Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 21 марта 2018 г. N Ф05-941/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
21 декабря 2017 г. |
Дело N А41-50547/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Немчиновой М.А., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Русаковым В.О.,
при участии в заседании:
от Комитета по управлению имуществом Администрации Солнечногорского муниципального района: не явились, извещены;
от ООО "Евразия Тур Сервис": Макаров М.В., по доверенности от 18.07.2017;
от Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены;
от Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
от Комитета лесного хозяйства Московской области: Чепуркова Е.С., по доверенности от 22.12.2016;
от Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области: не явились, извещены;
от ТУ ФАУГИ в Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Комитета по управлению имуществом Администрации Солнечногорского муниципального района и Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 16 октября 2017 года по делу N А41-50547/17, принятое судьей Кузьминой О.А., по заявлению ООО "Евразия Тур Сервис" к Комитету по управлению имуществом администрации Солнечногорского муниципального района Московской области, третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области, Администрация Солнечногорского муниципального района Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области, Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области, ТУ ФАУГИ в Московской области, о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Евразия Тур Сервис" обратилось в Арбитражный суд Московской области к Комитету по управлению имуществом Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области со следующими требованиями:
1. Признать решения Комитета по управлению имуществом администрации Солнечногорского муниципального района Московской области от 04.04.2017 N 15исх- 3241/КУИ, от 04.04.2017 N 15исх-3242/КУИ, от 04.04.2017 N 15исх-3243/КУИ об отказе в заключении договора аренды незаконными.
2. Обязать Комитет по управлению имуществом администрации Солнечногорского муниципального района Московской области заключить с ООО "Евразия Тур Сервис" на условиях договора аренды N 32009-Z от 25.12.2002 года договоры аренды следующих земельных участков:
- кадастровый номер 50:09:0030606:531, общая площадь 20491 +/- 1252 кв.м, категория - "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, место расположения: Московская область, р-н Солнечногорский, с/п Кривцовское, д. Логиново (Татищево).
- кадастровый номер 50:09:0030606:529, общая площадь 153594 +/- 3429 кв.м, категория - "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, место расположения: Московская область, р-н Солнечногорский, с/п Кривцовское, д. Логиново (Татищево).
- кадастровый номер 50:09:0030606:535, общая площадь 1229811 +/- 9701 кв.м, категория - "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, место расположения: Московская область, р-н Солнечногорский, с/п Кривцовское, д. Логиново (Татищево).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Московской области, Администрация Солнечногорского муниципального района Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области, Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области, ТУ ФАУГИ в Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от от 16 октября 2017 года по делу N А41-50547/17 требования ООО "Евразия Тур Сервис" удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Комитет по управлению имуществом Администрации Солнечногорского муниципального района и Комитет лесного хозяйства Московской области обжаловали его в апелляционном порядке.
ООО "Евразия Тур Сервис" и Комитет лесного хозяйства Московской области направили в судебное заседание своих представителей, представитель Комитета поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель общества против указанных доводов возражал.
Комитет по управлению имуществом Администрации Солнечногорского муниципального района, Министерство имущественных отношений Московской области, Администрация Солнечногорского муниципального района Московской области, Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области, ТУ ФАУГИ в Московской области своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, между ООО "Евразия Тур Сервис" и Комитетом по управлению имуществом Администрации Солнечногорского муниципального района заключен договор аренды N 32009-Z от 25.12.2002 (с учетом соглашений об уступке от 12.09.2012, от 23.07.2014) в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:09:0030606:3 площадью 1 662 407 кв.м, адрес: Московская область, Солнечногорский район, сп Кривцовское, д. Логиново (Татищево), предоставленного из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования.
Срок договора установлен с 24.12.2002 по 23.12.2051.
21.10.2016 Постановлением Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области N 3156 земельный участок с кадастровым номером 50:09:0030606:3 разделен на восемь земельных участков и утверждена схема расположения образованных земельных участков.
На основании указанных документов земельные участки поставлены на кадастровый учет с присвоением номеров: 50:09:0030606:528-50:09:0030606:535.
03.02.2017 в целях заключения договоров аренды на вновь образованные участки общество обратилось в адрес заинтересованного лица с соответствующим заявлением.
По итогам рассмотрения заявлений между сторонами заключены следующие договоры аренды:
- N 85/17-А от 03.04.2017, предмет - земельный участок с кадастровым номером 50:09:0030606:528;
- N 115/17-А от 02.06.2017, предмет - земельный участок с кадастровым номером 50:09:0030606:530;
- N 83/17-А от 03.04.2017, предмет - земельный участок с кадастровым номером 50:09:0030606:532;
- N 82/17-А от 03.04.2017, предмет - земельный участок с кадастровым номером 50:09:0030606:533;
- N 82/17-А от 03.04.2017, предмет - земельный участок с кадастровым номером 50:09:0030606:534.
Срок договоров установлен до 23.12.2051, то есть до даты, согласованной в договоре аренды N 32009-Z от 25.12.2002 (п. 2.1. договора).
Между тем, в отношении трех земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:09:0030606:3, договоры заключены не были.
Так, в письме N 15исх-3241/КУИ от 04.04.2017 заинтересованное лицо ответило заявителю, что земельный участок с кадастровым номером 50:09:0030606:535 имеет пересечение с землями лесного фонда.
В письме N 15исх-3242/КУИ от 04.04.2017 заинтересованное лицо ответило заявителю, что земельный участок с кадастровым номером 50:09:0030606:531 имеет пересечение с землями лесного фонда.
В письме N 15исх-3243/КУИ от 04.04.2017 заинтересованное лицо ответило заявителю, что земельный участок с кадастровым номером 50:09:0030606:529 имеет пересечение с землями лесного фонда.
Считая вышеприведенные отказы незаконными и нарушающими права и законные интересы заявителя, последний обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
По смыслу приведенных норм для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
При преобразовании земельного участка, ранее предоставленного в аренду, для уполномоченного органа является обязательным заключение договора аренды земельного участка либо внесение изменений в ранее заключенный договор аренды земельного участка в случае обращения лица, использующего преобразуемый земельный участок, с соответствующим заявлением в соответствии с пунктом 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что в период действия договора аренды N 32009-Z от 25.12.2002 земельный участок с кадастровым номером 50:09:0030606:3 разделен на восемь земельных участков.
Во исполнение положений ст. 11.8 ЗК РФ в отношении пяти земельных участков были заключены новые договоры аренды.
Как указало заинтересованное лицо, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:09:0030606:529, 50:09:0030606:531, 50:09:0030606:535 имеются сведения о наложении на земли лесного фонда. Следовательно, данные участки не могут быть предметом договоров аренды.
Вместе с тем, земельный участок с кадастровым номером 50:09:0030606:3 до раздела не имел пересечений с землями лесного фонда. Доказательств обратного в материалы дела не представлено. В судебном порядке договор аренды N 32009-Z от 25.12.2002 недействительным не признавался.
Поскольку земельные участки с кадастровыми номерами 50:09:0030606:529, 50:09:0030606:531, 50:09:0030606:535 находятся в тех же границах, что и земельный участок с кадастровым номером 50:09:0030606:3, соответственно, они также не имеют пересечений с землями лесного фонда.
В своих апелляционных жалобах заинтересованное лицо и Комитет лесного хозяйства Московской области ссылается на лесоустроительную документацию, представили схемы наложения на квартал 13 Клинского сельского участкового лесничества, квартал 61 Истринского участкового лесничества.
Между тем, указанные лесные участки на государственный кадастровый учет не поставлены. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
В соответствии со статьей 4.6 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (в действующей редакции - от 29.07.2017) информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
Однако в ЕГРН сведения о границах квартал 13 Клинского сельского участкового лесничества, квартал 61 Истринского участкового лесничества отсутствуют. В то же время, как следует из выписок из ЕГРН, ни материнский земельный участок с кадастровым номером 50:09:0030606:3, ни образованные из него участки с кадастровыми номерами 50:09:0030606:529, 50:09:0030606:531, 50:09:0030606:535 не имеет пересечений с землями лесного фонда.
Апелляционный суд также отклоняет ссылку заявителей апелляционных жалоб на таксационное описание лесных участков.
При проведении таксации не определяются границы лесничеств либо лесных участков, материалы таксации лесов основаниями для определения и изменения соответствующих границ не являются (п. 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016).
Таким образом, таксационное описание не является лесоустроительными документами, а относится к таксационным материалам, носящий технический характер.
Права аренды на земельный участок с КН:50:09:0030606:3 возникли до 01.01.2016, в связи с чем в силу указанных выше норм ни участок с кадастровым номером 50:09:0030606:3, ни образованные из него в тех же границах земельные участки с кадастровыми номерами 50:09:0030606:529, 50:09:0030606:531, 50:09:0030606:535 не могут быть отнесены к землям лесного фонда.
Таким образом, спорные участки могут быть предметами сделок, а в силу статьи 11.8 ЗК РФ заинтересованное лицо не имело правовых оснований для отказа в заключении договоров аренды в отношении участков с кадастровыми номерами 50:09:0030606:529, 50:09:0030606:531, 50:09:0030606:535.
Соответственно, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование о признании незаконным отказов в заключении договоров аренды.
В целях устранения нарушенных прав заявителя суд обоснованно обязал Комитет по управлению имуществом Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области заключить с ООО "Евразия Тур Сервис" на условиях договора аренды N 32009-Z от 25.12.2002 договоры аренды спорных земельных участков.
Исходя из изложенного, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 16 октября 2017 года по делу N А41-50547/17 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-50547/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 21 марта 2018 г. N Ф05-941/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "Евразия Тур Сервис"
Ответчик: Комитет по управлению имуществом администрации Солнечногорского муниципального района МО
Третье лицо: Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области, Комитет Лесного Хозяйства Московской Области, Минимущества МО, ТУ Росимущества в МО, Комитет по Управлению имуществом Администрации Солнечногорского Муниципального района Московской области