подписан в Минске 19.05.2011) с даты присоединения любой из Сторон к ВТО положения Соглашения ВТО, как они определены в Протоколе о присоединении этой Стороны к ВТО, включающем обязательства, взятые в качестве условия ее присоединения к ВТО и относящиеся к правоотношениям, полномочия по регулированию которых в рамках Таможенного союза делегированы Сторонами органам Таможенного союза, и правоотношениям, урегулированным международными соглашениями, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, становятся частью правовой системы Таможенного союза. При этом первая присоединяющаяся к ВТО Сторона обязана информировать другие Стороны и координировать с ними действия в отношении принятия обязательств в качестве условия ее присоединения, требующих внесения изменений в правовую систему Таможенного союза. С момента присоединения такой Стороны к ВТО ставки Единого таможенного тарифа Таможенного союза не будут превышать ставки импортного тарифа, предусмотренные Перечнем уступок и обязательств по доступу на рынок товаров, являющимся приложением к Протоколу о присоединении этой Стороны к ВТО, за исключением случаев, предусмотренных Соглашением ВТО.
Как указано в пунктах 1 и 2 статьи 2 Договора "О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы", Стороны примут меры для приведения правовой системы Таможенного союза и решений его органов в соответствие с Соглашением ВТО, как это зафиксировано в Протоколе о присоединении каждой из Сторон, включая обязательства каждой Стороны, принятые в качестве одного из условий ее присоединения к ВТО. До того как эти меры приняты, положения Соглашения ВТО, включая обязательства, принятые Сторонами в качестве условий их присоединения к ВТО, имеют приоритет над соответствующими положениями международных договоров, заключенных в рамках Таможенного союза, и решений, принятых его органами. Права и обязательства Сторон, вытекающие из Соглашения ВТО, как они определены в Протоколах о присоединении каждой из Сторон к ВТО, включая обязательства, взятые в качестве условия присоединения Стороны к ВТО, которые становятся частью правовой системы Таможенного союза, не подлежат отмене или ограничению по решению органов Таможенного союза, включая Суд ЕврАзЭС, или международным договором, заключенным между Сторонами.
Договор "О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы" был ратифицирован Федеральным законом от 19.10.2011 N 282-ФЗ. В соответствии с решением Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2011 N 11 упомянутый Договор вступает в силу с даты присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Соглашения от 25.01.2008 "О едином таможенно-тарифном регулировании" в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран - пользователей единой системы тарифных преференций, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа.
Приведенные нормативные положения подтверждают позицию общества о необходимости уплаты таможенной пошлины по ставке 3 процента таможенной стоимости товара (2,25% - с учетом таможенной преференции 75 процентов от ставки таможенной пошлины).
В силу статьи 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с названным Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза (статья 90 ТК ТС).
Упомянутый порядок закреплен в статье 147 Закона N 311-ФЗ.
Согласно ее положениям излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания (часть 1).
К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:
1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
4) документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 названного Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;
5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;
6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата (часть 2).
Если в таможенный орган ранее представлялись документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 названного Федерального закона, плательщик вправе не представлять такие документы повторно, сообщив сведения о представлении в таможенный орган таких документов и об отсутствии в них изменений (часть 3).
При отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 названной статьи (часть 4).
По настоящему делу суд обоснованно констатировал соблюдение обществом требований статьи 147 Закона N 311-ФЗ; при этом доводы таможенного органа получили надлежащую судебную оценку.
Ссылка таможенного органа на то, что для рассмотрения заявления о возврате денежных средств общество обязано представить КДТ с отметками таможенного органа, подтверждающими факт излишней уплаты таможенных платежей, правомерно отклонена судом как противоречащая положениям статьи 147 Закона N 311-ФЗ.
Приложенные к заявлениям общества документы (включая формы КДТ) свидетельствуют об одновременном инициировании заявителем в отношениях с таможней внесения соответствующих изменений в декларации на товары, что может рассматриваться как стремление заявителя к открытому объективному взаимодействию с таможенным органом с целью установления искомых сумм уплаченных таможенных платежей в порядке статьи 147 Закона N 311-ФЗ (во взаимосвязи разумных формальных требований такого порядка и его конечных целей).
Поэтому, как обоснованно счел суд первой инстанции, отсутствие на КДТ соответствующей отметки таможенного органа не препятствовало проведению проверки изложенных в декларациях сведений.
С учетом изложенного, действия таможни по возврату без рассмотрения заявления Общества о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин по спорным ДТ, а также бездействие, выразившееся в невозврате излишне уплаченных таможенных платежей в размере 3 612 969,86 руб., являются незаконными и противоречат нормам таможенного законодательства, регулирующим ставки подлежащих уплате таможенных пошлин. Размер таможенных платежей, подлежащих возврату, таможней не оспаривается.
Иная оценка таможенным органом установленных судом фактов, равно как иное толкование им нормативных актов, не свидетельствуют о наличии допущенной при рассмотрении дела судебной ошибке.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.09.2017 по делу N А56-46494/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-46494/2017
Истец: ООО "ПРОДУКТ-ЛАЙН"
Ответчик: Балтийская таможня Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы России